Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (1017) → Протоиерей Андрей Канев. Одни мы никогда не бываем: Господь нас всегда видит

Протоиерей Андрей Канев. Одни мы никогда не бываем: Господь нас всегда видит

№24 (1017) / 24 июня ‘19

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) – №23 (1016) 2019

Мы изучаем, дорогие братья и сестры, статью святителя Игнатия (Брянчанинова) «О покаянии» (это «Аскетические опыты», том I). Один из наших зрителей прислал письмо, в котором делится своими недоумениями. Прочитав, я очень удивился. В чем суть? Цель нашего цикла – попробовать перевести на доступный язык то, что пишет святитель Игнатий языком, безусловно, святым и хотя и близким к нам по грамматике, но далеко не близким по духовной жизни, ведь мы – немощные люди. Я думал, это происходит примерно так: вы открываете 1-й том сочинений святителя Игнатия, и мы с вами вместе его читаем.

А оказалось, что удивительные люди, которые готовили новое издание Полного собрания сочинений святителя, статью «О покаянии» из 1-го тома убрали – и читатель недоумевает (это действительно вызывает недоумение).

Мы постоянно говорим в наших передачах, что тема покаяния непопулярна, она часто забывается христианами, а для многих эта тема порой бывает как красная тряпка для быка. Оказывается, это действительно правда, которую данный факт подтверждает. Оказывается, есть издательство (причем наше же, православное), которое эту статью почему-то просто убирает отсюда или помещает в другие тома. С какой целью это делается? Большой вопрос. Я не знаю – у меня нет знакомых, работающих в издательствах, и ответить на этот вопрос я не могу. Вы спрашиваете, почему так? Я не знаю. Могу только предположить, что даже само слово «покаяние» уже, видимо, кому-то помешало.

Почему эта статья расположена в книгах святителя Игнатия именно так? Он сам пишет в письмах, что в последние годы жизни статьи, написанные ранее, он сам располагал по порядку; статья эта стоит в этой книге на втором месте, куда он сам ее и поставил. А какой-то человек (надеюсь, ошибающийся) почему-то берет и замысел святителя Игнатия, что эта статья должна быть именно здесь, произвольно меняет... Чем это можно оправдать, кроме ненависти к покаянию? Зачем поправлять святителя Игнатия? Издатель убирает ее в какое-то другое место: может, не увидят? Я не знаю, почему, братья и сестры. Это очень тревожный сигнал. Поэтому давайте будем внимательны. Если у вас Полное собрание сочинений, постарайтесь поискать, где статья есть – может быть, ее не совсем удалили. Видимо, идем к тому, что потом о таких названиях мы даже не вспомним. Очень жаль! Тем не менее, давайте попробуем найти. Она есть в интернете, в старых изданиях (как у меня). Я даже не предполагал (еще раз скажу), что может произойти такое.

Мы закончили на словах святителя Игнатия о том, как проявляется действие благодати: Господь призывает нас к покаянию.

Когда это бывает практически? Когда человек начинает думать о том, что он – грешник, начинает хотеть каяться, видит безмерное количество своих грехов, как они нагло проявляются, понимает, как страшно он жил раньше. В нем начинает проявляться страх Божий, страх смерти – такой хороший, важный, нужный (хотя и страшно некомфортный), необходимый, чтобы человек начал понимать, что надо менять свою жизнь. Это все – действие благодати.

Святитель Игнатий дальше пишет: «„Благость Божия, – говорит апостол, – на покаяние тя ведет” (Римл. 2, 4). Бог видит твои согрешения: Он долготерпеливо взирает на согрешения, совершаемые тобою под взорами Его, на цепь согрешений, из которых сложилась вся жизнь твоя; Он ожидает твоего покаяния, и вместе предоставляет твоему свободному произволению избрание спасения или погибели твоих».

Представляете? Ведь наш Бог – Всемогущий, Всеведущий, мы верим во Всемогущего Господа, Который очень хорошо знает нас. Мы часто думаем о себе, что хорошо себя знаем, но на самом деле это далеко не так. А вот Господь очень хорошо видит нас – как мы живем, что думаем, что чувствуем: Он же Вездесущий! Мы видим Господа Вездесущего, то есть Он находится везде. Нет такого места на земле, где не было бы Господа нашего.

