Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Друзья мои, когда я только начинал ходить в церковь, меня выбивала из седла (образно выражаясь) фраза из Священного Писания «ревность по доме Твоем снедает меня» – безусловно, пророк говорил о любви к храму Божиему. Дом Божий – это, конечно, и есть храм, упоминаемый в этой фразе из Священного Писания.
Ревность. Что за ревность? В Древнем Израиле существовало целое направление людей (они есть в каждом обществе), которых называли зилотами – ревнителями. Это люди, которые очень болезненно воспринимали любое посягательство на честь своей родины. Они переживали очень живо, причем их переживание доходило до готовности отдать свою жизнь за страну, за свою семью. Они очень переживали, что их Святую землю, Божий Израиль, оккупировали римляне. Большинство зилотов были молодыми людьми, которые не хотели мириться с захватчиками. Они организовывали какие-то тайные движения, подпольные клубы, партизанские вылазки, всякого рода провокации и даже боевые организации, чтобы хоть как-то ослабить гнет римлян. Не всегда это, конечно, у них получалось, но именно эти люди дали название, которое потом перекочевало в другие европейские языки, – «зилоты», «зилотство».
Зилотство – это есть состояние ревности. Универсальное чувство, которое мы находим в связи с политической ангажированностью, культурной, и в том числе философской, в связи с взволнованностью семейными делами и вопросами. Ревность, которую мы можем созерцать у себя в семье, – это ревность, мужа к своей жене или жены к своему мужу, ревность, которую испытывают дети по отношению к своим родителям. Вы хорошо знаете истории, что, когда супруги ссорятся, один из моментов ссоры – попытка перетянуть на свою сторону детей, чтобы сколотить некий синдикат, противопоставить его другой половине.
Ревность – чувство настолько универсальное, что мы видим его практически во всех проявлениях, во всех ипостасях. Самая близкая для нас – это ревность в ее религиозном измерении, поскольку история Церкви не знает такого периода, когда бы у нас не было, например, ревнителей Православия. Ревнителей, которые бы периодически не обвиняли какого-нибудь священника в том, что он продал свою веру или где-то в чем-то погрешил против истины Православия, упустил что-то в богослужении или, может быть, что-то выполнил не так. С одной стороны, мы хвалим эту ревность и говорим, что нужно быть очень чутким к истине, защищать свою веру, Родину, любовь (если мы говорим об отношениях супругов, родителей и детей, влюбленных). Но надо помнить, что у человека есть такое интересное свойство, что он может доводить до абсурда или какого-то болезненного состояния любое из естественных проявлений. Нет ни одного человеческого чувства, опыта, который бы мы с вами не скомпрометировали крайностями, злоупотреблениями всякого рода.
Мы с вами знаем множество случаев, когда ревнивый муж терзает свою жену, или наоборот, жена мучает своего мужа. Мы знаем примеры ревнивого патриотизма, когда ревность по поводу своей страны, истории государства буквально ослепляет человека, не дает ему видеть и исправлять недостатки своей Родины, а любого критика этих недостатков – воспринимать как личного врага, вплоть до призыва расправиться с этим человеком. Ревность – не такое уж безобидное состояние.
Если мы с вами внимательно вчитаемся в многотомную историю Церкви, и не только нашей Православной Церкви, но и других религиозных конфессий, то увидим, что причиной многих расколов послужила необузданная ревность, которая ослепляла человека вплоть до того, что он терял всякую трезвость и здравомыслие относительно своего поведения. Она доводила порой до кровопролитий, убийств, иногда даже до самоубийств. Из отечественной церковной истории мы можем вспомнить жуткие страницы так называемых старообрядческих гáрей, когда проповедники якобы истинного Православия призывали людей и в священном сане, и в монашеском звании, и простых мирян к самосожжению целыми семьями. Эпидемия гарей в конце XVII – начале XVIII вв. достигла такого размаха, что были приняты государственные меры, чтобы их остановить. В XIX в. движение болезненной ревности привело к тому, что в России свирепствовала настоящая эпидемия запощеванцев: люди истязали себя голодом так, что это было настоящее самоубийство.
А что было причиной этого? Болезненная ревность. Она имеет свойство непременно ослеплять инстинкт самосохранения – самое здоровое, что в нас есть. Философская, или метафизическая, транскрипция инстинкта самосохранения есть здравый смысл. Когда мы утрачиваем свой здравый смысл и усыпляем свой инстинкт самосохранения, ревность часто превращает нас не только в самоубийц и мучителей собственной семьи, но и в настоящих убийц и террористов.
На чем паразитирует современный терроризм, который проник практически в каждое современное государство? Он паразитирует как раз на чувстве ревности, ущемленной справедливости или оскорбленной правды – везде присутствует этот элемент слепой болезненной ревности. Если мы говорим о ревности в семейном, личностном измерении, очень часто она связана с инстинктом обладания. Не случайно апостол Павел назвал корнем зла не похоть, не обжорство, а сребролюбие – инстинкт обладания.
В ревности во внутрисемейных отношениях очень хорошо видно, что человек сильно ревнует не потому, что он кого-то очень сильно любит, а заявляя свои права, монополию на этого человека. Он – владелец, и ревнует не потому что очень сильно любит свою супругу, а потому что «это его вещь». Конечно, он никому не признается, что «это его вещь» – он и самому себе боится сказать, что ревнует супругу, поскольку кто-то посягнул на принадлежащее ему. Однако это именно так: обратная сторона больной ревности – это право собственности. Этот принцип работает и в религии, и в политике, и в патриотизме: если человек с болезненной ревностью предельно честно всмотрится в свое чувство, он должен будет признаться, что это никакая не любовь, а доведенный до крайности, до абсурда инстинкт собственника. И с ним следует бороться.
Ни в коем случае нельзя обманывать себя формулами святых отцов и Священного Писания: если мы выключаем здравый смысл и перестаем относиться к себе с юмором, самокритично, то мы становимся опасны не только для самих себя, но, что гораздо хуже, – для наших близких, а иногда для целого человеческого общества становимся причиной убийств, самоубийств и большого горя и эпидемий для людей, за любовь которых мы как будто бы боремся.
Записала:
Мария Матуленко
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.