Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Решиться жить с Богом непросто, но тот, кто решится, может изменить мир и наследует Царство Небесное.
Жить в руке Божией
За время, что я жил в Свято-Пафнутьеве Боровском монастыре, многое в моей жизни изменилось. Жить в келье, где до тебя 500 лет молились монахи, начинать день с братского молебна возле мощей преподобного Пафнутия, чудотворца Боровского, – это совсем не то, что начинать день с новостей в интернете и свежей газеты. Нет, в монастыре газеты, конечно, никто не отменял – мы сами с моим руководителем и другом отцом Иосифом (Королевым) делали еженедельную газету «Вестник» Пафнутьева Боровского монастыря, детский журнал «Кораблик» и много чего еще. Но все это было потом, а сначала день начинался с молитвы и ею же заканчивался.
Весь распорядок дня монастырской жизни подчинен тому, чтобы научить человека пребывать с Богом, доверять Ему. Пока ты этого не поймешь, случается много недоразумений, неприятностей. Ты привык все делать по-своему, как вздумается, а не по порядку и с благословения, поэтому, понятное дело, ошибаешься, кипятишься, ропщешь, когда, казалось бы, хорошие, но самочинные дела (о которых тебя никто вообще-то не просил) оборачиваются проблемами и головной болью. Но потом, набив шишки, начинаешь опытно познавать великую и спасительную науку послушания, и тогда все в твоей жизни начинает приходить в порядок и меняться к лучшему.
Непередаваемо светлое ощущение, что весь твой день со всеми его встречами и делами, как и вся твоя жизнь, находится в руке Божией, приходит не сразу и не вдруг, но когда ты сердцем начинаешь это понимать, уже сознательно ищешь волю Божию о тебе, и тогда многие, до этого немыслимые, казалось, дела, о которых ты и мечтать не смел, замечательным образом получаются. Ведь одно дело биться о глухую стену, непонятно зачем стараясь пробить ее лбом, и совсем другое – работать Богу и с Богом, Который будет тебе помогать и поддерживать тебя. Решиться жить с Богом непросто, но тот, кто решится, может изменить мир и наследует Царство Небесное.
Неожиданное благочестие
Один пожилой опытный священник рассказал такую историю. Как-то раз позвали его освящать большой дом, где жила семья из четырех человек: муж, жена и двое взрослых дочерей. Семья обеспеченная, дом большой, все солидно. Когда батюшка дом освятил, его пригласили за стол. Он священник бывалый, духовно опытный, спрашивает у хозяев, чего это вдруг им захотелось дом освятить: как видно, ему не первый год, а икон особо он нигде не заметил, да и в храме этих людей никогда не видел (городок у них небольшой, все верующие друг друга хорошо знают, и его заинтересовало это их неожиданное благочестие).
«Понимаете, батюшка, – говорит ему хозяйка, – у нас год назад умер отец. Прошло два месяца, и он стал к нам ночью приходить». Батюшка удивился: «Прямо вот так приходит?» Тут дочка говорит: «Да, он всех пугает, к нам приходит, к маме, а к папе не заходил, а сейчас вот и к нему пришел». Священник спрашивает у главы семейства: «Вы сами видели?». Тот говорит: «Видел – как вас. Знаете, я не верил раньше рассказам жены и дочек, думал, у них женские фантазии какие-то – может, фильмов насмотрелись, книжек каких-то начитались, вот и чудится невесть что… А 3 дня назад просыпаюсь в комнате от чувства, что на меня кто-то пристально смотрит. Открываю глаза – рядом отец стоит и что-то мне говорит. Голос слышу, а что говорит, понять не могу. Поднялся переспросить, что ему нужно, а он раз – и пропал. Лишь потом до меня дошло, что отца уже год как похоронили, я даже испугаться не успел». Вторая дочь стала рассказывать, как к ним с сестрой дед покойный приходил. Это, говорит, не страшно, когда его увидишь; страшно, когда он пропадает, – ужас какой-то накатывает, прямо жуть. Мы раньше с сестрой, говорит, в отдельных комнатах спали, а сейчас вместе: боимся.
Батюшка стал расспрашивать семью, как умер отец. Оказалось, что о своей смерти он начал говорить за 2 месяца до того, как умер, хотя внешне образ жизни его ничем не поменялся. Все думали – чудит дедушка, а он возьми и умри прямо в кресле после обеда с альбомом в руках. Это было для всех такой неожиданностью, что они поверить не могли: вроде вот только говорили с ним за обедом, а его не стало... Они рассказали, что заочно его отпевали, но не молятся – не научены молитве (верующие, но в храм не ходят и не молятся). Жена ходила на 40-й день, службу заказывала, а потом, когда стал являться им покойник, дочки бегали в храм свечки ставить – ну и все... Мой знакомый священник все выспросил и рассказал им, как полагается поминать усопших, попросил их молиться о благополучии души деда и обратно к себе в храм уехал. А на поминальную субботу увидел на службе женщин из этого дома. После панихиды подошел к ним и стал расспрашивать, как у них дела. Те рассказали, что после того, как он уехал, они долго обсуждали происходящее и неожиданно каждый в отдельности и все вместе вспомнили, что покойный как будто им что-то про альбом говорил, который в руках держал и с которым умер. Они достали из шкафа этот альбом, открыли, а там, кроме фотографий старых, оказалась записочка – завещание этого человека. Он писал своим детям и внучкам, чтобы они обязательно отпели его в храме, когда он умрет, но только не с именем Григорий, с которым он жил, а с именем Димитрий: с этим именем его крестили. Когда мой знакомый священник отпел раба Божия Димитрия, записал его имя в храмовый синодик на помин, покойный являться к своим родственникам перестал. А они всей семьей с тех пор стали ходить в храм на службы – о себе и о деде покойном молиться.
Обстоятельства – это мы сами
В церковном предании сохранилась одна история. Однажды один священник пришел в древний монастырь. Сидел за обедом среди братии, и вдруг его духовным глазам открылась удивительная картина: все монахи сидели за одним столом, все ели одну и ту же монастырскую пищу, но священник увидел, что один жевал сено, другой – сухой хлеб, а третий вкушал прекрасную свежую праздничную булку с душистым медом.
После трапезы священник стал молиться Богу, чтобы Он открыл ему значение этого видения. И Господь открыл, что человек, для которого обед был как сено, – это тот, кто вкушал приготовленную с любовью братьями монастырскую еду и ругался. И тогда она становилась для него безвкусной, как сено. Монах, для кого пища была как сухой хлеб, не благодарил Бога и людей, которые постарались для него приготовить этот обед. А тот, для кого пища была как свежая из печи булка с медом, в своем уме и сердце возносил благодарственную молитву к Богу и тем людям, которые потрудились для него этот обед приготовить.
Так и мы с вами одни и те же обстоятельства нашей жизни по собственному к ним отношению делаем для себя или сеном, или грубым хлебом, или же праздничной булкой с медом. Нравится тебе ходить с кислым выражением лица, всех вокруг обвиняя, – жуй сено, твое право. Хочешь идти по жизни, принимая все как должное, все добрые дела, которые для тебя делают, не умея благодарить, – ешь грубый хлеб, твой выбор. А можешь быть благодарным за все, что получаешь в жизни, Богу и людям, и тогда на твоем столе всегда будет свежая сдоба и чистый душистый мед. От одних и тех же обстоятельств можно подниматься на ступеньку ближе к Богу, а можно спускаться на ступеньку в ад – выбор зависит только от тебя.
Такие дела.
Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-zhit-v-ruke-bozhey;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-neozhidannoe-blagochestie;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-obstoyatelstva-eto-my-sami;
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.