Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (1012) → Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл: «Мы – наследники победителей»

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл: «Мы – наследники победителей»

№19 (1012) / 27 мая ‘19

Архипастырь

Мы общались с Владыкой митрополитом на Светлой Седмице в маленьком домовом храме Обители милосердия во имя Святой Великомученицы Елисаветы Феодоровны, где только что закончилось чаепитие с сестрами милосердия.

До этого Владыка обошел девятнадцать подопечных обители, одарив каждого пасхальными подарочками. Судьба каждого из них – почти всегда трагедия: сюда они поступают, как правило, в бедственном положении – угасающими, немощными, часто совершенно не нужными своим родным. Сестры и братья милосердия их терпеливо и с любовью выхаживают, возвращая к жизни.

Скромный храм, в котором едва помещается 30 человек, располагал к беседе о главном – о любви и Пасхе в нашей жизни, о том, как чистота наших улиц связана с чистотой наших душ, о подъеме духа, который позволил нам победить во Второй Мировой войне и которого сегодня так не хватает нашему обществу.

Было символично и то, что говорили мы между двумя Пасхами – Воскресением Христовым и 9 мая, который Владыка митрополит привычно именует «народной Пасхой». Началась беседа, естественно, с Пасхального крестного хода, так поразившего участников и очевидцев, когда 20 000 человек прошли по центральным улицам Екатеринбурга под снегопадом, возглашая «Христос Воскресе!», щедро делясь Пасхальной радостью. Такое количество крестоходцев в Екатеринбурге знал разве что Царский крестный ход...

Владыка, вернувшись домой с двадцатитысячного Пасхального крестного хода насквозь промокшими, продрогшими, мы… были счастливы. Мы стали другими?

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл: – Думаю, что мы стали другими, чем были до этого крестного хода. Потому что до крестного хода было какое-то чувство внутреннего недоумения. Я все-таки родился на Урале (митрополит Кирилл родился в поселке Верхнечусовские Городки Чусовского района Пермской области. – Прим. ред.), прожил первые 17 лет своей жизни, сейчас вновь живу здесь уже восемь лет. Спрашивал у друзей, знакомых, кто все время прожил на Урале, и ни один из них не припомнил такую погоду в Пасху. Но при всем при этом все, кто ходил на Пасхальный крестный ход 28 апреля, в один голос говорили, что это был очень-очень большой подъем духа.

После крестного хода словно произошло укрепление внутренней настоящей радости. Если говорить про общее настроение этой большой общины, то оно действительно было очень торжественное, мирное, радостное, соответствующее празднику.

Пасха – это Воскресение, победившее смерть. Когда это чувство человек переживает внутри себя, он не может не меняться.

Думается, что и в вопросе места строительства храма Святой Екатерины поставлена точка: 20 000 уральцев явили свою волю…

– Для некоторых людей, чем дальше от них находится храм, тем лучше. Вопрос в том, что храм Святой Великомученицы Екатерины – сердце города, который построили верующие люди. Для них этот храм был дорог и близок, поэтому они поставили его в самом центре, сделав точкой отсчета нового поселения. Даже в силу этого собор Святой Екатерины, с которого начинался город, просто не может располагаться на задворках.

Иначе это чем-то напоминает послевоенную ситуацию: когда закончилась Великая Отечественная война, было принято бесчеловечное решение – всех бездомных инвалидов, без рук, без ног, отправляли на Валаам, чтобы они не «мозолили» глаза победившему народу.

Сегодняшнее стремление некоторых «сослать» главный храм города на окраину для любого думающего и чувствующего человека становится таким же отголоском черствости, непонимания, перевернутого сознания. Это как снести дом своих родителей...

И на самом деле, людей за храм Святой Екатерины всегда было значительно больше. Да, были и есть горожане, которые всегда чем-то недовольны. Но я уверен, что все-таки в Екатеринбурге достаточное количество людей здравомыслящих, искренне любящих свой родной город, который скоро отмечает 300-летие.

Храм станет не просто украшением, духовным и культурным центром уральской столицы, но будет средством внутреннего созерцания, пересмотра каких-то основополагающих вещей, взгляда на жизнь.

Пройдет время после строительства, и без этого собора Екатеринбург будет не мыслим, так же как сегодня его уже сложно представить без Храма-на-Крови.

Роль главного храма в жизни города трудно переоценить. Посмотрите опыт российских, европейских городов. Особенно это ярко выразилось, когда сгорел Нотр-Дам, и как весь христианский мир начал помогать его восстановлению, вспомнив о своих истоках.

Многие явления вообще так глубоко в нас «запрятаны», что только очевидные потрясения и события могут выявить, «разбудить» их. Например, есть мнение, что все происходящее вокруг храма есть своего рода «наследие» трагедии столетней давности, когда в Екатеринбурге был убит Государь Николай Александрович и члены его Семьи.
Уроки истории, оставшиеся неусвоенными, десятилетия воинствующего атеизма – все это создает питательную среду для «раскачивания лодки», этакая попытка использовать тему для взращивания протестной активности. Право, временами создается ощущение, будто речь о строительстве мусороперерабатывающего завода в центре мегаполиса…

– Если говорить с точки зрения попытки осмыслить что происходило столетие назад, почему убийство последнего российского Императора и его семьи произошло в Екатеринбурге, то, конечно, в этом есть определенный знак. Но город же существует не сто лет. В том и проблема некоторых людей – они забывают, что Екатеринбургу уже почти три века. И первые двести лет его созидали глубоко религиозные люди, здесь гармонично сосуществовали различные конфессии, с верой создавалась история, культура. Невозможно все это взять и забыть сегодня, когда речь идет о подведении итогов 300-летнего развития Екатеринбурга.

Прежнее имя городу вернуть оказалось сравнительно нетрудно, а вот чтобы содержание поменять, восстановить его истинное наследие, понадобится, видимо, гораздо больше времени. К примеру, у нас есть улицы, названные в честь участников гражданской войны. Но такого быть не должно. В братоубийственной войне, когда страдает весь народ, победивших быть не может. И те, кто сегодня призывает – обдуманно или необдуманно – к большому гражданскому противостоянию, должны понимать – это очень опасное дело.

Мы никогда не будем всем довольны, и у нас есть для этого основания. У нас сердце болит о многих вещах, которые происходят. Мы сегодня имеем очень хрупкий мир. Именно поэтому мы должны его ценить, чтобы не растревожить, не ввергнуть общество вновь в то, что было столетие назад – в кровопускание и братоубийственную войну, итогом которой стало истребление стольких нормальных, здоровых, молодых, полных энергии и сил людей!

Мы все вместе и каждый в отдельности должны стараться прекращать любое противостояние, из которого вырастает ослепляющая ненависть.

То есть речь о том, чтобы завершить, наконец, гражданскую войну, которая, оказывается, по сей день внутри нас? Именно это состояние вынуждает нас в каждой спорной ситуации тут же «хвататься за шашку», вместо того, чтобы искать мирные пути урегулирования ситуации. «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи»?

– Да, работать над собой гораздо сложнее, чем над проблемами другого человека. Нам всегда проще кого-то осудить, поносить и делать какие-то выводы, говорить, как нужно руководить страной, областью, городом.

А вот изменить самого себя гораздо сложнее. Иногда это – просто подвиг! Поэтому в принципе каждый человек должен работать над собой и стараться с каждым днем своей жизни хоть немножечко становиться лучше.

Как Вы думаете, в этом плане есть все-таки надежда, что 28 апреля произошла своего рода перезагрузка гражданского общества в его настроениях от противостояния к созиданию?

– Поживем – увидим. Могу лишь сказать, участвуя в этом крестном ходе, в этой общей молитве, видя искреннее желание людей, которые приехали и пришли на этот праздник, ощутил, что стремление к добру, оно, может, и не кричащее, но достаточно массовое.

Господь Бог показал нам, что не надо отчаиваться и унывать. Люди ведь не стали унывать и разбегаться из-за плохой погоды. Все пришли и прошли с желанием, и ощущение праздника было невероятным. У меня лично такого крестного хода не было за всю свою жизнь! Разве что когда-то, в очень раннем детстве, когда было очень радостно, легко и светло на душе. Но такого внутреннего ликования, как на эту Пасху, давно не припомню.

Мы, таким образом, еще и начали восхождение к Царским дням, которые свершаются на Среднем Урале ежегодно в ночь 17 июля. Там, конечно, другое чувство. Оно, с одной стороны, сопряжено с горечью и утратой, а с другой, мы видим, как народ искренне почитает подвиг Святых Царственных Страстотерпцев. Никто никого никогда не обязывает: три-четыре часа на службе, потом еще четыре-пять часов на дорогу, при том, что в будний день многим предстоит работа...

И если в Царском крестном ходе есть ощущение трагизма, то Пасха – это всегда нечто Небесное здесь, на земле. И Пасхальный крестный ход, исполненный этой необычайной радости, очень воодушевил. Это правда.

Но главное, чтобы в сердце этот огонек сохранился – когда приносят Благодатный Огонь, важно эту лампадку не затушить.

А что может помочь сохранить этот Благодатный Огонь внутри себя, внутри нашего общества?

– Следование заповедям, прежде всего – не осуждать, не злиться, потому что ничто так не сподвигает человека ко греху, как гнев. Даже гнев справедливый. Человек – орудие в руках Божиих. Либо, если он отказался от Бога, в руках духа злобы, под какой личиной тот не рядился. Свято место пусто не бывает.

Если в свою душу запустить обиду, горечь, раздражение на людей, которые «не с тобой», или которые, с твоей точки зрения, совершенно несправедливо обвиняют тебя в чем-то, то у человека в жизни уже ничего хорошего не выйдет.

Чтобы этого не допустить, как мне думается, каждый человек должен делать доброе дело. Мы же с вами беседуем в этом месте (Обитель милосердия. – Прим. ред.) Здесь обретаются люди, в том числе и молодые, которые пришли сюда послужить ближнему своему, по большому счету, отреклись от своей личной жизни. Вот они свое драгоценное молодое время тратят на то, чтобы этих бабушек, дедушек переворачивать, лечить, горшки убирать, возможно, терпеть какие-то их капризы. В итоге человек делает свое дело, преумножая добро.

Прошедший Пасхальный крестный ход явил духовный подъем. Именно этот духовный подъем был важен во время Великой Отечественной войны, 74-ю годовщину которой отмечаем в этом году. Этот духовный подъем позволил поднять из руин страну и построить мощную державу. Возрождение после самой страшной в истории войны стало тогда главным консолидирующим проектом. Что может стать таким проектом для горожан сейчас? Как всем объединяться в добром деле?

– Для меня лично, например, главным объединяющим проектом является чистота. У нас ведь, куда ни кинь, за немногочисленными отмытыми фасадами может скрываться помойка. Это вот обидно. Если мы живем в этом мусоре, то что у нас будет на душе?

А если мы начнем заниматься чистотой вокруг нас, если потихонечку каждый начнет что-то делать, то в городе станут проявляться другие чувства: уважение, терпение друг к другу, заботливое, доверительное отношение.

Помню, как на одного священника, настоятеля старинного собора, еще в 90-е годы возложили обязанность еще один храм восстанавливать. Я как-то пришел на службу в восстанавливаемый храм и спрашиваю: «Батюшка, а что вы детей своих на помощь не взяли?». А он отвечает: «Нельзя. Дети должны жить в красоте. Вот когда мы немного тут все сделаем, то тогда и начнем их вовлекать, чтобы они дальше помогали». И ведь вправду, если показать ребенку разруху, это может так ранить его сердце, что отпечатается внутри как норма. А ребенок должен видеть красоту Божиего мира.

Вспомните наших бабушек, они же жили на совсем маленькие пенсии, бедненько. Хлебушек там, чаек, кипяточек с чем-то, но у них всегда было идеально чисто не только дома, но и вокруг.

Именно поэтому Вы призвали молодежь встречать весенние праздники приборкой кладбищ и дворов?

– Это стало у нашей молодежи хорошей традицией: каждую весну накануне Пасхи, 9 мая прибирать воинские захоронения, проводить субботники во дворах, скверах. Вот и в этом году перед Пасхой в скверах прибрались, сейчас вот воинские захоронения на кладбищах в порядок приводят...

Евангельская заповедь – любить Бога и ближнего своего. А как ты будешь его любить, если оставляешь мусор после себя? Это проявление твоего неуважения в каком-то смысле. И, наоборот, наводя порядок вокруг себя, ты являешь любовь к ближнему своему. Очень хорошо, что наши дети запомнят День Победы еще и через заботу о воинских захоронениях.

Вы как-то назвали День Победы «народной Пасхой». Почему?

– Если Пасха – праздников Праздник и Торжество из торжеств, то День Победы – важнейший гражданский праздник, это «народная Пасха» памяти о Великой Победе. Победы ради того, чтобы человек жил и сохранял эту жизнь на родной земле, говорил на родном языке, исповедовал родную веру, ходил в родные храмы, изучал родную культуру, чтобы это была действительно его Родина – ради этого очень многие и многие люди отдали свои жизни. И мы должны ценить это и благодарить Бога за то, что Он дает такую возможность радоваться этому и всегда помнить о том, что Христос, пришедший в этот мир и пострадавший за весь человеческий род, Воскрес сегодня из мертвых, смертию смерть поправ и тем, кто во гробех, жизнь вечную даровав. И в этой вечной жизни – вечная память нашим героям и слава и благодарность героям живым.

Накануне Дня Победы мы традиционно молимся с нашими воинами, участниками Парада Победы, служим заупокойную литию на Широкореченском мемориале, поем с ветеранами песни военных лет. А чем был День Победы для Вашей семьи?

– У нас День Победы всегда был главным праздником. Всегда. Герои были среди нас, словно пронизывая нас духом Победы. Во всяком случае, уважительным к ней отношением. Они часто неприметными были, но при этом словно духовно цементировали общество. У нас был школьный сторож дядя Вася, так у него было три ордена Славы. Об этом я узнал лишь совсем недавно.

Похоже, этого «духовного цемента» в уважительном отношении к Великой Победе сегодня не хватает современному обществу. Чем это чревато?

– Сегодня в обществе происходит грандиозная смена понятий, когда про предателя Власова знают больше, чем про настоящих героев минувшей войны… Поразительное и самое страшное то, что когда издеваются над памятью генерала Карбышева, то на защиту встают только его родственники. А ведь это национальный герой! Здесь должно было быть миллион заявлений в суд от всей страны. Один мудрый человек назвал это «пробным шаром», смотром того, как общество реагирует на попирание своих ценностей, чтобы понять, когда его можно сломить окончательно.

То есть это вопрос не только национальной идеологии, но общественного самосохранения?

– Именно. И если у нас этого чувства нет, тогда эта грязь, эти бесконечные протесты – удел такого общества.

Но мы не имеем права потерять то, что оставили нам победители – наши отцы и деды. Мы не должны допустить, чтобы плоды Победы были уничтожены. Мы – дети победителей, и в нас должен быть дух победителей, который сильнее любого оружия. Потому для нас День Победы очень важен. Это день внутреннего соединения наших сердец с теми, кто ради нас отдал свою жизнь.

Важно удержать нашу Победу, наше Пасхальное духоподъемное настроение. Чем мощнее и сильнее будет дух русского человека, тем надежнее будет жить мирный человек в нашей стране. С праздником всех вас! Христос Воскресе!

Беседу вела
Анжела Тамбова,
руководитель Пресс-службы
Екатеринбургской епархии

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Господь пребывает в праведниках Своих

– Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимая матушка игумения! Дорогие отцы, братья и сестры!Всех вас сердечно приветствую с 20-летием канонизации святой праведной Матроны Московской! Очень хорошо сказала о ее жизни игумения Феофания, – все так и было. Блаженная жила в стороне от общего потока жизни, она была мало известна широкой публике, но люди церковные знали Матрону не просто как страдалицу, но как человека огромной веры, несокрушимой духовной силы, которую чувствовали сердцем, и шли к ней – к болящей, к обез-движенной, ничего не видевшей от рождения. Шли, чтобы испросить совета, почерпнуть мудрости, источником которой была мудрость Божественная, получить силу, которая, конечно, была не силой человеческой.

 
Беседы с батюшкой

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Господь нам дал счастье святой христианской Православной веры

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс