Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (1007) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 145

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 145

№14 (1007) / 8 апреля ‘19

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№48 (993) 2018, №1 (994)–№13 (1006) 2019

– Мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 145-м псалме, что имеет преднаписание: Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 145 – он воссылает хвалу и славословие Господу за Его непрестанные благодеяния: «Хвали, душе моя, Господа».

Всякая верующая душа не может не славословить Господа, не благодарить Его за то, что Он делает в жизни. От избытка сердца уста глаголют, но святые отцы призывают нас, чтобы мы и делами своими прославляли Господа, да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Так что каждый из нас должен позаботиться и о своих поступках: от слов и дел наших, ихже ради имя Мое хулится во языцех (Ис. 52, 5) – либо славословится, либо хулится имя Божие. Поэтому каждый верующий в Господа человек заботится о своих словах, делах, намерениях, совершая их во благости, чтобы каждый поступок свидетельствовал о том, что мы – последователи нашего Господа и мы на себе видим проявление дел Божиих и видя их мы благодарим Его подобными делами по отношению к тем, кто нас окружает. Когда мы должны славословить Бога?

Псалмопевец Давид далее говорит: «Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь» – «пока я есть, пока я чувствую себя, я буду прославлять Господа». Святые отцы говорят, что жизнь наша бесконечна и душа не имеет предела жизни, поэтому наше славословие, которое начинается здесь, на земле, продолжится в вечности. И в этом глубина смысла жизни человека и цель его существования. Многие говорят: «А что я буду делать в Царствии Небесном?». А что мы делаем в храме во время богослужения? Пребываем на молитве, и молитва – не насилие над нами: мы добровольно идем на богослужение, понимая, что в храме мы имеем единение с Господом, здесь мы получаем утешение, вдохновение, здесь раскрывается наше сердце. Такое понимание дает внутреннюю силу, и наш внутренний потенциал полностью раскрывается. Невзирая на то, что физически мы порой устаем на богослужении, но все равно из храма мы выходим с великой радостью в душе. Не только потому, что мы побывали на богослужении, но потому, что мы получили взамен от Господа великую благодать – она нас обновляет, дает возможность дальше идти и нести свой крест и творить в этой жизни немало добрых дел. Удивительные слова: «Пока я буду жить, Господи, я буду всегда Тебя славословить». Здесь – великая благодарность Господу за то, что Он дает нам возможность пребывать в вечной славе.

«Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» – удивительные, глубочайшие слова. Ты славословишь Бога, пока живешь. Ты должен Его славословить за то, что Господь дает тебе нечто великое и очень важное в твоей жизни – опору на Него, и упование на Бога никогда тебя не обманывает, ибо Господь всегда рядом с тобой. Многие говорят: «А что надеяться на Бога? Зачем мне Бог, Которого я не вижу, и действие Которого не ощущаю на себе? Я человек земной, и мне нужно земное упование. У меня есть друзья – на них я могу надеяться, они меня не подведут, и сильные века сего, к которым я имею отношение, которым я могу позвонить, прийти, и они меня поддержат, защитят. У меня есть средства, на которые я тоже могу уповать». Однако мы видим, насколько все призрачно в этом мире – Псалмопевец неслучайно говорит: Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Более того, Ветхий Завет говорит нам, что «проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа»: он рассчитывает на то, что непостоянно в этой жизни. Мы видим в жизни сильных, богатых (губернаторы, министры, сенаторы), бизнесменов и занимающих высокое положение в больших структурах. Мы надеялись на них, но кто-то из них уже находится в тюрьме, кто-то лишился своего высокого положения, у кого-то исчезли деньги – все конфисковали: человек порой даже сам себя не может защитить. Как же можно уповать на того, кто и для себя-то ничего не может сделать? Господь говорит: не надейтесь на человека, ищите другого упования.

Далее Псалмопевец говорит: «Изыдет дух eго и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления eго» – в любой момент человек может умереть, и возвратится в землю, и погибнут все его помышления. Сколько планов мы строим в земной жизни: завтра мы сделаем это, послезавтра сделаем то, еще у нас есть такие-то желания! А Господь говорит: «На что вы уповаете? Завтра Я заберу душу вашу, и в этот же день погибнут все ваши желания, мечты и помышления» – все моментально разрушится, ибо мы не обладаем вечностью и не суждено исполниться всем нашим планам. Народная пословица говорит: «Хочешь рассмешить Господа? Скажи Ему о своих планах». Ничто не может совершаться без воли Божией: человек предполагает, Господь располагает. Только Господь может сказать, что будет завтра с тобой: то ли ты будешь сильным и славным, то ли с сумою пойдешь скитаться по миру, хотя и был очень богатым. Все в руках Божиих.

Псалмопевец как бы раскрыл общую картину нашей жизни, нашего призрачного упования на ближних, на богатство: когда ты попадаешь в какие-то испытания, не надейся, что кто-то замолвит за тебя слово или кто-то защитит тебя – каждый думает только о себе в этом мире, и никто не ляжет вместо тебя на путь страдания. Поэтому каждый должен думать о том, как себе помочь, и только Господь может дать человеку силу.

И далее Псалмопевец говорит: «Блажен, eмуже Бог Иаковль Помощник его, упование eго на Господа Бога своего» – счастлив уповающий на Господа: тогда Господь – его Помощник. Другого пути нет. Господь никогда Своих не оставляет и никогда не подведет, – даже и мать может забыть дитя свое (сколько мы видим матерей, которые бросают своих детей, сколько устраивают жизнь свою только для себя, ведь эгоизм сегодня процветает, даже мать думает о себе, а не о будущем наследии, не думает о том, чтобы рожать детей и посвящать им свою жизнь: «Я себя, любимую, еще недолюбила, еще не украсила, я хочу получить наслаждение от этой жизни, я хочу еще погулять, потому что потом наступит старость, а я еще не пожила вдоволь для себя», и так далее – мать забывает дитя свое), но Господь говорит: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» – Господь никогда от нас не отказывается.

Однажды мы появились на этой земле по воле Божией, Господь дает нам через великое таинство Крещения усыновление, и мы становимся Его детьми. Нам надо чувствовать, что мы – Его дети, Господь любит нас. Всякий человек может забыть нас, но Господь нас никогда не забудет и будет всегда помогать – даже если мы будем плохими, у нас не все будет получаться, если мы будем оступаться и казаться в глазах Божиих не очень достойными и красивыми. Есть христианская народная пословица: «Хоть дитя и криво, да для родителей мило». Хоть мы и плохие, кривые, косые, негодные, но мы – дети Божии. И как каждый родитель всегда переживает за своих детей, так и Отец Небесный переживает за каждого из нас. Потому Он и сказал, что пришел в этот мир не судить нас, но спасти нас – хотя бы единого грешника. Он оставляет весь ангельский, весь Божественный мир и приходит на землю ради нас, грешных и недостойных, чтобы мы увидели, осознали, покаялись и пошли за Ним – и встречает нас с распростертыми руками. Он не будет нас журить, ругать, Он, как отец, встречающий блудного сына, встретит и обнимет нас, а мы будем плакать, каяться и осознавать свое недостоинство. Но Он скажет нам: «Войдите в дом» и даст нам и одежды, и перстень, и пир сделает для каждого из нас: великая радость бывает на небесах о едином грешнике кающемся. Вот такая любовь Божия. Поэтому Псалмопевец и говорит: счастлив тот человек, eмуже Бог Иаковль помощник его, упование eго на Господа Бога своего – и дальше он объясняет, почему мы должны уповать на Господа.

Мы сказали о любви, которую Господь имеет к нам. А почему мы не можем уповать на человека, а должны уповать на Господа? Беда в том и заключается, что мы уповаем на человека, который имеет видимое богатство, видимое благосостояние, но не можем уповать на Господа, Которого мы не видим. А почему мы не видим? Не размышляем, не рассуждаем, по сторонам не смотрим, – а если посмотреть по сторонам, то мы увидим мир, созданный для каждого из нас. Что говорит нам этот мир? Псалмопевец далее объясняет: «Сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже в них, хранящаго истину в век». Псалмопевец объял весь этот мир и говорит: «Посмотрите на Господа, Который сотворил Небо и землю! Вы уповаете на человека, который не может помочь сам себе, но который занимает какое-то положение в этой жизни, но он ничего не может сделать в этой жизни! На кого вы должны уповать? На Господа Бога, сотворшаго Небо и землю. Посмотрите, какой Он великий, сильный, сколько величия в Господе, Который содержит этот мир!».

Хотя мы к миру относимся потребительски, Господь все равно сохраняет, обновляет его и дает постоянно жизнь этому миру. Он все содержит в этом мире Его, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них: и человека, и скотинку всякую, и млекопитающих, и рыб, и всех-всех, и все, что творится в мире, и не только на земле, но и на Небе, ведь Господь заботится и об ангельском мире – забота и попечение обо всем мире у Господа: Он велик, ибо сотворил Небо и землю, Он все хранит, по слову Своему, в истине, в правде. Я еще раз хочу подчеркнуть, что мы потребительски ко всему относимся, мы не можем жить по Закону Божиему, но все равно всякое зло, всякая неправда преодолевается истиной Господа, Его правдой, Его жертвенной любовью, и все обновляется, все изменяется и ко благу направляется. Удивительные слова Псалмопевца, который так глубоко убеждает нас в уповании, которое мы должны иметь.

«Творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущым. Господь решит окованныя». Что происходит в нашей жизни? Господь защищает обиженных, тех, кого угнетают, унижают, обманывают в этой жизни. Он за всех творит суд – заступается за всех людей, и никого никогда не оставляет: Он видит, что люди страдают, поэтому Он являет им помощь. И Псалмопевец, и Священное Писание в целом нам говорят, чтобы мы не стремились сами отомстить за обиды и неправды, совершающиеся против нас в этой жизни, а давали место гневу Божьему, как говорит апостол, – давали возможность отмщения Самому Господу. Господь сотворит суд над теми, кто обижает окружающих.

Дающаго пищу алчущым – Господь заботится, чтобы каждый из нас имел пищу, чтобы никто не был голодным. Каждый имеет особое попечение Господа. Мы порой думаем: что мы будем есть, чем будем кормить семью? А Господь говорит: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы». Почему? Господь дает пищу алчущим: Он дает нам пищу на каждый день, Он заботится о нас. Что наши заботы и наше попечение? Ничто – порой хоть убейся, но ты ничего не сделаешь, а помолишься – и Господь тебе все пошлет. И мы видим это через Священное Писание, в том числе когда вороны кормили пророка Илию. И каждый из нас видит в своей жизни, сколько Господь посылает.

Есть свидетельство о святителе Иоанне Шанхайском. Он создал приют в Шанхае, и постоянно приводил и приводил бездомных детей. Ему говорят: «Владыка, нам и этих-то кормить нечем, у нас все полки пустые». Владыка встал на колени, помолился – и через час приехала машина, полная разных продуктов. И Господь напитал детей. И он говорит: «Посмотрите, как Господь заботится о нас! Что нам роптать?». Господь всех питает и никого не оставляет голодными.

Господь решит окованныя – Он не оставляет и тех, кто в темнице, и там тоже посылает утешение и заботится, чтобы их оковы спали, чтобы люди вновь были на свободе: Он никого не оставляет, никого не осуждает, – ни нищего, ни голодного, ни сирого, ни вдовицу, ни тех, которые в темнице. Это мы можем с презрением относиться к человеку, ибо по своей гордости и надменности себя считаем лучше и выше других, но Господь никого не оставляет, не забывает и не осуждает, но всякому хочет помочь, лишь бы человеческое сердце восприняло помощь, принеся Господу достойное покаяние.

«Господь умудряет слепцы. Господь возводит низверженныя. Господь любит праведники». Удивительные, замечательные слова дарит нам в этом псалме Псалмопевец! Господь умудряет слепцы, то есть дает людям особое видение. И не только физически слепые получают исцеление от Него, но самое главное – Господь исцеляет человека от духовной слепоты. Это очень и очень важный момент: духовная слепота – это когда человек потерял ориентиры, живет по стихиям этой жизни, и Господь дает человеку мудрость преодолеть это состояние: принести покаяние, измениться, приобщиться к Божественной мудрости – изменить не только свою земную участь, но и приобщиться к вечности через те дела, которые ты будешь совершать в этой жизни.

Господь возводит низверженныя, то есть тех, кто был унижен в этой жизни, лишен своего положения и возможности мудрого и замечательного служения в этой жизни: Господь заботится и о них, не оставляет их. Но святые отцы объясняют, что нужно до времени подождать, а не так сразу – покаялся, и тут же Господь возвел тебя в прежнее состояние. Потерпи немножко, подожди – и Господь обязательно возведет тебя в состояние, положение, с которого ты был низвергнут, и ты вновь станешь на путь служения Богу, ближнему и служения тому делу, которому посвятил свою жизнь. Вот такая великая глубина, радость и сила дается верующему человеку от Господа. Господь любит праведники. Конечно, Господь любит тех, кто живет по закону Божьему, совершает правду в этой жизни. А правда совершается в милосердии, имеет снисхождение, любовь к окружающим, готовность послужить им. Тем, кто превозносится, кичливо себя поставляет в этой жизни, Господь противится, таких не принимает. Кто приятен Богу? Тот, кто может Ему послужить.

«Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет и путь грешных погубит». Святые отцы пояснили, кто такие праведники: это те, кто исполняют Закон Божий, живущие в Законе Христовом. А пришельцы – это языческие народы, которые принимают Христа, принимали и принимают христианство, пришедшие из другого народа к народу христианскому. Или пришельцами могут называться те, кто переходит от греха к новой духовной жизни. Господь сира и вдову приимет – Он не оставит обездоленных и беззащитных: вдовица не имеет опоры, крепости мужа, который защитил бы ее, накормил, утешил. И сирота в таком же состоянии находится: нет отца, нет крепкой руки, поддержки, на которую всегда надеется и опирается ребенок. Внутреннее сиротство не дает полноценности. Когда встречаешь таких, они говорят: «Батюшка, я же сирота, рос без матери, не было любви, поэтому, может быть, и я такой жесткий и черствый. Не было опоры, которая поддерживала бы меня, поэтому меня всегда обижали, я не чувствовал радости в жизни». Церковь потому всегда и выступает против разводов, что при разводе ребенок остается без внимания и попечения, ребенок при живом отце остается сиротой – и всегда вырастает обиженным. Но Господь всегда заботится и о сиротах, и о вдовицах.

И путь грешных погубит. Здесь святые отцы обращают внимание: не грешников погубит, а путь грешников – всякий грех погубит Господь, упразднит его в этой жизни. Будут искать греха и не найдут его. Вот дожить бы до блаженного состояния, когда мы не находили бы греха, но все наши стремления и желания переключались на то, чтобы служить Господу и славословить Его.

И заканчивает псалом псалмопевец Давид удивительными словами: «Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род». Очень торжественные и сильные слова: Воцарится Господь во век. Мы можем говорить, что Господь воцарится во всей Вселенной, придет Царствие Небесное. Но здесь Псалмопевец говорит другие слова – чтобы Господь воцарился в сердце каждого из нас. Если Господь воцарится в сердце каждого и Бог будет не только Богом моим, но Богом всего моего рода, и из рода в род будет передаваться эта вера, мы почувствуем защиту, помощь от Господа во все времена нашей жизни. Самое главное – чтобы мы прославляли, благодарили Бога и чтобы Господь всегда жил в нашем сердце и душа наша имела такое состояние, о котором говорит Священное Писание, – состояние Царствия Божия, которое внутри нас есть.

Вот такой замечательный псалом, и он поется за богослужением. Зная смысл этих замечательных слов, мы по-другому будем воспринимать 2-й антифон на богослужении и вместе с Псалмопевцем славословить и благодарить нашего Господа. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс