Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Матушка Анна Щукина – супруга иерея Андрея Щукина, клирика Вознесенского Архиерейского подворья (г. Екатеринбург)
– Как, почему, зачем провидение собирает, образно говоря, некие пазлы, из которых выкладывает жизненный путь двух людей сначала навстречу друг другу, а потом – в одном направлении? Это великая Божественная тайна, и ее невозможно ни объяснить, ни разгадать. Мы знаем только, что жизнь под Божиим небом продолжается потому, что однажды встречаются двое, чтобы стать одним целым. Вопреки словам классика все счастливые семьи все-таки не похожи одна на другую, каждая индивидуальна. Тем не менее есть то, что их объединяет.
Иерей Андрей: – Основание стабильной, успешной, благополучной семейной жизни – способность двоих договариваться друг с другом о каких-то, может быть, и простых вещах, и о сложных. Точно так же и в христианской жизни: человек договаривается с Богом. Есть заповеди – условия договора.
Условия договора, то есть заповеди семейной жизни, по мнению отца Андрея, просты и понятны. Важно договориться о них на берегу.
Иерей Андрей: – Прежде всего ясность должна быть в религиозных вопросах и в вопросах нравственных. Если один человек исповедует одни нормы морали, а другой – другие, то, наверное, никакого супружеского общения у этих людей не получится.
Что у отца Андрея и матушки Анны полное совпадение в понимании семейных заповедей, стало понятно еще в начале их знакомства, в Крестовоздвиженском храме родного города девушки – Нижнего Тагила. Анна выросла в глубоко верующей семье, в которой, как она говорит, воздух был пропитан знанием о Творце Неба и земли, молитвой и благодарностью Ему за все. Аня успешно училась в школе, а в храме, который с детства стал частью ее жизни, была уставщиком, читала на клиросе. Ей нравилось изучать последовательность богослужений, их особенности. Такой – юной, одухотворенной – увидел девушку первокурсник Екатеринбургской духовной семинарии Андрей Щукин. В Нижний Тагил он тогда приехал по делам, а вскоре стал наведываться в гости.
Матушка Анна: – Семинарист, бедный, без денег, каждую неделю ездит в Нижний Тагил... В общем, как-то плавно это дошло до свадьбы.
К свадьбе дело плавно шло почти 4 года. После школы Аня решила поступать в московский Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет – правда, поступление пришлось отложить: надо было помочь маме в уходе за тяжелобольным дедушкой. Бесконечно родной и любимый человек прожил тяжелую жизнь, где были и репрессии, и ссылка в места, откуда не все возвращались. Спустя время дедушка говорил, что остался жив только по молитвам Господу Богу.
Матушка Анна: – Сколько я его помню, он никогда (даже когда лежал парализованный) не говорил, что ему плохо. Я помню, как он благодарил Бога за то, что ни дня в своей жизни не был голодным, что Господь каждый день давал ему какую-то еду.
Через год Анна все-таки поступила в заветный вуз на заочное отделение.
Матушка Анна: – Мне хотелось знать вероучение Православной Церкви не обрывочно, а именно систематически, глубоко, полно. И изначально, когда я еще не была ни с кем знакома, мне почему-то хотелось быть женой священника. Эти два паззла у меня складывались в один: что жене священника логично знать вероучение Православной Церкви, чтобы знать его и для себя, и как жене священника и чтобы грамотно воспитывать детей.
Они повенчались, когда отец Андрей перешел на 5-й курс духовной семинарии. Молодая супруга, учась заочно, пошла работать, сначала в отдел церковноприходских школ Екатеринбургской епархии, но скоро устроилась швеей в Крестовоздвиженский мужской монастырь, где клириком служил ее супруг. Умение шить унаследовала от мамы и усилила его собственным перфекционизмом и желанием творить.
Матушка Анна: – Я как любитель изучила систему кроя «Мюллер и сын» – это очень интересная система, я даже слышала (не знаю, насколько это правда), что по ней кроят известные кутюрье Европы (я это допускаю: получается очень красивая посадка изделий). Даже для себя получается шить практически без примерки – допустим, посмотреть картинку или само изделие в «живом» виде, понять, как оно смоделировано, построить по меркам выкройку, смоделировать и сшить... В бутике «Армани» я увидела жакет, который мне понравился, купила ткань, смоделировала и сшила точно такой же. Женщина, которая одевается «от Диора», сказала: «О, прикольно!». Через несколько лет, когда я уже хорошо изучила систему «Мюллер и сын», уже даже шила по этой системе супругу подрясник; скажу по секрету: я подглядела такое пальто, увидела как-то на крестном ходе у Владыки Кирилла – и сшила супругу.
Возможно, у нее получился бы выпуск собственной линии одежды, мысли и идеи по этому поводу были. Возможно, когда-то и получится, ведь жизненное кредо матушки Анны с юности остается неизменным.
Матушка Анна: – Мне интересно, когда передо мной ставятся задачи из серии: «неизвестно, как это сделать». Я это называю: «Пойди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что». Вот это жутко интересно!
Жизнь начала ставить перед молодой матушкой именно такие задачи. К примеру, ее – студентку-заочницу – благословили на работу библиотекарем в Ново-Тихвинском монастыре. Она согласилась, причем была совершенно не знакома с объемом и задачами этой деятельности. Изучала библиотечное дело на практике, в библиотеках Московской духовной академии, Синодальной. Изучила со свойственной ей дотошностью. В результате Анне доверили комплектование монастырской библиотеки. Тогда же она получила еще один новый для себя опыт из серии «неизвестно, как это делается»: ей предстояло провести исследовательскую работу в ведущих российских библиотеках с целью отыскать рукописное наследие и архивные материалы о жизни преподобных Зосимы Верховского и Василиска Сибирского.
Матушка Анна: – Я не знала, что нужно искать в описях, что есть какие-то каталоги, описи... В первый же день мне попались рукописи, о которых не знали другие люди. Это все закрутилось-завертелось, и в итоге я 3 недели работала в Москве, нашла очень много новых материалов.
Эти материалы легли в основу доклада, который она, студентка Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сделала на представительной международной конференции. Ее участники – главы епархий, именитые ученые, зарубежные гости – были немало удивлены, увидев столь юную докладчицу. А она не растерялась и продолжила работу.
Матушка Анна: – На основании этих материалов я написала диплом бакалавра, потом специалиста. В принципе, там хватит на диссертацию (кандидатский минимум в аспирантуру я сдала, осталось сесть и написать диссертацию, но сейчас есть более важные дела).
Умение и желание Анны во всем дойти до самой сути стали отправными моментами для организаторов Русской классической школы в Екатеринбурге. Они пригласили ее в группу разработчиков образовательной системы для этой школы, системы, основанной на опыте лучших педагогов дореволюционной России и Советской России и адаптированной к нашему времени. Поиск необходимой литературы, организация обучающих семинаров для учителей, создание юридической базы, административно-хозяйственная деятельность ее как директора школы, строительство нового здания, изучение чертежей и схем, интенсивная работа в режиме «35 часов в сутки» – все это продолжалось 2 года. Потом пришлось работу оставить. Так сложились обстоятельства, которые тоже принесли определенный опыт: надо учиться проговаривать возникающие проблемы и тем самым не давать им развиваться вширь и вглубь. Как говорил архимандрит Ефрем, настоятель Ватопедского монастыря: «Когда объясняемся, то избегаем недоразумений и ненужных обид».
Матушка Анна: – Я же могла ошибаться и реагировать не так, как было нужно. Обычно время проходит, и со стороны становится виднее. Все наши проблемы просто от непонимания друг друга, не потому, что один злодей, а другой еще злее, а потому, что один другого не понял плюс что-то додумал – оказывается, все дело в мыслях. Вывод: нужно всегда говорить только и ровно то, о чем спрашивают, а не говорить вообще всё – это может ранить человека, сделать ему больно, кроме того, мы не знаем, какая ситуация у человека.
После Русской классической школы – Православный информационно-библиотечный центр. Оттуда матушка Анна ушла в декретный отпуск перед появлением на свет дочери Машеньки, туда же и вернулась спустя 4 года…Появление на свет долгожданной дочери добавило в палитру жизни семьи новых ярких красок, а перед матушкой Анной еще и поставило очередную задачу из ее любимой серии «неизвестно, как это делается». Но делать-то что-то надо, ведь тема животрепещущая.
Матушка Анна: – Сколько бывает случаев, когда женщины хотят ребенка, идут к этому – и по каким-то причинам не могут сохранить беременность. Статистика велика: процентов 20 беременностей заканчивается печально. Сейчас есть государственные программы для тех, кто не может забеременеть, – сколько угодно! Как это делается, лучше не знать тем, кто не знает.
Те, кого эта тема тоже волнует и кто чувствует желание и силы организовать благотворительный фонд для поддержки женщин, мечтающих стать мамами, найдут в лице матушки Анны надежного компаньона. По-другому она просто не умеет. Ждет реализации ее идея создания детского сада по типу Русской классической школы, идея организации собственного бизнеса в поддержку этих и других проектов.
Иерей Андрей: – Семья – это очень большой проект, я бы сказал. Он меняет буквально всю твою жизнь. Мы все друг друга не до конца знаем, но это не мешает нам строить что-то общее.
Ведь ради того, чтобы строить что-то общее, творить жизнь во всех ее проявлениях, двоих людей объединяет и в одно целое великая Божественная тайна, которая долготерпит, милосердствует и все покрывает.
Записала:
Людмила Ульянова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.