Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (1020) → Протоиерей Андрей Канев: Нам нужно бороться за свой ум. Это делается с помощью молитвы

Протоиерей Андрей Канев: Нам нужно бороться за свой ум. Это делается с помощью молитвы

№27 (1020) / 15 июля ‘19

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) – №26 (1019) 2019

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем цикл бесед – ответов на вопросы: сейчас, после прохождения двух статей святителя Игнатия (Брянчанинова) «О последовании Господу нашему Иисусу Христу» и «О покаянии», как раз удобно разобраться с ними. Возможно, вопросы будут повторяться, но давайте будем на них отвечать: во-первых, это очень важно, а во-вторых, повторение – мать учения.

Итак, вопросы от нашего зрителя: «Дурные помыслы – это страсти? И как от помыслов избавиться?».

Давайте разбираться: что такое страсти, откуда они взялись в человеке? Для этого надо вспомнить об Адаме – как Господь его сотворил и каким он был до грехопадения. Если мы откроем первые главы Библии, увидим, как Господь творит мир для Адама и Адама. В Адаме нет никакого зла, он совершенно добрый (если просто говорить). Но кроме естественной доброты, в которой он создан, у него еще есть внутренние душевные силы, которые называются силами добродетели: это не просто «пошел и сделал доброе дело» – это желание расти дальше, двигаться к Богу.

Бог сотворил Адама не то что абсолютно совершенным (такого не бывает, абсолютно совершенный только Сам Бог), Адам должен был все-таки пройти путь совершенствования. Но по сравнению с нами Адам был совершенным человеком: в нем не было зла и греха до момента, пока он Бога не предал. И силы добродетели (реальные силы) подвигали его, он хотел быть с Богом дальше, стремился сохранить свою чистоту. После грехопадения эти внутренние душевные силы изменились – они остались, но направление их изменилось: с «плюса» на «минус», с белого на черное.

И получается, что добродетели, заложенные в Адаме, стали страстями. Была у него умеренность – стала чревоугодием; было целомудрие – стало блудом; была любовь – стала гордостью и так далее. Все страсти, которые в нас есть, – это внутренние позывы, силы, что тянут человека к греху. Поэтому вся аскетика, вся духовная жизнь христианина, нравственное учение святых отцов Церкви – об уменьшении этой силы в себе: не дать ей проявляться и с Божией помощью восстанавливать, заменять ее на добродетели – как говорится в Священном Писании, «удались от зла и сотвори благо». К этому мы и должны идти.

С чем можно сравнить эти страсти, эту силу? Можно сказать: «Да мы ее в себе не чувствуем!». Конечно, мы ее не чувствуем – мы еще не разбирались в этом вопросе и еще плохо себя знаем. Представьте, например, некий подвал, в котором хранятся пороховые бочки, и каждая бочка – это какая-либо отдельная страсть. Следует сказать, что у каждого человека в сердце (сердце – это, образно говоря, такой подвал) есть полный набор этих самых «бочек». Не надо думать, что если сегодня меня не мучит какая-то страсть (например, сребролюбие), то у меня ее нет: у каждого все есть, мы рождаемся с полным «боекомплектом», и лукавому нужно взорвать эту «бочку из подвала», чтобы взрывная сила, пары взорвавшегося «пороха» отравили нам жизнь и мы сделали какой-то грех – исполнили эту страсть.

Получается, что страсть – это сила греха, которая сидит в человеке. Грехи – это проявление страсти. Грехов достаточно много, но они не в хаосе – они относятся к той или иной страсти, они часто бывают между страстями взаимосвязаны, но их все равно можно определить к той или иной страсти.

И смотрите, как строится духовная жизнь, как лукавый пытается бороться с человеком. Ему нужно, чтобы мы не просто впали в какую-то духовную грязь, а чтобы сами захотели этого. А как сделать, чтобы человек сам захотел грешить, особенно если он уже пытается бороться? Работает это так: Господь нам дал ум – в каждом человеке есть ум и сердце (под сердцем понимается центр души человека, где рождаются его чувства), и когда у нас что-то закипает внутри, мы можем сказать: «Да, вот где-то здесь (в области сердца) у нас что-то закипает». Похвалят нас – и сладость тщеславия тоже ощущается где-то здесь, в районе, который почти совпадает с нашим физиологическим сердцем; там как раз и хранятся все страсти – все эти «бочки с порохом, ядом», с этими страшными «реагентами». И лукавому нужно сделать так, чтобы я сам захотел эту «бочку» поджечь. Для этого ему нужно захватить наш ум, и это делается через помысел.

Что такое помысел? Даже в современном русском языке есть слово «помыслил», то есть «подумал». Тогда помысел – это мысль. Наш ум схватывает ложную мысль, не оценивает ее как хорошую или плохую, начинает ее обдумывать, потихонечку вживаться в нее. Эта мысль падает в сердце – у нас все взаимосвязано, все, что мы думаем, мы обязательно прочувствуем (у нас это все связанный механизм). Соответственно, эта греховная мысль попадает в «подвал», как какая-то горящая стрела или зажигательная пуля, и страсть взрывается – мы делаем какие-то глупости, безобразия, а потом думаем: «Да неужели это я сделал?». Вот, пожалуйста: ум помрачен этим туманом, этим дымом, осколки во все стороны, все пострадали. А кто виноват? А виноваты и лукавый, который предложил мне эту мысль, и я сам, ее приняв и развив.

Давайте разбираться дальше: почему наш ум ловит эти мысли? Мы с вами (и вообще все люди) – духовно-телесные существа. Мы так сотворены. С одной стороны, мы представляем мир материальный – у нас есть тело, вся наша физиология похожа на весь биологический мир здесь, на земле: в нас те же химические элементы, происходят те же процессы биологического, биохимического обмена. Но мы отличаемся от животного мира тем, что у нас есть бессмертная душа. Мы устроены иначе, чем все животные в мире.

И наша бессмертная душа была устроена Богом так, что Адам мог спокойно общаться с ангельским миром и с Богом – даже в Священном Писании говорится, что он видел Его в раю: это было совсем другое качество общения с духовным миром, чем сейчас у нас. Эта способность воспринимать духовный мир сохранилась у человека и после грехопадения, хотя он весь изменился. Но изменилось наше окружение: если раньше в раю Адам беседовал с ангелами и был недалеко от Бога, то сейчас мы (все люди) находимся в области страданий, греха, зла – земля изменилась, изменилось окружение. Место, где раньше был рай, стало «тюрьмой особого назначения», где мы и пребываем.

Соответственно, какие духовные существа обитают вокруг нас? Нетрудно догадаться: вряд ли райские жители. Понятно, что это падшие ангелы. А раз у нас осталась способность воспринимать духовный мир, то мы и ловим эти мысли не напрягаясь, хотя и делаем это неосознанно... Как в сотовом телефоне (сразу прошу прощения у людей, которые в этом разбираются, я не инженер и тонкостей не знаю – только примерно знаю, как это работает) есть некоторая антенна, которая ловит волны, невидимые нашему глазу, уху, нашим чувствам: идет сигнал – и срабатывает входящий звонок.

Так же и здесь. Лукавый (он тоже духовное существо, хотя и падшее, – природа духовная у него осталась) может направлять нам эти мысли в ум: не все мысли мы придумываем сами. Если себя проанализировать, посмотреть, мы думаем об одном, о другом – наш ум занят какой-то мыслительной шелухой; мыслительную суету отчасти создает этими помыслами лукавый – он бросает эти помыслы, чтобы нас зацепить. А он нас хорошо знает: он знает, кто мои папа, дедушка, прадедушка. Я прапрадедушку не знаю, а он хорошо знает: он неумирающее существо, он хорошо знает наши особенности (например, если в семье есть склонность к каким-то грехам, понятно, что если дедушка был гневливый или гордый человек и папа такой же, то и сын, и внуки будут очень похожи на них). Лукавый знает наши семейные и личные слабости, и он запускает соответствующую мысль. Если мы не контролируем себя, не следим за умом, то можем очень легко обнаружить ее в себе, по наивности принять за свою и начать развивать. Святые отцы определяют целый процесс – как это происходит: мысль сначала принимается человеком, сослагается с ним (то есть принимается как своя), обдумывается, потом идет ее прочувствование – и уже рождается греховное желание, взрыв страсти и исполнение того или иного греха. Поэтому дурные помыслы – это не страсти, но, скажем так, посылки лукавого ту или иную страсть поднять и взорвать в нас: не сами страсти, а только мыслительные стрелы, которые должны эту страсть поднять, взорвать.

Можно подумать: а знает ли лукавый наш ум, может ли его читать? Святоотеческое учение говорит, что лукавый не знает, о чем мы думаем, но мы такие несложные существа, что нетрудно предположить, о чем мы думаем: например, человек взгрустнул – у него вид как у мальчика Пьеро, ему весело – он улыбается. Наш внутренний мир на лице написан, и я думаю, что лукавому не составляет труда это узнать. А если человек следит за собой? Тогда лукавый действует так: раз он не знает, что сейчас у человека внутри, он посылает целую серию каких-то помыслов.

У одного из святых отцов древности описан такой эпизод. В древности очень дорого стоила металлическая посуда, металл был дорогой – было время, когда в Египте железо было дороже, чем золото. Воришки, заходя в дома, пытались найти металлическую посуду. Как? Света нет, фонарика нет, зажигать лампадку нельзя – могут увидеть хозяева, соседи или сторож. И воришки брали в сумку крупный песок, заходили в темное помещение, где, как предполагали, есть какие-то ценности, и начинали рассеивать песок. Если песчинка падает на ткань, звука нет, если стукнется о дерево – звук глухой, а если о металл – звонкий. И они рассеивали песок по всей комнате вслепую – слыша нужный звук, находили посуду или какой-то бытовой элемент, который можно украсть.

Так же и лукавый: он не знает, что мы думаем, но рассеивает помыслы и видит: попались – человек изменился, начал задумываться, что-то уже делать не так. И он начинает подбрасывать, подбрасывать, а дальше человек уже начинает сам желать греха и делать его – и, соответственно, нести ответственность за этот поступок.

Итак, мы выяснили, что страсти – это силы греха, заложенные в нас вследствие грехопадения; помыслы – это только мысли, которые должны родить, поднять, взорвать в нас эту страсть.

Следующий вопрос: «Как от помыслов избавиться?». Избавиться от них у нас не получится. Давайте сразу будем трезвыми, будем понимать, что мы находимся в области борьбы и должны получать опыт борьбы. Мечтать, что, походив несколько лет в храм, избавишься от помыслов, не получится – есть условия борьбы. Это все равно что попасть на фронт и говорить: «Что сделать, чтобы пули не летали? Когда мир наступит?»… А до мира еще далеко.

Что делать? Конечно, есть опыт Церкви по борьбе с помыслами, и понятно, что человек новоначальный от помыслов избавиться не может – по крайней мере, не от помыслов вообще, а от зависимости от них, чтобы эти помыслы не пробуждали в нем те или иные грехи, не поднимали страсти. Но это не так безнадежно, как звучит. Все-таки надо трудиться.

Что делать? Братья и сестры, путь такой: если человек начинает изучать страсти и грехи (как они в нем конкретно проявляются), то со временем он начинает отличать, что тот или иной поступок относится к той или иной страсти, и начинает раскаиваться, желать избавиться от этого. Мы уже говорили, что есть 3 условия истинного покаяния: видение греха (когда человек изучает эти страсти в себе), раскаяние (не равнодушное наблюдение за своими грехами, а именно раскаяние, чтобы было покаянное чувство) и желание исправляться, бороться.

Начиная от года к году терпеливо трудиться, человек со временем учится замечать, как проявляются сначала грубые страсти (грубые грехи), потом – как в нем проявляются греховные чувства, а со временем начинает различать мысли – раз ты уже знаешь, что хорошо и что плохо, то на уровне мысли это тоже приходит со временем. Опытному человеку легко отличить, благой помысел или коварный.

Что еще нужно для этого? Молитва. Мы как-то уже говорили, но еще повторим (и я думаю, повторим много раз, это важно – повторять важные, нужные вещи), что нам нужно бороться за свой ум. Это делается с помощью молитвы. Это тема Иисусовой молитвы, тема внутреннего делания, которая касается не только людей, живущих в монастыре, а вообще всех людей, и мирян тоже. Если мы хотим бороться с помыслами, надо эту тему изучать. Суть в том, что у нашего ума внимание только одно. Где наше внимание, там наш ум: если мы, например, находимся в мечтаниях, наш ум там.

Молитва позволяет человеку сосредоточиться на себе, именно находиться в себе самом: человек молится, и он в себе сосредоточен. В этот момент лукавому очень трудно украсть внимание, но он это будет делать обязательно; сколько раз человек говорит: «Вот сейчас я внимательно помолюсь» – пытается, а у него ничего не получается. Это нормальный процесс борьбы – надо не отчаиваться, но терпеливо трудиться дальше, ибо путь умного делания непростой. Но это не означает, что этой темой не надо вообще заниматься.

С этим еще связан вопрос меры ответственности по принятию помыслов. Особенно у аввы Дорофея можно почитать, как развиваются эти помыслы. Наиболее ярко он об этом говорит на примере страсти гнева. Когда принимается только помысел, с ним бороться легче, чем когда человек уже принял греховные чувства. А где наступает мера ответственности за принятие помыслов?

Смотрите, дорогие мои. От нашего ума (этой некоей антенночки, этого «сотового телефона») не зависит, принять или не принять сигнал (сотовый телефон всегда находится на связи, если он не отключен)... Вот наши уши – мы их не можем отключить. Мы слышим, как соседи воюют, выясняют друг с другом, кто кого больше любит, с трехэтажными «выражениями любви», и мы не можем это не слышать: глаза можно отвести, можно что-то не вкусить (не попробовать на вкус), а уши не отключишь – и ум тоже не отключишь. Получается, от нас не зависит, принять или не принять помысел. Но от нас зависит, начинаем ли мы это «раскручивать» в себе, принимать и рассматривать, или нет.

Если человек осознал грех (например, пришла мысль осудить кого-то – начальника или товарища, но он тут же выгнал ее («да я сам хуже его!»), то здесь греха даже нет: пришел враг – ты его отогнал.

На Исповедь не надо нести всю массу греховных помыслов, которые есть, – туда выносятся (я бы рекомендовал так делать) помыслы, которые очень долго и настойчиво пытаются тебя подловить, и ты увлекаешься ими, мучаешься. Бывает же, что день-два мучаешься одними и теми же помыслами (обиды, например). Вот зацепила какая-нибудь страсть (они все липучие), и человек не может, как от репейника, от этого избавиться: только оторвал – она снова и снова липнет. Что делать? Да, в этом случае надо прийти на Исповедь, ведь лукавый с помощью этих помыслов поймал какую-то твою слабость, держит тебя на крючке и периодически начинает дергать. Когда помыслы пришли, а ты тут же, помолившись, раскаялся и отогнал их (раскаяние – это универсальный способ получить прощение за свои грехи, в том числе избавиться от помыслов, от их воздействия), еще нет твоей ответственности – ты не виноват, что эта болячка появилась у тебя в уме, если тут же раскаялся и молитвой отогнал помысел, убрав внимание с помысла на молитву. Тут ответственности у христианина нет, ибо он борется.

Иной раз, рассказывая эту тему прихожанам, я сравниваю борьбу с помыслами (с самым началом греха) с действиями пограничника. Представьте: пограничник стоит на границе и видит, что через границу начинает идти вражеское войско. Что он делает? Звонит и поднимает тревогу. Войска приходят и выгоняют врагов со своей территории. В этом случае он молодец или проигравший? Мы все говорим: «Он герой» – поступок действительно геройский, человек выполнил свой воинский долг. А если этот человек, стоя на посту и увидев вражеское войско, ничего не делает и сдается в плен? В этом случае мы говорим, что он поступил неправильно, это преступление, он предатель.

Так вот, если христианин, осознав, что пришел помысел (он еще не пересек границу, в сердце еще не влез, чувства еще не родились, только ум осознал – увидел, как пограничник, что враг у ворот), начинает тут же призывать Бога как самого главного Руководителя и Помощника (и Господь помогает ему избавиться), то в этом случае такой человек – герой, а не предатель или грешник. Он поступил правильно – так и нужно делать.

А если человек увидел помыслы и ничего не делает, а потом начинает грешить, то он ответственен за процесс роста этого греха (принятие, обдумывание, принятие как своего, желание и появление того или иного греха).

Так получилось, что вопрос вроде бы короткий, но глубокий. То, что я вам рассказал, – буквально поверхностные вещи: если глубоко разбираться, то все (особенно касающееся помыслов) гораздо глубже, серьезнее. Но бороться с этим и рассматривать это надо. Особенно это касается людей, которые уже давно в Церкви и замечают, что внешних проявлений грехов у них очень мало и они бывают редко. Такой человек думает: «А что делать? С чем идти на Исповедь?» Вот «проблема»! Не с чем на Исповедь сходить? Обратите внимание на чувства – это значит, что вы просто не обращаете внимание на свое внутреннее состояние, судите внешне. Обратите внимание на внутреннее, и тогда будет понятно, что у нас есть обширнейшая область борьбы, когда мы начинаем смотреть за своим сердцем, своими чувствами, за своим умом. И мы поймем, что на самом деле без Бога мы ничего не можем.

Спасибо зрителю за обстоятельный и интересный вопрос, который нам позволяет немножко увидеть духовную борьбу с помыслами, страстями. Еще раз приглашаю вас, братья и сестры (у кого есть желание), писать на электронную почту. Бог даст, мы рассмотрим эти вопросы.

Помоги вам Господь, дорогие братья и сестры! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс