Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (1012) → Игумен Флавиан (Матвеев). Воскресенье – это воспоминание самого главного, что есть в нашей жизни: Воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа

Игумен Флавиан (Матвеев). Воскресенье – это воспоминание самого главного, что есть в нашей жизни: Воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа

№19 (1012) / 27 мая ‘19

Беседы с батюшкой

Пасха – центральное событие года и для многих людей, к счастью, самый важный праздник в году. Но есть еще малая Пасха – воскресный день. Как Пасхальную радость сохранить не только в дни Светлой Седмицы и до Вознесения Господня, а на оставшуюся часть года, помня о том, что воскресенье, в общем-то, и называется так потому, что Воскрес Иисус Христос?

– Из всех Пасхальных обычаев самый интересный и самый трудный – это соблюдение святого Великого поста перед праздником Пасхи, чтобы хорошенько подготовиться, очиститься, чтобы молитвой, которой крылья придает пост, сформировать себя и устремить себя навстречу Воскресшему Христу Спасителю. Великий пост готовит все человеческое естество – дух, душу и тело – к празднику Пасхи. И тот, кто подготовил себя к Светлому Христову Воскресению, уже потом эту радость сумеет в себе сохранить и правильно распределить.

Самое важное на этом пути – хранить мысль, что Воскресение Христово – главное событие нашей жизни, самое главное событие Нового Завета, в котором мы живем. Это событие – как бы мерило всех дел, мерило всех духовных начинаний. Поэтому христианин на протяжении всего года (помимо Великого поста, который целиком готовит нас к празднику Пасхи) живет в каком-то смысле от воскресенья до воскресенья, а немножко в другом смысле – от Причастия до Причастия. Воскресенье – это воспоминание самого главного, что есть в нашей жизни: Воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа. Мы готовимся воскреснуть вместе с Ним и к этой мысли возвращаемся каждое воскресенье. А когда наступает Великий пост, мы уже к Пасхе готовим себя совершенно особенным образом.

Таким образом, надо сказать четко: к Великому посту нужно относиться со всей серьезностью – без Великого поста празднование Воскресения Христова лишается особого Пасхального аромата, особой Пасхальной духовной радости. Хотя, по Слову святителя Иоанна Златоуста (оно оглашается на утрене в первый день Пасхи на церковнославянском языке, но смысл его очень понятен), «постившиеся и непостившиеся придите, возвеселитеся днесь», то есть сегодня веселитесь, ибо Христос Воскрес для всех и ради всех. Но те, кто соблюдает Великий пост серьезно, строго к нему относится, конечно, понимают, что эти радость, сосредоточенность, полнота духовных переживаний потом остаются и после празднования Святой Пасхи на весь год.

Тема сохранения добродетелей, приобретенных во время Великого поста, поднималась весь пост, и она очень важна и интересна. Хочется сохранить состояние сосредоточенности, вдумчивости, осознания самого себя и своего отношения к происходящему. Важно, чтобы это состояние не было сиюминутным – только на Великий пост... Как не допустить, чтобы приобретенное нами осталось позади?

– Нужно обязательно задумываться над тем, что в нашей жизни главное, а что второстепенное, что в духовной жизни главное, а что второстепенное. И время распределять так, чтобы второстепенное всегда оставалось на 2-м, 3-м местах, а главное место занимало то, к чему нужно стремиться.

Главное событие – Воскресение Христово. Главное событие в моей жизни, когда я могу устремиться навстречу Воскресшему Христу, – это, очистив себя в таинстве Исповеди от греха, приступить к Христу Спасителю в таинстве Святого Причащения. И в этом смысле человек живет от Причастия до Причастия.

Осознавая это главное и в умозрительном плане, и в практическом применении, всегда надо держать в себе определенную последовательность ценностей более высоких, менее высоких, всегда понимать: я отвечаю за свою душу, за свое спасение, я – тот человек, за которого распялся Христос, за которого Он пролил Свою Кровь. Я не могу к себе относиться как к чему-то малозначащему, я не могу себя бросить, покинуть – я ценен в Господе, я ответствен за самого себя, ибо и за меня Христос Спаситель пролил Свою Кровь.

Христианин должен обязательно об этом помышлять (не впадая в гордыню, разумеется, и не противопоставляя себя другим людям). Другие люди на то и другие, каждый сам отвечает за свою душу, а я отвечаю за свою. Вот это осознание – что за меня Христос пролил Свою бесценную Кровь – не дает верующему сердцу впасть в грехи, в легкомысленное дурное поведение, пренебречь собою, опорочить себя легкомыслием. Все это становится почти невозможным, если человек все время помнит: я ответствен за свое спасение, за меня Христос Спаситель пролил Свою Кровь.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Принято ли говорить незнакомым людям на улице “Христос Воскресе”? И еще вопрос. В студии на полках я вижу белые книги: расскажите, пожалуйста, о них подробнее, что в них написано».

– Это очень хорошие книги, но сейчас они используются в качестве красивого фона, хотя каждая из этих книг содержит немало ценной и полезной информации.

Что касается того, нужно ли приветствовать на улице всех прохожих словами «Христос Воскресе!», это зависит от решимости и духовной силы каждого человека. Одни люди, особенно в первый день Пасхи, идут и всех встречных приветствуют: «Христос Воскресе!». У них на это хватает духовных сил. И должно хватать духовных сил на то, чтобы спокойно, с твердым убеждением, что на все святая Божия воля, принять то, что человек может не ответить, или отвернется, или, может быть, даже скажет какую-то грубость. Если человек, несмотря на это, сможет сохранить в себе должное духовное равновесие, мир душевный, тогда он может себе позволить такое приветствие. Если же человек себя оценивает более скромно и думает, что ему будет сложно воспринять отказ во взаимном праздновании Пасхи, тогда, наверное, не стоит этого делать. Каждый должен соизмерять свои силы.

Телезрительница из группы «ВКонтакте» пишет: «Развейте мои сомнения. Священники говорят, что можно причащаться без Исповеди в Пасху тем, кто исповедовался и причащался в Страстную седмицу. Но ведь как бы ни старался человек прожить без греха, никак не получается: то осудишь, то рассердишься». Другая телезрительница спрашивает: нужно ли читать в Светлую Седмицу Псалтирь, Евангелие, акафисты и молитвы за детей?

– Что касается подготовки ко святому Причащению, то я всегда опасаюсь отвечать на такие вопросы, скажем так, общим порядком.

На каждом приходе могут быть заведены свои порядки: например, на одном есть достаточное количество духовенства, чтобы всех желающих тихо, спокойно исповедовать на протяжении Светлой Пасхальной Седмицы. А в других приходах один отец-настоятель, который трудился не покладая рук, не смыкая глаз буквально всю Страстную седмицу, потом организовал празднование Пасхи, Пасхальное богослужение, еще, может быть, к благочинному съездил послужить в начале недели – и, наверное, ему надо дать отдых. Поэтому так получается, что во многих приходах настоятели говорят: если вы хорошо готовились, хорошо постились и на Страстной седмице исповедовались, то можете причащаться на Светлой Седмице без дополнительной Исповеди.

Везде по-разному. Бывает, что настоятель на каком-то приходе более строго относится к этому и говорит, что надо быть более внимательным к духовной жизни, хорошенько наблюдать за собой и обязательно исповедоваться, он задерживается в храме и всех исповедует. А другие говорят: «Дорогие братья и сестры, мы все потрудились Великим постом, теперь будем просто радоваться Воскресшему Спасителю, и те из вас, кто хорошенько готовился, могут причащаться без Исповеди во время Светлой Седмицы, у кого насколько хватит сил». Знаю, что бывают и такие приходы, и такие.

Конечно, каждому христианину, каждому прихожанину нужно руководствоваться указаниями своего настоятеля, может быть, своего духовника или священника, к которому человек ходит на Исповедь. Такие вопросы лучше не пытаться решать общим порядком: вот появился священник на экране телевизора, он нам сейчас все расскажет. Лучше всегда хранить более тесную связь со своим приходским духовенством и руководствоваться теми порядками, которые заводит местный настоятель. В этом заключается реальная церковная жизнь человека, как говорится, здесь и сейчас.

Что касается того, какие молитвословия читать на протяжении Светлой Седмицы, тут можно сказать так. Келья Устава не знает (старое монастырское присловье), поэтому дома можно читать те молитвословия, к которым расположена душа. И здесь нужно благоразумие. Если в сердце Пасха, то можно почитать Часы Пасхи, канон Пасхи. У кого есть голос и слух, можно послушать, как это поется в храме, и также петь дома. Если сердце подсказывает, что нужно сосредоточиться на Пасхальных молитвословиях, то не надо от этого отказываться, это очень хорошо.

В Пасхальных песнопениях мы слышим: «Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера...». То есть вместе с Тобой, Господи, я спогребался, сходил в темноту гроба, для того чтобы восстать, воскреснуть вместе с Тобой сейчас, когда уже наступила Пасха. Заканчивается это песнопение словами: «Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем» – человек надеется, что Христос Спаситель его, поющего это песнопение, прославит вместе с Собою в Своем вечном Царстве. Пасхальные песнопения совершенно неподражаемы, поэтому надо пользоваться моментом и во время Светлой Седмицы сосредоточиться именно на этих священных текстах.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Я все время думаю, почему Христос никогда не шутил даже над фарисеями? Юмор и Бог – это сопоставимые вещи? Или все должно быть только серьезно?».

– Вопрос очень интересный, ведь споры об этом, наверное, не утихнут никогда...

Православный юмор, конечно, существует, потому что православные шутят, от этого никуда не денешься. В Пасхальную седмицу буквально на ходу рождаются такие присловья. Например, один другого спрашивает: «Ду ю спёк кулич?». Другой думает: «Что же он у меня спросил?». Тот говорит: «Правильный ответ: йес, ай спёк». Это фольклор, который рождается буквально на наших глазах.

В Евангелии шуток из уст Христа Спасителя мы напрямую не видим. Обличения, которым Он подвергал книжников, фарисеев, называя их крашеными гробами, змеями, ехиднами, мы знаем, а шуток действительно нет. Но, с другой стороны, можно задать себе вопрос: зачем Он апостолам давал прозвища? Ведь у Него Симон стал «Камнем», Он говорит: «Ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Другие ученики получили наименование «сыны грома». Какими они были: действительно похожими на сыновей грома или в этом была ирония? Мы об этом узнаем, когда наша земная жизнь закончится или когда Христос Спаситель придет (если это будет раньше расставания наших душ с нашими телами). Так или иначе, но рано или поздно мы об этом узнаем.

По крайней мере, мы знаем одно: святые люди, которые старались воплощать идеал Христовой жизни (и у них это получилось, что засвидетельствовано самой Церковью, которая прославила их в лике святых), преподобные, строгие, серьезные люди, могли шутить со своими учениками. Например, есть такая притча. Однажды некто, пришедший посмотреть на святых подвижников-пустынников, внимательно наблюдал за ними и, увидев, как преподобный шутливо обращается с братьями, даже стал осуждать: «Чего это они шутят, смеются?». Преподобный отвечает: «Вот у тебя есть лук. Натяни его». Тот натянул. – «А сильнее пробовал натягивать?». Тот натянул сильнее. – «А если еще сильнее натянуть?». Тот говорит: «Либо тетива порвется, либо лук сломаю». Преподобный говорит: «Вот так и человек: если все время сильно натягивать, то можно сломаться. Надо дать время немножко расслабиться, чтобы напряжение снять, а потом снова успешно подвизаться». Так что, несомненно, добрый юмор имеет право на существование в нашей христианской среде.

В наших городских храмах Божественная литургия длится примерно 2–2,5 часа. А в одном из монастырей, который находится в поселке нашей области, нашей епархии служба началась в 9 утра и закончилась в час дня, то есть длилась существенно дольше – служба Пасхальная, которая короче обыкновенной. У меня возник вопрос: не стали ли мы слишком суетливы, ибо отвыкли от такого продолжительного богослужения? И еще: служба была настолько тихой, размеренной и понятной, что можно было разобрать каждое слово, которое произносилось и священником, и певчим… Как у вас служится? От чего может зависеть длительность богослужения? Есть ли какой-то ее критерий?

– Все мы в этом смысле немножко разные: у каждого свой темперамент, скорость реакции и восприятия информации. У каждого свое представление об эстетике тех или иных служб и даже отдельных песнопений. Например, я всегда очень грущу, когда певчие начинают очень медленно петь песнопение: «Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение». Есть традиция, по которой это песнопение должно быть медленным и грустным. Вот я не могу с этим смириться, а регенты и певчие, с которыми я завожу об этом разговор, делают удивленное лицо и говорят: «Отец Флавиан, откуда мы возьмем более быстрые песнопения? Их нет, есть только медленные, неспешные и грустные». Так принято.

Причем в Уставе нигде не обозначено, что так должно быть. А меня это вводит в какие-то непасхальные переживания. «Пасха нетления, мира спасение» – это можно прочитать радостно, торжествующе. «Адама воздвиг от тли и упразднив смерть!» – торжественные, великие и замечательные слова, и можно их произнести торжественно и радостно. Но есть только такая традиция – петь это песнопение медленно и грустно. Для кого-то это совершенно нормально, и они считают, что не могут все песнопения быть только радостными.

Взять, например, греков – у них Пасхальные песнопения гораздо сдержаннее, чем это принято в русском богослужении, но они отличаются более приподнятым характером. Хотя у них богослужение более ровное по сравнению с нашим, без явных перепадов. Но, опять же, это мое восприятие.

А у нас есть песнопения, которые поются чрезвычайно быстро или скачками: выше, ниже, ритм, ритм, потом опять выше, ниже. А потом вдруг раз – и звучит грустное песнопение: «Плотию уснув...». И говорят, что это совершенно оправданно с точки зрения восприятия – одни песнопения оттеняют другие песнопения, песнопения, которые носят один характер, делают более выгодными восприятие других песнопений. Так что в этом есть своя логика.

Есть своя логика в том, чтобы все петь так (тут варианты могут быть разные), чтобы каждый слог звучал четко и каждое слово было понятым. Например, тропари Пасхального канона: «Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас приведе...». Я сейчас четко произношу каждое слово. Если певчие будут петь так же, не захлебываясь от эмоций, от скорости, от того, что регент указывает быстрый темп, то все прихожане имеют шанс что-то понять; если нет заботы об этом, слова будут сливаться в какую-то кашу, и богослужение разве что передаст людям только настроение, эмоции, но не смысл. То, что вы отметили в этом монастыре, очень важно: каждый слог должен быть произнесен четко, каждое слово должно быть услышано.

Продолжительность богослужения (оно может быть чрезвычайно большим) – это вопрос отдельной дискуссии. И, наверное, на него можно ответить так. Если это особые богослужения в особом месте, удаленном от мирской суеты, от жизни большого города, то они могут продолжаться сколько угодно, пусть даже и 4 часа. Но возьмем горожан – жизнь горожанина довольно суетная, тем не менее человек хочет участвовать в богослужениях регулярно. И вряд ли такой человек пожелает для себя богослужение продолжительностью более 2-х часов: 2 часа – это предел восприятия, как я считаю, для среднестатистического человека.

Человек посещает богослужения раз от разу каждую неделю: каждый субботний, каждый воскресный, каждый праздничный день. Если богослужение продолжается до 2-х часов, есть шанс его адекватно воспринять и при этом не устать. А когда человек приезжает в паломничество в дальний монастырь, то он себя специально готовит к тем богослужениям, в том числе говоря себе: да, эти богослужения могут быть очень длинными, но я потерплю, потому что ради этого, может быть, я сюда и приехал.

Это можно соотнести с продолжительностью занятий: в детском саду 20 минут, в школе – 40 минут, в вузах уже появляется академический час...

– Совершенно верно. И священнослужители, как организаторы богослужений, все время имеют перед собой эту проблему и пытаются ее решить именно в пользу прихожан.

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «У меня вопрос простой, но для меня очень сложный. Мне очень сложно бороться с собой, со своею леностью – особенно в духовной жизни. Душа горит, хочется делать, но что-то все время не дает: то заболит что-то, то домашние отвлекут. Я уже 20 лет с этими путами борюсь, но очень сложно. Хотелось бы услышать совет батюшки».

– Если вы боретесь, чтобы стать лучшей христианкой, более сосредоточенной, то, может быть, вам не хватает планирования? Сделайте так, чтобы ваша духовная жизнь была подчинена какому-то плану. Конечно, тут могут быть разные препоны ради служения ближнему (но только если ближний не садится нам на шею и не пытается нас эксплуатировать). Ради любви и служения ближнему можно от плана отклониться, но тот или иной план, та или иная программа, что человек составляет для себя сам, должны быть в жизни каждого человека. Это разумно.

С другой стороны, вы говорите: то тут заболит, то там заболит. Нужно заботиться о своем здоровье. Если давно не были у врача, надо обязательно побывать, здоровье проверить, профилактические меры принять. Но если, как некоторые говорят «здоровья нет, но пока шевелимся», то нужно сосредоточиться на том, чтобы поменьше себя жалеть. Тогда в духовной жизни может быть достигнут прогресс. Без серьезных усилий никогда ничего хорошего не рождается, поэтому нужно серьезные усилия предпринимать.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс