Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (1013) → Иеромонах Корнилий (Морозов): Человек в поисках счастья

Иеромонах Корнилий (Морозов): Человек в поисках счастья

№20 (1013) / 31 мая ‘19

Беседы с батюшкой

Тема счастья определяет всю нашу жизнь. Когда мы молоды, у нас одно представление о счастье, в возрасте – другое, ближе к концу своей жизни, наверное, оно меняется еще раз. Во всяком случае, это предмет обсуждения не только в общении с близкими: целые философские трактаты посвящены этой теме. Нам с вами предстоит всего за час разобраться, что же такое счастье…

– Если говорить общими словами, то счастье – это жизнь в Боге, жизнь с Богом. Для верующего человека ощущение присутствия Божия в жизни и есть счастье. Но это не просто ощущение радости – это ощущение полноты жизни от всего, что его окружает. Я вспоминаю отца Иоанна (Крестьянкина), нашего старца XX века: он как ребенок реагировал на все. Как-то его келейник, архимандрит Филарет, сорвал цветочек, поднес ему (а отец Иоанн уже был в коляске), чтобы он понюхал, и отец Иоанн сказал: «Деточка, какое счастье! Какой красивый цветок! Зачем же ты его сорвал?» – отец Иоанн на все реагировал очень непосредственно и ощущал радость от увиденного цветка, от пения птицы, от того, что сегодня встретил кого-то.

Ощущение счастья берется у человека не извне. Ведь зачастую мы думаем так: «Был бы у меня миллион долларов – я был бы счастлив!». Или: «В нашей стране не очень хорошо жить, уеду куда-нибудь в хорошую страну, где все замечательно, буду там жить и буду счастлив!». Но рано или поздно человек понимает: что бы он ни делал, какие бы мечты ни питал, счастья у него все равно нет, ибо на самом деле счастье – это внутреннее состояние человека.

Есть такой замечательный фильм – «Доживем до понедельника». Там школьники писали сочинение на тему, что такое счастье. В духе советского времени они, конечно, должны были написать, что счастье – это труд, принесение пользы обществу и так далее (так это и понималось в определенную эпоху). Но кто-то напишет так, как от него требуют, а кто-то получит не совсем хорошую оценку, написав, что думает.

И один ученик пишет, что счастье – это когда тебя понимают. Действительно, мы очень отзываемся на это выражение: «счастье – это когда тебя понимают». Ведь любой человек даже не для счастья создан – он создан для любви, а любовь – это когда тебя понимают. И мы ощущаем, что очень мало людей в мире, которые тебя любят и готовы тебя понять.

Один знакомый мне всегда говорил: «Не оправдывайтесь – в любой ситуации люди, которые вас любят, всегда найдут для вас оправдание, а люди, которые вас не любят, скажут, что вы в чем-то виноваты». И действительно, момент любви покрывает все. Любовь – это когда тебя понимают. Это одно из пониманий счастья.

Но в самой глубине своей стремление к счастью иногда может привести к тем или иным утопиям. «Утопия» в переводе с греческого – «место, которого нет». Мы помним лозунги на Соловках, в ГУЛАГе: «Железной рукой загоним человечество в счастье». Понятно, каким образом ковалось это счастье для народа и как много людей было сломлено, чтобы построить это счастье. Достоевский потрясающе говорил, что счастье всего мира не стоит слезы одного ребенка…

ХХ век ответил нам, что готов построить счастье на слезе одного ребенка, и мы видим, что из этого получилось: мы видим, что реализация счастья вовне – это утопия, это то, чего не может быть, это иллюзия. Единственное, что от меня зависит, – это я сам, и счастье всегда внутри меня.

Не случайно все Евангелие об этом говорит – радость ваша будет совершенна. Евангелие не говорит о счастье, ибо в Евангельском смысле счастье – преходящий момент, который от человека не зависит: момент, который мог быть, а могло его не быть, но он случился, и ты счастлив в определенный момент – от точки «А» до точки «В». То есть счастье – кратковременное ощущение радости, но радость, блаженство – момент вечности, это то, что присуще человеку: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». Мы могли бы сегодня в нашей беседе заменить слово «счастье» на слово «радость» – в принципе, это внутреннее состояние человека, когда человек счастлив, ощущая свое бытие.

Как-то отец Александр Шмеман, придя в храм и увидев луч света, бьющий через окно, сказал: «В нем есть все бытие, в нем есть вся полнота, этот свет самодостаточен сам по себе»… Человек способен вместить в себя всю полноту бытия, и он действительно самодостаточен, если он раскрывает свой внутренний мир: через ощущение своего внутреннего мира, ощущение своей точки приложения в этом внутреннем мире человек достигает момента счастья.

Ведь любая мечта ни к чему не ведет: мечтательный человек может лежать на диване и думать, каким великим физиком он мог бы быть (или великим митрополитом, мечтать о том, как он живет в патриаршей резиденции). Это мечтательность, которая ни к чему не ведет.

Противоположность мечте – целеполагание, когда я понимаю, что ставлю перед собой некую задачу, которую должен решить. Так или иначе, но я стремлюсь к решению тех или иных задач в своей жизни – я не строю воздушные замки: человек потому и бывает несчастен, что рисует себе воздушные замки, а в жизни все происходит не так, как ему казалось.

Счастье – момент нынешнего и прошлого: будущего у нас нет, будущее зависит от Бога, а не от нас. Недавно с моим другом Евгением Германовичем Водолазкиным мы рассуждали о его новом вышедшем романе «Брисбен». В этом романе удивительная концовка: его герой, великий музыкант, заболевает болезнью Паркинсона и не может больше играть, и монах говорит ему: «Вся жизнь расстилалась перед тобой, как ковер, и на какой-то момент она перестала расстилаться. Но у тебя остался этот ковер, и ты можешь прожить жизнь заново, обращаясь к прошлому». Действительно, чем старше мы становимся, тем больше обращаемся к прошлому и переживаем, что в чем-то были неправы, а иногда нам стыдно за наши поступки. Мы можем заново это пережить и попытаться внутри себя исправить это. И этот момент – тоже момент радости и счастья для человека, когда он учится исправлять свои ошибки.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «В фильме “Доживем до понедельника” ученик написал только часть фразы. На самом деле это выражение Конфуция, философа: “Счастье – это когда тебя понимают, большое счастье – это когда тебя любят, а настоящее счастье – когда любишь ты”. Вот у меня вопрос как раз по 3-му пункту. Когда нас любят, мы умеем это воспринимать. А как любить не только самых близких, а вообще любить?».

– Любовь есть дар, и иногда она абсолютно не заслужена нами: мы ее получаем как дар от Бога и передаем как дар другим людям. Если говорить о научении в любви, то мы учимся: к этому призван каждый христианин – он призван видеть в другом человеке образ и подобие Божие. И если человек любит Бога, он любит и ближнего, как заповедал ему Господь. Не случайно заповеди расположены таким образом: возлюби Бога и ближнего своего, как самого себя.

Я всегда детям задаю такой вопрос: «Почему ты должен любить своего соседа по парте, который тебе карандаши портит, пенал бросает и рюкзак твой прячет, а иногда выкидывает в коридор? Почему ты его должен любить?». Дети приходят к выводу, что ты его должен любить потому, что его любит Бог, а раз Господь его любит, то и я, раз хочу быть с Богом, должен его любить. На основании этого выстраивается любовь к ближнему как ощущение того, что я становлюсь любовью Божией для этого человека: некое проявление любви христианина к другому человеку есть проявление любви Божией к нему. В этом момент любви и к миру, и к людям, которые тебя окружают.

Все помнят, что мы должны любить не только тех, кто нас любит, но и тех, кто нас не любит – врагов наших. Это тоже понятно. По сути, если бы не было людей, которые оказываются нашими врагами, мы с вами не развивались бы, не совершенствовались, не стремились стать лучше в противовес этим людям. Они нам помогают развиваться: строя те или иные проблемы в нашей жизни, они помогают нам сделаться лучше и развиться в большей мере, в большей полноте. Именно о такой любви говорит Господь.

Мы часто заменяем другими словами непонятные для нас термины. Например, понятие «благодать» на светский язык можно перевести как «счастье» (только понятие «благодать» глубже)...

– Я бы сказал, что благодать – это переживание любви Божией. Таких историй можно много привести, приведу одну из них. Один из семинаристов шел из храма, рядом шла одна из бабушек, тоже из этого храма. Была весна, потихонечку начинали течь ручьи, солнце начинало припекать. Она посмотрела на небо и говорит: «Знаете, как хорошо с Богом-то быть!». И ты понимаешь, что человек в этот момент переживает состояние благодати, переживает присутствие Божие рядом с собой.

Действительно, момент благодати – это момент присутствия Божия, когда человек это переживает, находится в состоянии явного ощущения этого. Поэтому можно сказать, что момент счастья – когда человеку даровано это ощущение, и ради таких ощущений, в принципе, мы с вами и живем, и в них крепнет наша вера. Иногда мы возвращаемся к тому первому ощущению, когда стали верующими, когда почувствовали, что встреча со Христом произошла.

Не случайно Воскресший Христос посылает Своих учеников на озеро Тивериадское (Галилейское). Почему? Именно на этом озере произошла их первая встреча со Христом, и именно там они переживают встречу с Воскресшим Христом, и первые чувства, когда они видели своего Божественного учителя впервые, они переживают там, видя Воскресшего Христа. Мы должны поступать точно так же: вспоминать благодатные моменты, когда мы впервые почувствовали Воскресшего Христа в своей жизни, и возвращаться к ним – тогда нам станет легче в нашей жизни.

Вопрос телезрителя из Москвы: «„Человек создан для счастья, как птица для полета” предполагает, что счастье человеку дается от рождения? И как оно потом теряется?».

– На самом деле фраза говорит, что человеку присуще быть счастливым, он должен быть счастливым.

И счастье часто теряется тогда, когда человек ставит на место Бога и на место своей внутренней духовной жизни что-то другое, пусть и важное, но то, что начинает заменять и Бога, и собственный духовный мир. Допустим, это могут быть дети. Часто люди на вопрос, в чем смысл жизни, отвечают – «в детях». Но ведь дети рано или поздно вырастают, причем чем старше они становятся, тем роль родителей становится все меньше и в конечном счете уходит на третий план: на первый план выходят собственные муж (жена), дети. Мать, ощущая, что она всю жизнь отдала своему сыну, а теперь он женат, у него свои дети, чувствует себя покинутой, оставленной: ей не уделяют должного внимания.

Или же счастье для человека – достижение полноты в карьерном росте, и он достигает ее, но приходит время, когда ты должен передавать бразды правления другому. И вот ты уже не директор школы, не начальник крупного предприятия и даже не обкомовский работник, ты – пенсионер, пусть заслуженный, с регалиями, но от тебя уже ничего не зависит и к твоему мнению уже никто не прислушивается. И тогда человек ощущает свою несостоятельность – он потерял счастье, к которому стремился, которое у него было, а внутреннего счастья не приобрел.

Наверное, отсюда и множество суицидов в обществе, где люди главной целью ставят деньги, карьеру? Это заканчивается – и наступает жизненный крах.

– Когда счастье строится вовне, оно, конечно, теряется… В молодости мы ощущаем, что у нас все впереди. Молодость строится на трех фундаментах: мы красивы, у нас ничего не болит (мы не думаем, какую таблетку принять, чтобы давление было в норме и голова не кружилась) и у нас все в первый раз (поступление в школу, окончание школы, институт, любовь, замужество, рождение ребенка, первая работа, машина, квартира и так далее) – жизнь дышит новизной, но постепенно она выбивает эти подпорки: ты уже не так красив, не так силен, у тебя уже все не в первый раз (идя к Ивановым или Петровым, ты можешь гипотетически предположить, как пройдет вечер, что они скажут). Что остается у человека в старости? Духовное ядро, которое он скопил за всю жизнь. Или не скопил... Тогда мы видим брюзжащую, вечно недовольную старость. Вообще, полнота радости проверяется улыбкой старика. В улыбке старика, по существу, видна вся его жизнь.

Вопрос телезрительницы из Москвы: «Для меня самый счастливый момент – это когда чувствуешь, что Бог тебя любит. В этот момент ты становишься как будто ребенком. Христос сказал: „Будьте как дети”. Что это значит? Это значит признавать себя беспомощным и просить Его помощи? И где я должна просить о помощи, а где должна сама что-то делать? Все-таки Бог, наверное, хочет, чтобы мы постепенно учились ходить и без Него, не только были у Него на ручках».

– Мы должны понимать, что эта цитата – вызов. Почему? Когда Христос творит чудо с 5-ю хлебами, говорится, что преумножились хлебы и накормил Господь 5 000 человек, не считая женщин и детей, которые не считались за людей: считались только мужчины. И мужчины не участвовали в воспитании детей до того момента, пока те не становились подростками (в Средневековье эта традиция потихоньку преломляется, но и тогда дети считались не совсем людьми). Поэтому, когда Господь говорит: «Будьте как дети», – это удивление для слушающих Его: как можно быть как ребенок? Ребенок – это что-то неосознанное, это не совсем человек в прямом смысле, не тот, кому можно подражать.

Кстати, почему ученики не пускают детей ко Христу? В традиции иудеев не было такого, чтобы дети подходили к мужчинам, – они воспитывались на женской территории. Поэтому фраза «будьте как дети» звучит ошеломляюще для иудеев – она была непонятна.

А ведь у детей очень чистая вера – об этом хочет сказать Христос в этой фразе: «Доверяйте, как дети» – так звучит эта фраза иными словами: будьте полностью податливы, как ребенок, верьте так, как верит ребенок, в Царствие Божье. Ведь по существу Царство Божие уже наступило: Он есть Царство Божие... Ребенка можно покрутить, сказать ему: «Повернись налево, повернись направо». Он все это будет делать, ведь это говорит ему взрослый человек. «Вот такими же податливыми будьте – все, что Я вам ни скажу, сделайте; тогда вы войдете в Царство Божие».

Это было ошеломляющим моментом для иудеев, которые слушали Христа. И, конечно, ощущение того, что ты ребенок, который находится в руках Божиих, что ты чадо Божие, – это удивительно! Знаете, когда французы причащаются, то говорят не как у нас – «причащается раб Божий», а говорят: «Причащается чадо Божие». Мне показалось это очень трогательным моментом. Каждому дается Тело Христово и говорится: «Причащается чадо Божие». Действительно, возникает ощущение, что ты ребенок, который пришел к Отцу.

Так у нас есть способ, как стать счастливыми?

– Да, конечно. У нас есть не только способ – у нас есть цель стать счастливыми. У нас есть моменты ощущения Бога – если нет этого ощущения, вся жизнь кажется бессмысленной. Мы говорим, что жизнь быстро несется, но она должна не просто пронестись: нужно еще иметь целеполагание. Это очень важно, когда в жизни есть целеполагание – ты знаешь, что впереди каждого из нас ждет смерть, но ощущаешь, что это не смерть, а вхождение в жизнь вечную: соединение с Тем, Кого ты любишь бесконечно. Это и есть для человека настоящий момент счастья. Он побеждает самый главный свой страх – страх смерти.

Я всегда говорю, что атеисты должны быть очень мужественными людьми, ибо они верят, что после смерти ничего нет. И каким же мужеством надо обладать, чтобы жить и понимать, что все, что ты делаешь, ни во что не выльется: рано или поздно все забывается. К ученому прибавляется приставочка «забытый» или «незаслуженно забытый», какие бы заслуги перед наукой он ни имел. Театральные актеры пропадают в толще своих будущих преемников. В принципе, появляются те люди, которые начинают жить, говоря все то, что говорили и наши предки, а они потихонечку забываются. И ощущать, что ты – лишь кратковременный момент (то есть пожил и ничего не привнес на эту землю, какие бы усилия ни приложил)? Каким же отважным и упорным надо быть!.. Поэтому человек верующий всегда счастлив – у него есть Бог, а значит – у него есть поддержка, есть смысл в этой жизни, а это самое важное.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс