Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (1012) → Когда мы молимся на службе, то чудесным образом преображаемся

Когда мы молимся на службе, то чудесным образом преображаемся

№19 (1012) / 27 мая ‘19

Размышление

Лицо человека, который смотрит «Дом-2», и лицо человека, который молится в храме, – из разных вселенных. Один искренний вздох Богу меняет человека до неузнаваемости – в храме все наносное, пустое, суетное уходит, и лицо преображается в лик, образ Божий, неповторимый и прекрасный.

Второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского

– 15 января мы празднуем второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского, которые, казалось, были утрачены навсегда. Но, как и предсказывал батюшка Серафим, его мощи были потеряны, а потом чудесным образом вновь обретены: в начале 1991 г. их случайно нашли в запасниках Музея истории и религии атеизма, который тогда располагался в здании Казанского собора Санкт-Петербурга (тогда еще Ленинграда). Первой святыней, которая была возвращена после встречи Патриарха Алексия II с директором музея, были мощи святого благоверного князя Александра Невского, затем Церкви вернули мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, соловецких чудотворцев. Считалось, что никаких других мощей в музее нет, но в связи с намеченным переездом музея из Казанского собора, который должен был быть возвращен верующим, сотрудники музея стали заново проверять запасники. И в помещении, где хранились гобелены, неожиданно обнаружили зашитые в рогожу мощи. Когда их вскрыли, то на перчатке прочитали надпись: «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас». Кроме надписи на перчатке, никакой другой информации не было, ни номера, ни описания. Святейший Патриарх начал поиски акта о вскрытии мощей преподобного Серафима, и этот акт был вскоре найден. Сопоставили два акта о канонизации преподобного Серафима в 1903 г. и вскрытия раки с его мощами в Дивеевском монастыре в 1920 г., после чего 16 августа 1921 г. мощи были вновь закрыты и увезены предположительно в Донской монастырь, что в Москве. Было известно, что в конце 1920-х гг. мощи преподобного Серафима выставлялись для обозрения в антирелигиозном музее, организованном в Страстном монастыре. Там они находились якобы до 1934 г., когда Страстной монастырь по приказу властей был взорван.

Иногда в те страшные времена частицы святых мощей верующим удавалось укрывать в своих домах, некоторые тайно сохраняли священнослужители, но большинство мощей святых уничтожили. Один из очевидцев тех страшных событий профессор Андреев писал: «Издевательства над мощами святых нельзя рассматривать иначе, как соучастие святых в общенародных страданиях и пытках за веру. Страдает весь русский народ, и с ним страдают русские святые».

Чтобы исследовать найденные мощи, в Ленинград Святейший Патриарх направил двух архипастырей – епископа Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения. Тщательно проведя осмотр, они свидетельствовали о чувстве благодатности и благоухании от мощей. После сопоставления фактов появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима. Изготовили раку, в которой мощи были перенесены в Москву и установлены в Богоявленском кафедральном соборе для поклонения верующим. Из этого собора, куда в течение нескольких месяцев безостановочно шли и шли православные люди со всех концов России, началось продолжительное странствие мощей преподобного по городам и весям России по пути из Москвы в Дивеево.

Этот всероссийский крестный ход с мощами великого заступника земли Русской останавливался в городах и монастырях по пути следования, где Святейший Патриарх служил Литургию, совершались бесчисленные акафисты преподобному Серафиму. А 1 августа 1991 г, в день Небесного прославления преподобного Серафима Саровского, его мощи вернулись в Дивеевский монастырь, который он сам и основал.

Лица в храме

– Однажды стою на Литургии, служба идет, все вокруг молятся, крестятся, а маленький мальчик рядом со мной тянет маму за рукав и восторженно говорит: «Мам, посмотри, какие у всех людей лица красивые…». А ведь и вправду в храме мы очень сильно меняемся, становимся другими, преображенными. За дверями храма мы чужие друг другу мужчины и женщины с вредными детьми и несносными стариками, а здесь братья и сестры, дети, расцветающие улыбками чистоты перед Лицом Божиим, и благословенная старость, почтенная должным и добрым вниманием.

В миру этого почти не осталось. Доброту сегодня воспринимают как слабость, старших не уважают, искренность принимают за глупость, а на смиренных и кротких воду возят и деньги зарабатывают. А в Церкви мы снова стараемся быть хорошими, настоящими. Не сразу и не всегда это получается, но с помощью Божией возможно все. Помню, как я стеснялся, когда ко мне в храме подошел знакомый, с которым в обычной жизни у нас были какие-то деловые отношения… Он обрадовался, что я тоже на службу пришел, улыбнулся, обнял и неожиданно троекратно поцеловал. Мы 10 лет с ним довольно неплохо общались, но как чужие люди, а в храме за одну минуту стали братьями.

Когда мы молимся на службе, то чудесным образом преображаемся. Лицо человека, который смотрит «Дом-2», и лицо человека, который молится в храме, – из разных вселенных. Один искренний вздох Богу меняет человека до неузнаваемости – в храме все наносное, пустое, суетное уходит, и лицо преображается в лик, образ Божий, неповторимый и прекрасный.

Про рабов Божиих

– XXI век давно на дворе, а некоторые до сих пор с серьезными лицами заявляют, что в Церкви одни только рабы, пускай и Божии, но суть это не меняет. А современному человеку быть рабом стыдно, некультурно и вообще «не комильфо». Это все, конечно, чушь собачья, тяжелое наследие советского прошлого и обычная безграмотность. Дело в том, что выражение «раб» в христианстве ничего общего с рабами в Америке не имеет. Это там были надсмотрщики с плетками, закованные в кандалы негры, умиравшие на плантациях, а в христианстве слово «раб» означает просто «работник», не больше и не меньше. То есть можно сказать, что я раб журналистики, он – раб информатики, а тот – раб больницы. Когда я выйду из студии, меня не высекут розгами, а потом не закуют в кандалы и не отведут в камеру, – я просто работаю на телеканале «Союз». Все мы где-то работаем, поэтому нас можно называть рабами. Апостол Петр говорит: «Кто кому служит, тот тому и раб». Служишь Богу – ты раб Божий, служишь греху (в христианском понимании грех – это выбор пути, противоположного Богу), тогда ты раб греха. Третьего не дано, в нашем мире этого просто не существует ни на практике, ни в принципе, как бы кому ни хотелось: мол, я не с Богом, у меня своя дорога. Своя – значит, дорога греха, путь в ад к сатане, и не надо себе по этому поводу ничего придумывать. А в Церкви люди друг другу братья и друзья Христу, когда живут по совести и заповеди Его выполняют.

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телекана «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-vtoroe-obretenie-moschey-prepodobnogo-serafima-sarovskogo;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-litsa-v-hrame;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-pro-rabov-bozhiih

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс