Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Есть очень много слов, которые уже затерты частым употреблением и потому теряют свой смысл, и «милосердие» – одно из них (в одном из известных фильмов говорилось, что «милосердие – поповское слово»). Но оно имеет непреходящий смысл в жизни православного человека. На Ваш взгляд, что такое милосердие?
– Милосердие имеет определяющее, главное значение для жизни человека: это не подачки и не какие-то дела – это образ жизни, содержание самого существования человека. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Конечно, эта высота доступна только святости, однако все мы призваны к святости – в том числе через дела милосердия, через нахождение в себе этого состояния.
Антоний Сурожский (я попытаюсь воспроизвести его мысль) настоятельно советует к человеку относиться с предельной внимательностью. В наш информационный век мы перестали быть по-настоящему человечными, а человечность раскрывается в нас, когда мы внимательно относимся к человеку, и Владыка Антоний говорит, что это нужно делать так, будто прикасаешься к гениальному, изумительному произведению искусства, ведь каждый человек – образ Божий: в каждом из нас, как в капле воды (несмотря на все наши особенности), отражается Господь. Он приводит еще такой пример: представьте, что вы слушаете гениальное музыкальное произведение – если вы вслушаетесь в него не для наслаждения слуха, а попытаетесь вникнуть в душу автора этого произведения, то перед вами откроется новый мир (каждый человек – уникальная личность), откроется то, что нигде, ни в чем и никогда открыться не может.
Мы друг для друга имеем великую ценность. Вот, например, при нашем храме существует Дом сопровождаемого проживания (мы еще расскажем о нем, о его насельниках). Когда я начал с ними общаться, я понял, что на самом-то деле я больше нуждаюсь в них, чем они нуждаются в моей помощи: им и так хорошо. Конечно, они по-своему переживают, и я думаю, у нас еще будет время о них рассказать – это потрясающий опыт общения с особыми людьми. В данном случае это люди с тяжелыми ментальными нарушениями – они остановились в своем развитии, это дети, и они все воспринимают эмоционально, на эмоциональном уровне. Конечно, опыт удивительный. Где бы я его нашел? «Душа обязана трудиться», а мы не хотим этого делать.
Милосердие – это состояние святого человека. Есть такое указание: если нет в тебе любви к людям, поступай так, как будто она у тебя есть, и тогда постепенно она будет в тебе раскрываться. Но любовь (тоже одно из затертых слов) настолько глубока, обширна и непознаваема, что, например, каждый акт общения с нашими подопечными приносит что-то новое, раскрывает новую грань. Действительно, мы нуждаемся в таких людях.
Есть хрестоматийный пример, как Гитлер решил уничтожить в своем государстве всех «особых людей»: он их расстрелял и решил, что нация будет очищена от балласта. Но прошло небольшое количество времени, и эти люди снова появились в обществе, и Адольф Гитлер решил, что лучше с этим не играть.
Общество живет до тех пор, пока в нем не охладела любовь. А как мы можем проявить любовь без таких особых людей? Очень много можно говорить об этом – для меня это источник вдохновения.
Недавно Владыка Варсонофий посетил психоневрологический интернат № 10 (там много особых людей, которым уже 20 и более лет, а они будто остановились на трехлетнем уровне); Владыка сказал, что эти люди находятся в прямой связи с Богом…
– Мы знаем слова Христа: «Будьте как дети, ибо таковых есть Царство Небесное» – Господь ребенка поставил нам в пример. Вот этих людей во многом можно назвать детьми. Я общаюсь с ними довольно близко – и в исповедальных беседах, и в беседах, связанных с их жизнью (чтобы войти в резонанс, чтобы быть поближе к ним, я должен выяснить, что их тревожит из прошлого, из настоящего). Конечно, у них есть разные недостатки. Но ведь до 7-летнего возраста, если ребенок топает ножкой или хлопает дверьми, мы ему в грех это не вменяем.
Вопрос телезрителя из Москвы: «Когда люди подают деньги нищему, они проявляют милосердие?».
– На этот вопрос ответил Сам Господь, сказав так: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Я думаю, здесь важно ваше личное состояние в этот момент – бесы очень хитры: в благих делах они нас тоже пытаются уловить, и тогда получаются «благие» дела. А куда ведут благие намерения? Нам нужно смотреть на свое состояние, когда мы подаем нищему: «Я имею право дать? У меня есть такая возможность? Мне Господь дает это послушание или мною кто-то крутит?».
Когда милостыня принимается Богом? Когда она не связана ни с какой выгодой для себя, не связана с самовосхвалением (а оно очень глубоко в нас сидит). Нужно постараться посмотреть на себя, на ситуацию со стороны. И еще мне понравилась одна мысль. Например, мы видим человека, который явно просит на водку, а у нас нет возможности дать ему хлеба или купить кефира. Дай ему 10 рублей – часть из этих денег пойдет ему на хлеб. Он выбрал такую жизнь.
Не всякое внешнее дело можно назвать милосердным, в этом вы правы. Поэтому нам нужно всматриваться в себя, быть очень внимательными. Например, нам предлагается сделать доброе дело. У Никодима Святогорца в книге «Невидимая брань» есть хорошие слова, что не сразу нужно кидаться на доброе дело, но сначала поразмыслить: Господь дал нам ум. Апостол Павел говорит: не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а умом будьте совершеннолетни. Поэтому остановились и размышляем: «Это Господь? Или, может быть, это лукавый крутится вокруг?». Нужно помолиться, попросить Бога, почувствовать: «Да, все хорошо». Тогда это будет милосердное дело.
О милостыне часто встречается вопрос: сколько давать? Есть мнение, что нужно жертвовать столько, сколько ты мог бы потратить на себя: когда мы отдаем мелочь из кармана, мы не жертвуем, а только делаем вид, что жертвуем. Милосердие, жертвенность действительно могут быть разными – в том числе наша постоянная помощь всяким организациям, детям, которым нужна помощь. Более того, мы пользуемся милосердием, которое проявляется к нам, но сами очень редко проявляем милосердие и редко чувствуем себя обязанными позаботиться даже о своем приходе (не говоря о том, что в этом приходе есть люди, которые нуждаются в реальной помощи, и об этом можно спросить у священника). И в этом случае можно не просто отдавать мелочь человеку, просящему на улице, а делать дела милосердия не внешние, но внутренние. В чем отличие внешнего и внутреннего милосердия?
– Господь сказал: «В чем застану, в том и сужу» (слов этих нет в Евангелии – они встречаются в христианской литературе первохристианского времени). Мы должны стремиться быть милосердными, как милосерден Отец наш Небесный: всегда, независимо ни от чего, ибо Он имеет преизбыток любви. Этому мы обязаны подражать. Поэтому хорошо бы периодически (например, раз в неделю) делать какой-то вклад. У каждого свои моменты, свой график, но постоянство любви, милосердия для нас очень важно. Не один раз в 10 лет крупную сумму отдал, а потом ничего, – хорошо бы делать это постоянно, это тот самый царский путь.
И еще очень важно следующее: если дело милосердия связано с сердечным отношением к человеку, когда мы подходим к нему как к высочайшей ценности, тогда и милостыня наша приобретает такую же ценность.
Даже если это копейка?
– Даже если это что-то небольшое. Ибо сделали нечто внутреннее. У Исаака Сирина (когда он был уже великий святой) спросили: «Что самое ценное в мире?». Он сказал: «Наш внутренний мир, который необходимо беречь. Примирившись с собой, мы примирим с собой и Небо». Так вот, очень важно оценивать свое внутреннее состояние, когда у нас есть стремление что-то сделать. И важно отношение к человеку. Ведь мы можем дать что-то человеку с отстраненностью, а можем даже словом его утешить. А это совсем разные вещи.
Вопрос телезрителя из Белгорода: «Не проще ли проявлять милосердие, посмотрев вокруг себя? Рядом с нами живет много людей, которых мы отлично знаем и которые в чем-то нуждаются. Не бегать в поисках нищих, а смотреть на тех, кто рядом, им и помогать?».
Действительно, в каждом подъезде обязательно есть такой человек. Допустим, бабушка, живущая в одиночестве, на маленькую пенсию. Для нее 100 рублей, которые мы будем класть ей в почтовый ящик каждую неделю, могут стать реальным подспорьем. Только вопрос: дела милосердия должны быть явные, открытые (как фарисеи звонили в звоночек, раздавая милостыню) или должны совершаться тайно?
– Здесь вопрос неоднозначный. Вернемся к вопросу телезрителя. Лукавый очень хитер. Мы можем сказать: «Я терплю свою супругу. Я помогаю детям. Этого достаточно, поэтому нищих для меня не существует – я уже все сделал». Но нищие есть. Мы их сами не ищем, не выискиваем, они нам встречаются и просят что-то. Мы должны решить для себя: буду ли я стремиться исполнять волю Божию – или у меня своя правда? «Я свои дела сделал, галочку себе поставил. Еще ты тут просишь!..».
Как каждый человек уникален, так и каждая ситуация уникальна. Искать нищих, бегать с телефоном и снимать, как ты подаешь, естественно, нельзя: это никакое не милосердие. Стараться исполнять волю Божию по отношению к своим близким – это во-первых. Это Господь тебе послал этого человека, и Господь смотрит, что ты будешь сейчас делать. Если скажешь: «Я уже выполнил весь свой долг (и христианский, и гражданский), поэтому ко мне не подходи», – это сразу перечеркивает то, что ты сделал по отношению к близким.
Очень хороший пример – принцесса Диана. Она ездила в Африку, в разные горячие точки, в том числе приезжала в Сербию. В Сербии, давая интервью, она сказала: «К сербским детям я не поеду, я поеду только в Косово – там дети страдают». А сербские дети не страдают? Где здесь милосердие? Здесь есть лукавый расчет. Понятно, что политика, что она – человек общественный. Но мы-то с вами? Я понял вопрос телезрителя так: я уже сделал все, что от меня требуется, и если бабушка что-то попросит, Господь с этой бабушкой, – пусть питается как хочет. Это не по-христиански. Здесь нужно быть очень внимательным.
Вопрос телезрителя из Ленинградской области: «Как научить детей милосердию? И будет ли делом милосердия прощение тяжелых обид – предательства, например?».
– Дети копируют родителей. Если вы к детям относитесь милосердно, то это к вам вернется. Естественно, это основание, фундамент жизни ваших детей. Например, вы устали, у вас нет сил после работы, а ребенок просит: «Почитай книжку, поиграй со мной». Это тоже дело милосердия к самому близкому. Хорошо, если ребенок видит, как мы относимся к нищим (и лучше дать, чем не дать). Вот по такому принципу действовать.
А прощать обиду нужно всегда. Что делать после прощения – это должна подсказать вам совесть и интуиция: иногда нужно восстановить отношения, а иногда нужно немножко отгородиться, чтобы не травмировать ни себя, ни ребенка. Все в ваших руках. Я думаю, что вы справитесь.
Милосердие может научить покаянию – научить человека исповедоваться, молиться?
– Милосердие (как я чувствую сейчас) позволяет глубже посмотреть на себя, что-то в себе открыть и, как следствие, может очень многое изменить в нашей жизни. Милосердие как свойство Божества способно преобразить всю нашу жизнь и привести ее к максимальному исполнению, если так можно выразиться, – к раскрытию наших возможностей.
Путь очень непростой. Посмотрите, сколько мы уже рассуждаем о милосердии, и какой бы вопрос ни взяли, везде касаемся другой добродетели – рассуждения: без рассуждения милосердие вредит и тому, кого мы пытаемся облагодетельствовать, и нам самим. Множество примеров, когда человек считает себя достойным и требует милостыни, и здесь нужно проявить рассудительность. Духовная жизнь очень непроста. Мы уже говорили, что в наш информационный век приборы, которыми мы пользуемся, отучают нас думать – информационные технологии отучают нас от рассуждения, и это бесам на руку.
Мы решили в своем приходе учредить работу с людьми в социальных сетях по заповеди недели. Берется цитата из Священного Писания (или святоотеческая цитата), к ней публикуется комментарий. Дальше люди оставляют свои комментарии, делятся своим опытом, и затем в прямом эфире мы стараемся все это разбирать.
Конечно, главная наша задача – всегда развиваться. Мы развиваемся, когда стараемся быть ближе друг к другу, пытаемся воспринимать друг друга как высшую ценность. Общаясь в интернете, это сделать не так просто, но «душа обязана трудиться» – и люди трудятся. Нас можно найти в Instagram, в группе ВКонтакте (храм_Раздолье). Мы приглашаем всех присоединиться к этому непростому труду.
К размышлению.
– Да. Вот сейчас заповедь недели – слова апостола Павла к коринфянам: не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни. Эта цитата находится в моем сознании, и что бы я ни делал, я рассуждаю: лучше я туда не пойду, лучше сделаю по-другому. Ведь Священное Писание огромно, необъятно, но в каждой его части отражается вся Библия – и Господь находится в этих словах. Люди порой говорят: «Я ничего не понимаю, это ко мне не относится», а потом мы начинаем размышлять – и получаем удивительные комментарии и благодарности. И слава Богу, что у нас это получается. Чтобы получить много лайков, как говорит моя дочка, нужно, чтобы было кратко, просто и со смыслом. Конечно, мы не гонимся за рейтингом, за лайками – как говорил Господь: «Не бойся, малое стадо». Поэтому всех приглашаем присоединиться к этой работе.
Я знаю и Вас, и многих других священников, которые очень много трудятся в делах милосердия, но у меня возникает ощущение, что делается это в одиночку, что у священников мало сподвижников. Так ли это?
– Нам в этом повезло – мы построили Дом сопровождаемого проживания и осуществляем сопровождение подопечных: они живут в свободном режиме, как граждане России, как дееспособные люди (хотя по ним не скажешь, но так и есть). Они живут, но с помощью – с сопровождением специалистов. У нас 3 специалиста и 7 ребят живут. Мы организовали это непростое и очень важное дело совместно с общественно-благотворительной организацией «Перспективы» – конечно, без помощи мы сами не справились бы.
Встав на ноги с Домом сопровождаемого проживания (он уже встал на свои рельсы), мы самостоятельно делаем еще один важный проект – летняя духовно-трудовая реабилитация для семей с особыми детьми. Что касается милосердия, мы говорим, что особых людей нужно со всех сторон поддерживать, что им нужна помощь, но на самом деле в таких семьях мама нуждается в окормлении, в милосердной поддержке порой даже больше, чем ребенок. Мы взяли на себя этот непростой труд, и в этом году уже будет 3-й опыт летнего лагеря («лагеря» в кавычках: мамы сами несут ответственность за своих детей, это наш совместный труд).
Милосердие может научить жить по Евангелию и исполнять волю Божию. И можно абсолютно точно утверждать: милосердие – это действительно путь к спасению. Вы сказали вначале, что даже если в вас нет любви, делайте так, как будто любовь есть. Научиться милосердию просто необходимо – это очень нужно нам, и прожить без этого нельзя. Милосердие нужно нам самим...
– Абсолютно верно.
Отец Борис, прошу благословить наших телезрителей.
– Дорогие мои, о многом мы не смогли сегодня поговорить. Поэтому присоединяйтесь к нам в Instagram, в группе ВКонтакте – все вопросы решим. Помните, что на Страшном Суде Господь не спросит, кем мы были, – Он спросит, насколько мы были милосердны. Храни вас Господь и Матерь Божия!
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.