Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (1012) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Господь нам дал счастье святой христианской Православной веры

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Господь нам дал счастье святой христианской Православной веры

№19 (1012) / 27 мая ‘19

Беседы с батюшкой

Батюшка, здравствуйте! Христос Воскресе!

– Воистину Воскресе! Христос Воскресе, дорогие братья и сестры, дорогие телезрители!

Вопрос телезрителя: «Я хочу привести своего папу и младшего братика к Богу. Когда мы ходим с братиком, мамой и бабушкой в церковь, братик там балуется. Что делать в этой ситуации? И как папу привести к Богу?»

– Дорогая детка, мы все – сообщающиеся сосуды. Все православные стараются в Великий Четверг стать причастниками Святых Христовых Таин. Вспоминаются потрясающие слова отца Иоанна Кронштадтского, который говорил, что благодать Причащения распространяется и на род причащающегося человека. То есть один человек в семье причащается, а благодать распространяется на род. В Церкви мы не зерна, насыпанные в мешок, а капля в сосуде, и то, что происходит с одним, распространяется на других. Помните, у Достоевского: грех одного человека ложится пятном на весь мир? А добродетель одного человека освящает весь мир – это факт.

Поэтому пусть ребенок имеет надежду, что по ее молитвам и ее примеру папа придет к вере. А младшего братика надо потихонечку приводить в храм: сначала на 5 минут без игр, потом на 10, потом на 15 – ребенок долгого богослужения не может выдержать. Если он начинает баловаться, потихонечку выводить его из храма, а заводить в основные моменты службы – на Евхаристический канон (если он сможет) или на Причастие. К храму надо тоже постепенно приучать, сразу ребенок столько не выдержит.

Это женский крест: успокаивать.

– Кстати, насчет женского креста святитель Феофан Затворник Вышенский сказал одной доброй христианке: «Вы – жена, мать, хозяйка, и в исполнении этих обязанностей ваше спасение. А матери, сердобольно заботящиеся о спасении чад своих, уподобляются мученикам. Потому и я говорю вам: ожидайте и вы венца мученического». Тем более в наши времена матерям трудно: малогабаритки, природы рядом нет, ребенка никуда не выпустишь. Детские сады переполнены. Конечно, подвиг матерей очень великий.

Но нам, православным христианам, надо почувствовать, что мы – особенные, Господь нам дал счастье святой христианской Православной веры. Один из наших поэтов сказал: «Владеешь ты всерадостною тайной: Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог». Вот эта тайна открыта православным.

Когда я был в доме престарелых, спросил у людей, какой у них самый любимый день в неделе. Все ответили, что, скорее всего, воскресенье. Спрашиваю: «Почему?» – «Выходной день». Я спрашиваю: «Каким цветом этот день выделен в календаре?» – «Красным». – «А вы когда-нибудь задумывались, что означает слово “воскресенье”?» Они стали задумываться и потихонечку отвечать, что, наверное, это связано с Воскресением Иисуса Христа. Действительно в наш календарь перекочевало это явление, которое было на самом деле, и даже день недели у нас теперь так называется. То есть насколько серьезно в жизнь вошло это событие!

У греков, например, что интересно, этот день недели называется «кириаки» – «день Господень» («кир» – «господин»): день, посвященный Богу. Мы же говорим: шесть дней работай и делай дела, седьмой день – Господу Богу твоему. Они называют воскресенье «день Господень», а у нас день напрямую назван по смыслу того события, которое произошло в этот день, – Воскресения.

Многие Иерусалим, Святую Землю называют 5-м Евангелием. Если кто-то не знает Евангельских подробностей, гид все объясняет: здесь было Рождество Христа, здесь было крещение, на этом месте Его распяли, на этом месте Его похоронили; здесь Он Воскрес, а на этом месте было Вознесение. И многие, побывав в Иерусалиме, потом начинают читать Евангелие.

Кстати, людям, которые приобретают туры на Мертвое море, организуют экскурсию в Иерусалим на 1–2 дня, и православные гиды называют их «мертвоморцы». Так вот, «мертвоморцы» сначала знакомятся с камнями (помните, в Евангелии Господь говорил: «Камни возопиют»), и для них камни рассказывают иногда больше, чем само Евангелие: они побывают в Иерусалиме, а потом начинают читать Евангелие.

Поэтому для нас, конечно, величайшая милость Божия, что мы знаем о Воскресении, верим в Воскресение. То же самое будет с нами: «Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века». Апостол Павел говорит: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Первенец Христос, потом Христовы, в Пришествие Его».

Кстати, по поводу первенца. Никто не мог себе представить 20 веков, что возможно преодоление земного притяжения, что когда-нибудь человек научится летать, что когда-нибудь человек побывает в космосе. А Юрий Алексеевич Гагарин первым побывал в космосе. Его потом возили по всему миру, и люди с таким восторгом встречали нашего русского летчика-космонавта, который первым побывал в космосе! Я с удовольствием смотрю эти документальные зарисовки – его добрейшая улыбка незабываема.

Существует такая легенда, что Хрущев спросил Гагарина: «Когда ты был в космосе, Бога видел или нет?» И Гагарин говорит: «Видел. Только, умоляю, никому об этом не говори». А существует и другая легенда, которую потом уже транслировали, используя для атеистической пропаганды: на вопрос Хрущева, видел он Бога или не видел, Гагарин якобы ответил, что Бога не видел. Это по поводу первенца: никто не мог поверить, что человек будет в космосе, а потом за Гагариным многие были в космосе. Так и Христос: Первенец из мертвых, а потом все пойдут за Ним.

Кстати, есть потрясающая иллюстрация на слова нашего Господа из Евангелия: «Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам». Однажды, в 1961 году, на уроке 8-летнего мальчика Сергея поставили у доски перед всем классом, и учительница говорит: «Сергей, ты верующий человек (а он был сыном священника; интересно же было поиздеваться над сыном священника). Тебе известно, что наш советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин побывал в космосе. А знаешь ли ты, что секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев спрашивал у него, видел ли он в космосе Бога, и тот убедительно ему ответил, что Бога не видел. А что ты, Сережа, скажешь перед всем классом?» Сережа мысленно перекрестил себя крестным знамением, вспомнил, наверное, эти слова Господа: «Я дам вам уста и премудрость», – и ответил: «Знаете, Татьяна Сергеевна, я думаю, что Юрий Алексеевич очень низко летал». Что тут ответить ребенку...

Еще вспоминается одна история по этому же поводу. Однажды уполномоченный чекист вызывает митрополита Алма-Атинского Иосифа (Чернова) и говорит ему: «Владыка, Вы, наверное, слышали про вопрос Никиты Сергеевича и заявление Юрия Гагарина о том, что он в космосе Бога не видел?» – «Да, слышал». – «Мы вас очень просим на ближайшей проповеди рассказать своим прихожанам о том, как Гагарин слетал в космос, о вопросе Хрущева и о том, какой был ответ Гагарина». Владыка после этого разговора сел в машину и в сердцах стал рассказывать водителю, что было на встрече с уполномоченным. Водитель говорит: «Владыка, и неужели Вы это скажете?» Владыка тяжело вздохнул: «Придется сказать». И почувствовал такую досаду, такое разочарование своего водителя, что сердце разрывалось...

Наступил воскресный день, Владыка выходит на амвон, крестится и произносит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие, возлюбленные братья и сестры! Все вы, наверное, слышали о том, что наш соотечественник, наш русский человек Юрий Алексеевич Гагарин побывал в космосе. Это большое событие в жизни нашего русского народа. После его возвращения Никита Сергеевич Хрущев задал ему вопрос, видел ли он Бога в космосе. На что Юрий Алексеевич ответил, что в космос он летал, но Бога не видел».

Прихожане были в недоумении: зачем Владыка пересказывает эти слова, для чего? Чекисты записывали все на записывающее устройство и с восторгом о проделанной работе, что они такого иерарха склонили к такой деятельности, уже потирали погоны, в надежде, что за такую работу прибавится еще одна дополнительная звездочка. А Владыка продолжил: «Да, братья и сестры, он ответил: я в космос летал, а Бога не видел. А Бог его видел и благословил!»

Что заказывали, то и получили, но выводы были совершенно другие: не те, что ожидали. Кто такой Юрий Алексеевич Гагарин, чтобы видеть Божественный Дух? Бог есть Дух. Бога никто не видел. У нас у всех есть эта перспектива на спасение через то, что Христос Воскрес по человеческой Своей природе. Воскресение было Его человеческой природы, чтобы нам проложить путь к вечности и воскресению.

Как Светлой Седмице поминать усопших? Можно ли ходить на кладбище?

– Если годовщина, то можно в сам день сходить. На Пасхальной Седмице нет заупокойной ектении, но частички на проскомидии вынимаются. А обычая ходить на кладбище на Светлой Седмице нет, только после нее… Светлая Неделя – это один длящийся день Воскресения, который начнется с воскресенья и закончится следующим воскресеньем. Никакие святые не поминаются, только о Воскресении Христовом все богослужение...

Как важно знать богослужебный Устав – он очень интересный.

– Говорят: «Батюшка, а как причащаться на Светлой Седмице? Можно или нельзя?» Тому, кто соблюдал Великий пост и нес этот посильный подвиг, Причащение на Светлой Седмице дается как милость Божия, если, конечно, у человека есть возможность, расположение, желание, ревность причащаться. Перед Причастием на Пасхальной Седмице духовники советуют вкушать только ужин без мяса. Молитвенная подготовка такая: читаем Пасхальный канон, молитвы ко святому Причащению, даже без канона ко святому Причастию. Если есть желание, время, расположение – читайте. Но достаточный минимум – это Пасхальный канон и молитвы ко Святому Причастию.

Если вы исповедовались на Страстной неделе или в Вербное воскресенье, Великий Четверг, Великую Субботу, то и нет препятствий в течение этой недели, если чего-то серьезного не совершили, подходить к Причастию – не без Исповеди, а с прежней Исповедью, которая была в течение Страстной недели, можете причаститься на Светлой неделе несколько раз, когда вы будете к этому готовиться. А если что-то натворите, то, конечно, с Исповедью. Священник тогда решит, допускать вас или не допускать.

На Светлой Седмице не мучайте священника, если хотите причащаться, возьмите благословение: «Батюшка, я исповедовалась на Страстной неделе. Благословите причаститься». Тем более пост соблюдали, тем более если православные христиане, то пожалуйста, с Богом причащайтесь. По сути, нашумевшее выступление отца Андрея Ткачёва было правильным. И я с этим выступлением полностью согласен – кроме формы подачи этого выступления: там был перебор. На самом деле, радуйтесь, что нам дарован этот день, эта неделя – Светлая Неделя дарована как один день. Не превращайте опять великий праздник в Великий пост.

С чего начинается духовная жизнь? Старец Амвросий сказал: «Духовная жизнь начинается с того, чтобы день стал днем, а ночь стала ночью». И Иоанн Лествичник говорит: «Не ищите зимой лета, а летом зимы». Для покаяния был весь Великий пост. Светлая Седмица – это дар от Господа, не превращайте ее в дни покаяния Великого поста.

Я вспоминаю службы в лавре. В конце всем дают целовать крест. Один монах говорит: «Подходим! Благодарим Бога!»… Действительно, это милость Божия, и большая благодарность должна быть за эти службы, обязательно нужно на них ходить, иначе можно пожалеть.

– Конечно. Святитель Феофан Затворник говорил, что у нас не одни только скорби, не одно только покаяние, не одни только проблемы, у нас не только страдания. У него есть такое выражение: иногда Господь приоткрывает форточку, через которую мы можем чуть-чуть приобщиться вечной Пасхальной радости, чтобы было представление, ради чего подвизаться. В Пасхальные дни всем в свою меру Господь приоткрывает эту Пасхальную радость: «Вот смотри, дорогой, есть ради чего подвизаться».

Кстати, в истории Оптиной пустыни есть следующий случай. Лаврский монах (не упоминаю имени, оно было потеряно) был за его смиренный дух (Бог гордым противится, а смиренным дает благодать) восхищен в райские обители. И когда он пришел в обыкновенное свое состояние, братия окружила его: «Отче, как там? Что видел?» – «Братия, там такая радость! А все пересказать не могу». – «Неужели совсем ничего не запомнил?» – «Запомнил, а пересказать не могу. Одно запомнил. Там всегда поют “Христос Воскресе!”» Может быть, кроме «Христос Воскресе» много чего другого поют, но эта радость у него ассоциировалась с великими Пасхальными песнопениями, которые отпечаток на его ум, душу и сердце положили – именно только в эти дни звучат такие слова: «Веселимся божественне». Не «плотию уснув», а «веселыми ногами Пасху хваляще вечную». Я в прошлом году нашим священникам задал вопрос: «Отцы, а вот интересно. Мы эти слова читаем. Что такое радость человеческая мы более-менее имеем представление. А что такое “веселиться божественне”?»

Мне кажется, есть намек, что такое «веселимся божественне», у старца Паисия Афонского, которого по милости Божией я застал за 10 месяцев до его кончины, в 1993 году. А 12 июля, в праздник Петра и Павла, он отошел в вечность. Он в своих письмах говорит: «Нам от Бога дано две радости: радость человеческая и радость Божественная. Что такое радость человеческая? Радость человеческая – это когда человек что-то принимает, что-то получает: внимание, заботу, любовь, копейку, участие, помощь, назидание, наставление, сочувствие».

Кто-то из мудрых людей сказал: «Там, где нужно соучастие, недостаточно одного только сочувствия». Сочувствие тоже очень важно и чрезвычайно необходимо. Но там, где возможно соучастие, недостаточно одного сочувствия. Мы сами должны стать источником радости и тогда можем испытать, что такое «веселимся божественне».

Есть вопрос – думаю, важный: «Моему внуку 5 лет, недавно у него появилась привычка употреблять слово “ненавижу”. Как правильно объяснить значение этого слова и то, что нельзя его произносить?»

– Это, скорее всего, из мультфильмов. Ты можешь вспомнить советский или чуть постсоветский мультфильм, где были эти слова? Редко такое можно вспомнить. Сейчас это сплошь и рядом. Переводные мультфильмы и прочее – скорее всего, оттуда вот эта агрессия. Поэтому нужно следить, что смотрит ребенок. Когда течет вода или прорвало трубу, надо воду не ведрами носить – носишь и носишь, дальше что? Дырка-то в трубе. Ты дырку в трубе сначала закрой, а потом сантехника зови, чтобы хомут поставили или вообще переварили трубу. Бесполезно вычерпывать, пока источник не закрыт.

Поэтому надо сначала причину понять: где он это слышит. Если выяснится, что дома слышит, от той же бабушки или мамы, папы, братьев, сестер, надо с этого и начинать. Маленький ребенок всегда подражает. Поэтому ищите первопричину, удаляйте сначала ее. Объяснять можно всю жизнь, до бесконечности друг другу… Умение объясниться как раз и будет источником Пасхальной радости. Почему у людей нет радости? Не могут объясниться, не могут прощения попросить и прочее.

Мне на Исповеди часто говорят: «Я ничего плохого не делаю». Молодец! А что хорошего ты делаешь как христианин? «Уклонись от зла и сотвори благо». Мало одной только половины – уклониться от зла. Сотвори благо: зло вокруг нас, оно не должно входить в нас, тем более не должно исходить из нас. Поэтому слово «ненавижу» надо из лексикона вычеркнуть раз и навсегда, чтобы не задавать потом таких вопросов. Откуда взялись эти слова? И тех людей стараться поправлять – искать мира. Где искать? В семье, мира с сотрудниками.

Один человек мне сегодня сказал перед эфиром, во время подготовки к нашей встрече: «Весь пост пролетел мимо». Почему? Весь пост был в духовной и почти физической войне с собратом. Спрашивается, какой толк был от поста? Надо было этого мира искать. А если были шаги с моей стороны, а с его нет? Что тогда? Тогда это вопрос, почему я попал в такую ситуацию? Есть интересный духовный ответ одного святого: «Бог по жизни нам посылает именно таких людей, через которых может быть уврачевана наша гордыня». А может, и не уврачевана. Почему? А действие лекарства очень часто зависит от больного: прописали лекарство, человек начал пить, но ему показалось очень часто три раза в день пить антибиотик, и он пьет только один раз... Или лекарство показалось горьким – выплюнул. Горечь осталась, а действия лекарства не произошло. Надо было проглотить это горькое лекарство, со смирением сказать: «Господи, если бы я был другой, он, может быть, изменился бы».

Но это дело борьбы, духовной борьбы – прежде всего с самим собой. Это дело времени, не все так сразу. Есть замечательное высказывание: не все сбывается, чего душа хотела, и путь не короток от замысла до дела. Хотелось бы в рай, да грехи не пускают. Если есть желание, есть намерение – все потихонечку, с Божией помощью устроится: «Смирихся, и спасе мя Господь», «с ненавидящими мир я был мирен». Для этого и Пасха, для этого и радость, чтобы мы искали этой радости через мирность и праведность – «когда Бог на первом месте, тогда все остальное на своем». Всем братьям и сестрам желаю от всей души, чтобы Бог был на первом месте. Сначала духовное – потом все остальное.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс