Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Свою проповедь на земле Христос начал словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Кто на нее откликнулся первым? Мытари и грешники – те, кто не строил иллюзий на свой счет, а кто точно знал, что живет неправедно. И Господь стал им Другом, исцелил от грехов и открыл им Царство Небесное.
Такой молодец, что тошно
Кто-то из умных однажды сказал: «На Страшном Суде мы увидим, какими могли бы стать, но не стали». Господь всех нас видит святыми и всем без исключения желает блаженства в раю. Только ради нашего спасения Он пришел на землю и ради этого пострадал за нас на Кресте. Но что мешает нам теперь стать такими, какими видит нас Бог? Стоит внимательно присмотреться к себе, и ответ очевиден. Беда в том, что почти всегда «я прав» (как говорила, качая головой, моя бабушка на мое очередное оправдание после новых проказ, «такой из себя молодец, что аж тошно»). Да, я часто бываю неправ, а иногда веду себя как дурак, но всеми силами доказываю обратное. Мне слово сказали, в ответ я – два, мне замечание – я оправдываюсь. Как всякий человек, я люблю себя и хочу выглядеть хорошим в глазах других. Если бы во мне не было грехов, если бы я не был подвержен страстям, а жил как Адам в раю, то было бы, наверное, нормально. Но Адам, пока не согрешил, смотрел не на себя любимого, а на Бога, а я же – на себя. И люблю в себе часто совсем не то, что стоит любить, а порой прямо противоположное, что нужно лечить, и чем скорее, тем лучше. Чтобы избавить от этого ложного чувства собственной правоты, любования собой, Господь смиряет, вразумляет, учит, подавая обстоятельства, в которых ты можешь познать это свое гибельное состояние, свое окаянство.
Например, вчера ехал с работы в трамвае и женщине с тяжелой сумкой место не уступил. Ведь знал же, что надо уступить, а вместо этого отвернулся к окну и сделал вид, что не заметил. Да, я устал, и народу в трамвае было много, и толкаться не хотелось, да и она все равно через две остановки вышла – оправданий вагон и маленькая тележка. Вообще это вечное самооправдание встает мрачной стеной между тобой и Богом. Уж кто-кто, а Он точно знает тебя как облупленного, но все равно любит – не за грехи, а за то хорошее, что во мне есть, что делает меня человеком. Когда совсем к стенке припирает и дела идут из рук вон плохо, я сдаюсь: ладно, признаю, я не очень хороший, но уж точно не плохой. Вот те гораздо хуже меня, поэтому до свидания! Какое уж тут покаяние, если я хороший?
Дальше разговор о моем личном спасении становится бессмысленным: без покаяния никакого спасения быть не может. А покаяние начинается с признания своей греховности, с желания увидеть себя не таким, каким нравишься, а настоящим, без купюр. Это настолько важно – увидеть себя настоящим, что святые считали увидевшего свои грехи выше того, кто видел ангелов. Преподобный Исаак Сирин прямо говорил: «Почувствовавший свой грех выше того, кто воскрешает мертвых, а кто сподобился видеть самого себя, тот выше того, кто видел ангелов». Свою проповедь на земле Христос начал словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Кто на нее откликнулся первым? Мытари и грешники – те, кто не строил иллюзий на свой счет, а кто точно знал, что живет неправедно. И Господь стал им Другом, исцелил от грехов и открыл им Царство Небесное. А без признания болезни духовные лекарства не помогут, какими бы сильными они ни были.
Благодарность
В одном старинном немецком замке во время реставрации из-за слоя штукатурки вдруг выпал древний кирпич XII века, и на нем была надпись, выполненная каллиграфией. Когда ученые ее расшифровали, то прочитали: «У одних есть что есть, да нечем есть; у других есть чем есть, да нечего есть. А у нас есть чем есть и что есть, и нам осталось только одно – благодарить за это Бога». Странно, не правда ли? Люди XII века не нашли ничего лучше, чем оставить своим потомкам эту надпись. Они могли ведь написать, что счастье в деньгах, что счастье – это быть сильным и иметь много власти. Но они почему-то написали о благодарности. Люди прошлого хорошо знали, что благодарность великое чувство, поднимающее человека над суровой реальностью: благодарный человек живет совсем не так, как многие из нас с вами, он не ропщет, не унывает, не злобится и не ищет виноватых. Он смотрит на жизнь не с тем, чтобы найти повод для недовольства и осуждения, а с тем, чтобы порадоваться и поблагодарить Бога за малое: за солнце, за небо без туч, за первую весеннюю ласточку и друзей, за хороший урожай, семью, собравшуюся на ужин, хлеб на столе.
«Благодарность» – первое слово в духовном букваре того, кто хочет жить с Богом. Ребенок может еще не знать молитв, но когда он умеет искренне благодарить Бога, в его душе уже звучит молитва. Это слишком просто и потому непонятно современному человеку. Чтобы познать Бога, он готов на невероятно изощренные искания и опыты, но ему и в голову не придет, что вера может открыться с обычного: «Спасибо Тебе, Господи». Великий русский поэт Иосиф Бродский написал такие строки:
Что сказать о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность,
Но пока мне рот не забили глиной,
Из него раздаваться будет лишь благодарность.
Вода от всех болезней
В день Богоявления и Крещения Господня в храме было множество народа, прямо столпотворение какое-то: даже те, кто обычно в храм не ходит, в этот день пришли. Особенно много было бабушек – бабушки с внуками, бабушки с дедушками, бабушки с бабушками и одни. Но с большими пластиковыми бутылками: все бабушки на свете знают, что лучше средства от всех болезней, чем крещенская вода, в мире не найти. Шла праздничная служба, а люди терпеливо стояли на улице в длинной очереди к КамАЗу с огромной цистерной, откуда с раннего утра наливали крещенскую воду. Некоторые в очереди волновались и переглядывались, а другие, наоборот, спокойно улыбались и говорили, что воды хватит на всех.
После службы я шел по улице, и мне повсюду попадались счастливые люди с бутылками, полными крещенской воды. У некоторых бутылок было так много, что они несли их в дорожных сумках и катили в сумках на колесиках. Увидев столько народа с водой, несведущий человек мог подумать, что произошла какая-то авария и город разом остался без воды. Если бы он только знал, что в этот день в храмах наливают воду, исполняющую все желания, он сразу бы бросил свои дела и побежал за бутылками…
На остановке бабушка из храма аккуратно, чтобы не пролить ни капли, умывала из бутылки другую, только что вышедшую из автобуса. Та улыбалась, как именинница, и приговаривала: «Благодать-то какая». Другая с бутылками тоже улыбалась и говорила: «Беги скорее, там Николаевна в очереди за водой стояла, она тебе наберет». Если бы они только знали, что без веры во Христа никакая святая вода не действует, а становится самой обычной водой, очень сильно бы удивились и наверняка расстроились. К счастью, такого человека испортить им праздник рядом не нашлось. А нашелся бы – все равно бы ему не поверили, как не поверили Тому, Кто пришел к людям и просто сказал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Такие дела.
Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телекана «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-takoy-molodets-chto-toshno;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-blagodarnost;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-voda-ot-vseh-bolezney
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.