И вот как говорит святитель Игнатий: «Бог видит твои согрешения. Он долготерпеливо взирает на согрешения, совершенные тобою под взорами Его, на цепь согрешений, из которых сложилась вся жизнь твоя». Как важно нам это осознавать, ведь наиболее мерзкие грехи мы делаем, думая, что нас никто не видит. Мы по-разному себя ведем: в храме – благочестиво (как понимаем это слово), дома с ближними можем иначе, а когда нас никто не видит (как мы думаем), можем еще как-то совсем иначе. Но получается, что одни-то мы никогда и не бываем: Господь нас всегда видит. Когда придут помыслы или желание греха, как было бы замечательно, если бы мы помнили, что нас видят!.. К сожалению, мы это забываем в силу своей рассеянности, – а если бы, например, собрались согрешить и вдруг вспомнили, что «нас сейчас видят!», осознали бы, что за нами наблюдает кто-то из людей, то ведь мы же греха не совершили бы (или если вдруг к нам в гости приходит священник или близкий, дорогой человек, – мы же наверняка ведем себя иначе, чем если бы их рядом с нами не было)!

Так вот, Господь «долготерпеливо взирает на согрешения наши, на цепь согрешений, из которых сложилась наша жизнь» – замечательные слова: так и есть! Неправильно думать, что у нас только один грех (знаете, на Исповеди бывает: люди – невнимательные или по уму пока неспособные за собой наблюдать – каются в одном-двух грехах, найденных у себя за неделю, да и то с большим трудом)... Но если всерьез к себе обратиться, внимательно понаблюдать за собой, можно увидеть поток грехов – пусть не все они выражаются в виде каких-то ярких, тяжких прегрешений. А чувства? Мы обсуждали с вами, что чувства напитывают страсть, как сделанный грех, – пусть не так ярко, но тоже напитывают. Какая разница, потонуть человеку с камнем на шее или с мешком песка? Результат – один и тот же – не всплывешь… Камень – это тяжкий, смертный грех, а в мешке с песком каждая песчинка – это маленький грешок, а результат один и тот же: наберешь их – и вес будет очень серьезный.

Именно так и происходит в духовной жизни. Если мы будем наблюдать за собой, то увидим, что часто один мелкий грех порождает цепь других: стоит человеку принять греховный помысел, как в нем рождаются соответствующие чувства, а потом и действия. Особенно опасно осуждение, в которое вовлекаются несколько человек во время всевозможных разговоров, сплетен и т.п. Вроде бы событие одно, а реально получается – цепь грехов. Поэтому здесь очень красиво и справедливо написано.

Так вот, Господь все видит и терпеливо ждет. Чего же? «Он ожидает твоего покаяния, и вместе предоставляет твоему свободному произволению избрание спасения или погибели твоих».

Смотрите, какие глубокие и серьезные слова: оказывается, спасение или погибель выбирает сам человек. Знаете, бывает, взрослые люди приходят в храм и говорят: «Пускай дети станут лучше, а я как-нибудь – ладно, ад так ад: мне уже поздно». Получается, ты сам выбрал не рай, а ад, – ты так себя ненавидишь, что сам собрался в ад себя отправить? Нет ведь, это просто пустые слова. Или проявление того, что человек верит во Христа неправильно – неправославно.

Господь ожидает нашего покаяния, но в то же время предоставляет нам свободу, не насилует нашу волю. Мысли о покаянии, чувство сожаления свидетельствуют о том, что у человека просыпается совесть – Бог таким образом пробуждает человека, но ни к чему не принуждает. Оказывается, в нашей воле заглушить совесть, сделать ее молчащей; она никуда не пропадает – это свойство человеческого естества, но она просто не работает (как бывает отключена функция в каком-то аппарате).

А как мы отключаем совесть? Регулярным грехом: не слушаем свою совесть, и ее голос становится тихим, незаметным, а потом она уже просто перестает работать – отключается, и человек становится бессовестным. Мы говорим: «Вот какой бессовестный!», – бессовестные, по большому счету, в той или иной мере мы все, поскольку постоянно согрешаем и наша совесть нам не подсказывает «ты тут не прав, ты принял не те чувства, не то сказал, осудил, принял какую-то грязь в свое сердце» – не говорит. Значит, наша совесть не настроена.

Это не означает, что голос совести не восстановится, если человек начнет каяться, тренироваться в этом, если не будет сдаваться, будет смирять свою плоть. Мы духовно-телесные существа: если человек начинает приводить в порядок тело, разумно ограничивать себя, это обязательно будет влиять и на душу, и на ум, и на совесть – она начнет просыпаться, ведь ум будет лучше работать. Поэтому «у нас совесть убита» – это не окончательный диагноз: она заглохла, отключена, но может восстановиться, если человек будет над собой работать. Избрание спасения или погибели зависит от человека – Господь «предоставляет твоему свободному произволению избрание спасения или погибели твоих». Удивительные, глубокие слова!

«И благостию и долготерпением Божиими ты злоупотребляешь», – говорит святитель Игнатий, обращаясь ко всем нам. Почему злоупотребляешь? Долготерпение не означает, что терпение бесконечно.

Когда наступает конец долготерпению Божию? Почему Бог терпит нас не бесконечно? Когда человек любит зло и делает зло, он становится все более злым, все более страстным, греховным. Если это не остановить, человек вообще превращается в беса, получается бесочеловек, в нем уже не будет никакого просвета. Почему? Страсть имеет такое свойство – у нее нет предела, когда она насыщается и больше не растет: этот сорняк растет всегда – страсть не может удовлетвориться. Если человек удовлетворяет свою страсть от года к году, от десятилетия к десятилетию, он сам по себе никогда не станет лучше – наоборот, все хуже и хуже.

Я 10 лет служил в доме престарелых (в пансионате «7 ключей») и мог видеть, как у немощных стариков, которые уже не могут ходить, очень ярко проявляется, например, блудная страсть, или люди престарелые, лежащие почти на смертном одре, начинают из-за какой-то ерунды чуть ли не драться старческими палками, на которые опираются, когда еле-еле ходят. Страсти никуда не деваются с возрастом – они только укореняются, они могут приобретать другую форму, но все равно остаются.

Господь долготерпелив, но если человек будет злоупотреблять этим, произойдет то, о чем мы говорили: неожиданная смерть прервет жизнь человека, который не хочет спасаться, бороться с грехами, не хочет изживать их, менять образ жизни.

Вот какое слово: «злоупотребление» – употребление во зло. Оказывается, что даже такой дар Божий, как Его терпение, когда Он терпит нас (по любви, конечно), человек может использовать себе во зло (почему и называется «зло-употребление»). Как мы обычно говорим? Злоупотребил спиртными напитками, пищей (человек объелся, пыхтит еле-еле), деньгами, какими-то благами – то есть употребил во зло: пища хороша, необходима, если есть умеренно, но однако если есть чрезмерно, то получается злоупотребление. То же и дар Божий: им можно не воспользоваться или же, пользуясь даром долготерпения Божия, употребить его себе во зло.

«Нет в тебе исправления!» – пишет святитель Игнатий. Эти слова надо понимать правильно. Я уже говорил о самоукорении, как о духовном инструменте, когда человек не перед людьми говорит, что он грешник, а сам себе: «Я грешник. Господи, помилуй меня! Нет во мне исправления» – и это нужно говорить с надеждой на милость Божию, а не: «Нет исправления я тону, и все, – буду захлебываться». Нет, братья и сестры, это неправильное отношение: эти слова нужны не чтобы опускать руки, а для опыта самоукорения.

Это нужно еще чтобы бороться с гордыней: эта страсть сразу поднимет голову, как только человек получит хотя бы небольшой успех в духовной жизни. Фарисей, о котором Господь говорит в Евангельской притче, с точки зрения обычной человеческой нравственности – хороший человек: ничего плохого не делает; и при этом он знает, что он – хороший человек, но видит, что вокруг – плохие. Это гордыня, тщеславие.

Чтобы этого не было, христианин говорит себе: «Это я плохой, а все остальные – хорошие». Даже если видишь греховные поступки, проявление страстей у другого человека, все равно говоришь: «Я – хуже: он, может быть, один раз согрешил на виду у всех, а я постоянно тайно грешу, и Бог видит меня». Это самоукорение необходимо чтобы мы не превозносились, не осуждали, не думали, что нечто из себя представляем. Эти слова нужны не чтобы вы закрыли книгу и перестали смотреть телеканал «Союз», а чтобы приняли этот опыт для себя – сделали его своим.

«Нет в тебе исправления! – пишет святитель Игнатий. – Нерадение твое усиливается!». Еще один оттенок духовной жизни. Христианин, искренне трудящийся над собой, не видит себя исправляющимся: перестав следить за другими людьми и начав следить за собой, он начинает видеть, сколько в нем грязи проявляется в виде мыслей, чувств, оттенков этих чувств и страстей, того, что он по рассеянности совершил какой-то грех, а затем увлекся той или иной страстью. Сколько всего этого – просто какое-то огромное болото сидит в нашем сердце! Получается, что чем ближе человек ко Христу, тем больше несовершенства он в себе видит. Но скажу еще раз: нужна надежда на милость Божию.

Еще пример. Человек, идущий из темноты на свет, чем ближе входит в зону освещенности, тем лучше видит себя, состояние своей одежды, а если еще и зеркало впереди, он увидит, какая у него грязная физиономия… Чем ближе человек к Богу, тем менее достойным и святым он видит себя – напротив, искренне видит свои ничтожество, нищету, падение.

Здесь только и начинается исполнение заповеди блаженств: Блаженны нищие духом (Мф. 5, 3). Вот где начинается блаженство нищеты духовной – когда человек реально видит, что он вообще никто, «земляной червяк», в котором ничего доброго нет.

И другая сторона – когда человек видит себя исправившимся. Когда он говорит «я исправился», он находится в огромной опасности: как это ты исправился? Безу-мие какое: это, наоборот, страсть гордыни сейчас в тебе поднялась! Даже если Бог в чем-то и исправил, то зачем сообщать об этом другим? Так что слова «нет в тебе исправления» очень важны – они отражают духовную правду борьбы человека с собой, со своими грехами, которую святитель Игнатий тоже прошел – знает ее хорошо, потому и говорит: «Нет в тебе исправления».

«Нерадение твое усиливается! Усиливается в тебе пренебрежение и к Богу, и к твоей собственной вечной участи!» Да, правильно, мы часто забываем, кто мы, как грешим, для чего живем (помните статью, с которой мы начали: «О последовании Господу Иисусу Христу»?). Человек об этом забывает. Как ему быть? Как спасаться? Поэтому святитель и напоминает нам, что мы часто бываем равнодушны к своей вечной участи.

«Ты заботишься, – пишет святитель Игнатий далее, – только об умножении грехов твоих, прилагаешь к прежним согрешениям согрешения новые и сугубые!»… Мы можем сказать: «Вот как он нас бьет!» Да не бьет, братья и сестры: святитель Игнатий – человек очень любящий, и правда, которую он пишет, живительна, для нас нужна.

Если мы не будем отбрасывать эти слова, а подумаем о них, признаем их правду, то начнем оздоровляться. Ведь он говорит нам: «Ты же погибаешь, стоишь на краю пропасти! Опомнись, брат, шагни назад, туда, где нет опасности – повернись к Богу». А почему мы не думаем об этом, говорим: «Нет-нет, не надо нам этих слов – они вводят нас в уныние»? Эти слова и лукавого вводят в уныние, братья и сестры, – а он уже делится с нами этим ощущением, чтобы мы закрыли уши и глаза, выбросили эту или подобную ей книжку и вообще перестали думать, что нам нужно спасаться…

Обязательно нужно эти слова читать, думать о них и применять к себе: если мы их не будем применять к себе, анализировать «а как я отношусь к этим словам? относятся ли они ко мне?», то мы очень легко можем заблудиться.

«„По жестокости твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведного Божия суда”, на котором воздается „коемуждо по делом его; овым убо по терпению дела благаго, славы и чести и нетления ищущим, живот вечный; а иже по рвению противляются убо истине, повинуются же неправде, ярость и гнев. Скорбь вечная и теснота вечная на всяку душу человека, творящаго злое” (Римл. 2, 5 – 9). Аминь.» Давайте разберем приведенную цитату – и закончим чтение статьи святителя Игнатия «О покаянии».

Мы видим, что она выражает все слова, которые святитель написал нам о покаянии: это он не сам выдумал – на самом деле это есть и в Священном Писании. Так вот, апостол Павел пишет, что по упорству твоему и непокаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева – видите, опять говорится о свободе: о том, что мы сами это делаем. Мы все говорим: «Бог наказал нас» – так, получается, ты сам выбрал себе это наказание: сам человек своими грехами, выбором направления жизни выбрал его себе.

По упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его – это тоже не надо забывать. Бог судит нас не по словам только, а прежде всего по делам; мы можем много говорить, что хотим спасаться, что мы верующие люди, христиане, хотим что-то с собой делать, а если ничего не делаем и Бог прекрасно это видит (что мы хорошо поговорили, а ничего в нашей жизни не происходит, не меняется), тогда, получается, судить нас Он будет еще строже. Ладно бы человек ничего не знал о Страшном Суде, – но ведь мы-то знаем!

И Он каждому воздаст по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Я понимаю, сейчас мы воспринимаем эти слова немножко не с тем значением, которое вложил в них апостол Павел. Мы думаем: слава – это, например, на сцене петь вместе со звездой, честь – это чтобы мы были знатными, чтобы к нам как-то по-особому относились... Бессмертие? Мы скажем: «Да не ищем мы бессмертия!» Так то и плохо, что не ищем: что такое бессмертие? Под бессмертием имеется в виду та, вечная жизнь. И слава христиан бывает вся там, когда человек потрудится здесь...

Помните, апостол Павел описывает труды своих сподвижников, рассказывает, как они были гонимы, побиваемы, в пустынях, в горах, голодные, при смерти? Разве это слава человеческая? Нет, конечно, вовсе не об этом речь – имеется в виду слава Христа, когда в человеке, живущем в покаянии, начинает проявляться Его слава: он начинает менять свою жизнь, стремится к спасению, чтобы в вечной жизни не гореть в аду вместе с сатаной, а быть в Христовой славе. Вот об этом здесь речь, а не о хвастовстве своими делами.

Честь – слово, которое, к сожалению, уходит из нашего словесного обихода. Под честью мы почему-то начинаем понимать только плотскую невинность, а на самом деле это слово очень глубокое: честь – это когда человек представляет часть чего-то великого. Помните? У нас было «честь семьи, рода, страны, мундира, звания» – честь не тебе лично, а тому, что ты представляешь. Если бы мы, христиане, задумались, что у нас тоже должна быть честь, ибо мы – часть Христа, то мы и вели бы себя соответствующе.

Человек должен не к земным почестям стремиться, а понимать, что он – часть великой Православной Церкви, Главой которой является Сам Господь наш Иисус Христос. Как в Священном Писании говорится о христианах: «вы – часть Тела Христова». И когда апостол говорит о чести, речь идет о будущей жизни. А тем, которые упорствуют и не покоряются истине (здесь имеются в виду и неверующие в Господа Иисуса Христа, не члены Православной Церкви или, формально ими будучи, не следуют истине и не живут так, как заповедует Господь), но предаются неправде (имеется в виду ложь в виде и неправильной веры, и неправильной, неправедной жизни), – ярость и гнев. Не говорится там, что Бог есть любовь, «поэтому Он всех помилует и можно веселой толпой следовать с дискотеки прямо в рай».

Скорбь и теснота всякой душе человека, делающей злое – вот, братья и сестры, перспектива дела, о котором мы говорили (о покаянии – бесценном даре, который Господь дает каждому без исключения человеку, каждому православному христианину). Давайте задумаемся об этом и будем все-таки пытаться менять свою жизнь, отслеживать страсти, каяться в них и посильно бороться – и пусть Господь поможет нам в этом!

Я вновь и вновь призываю вас, дорогие, чтобы вы присылали свои вопросы, если они у вас появляются в ходе бесед: тема сложная – может быть, что-то непонятно, с чем-то у вас есть несогласие, надо что-то повторить, что-то улучшить в моем «переводе», ведь я тоже ошибаюсь и могу что-то сказать, может быть, не так ловко или привести неловкий пример. Мне хочется, чтобы были понятны слова, которые мы читаем, поэтому присылайте, пожалуйста, ваши письма, ваши вопросы: я их все получаю, обрабатываю и отвечу, когда наступит подходящее время. В следующей беседе мы уже будем отвечать на вопросы; будем и далее делать такие блоки – тема заканчивается, затем разбираем вопросы. Мы обязательно рассмотрим их.

Помоги вам Господь на сложном, трудном пути христианской жизни, спаси всех Христос! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс