Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (1012) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалмы 150 и 151

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалмы 150 и 151

№19 (1012) / 27 мая ‘19

Читаем Псалтирь

Окончание. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№48 (993) 2018, №1 (994)–№18 (1011) 2019

– Сегодня мы заканчиваем изучать Псалтирь – мы разберем 150-й и 151-й псалмы. Они тоже глубоки. По мере того как псалмопевец Давид подходил к окончанию составления Псалтири, он все внимательнее относился к важным моментам христианской жизни. Псалмы – это не просто творения, открывающие нам жизнь людей, жизнь самого Псалмопевца со всеми его взлетами и падениями. В них открываются глубина духовной жизни, молитвенного состояния, борьбы с грехом, глубина великой христологии – Псалмопевец пророчествует о Пришествии Спасителя, Его земном служении, говорит о Матери Божией, святых апостолах, которые будут проповедовать всей вселенной о создании святых Божиих церквей и спасительном пути в этих храмах. Псалмопевец Давид говорит нам и о глубине нашего нравственного искания, о высоте заповедей Божиих, об ангелах и злой силе. В Псалтири говорится о многом, но самое основное, что говорит Псалмопевец, – все это будет вмещаться в ваше сердце, если вы научитесь петь Богу «Аллилуиа», то есть славословить и хвалить Бога. От славословия и хваления зависит, насколько благодать Божия будет посещать вас, и через славословие и благодарение вы будете приближаться к Богу.

Псалмопевец заканчивает Псалтирь 150-м псалмом, который называется Аллилуиа. Если вы хотите быть всегда с Богом, будьте и в радости, и в несчастье со словами славословия Бога, тогда вы приобщитесь к великой радости, которую Господь даст испытать вам и в этой жизни, и в вечности. Псалмопевец Давид начинает этот краткий псалом такими словами:

«Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его». Он поставляет человека выше ангелов и выше всех творений Божиих видимого и невидимого мира, ибо Господь позаботился о человеке. Давид вопрошает: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его, открываешь ему Свои тайны?». Вот так возлюбил Бог человека, что Сына Своего Единородного дал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел бы жизнь вечную. Великая любовь Божия обращена к человеку! Поэтому Псалмопевец Давид говорит: Хвалите Бога во святых Его – человек это высоко, он может своим хвалением и прославлением достигнуть даже ангельского чина. Хваление и благодарение Бога – это, конечно, суть служения святых ангелов, но к нему допущен и человек. Вот как высоко Господь поставляет человека в жизни! Хвалите Его во утвержении силы Его. Хвалите Его и творения на Небе (твердь Небесная)… Он призывает всех прославлять Бога – и все славословят Его, как мы говорили в других псалмах, не просто сами по себе, но тем, что они так премудро были сотворены Богом: глядя на весь этот прекрасный сотворенный Богом мир, ты не можешь не славословить Господа. Псалмопевец Давид всех приглашает к славословию, к прославлению Господа: и человека, и все светила Небесные, и все, что сотворено на Небе.

«Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его» – валите Его и ангелы Небесные. Невозможно не славословить Бога, Который вся премудростию сотворил еси. Когда смотришь на этот мир, как он вообще держится, невзирая на влияние и вмешательство современного человека, думаешь: «Господи, какая сила и Премудрость!». Вот Псалмопевец Давид и говорит: хвалите Его по множеству величествия Его. Невозможно не восхищаться Богом, невозможно Его не славословить: все ангельские чины прославляют Бога. И вся природа, которая есть на этой земле, и закон, что вложен в эту природу (и духовный, и нравственный, и естественный), тоже прославляют Бога, и через это мы познаем величие Бога и гармонию этого замечательного мира. «Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех. Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе. Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания». В этих замечательных стихах Псалмопевец говорит, что мы должны прославлять Бога и деятельно, и созерцательно. В то же время, перечисляя музыкальные инструменты, которыми пользовались священнослужители, левиты ветхозаветной Церкви, он показывает, что эти инструменты призваны прославлять Бога. Во гласе трубнем прославлять Бога – это было частью богослужения, и в трубном гласе Господь вострубит последний день, когда призовет всех на Страшный Суд. Эти инструменты имеют особое значение – они участвовали в богослужении в Ветхозаветной Церкви, сейчас, конечно, мы не используем их, но им, говорят святые отцы, должны подражать все наши органы чувств и члены, которые так же призваны славословить Бога через свое служение. И об этом служении мы часто встречаем в различных новозаветных богослужебных гимнах, в акафистах, посвященных святым, которые посвятили свои органы служению Богу; как говорят святые отцы, и уши, и глаза, и руки, и ноги, и язык – все должно быть направлено на служение Богу. Во гласе трубнем, во псалтири и гуслех, в тимпане, во струнах и органе, в кимвалех мы должны славословить Бога. И если мы имеем уши, они не должны слушать греховное, хульное и недостойное в этой жизни, а очи не должны смотреть на греховное и непотребное, но взирать на красоту этого Божественного мира и прославлять Бога, и язык не должен говорить плохих и скверных слов:

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших – они не должны говорить слова осуждения, насилия и всякого другого непотребства. Руки наши не должны делать никаких греховных дел, но приобщаться к добродетели, а ноги не должны направлять нас на путь греховной жизни, а идти золотым и узким путем, который ведет нас в Царствие Небесное. На это Псалмопевец обращает особое внимание.

А дальше он говорит удивительные слова, о которых затем скажут святые отцы, что в них заключена вся эта Божественная Книга – Псалтирь: «Всякое дыхание да хвалит Господа», всякая живая душа, что есть на земле, словесная и бессловесная, да восхвалит Господа, Своего Творца, и в едином хвалении мы должны составить единый лик, который и будет прославлять Господа.

Все в нашей жизни должно делаться во имя Бога и должно прославлять Бога – мы никогда не должны смущаться и в любом месте славословить Бога, не стесняться, что мы верующие люди. Мы не должны стесняться осенять себя крестным знамением, где бы мы ни находились – даже в общественном месте, помня, как делали наши предки: они и на базаре, и на ярмарке умудрялись молиться. Один писатель древних времен нашего народа вспоминает: идешь по базару и видишь, как мужичок, который продает, натянет свою кепку на глаза и читает молитвы. Женщина надевала платок так низко на глаза, чтобы не видеть ничего вредного, отвлекающего от молитвы, а сама внутри себя творила молитву. И мы в наше время можем творить молитву, где бы ни находились, – на рынке, на работе, в общественном транспорте или своем автомобиле, в домах, когда трудимся в поле или в другом месте, даже там, где мы получаем отдохновение, – везде мы должны прославлять Бога.

Всякое дыхание да хвалит Господа – в едином лике мы должны прославлять Бога. За что? Господь сотворил нас, Господь дал нам жизнь и возможность познавать Его и через это приближаться к Нему, знать о Его благих делах, о добре, которое Он принес человеку, о том добре, которого Он желает человеку. Господь желает, чтобы мы не лишились ничего важного для нас. А самое важное для нас – наша жизнь, и Господь сохраняет нашу жизнь не только здесь, на земле, но и дает нам возможность приобщиться к вечной жизни. В этом глубина и любовь нашего Господа к каждому из нас.

Вот такими замечательными словами заканчивает Псалтирь Псалмопевец Давид, призывая: всякое дыхание да хвалит Господа! И он раскрыл эту великую милость во всей Псалтири. Он показал, насколько его жизнь была непростой, сложной, трудной, но всегда он уповал на Бога. И Господь не просто дал ему избавление от всех скорбей и трудностей, но Господь дал ему и большую радость – он один из немногих пророков, кто увидел Святую Троицу. Он первым богословствует о Святой Троице, он один из первых говорит о Сыне Божием, о Его Воплощении, Его земном служении, говорит о Матери Божией, о нравственных переживаниях человека, о добре и зле, о радости, которую Господь дает каждому любящему общение с Ним. Псалмопевец открывает нам великую глубину, силу и красоту и в то говорит, что все возможно, когда мы прославляем Бога: славословить и благодарить Бога – это удел совершенных. Каждый может просить, но не каждый может благодарить даже за то, что Господь явным образом показывает, что это делает Он, мы все равно припишем это какому-то случаю или еще чему-то в нашей жизни. Но мы должны помнить, что все нам, грешным, дается от Бога. И когда мы славословим и благодарим Бога, тогда мы приобщаемся к великому благодеянию, которое Господь дает каждому человеку, который стремится к Господу.

151-й псалом – святые отцы говорят, что его написал не Псалмопевец. К этому псалму нет и толкования, никто из святых отцов не говорит о нем. Почему? Просто он очень ясный. В этом псалме кто-то описал жизнь Псалмопевца. Прочитаем его: «Мал бех в братии моей и юнший в дому отца моего, пасох овцы отца моего. Руце мои сотвористе орган, и персты мои составиша псалтирь. И кто возвестит Господеви моему? Сам Господь, Сам услышит. Сам посла Ангела Своего, и взят мя от овец отца моего, и помаза мя елеем помазания Своего. Братия моя добри и велицы, и не благоволи в них Господь. Изыдох в сретение иноплеменнику, и проклят мя идолы своими. Аз же, исторгнув меч от него, обезглавих его, и отъях поношение от сынов Израилевых».

Вся жизнь Псалмопевца выражена в этом кратком псалме. «Я был самым маленьким, самым юным в дому отца моего. Пас овец» – он не был сильным, крепким, не был красив видом, отец дал ему такое занятие, а братья занимались более важными вещами. «Своими руками я сделал орган, и пальцы мои составили Псалтирь. Сам Господь услышал меня, послал ангела Своего, он взял меня от овец, помазал елеем (через пророка Самуила). Хоть братья мои были велики, красивы, статны и имели все внешнее, но Господь не выбрал их (а выбрал его). И победил я Голиафа, его же мечом обезглавив его».

Вот такое краткое восхождение Давида. Здесь не сказано о всей его жизни, а показано самое главное – что Господь избрал его и, главное, он ответил на это избрание. Затем Господь повел его, и он шел, смиренно исполняя волю Божию, и не было зла в нем. На пути праведного Давида было много событий, когда ему приходилось немало смиряться, терпеть, иметь поношений, спать на земле, ходить босыми ногами, уже будучи царем принимать поношения от собственного сына. Не раз он встречал предательствоа – от Саула, Авессалома, своих подданных, своих близких. Это было нелегкое время и испытаний, и падений, и восстаний, и взлетов царя Давида. Все это он испытал. Но он никогда не роптал на Бога: он никогда не надеялся и не уповал на человека, на оружие, на силу своего войска – он всегда уповал на Бога, и он готов был смиряться: он был кроток и смирен, он готов был нести этот крест.

Наверное, каждый из нас должен учиться этому пути и понять, что вся наша жизнь – это падения и восстания: мы много увидим того, что будет нас разочаровывать, но мы никогда не должны терять веру в Господа, терять надежду на Бога, но всегда должны благодарить и славословить Его, как это делал Псалмопевец. И в нашей жизни немало испытаний было и будет, но если бы не было их, мы никогда не смогли бы понять, о чем же говорит Псалмопевец.

Никогда бы наше сердце не сроднилось со словами, которыми Псалмопевец выражал свою боль и страдание, свои стремления, мы никогда не почувствовали бы ту любовь, что имел Давид к Господу, ведь мы тоже укрепились в любви к Богу через страдания и через те восстания, которые Господь дал или даст каждому из нас в будущем. Мы благодарны Господу за возможность познакомиться с Псалтирью, открыть ее для себя в меру своих возможностей, и в меру возможности вместить все эти слова в своем сердце.

Дорогие мои, всех вас сердечно благодарю за то, что были вместе и смогли прикоснуться к великой тайне премудрости Промысла Божиего о каждом из нас!

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс