Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (1006) → О. В. Бурлакова и Н. С. Бутина: Учимся читать, писать и любить мир по книгам РКШ

О. В. Бурлакова и Н. С. Бутина: Учимся читать, писать и любить мир по книгам РКШ

№13 (1006) / 1 апреля ‘19

Образование

Продолжение. Начало в №36 (981)–№38 (983), №40 (985), №41 (986) 2018, №2 (995)–№12 (1005) 2019

– «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы – вылавировали бы». Любимой скороговоркой мне хочется начать очередной выпуск программы об образовательной системе Русской классической школы, которую берут на вооружение те, кому вера помогает лавировать в бурном море современности, полном опасных рифов и коварных течений, и тем дарить детям и доброе воспитание, и надежные знания, и любовь к учебе, как к посильному и увлекательному труду.

Центр «Родное слово» работает первый год – он стал первым в Челябинске, где преподают по программе «Русская классическая школа», и пока здесь учат только второклассников. Занятия идут по 7-ми дисциплинам – основные предметы, плюс английский, церковнославянский, ИЗО, каллиграфия и музыка. Организовали семейный центр две мамы – Ольга Бурлакова и Наталья Бутина. С помещением помог настоятель храма Иоанна Воина отец Павел Курбатов. Уроки проходят в классе для воскресной школы при приходе.

Священник Павел: – Мои дети тоже обучаются по этой форме, поэтому с Ольгой мы сошлись именно в этом: было предложение создать класс по преподаванию по программе «Русская классическая школа». Мы им предоставляем возможность, стараемся, чем можем, помочь, и дай Бог, чтобы эта школа разрослась.

Кроме того, Ольга и Наталья первыми в Челябинске организовали занятия по РКШ и для дошкольников. В группах учатся дети 4-х, 5-ти и 6-ти лет.

Вернемся к скороговорке, с которой я начала программу. Это вовсе не баловство с моей стороны – одна гостья нашей студии по специальности логопед и со скороговорками имеет дело регулярно – Наталья Сергеевна Бутина. И рада представить и Ольгу Владимировну Бурлакову. На примере Центра «Родное слово», действующего в Челябинске (оттуда прибыли наши гостьи), мы поговорим, как родителям решиться на такую форму обучения как семейное образование и какие практические шаги нужно сделать, когда такое решение принято. Ольга Владимирова, вкратце расскажите, как создавался Центр.

О.В. Бурлакова, руководитель школьного отделения центра семейного образования «Родное слово» (г. Челябинск): – История началась с моей дочери. Мы отучились 1-й класс в обычной школе по программе «Школа России», и к концу года я начала замечать у нее пробелы в знаниях. Начала думать: почему, откуда. Наткнулась на программу «Русская классическая школа». Начали дома с дочерью параллельно по ней заниматься – и тогда мне открылась, как жемчужина, эта программа. Дочка сказала: «Мама, почему у нас в школе не преподают по этой программе?». Это было отправной точкой.

Дальше пошли сомнения, поиски: продолжать заниматься дома дополнительно? Уходить из школы на семейную форму обучения? Было очень страшно, скажу сразу: вырваться из системы не каждый может. Было страшно, сложно, тяжело: не было ни педагогов, ни помещения, ни детей. Потом мы создали группу «ВКонтакте», дали объявление о наборе детей. Вероятность, что дети придут во 2-й класс, была фактически нулевая. И на наше удивление, на собрание пришли только второклассники.

Еще вопрос, который каждый родитель задает себе, принимая решение, что ребенок будет получать семейное обучение: как он встроится в систему, если такие условия создадутся?

– Во-первых, нужно понимать, что образование – это ответственность в первую очередь родителей все-таки, и не надо перекидывать ее на учителей.

Я за то, чтобы проходить аттестацию ежегодно. Семейная форма обучения подразумевает свободный выбор, то есть можно проходить раз в год, можно проходить только в 4-м классе, но, я думаю, правильнее проходить все-таки раз в год.

Мы прикреплены к православной гимназии города Челябинска. За поддержку и понимание огромное спасибо директору отцу Александру Власову, который помог нам в этом деле, поддержал и с пониманием отнесся: во многих школах с опаской относились к семейной форме обучения.

Наталья Сергеевна, беседуя в этой студии со специалистами, которые работают по образовательной системе «РКШ», слово «жемчужина» я слышу многократно. И каждый ее увидел с какой-то своей стороны. Что Вы скажете, как специалист-логопед?

Наталья Сергеевна Бутина, руководитель дошкольного отделения Центра «Родное слово» (г. Челябинск): – Я работаю с детками как логопед по устранению речевых нарушений. За последние 2–3 года идет большое обращение детей со стойкими нарушениями чтения и письма – дисграфия, дислексия.

Одну из причин я вижу в недостатках педагогических методик обучения грамоте в дошкольном возрасте и, в целом, несовершенстве нашей образовательной системы дошкольного и младшего школьного звена. Мое знакомство с «РКШ» для меня тоже было ценной находкой – я увидела в ней именно тот ресурс, который может помочь моим деткам преодолеть эти нарушения. Потому как многие дети с дисграфией в дошкольном возрасте вообще не имели нарушений звукопроизношения, речевых нарушений...

И они сформировались уже в процессе обучения?

– Да. Что увидела я в этой программе? Я, со своей стороны, рассматривала только филологический блок и увидела не просто механическую работу над письмом и чтением, а целый комплекс профилактических мер, направленных на преодоление нарушений устной и письменной речи. Это было для меня удивительно: выявилось много моментов, схожих с логопедической программой.

Здесь перечислять можно долго: это и углубленная работа над звуковой стороной речи, это развитие фонематических процессов. То есть ребенка с 5-ти лет (даже с 4-х) учат слышать звук, уметь его различать, уметь выстраивать его в правильной последовательности в речи, определять заданный звук в слове, находить его место и многое другое (и с каждым годом упражнения усложняются)... Это работа над активизацией и обогащением словаря, над значением слова: ни в одной программе такого нет, и многое-многое другое. Работа над графическим образом букв: ребенку с 4-х лет просто впечатывают, можно сказать, графический образ буквы (когда он с ним играет, строит домик), и он уже никогда не спутает белку с парусом, потому что белка – это «б», а парус – это «п».

Еще по практическим шагам. По Вашему опыту, какие плоды Вы видите?

Н.С. Бутина: – Мне хотелось бы рассказать про наш опыт 1-го класса. У нас на начало сентября не набрался полноценный 1-й класс на полный учебный день, но были желающие родители отдать ребенка на выходные обучаться по этой программе.

Ребенок учится в школе, а в выходные еще учится и у вас?

– Да, еще в выходные учится по этой программе. Мы согласились на этот эксперимент, но, конечно, очень переживали – мы боялись, что ребенок будет перегружен информацией, ему будет неинтересно, он не будет схватывать.

Мы сделали субботний курс обучения – раз в неделю родители привозят первоклассников, и они обучаются: у них проходят математика, каллиграфия и «Родное слово». Мы увидели отклик от родителей и от детей спустя 2 месяца – самое главное, мы видели в глазах детей радость, когда они приходили к нам. Им интересно было приходить, они сами хотели.

Конечно, мы их не перегружали домашними заданиями, но при этом они хотели приходить и им нравилось учиться – и мы понимали, что раз им нравится, значит, им понятно и доступно обучение. Мы слышали отзыв родителей, которые говорили, что изменился почерк, ребенок стал считать в уме (а не на пальцах, как было изначально), стал любить читать и понимать прочитанное. И этот отклик нас, конечно, очень порадовал. Самый главный вывод, который мы сделали для себя: этот курс помогает родителям определиться. Это курс для сомневающихся, которые боятся переходить на семейную форму обучения сразу и хотят программу прощупать, посмотреть, как будет вести себя ребенок, пойдет или не пойдет программа.

Подводя итог. Самое первое – решиться, понять, зачем мне это надо, насколько это важно мне и моему ребенку, возложить надежду на Господа Бога, попросить помощи и начать действовать. И куда бежать?

О.В. Бурлакова: – Первое – решимость. Программа «РКШ» дает хорошее, качественное образование, возможность быть в кругу единомышленников. Второе – нужно найти педагога. Педагог должен быть профессионалом и, главное, гореть программой «РКШ», без этого не получится, если педагог не видит разницы с другими образовательными программами, то это бессмысленно. Третье – помещение. Варианты здесь абсолютно разные: можно устраивать при храме, можно снимать помещение, кто-то оборудует в квартирах.

Здесь вопрос финансовый всегда стоял, стоит и будет стоять, и его надо преодолеть. И здесь единственное – просить Господа о помощи: как правило, православные люди, для которых, в частности, и организована эта программа, – многодетные родители, они платить большие суммы просто не могут. И у нас была такая же ситуация. Но не можешь платить – организуй, у нас был такой лозунг, потому что очень хотелось. А дальше действовать, работать и главное, гореть – тогда все получится. И не бояться.

Узнав о программе «РКШ», Вы обращались к ее создателям, чтобы получить и методическую помощь, и советы, и, возможно, учебные материалы? И этот шаг опишите, пожалуйста.

О.В. Бурлакова: – Узнав о программе, мы заказали литературу с сайта «Русская классическая школа» (russianclassicalschool.ru) – и методическую, и учебники. Изучили, прониклись, поняли, что это возможно. Просмотрели все обучающие семинары, мучили, если можно так сказать, организаторов, будет ли очный семинар. И здесь был второй этап вдохновения, когда мы увидели слезы родителей, педагогов, прочувствовали себя в роли учеников с 1-го по 4-й класс. И настолько было радостно, и было понятно – да, мы движемся в нужном направлении, как бы ни было сложно.

Как Вы выстраиваете свои взаимоотношения с государством? Это лицензированный центр, вы проходите какую-то аккредитацию? Что придется делать родителям в этом направлении?

– 2 варианта. Просто организоваться в семейный класс, но если же выходить на более широкий уровень, то возможно зарегистрировать либо ИП, либо некоммерческую организацию (НКО) и в рамках НКО уже работать. Получать лицензию и аккредитацию в этом случае не нужно. Аккредитацию, как говорится, еще и вредно получать: если мы аккредитованная организация, то должны использовать только ФГОСовские программы, а нам это неинтересно.

Если вы услышали в нашем разговоре то, что поможет вам организовать достойное обучение своим детям, – добро пожаловать на сайт образовательной системы «Русская классическая школа». Мы продолжим цикл программ об этом. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс