Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (1006) → Протоиерей Андрей Канев: Если ты веришь не так, как Церковь, то не являешься частью Церкви, как бы ты сам о себе ни заявлял

Протоиерей Андрей Канев: Если ты веришь не так, как Церковь, то не являешься частью Церкви, как бы ты сам о себе ни заявлял

№13 (1006) / 1 апреля ‘19

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) – №12 (1005) 2019

– Дорогие братья и сестры, напоминаю, что мы изучаем творение святителя Игнатия (Брянчанинова) – статью «О последовании Господу нашему Иисусу Христу», чтобы определиться, что такое христианская жизнь, как к ней относиться, какова цель христианской жизни (зачем мы здесь живем). Вопросы не праздные, нужные: они помогают нам правильно выстроить отношение к близким, вообще к жизни (бытовой, профессиональной и тем более духовной). Было бы замечательно, если бы вы следили за текстом.

Я стараюсь читать все подряд: читать святителя Игнатия урывками неправильно – его творения это очень точная и правильная духовная инструкция. Казалось бы, как это можно совместить – духовная жизнь и вдруг инструкция? Однако необходим именно такой подход. Если мы будем относиться к духовной жизни как к какому-то неизведанному, таинственному и непонятному миру, не подчиняющемуся никаким правилам, то ошибемся: у Бога все упорядочено, и в первую очередь – в духовной жизни, где есть свои законы, правила, при помощи которых можно понять, правильно ты идешь или нет. Это нужно изучать, и у святителя Игнатия замечательно об этом говорится. Если у вас будет возможность изучать текст вместе со мной, будет очень хорошо.

Эта статья находится в I томе «Аскетических опытов», она – самая первая: у святителя статьи расположены не хаотически, а по мере познания духовной жизни, разных духовных вопросов. Поэтому это первая статья – она стоит на первом месте, ибо в ней выстраиваются и даются начальные понятия, как относиться к своей жизни.

Мы остановились на том, что святитель Игнатий, как бы от имени Господа, говорит: «Люди, используйте время своей жизни, не тратьте ее понапрасну. Будьте благодарны Богу за то, что Он вам дает; используйте те блага, которые мы получаем от Бога, на пользу, а не во вред». Как можно использовать дарованное Господом во вред? Да очень просто. Есть у человека какие-нибудь средства – можно творить милостыню, а можно заниматься накопительством; можно довольствоваться самым простым и необходимым, а можно гоняться за какими-то брендовыми вещами и только ради этого жить.

Продолжим читать святителя Игнатия, тем более что мы уже подходим к концу ее. Святитель отмечает очень важный момент: «Устраним от себя все ложные учения и деятельность по ним: овцы Христовы „по чуждем гласе не идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа” (Ин. 10, 5)». Если перевести на русский язык, «за чужими не идут, но бегут от чужого, потому что не знают чужого голоса» (это очень важная мысль, и мы коснемся этого вопроса, когда будем изучать основы веры. Прошу правильно понять, дорогие братья и сестры. У нас с вами, конечно, не детская воскресная школа. Но почему мы тем не менее вновь и вновь повторяем основы веры? Духовная жизнь основана на том, что если человек имеет правильные понятия, то они будут воплощаться в его правильных делах. Если у человека нет правильных понятий или (тем более) если он имеет ложные, то неудивительно, что жизнь его идет криво, страсти бушуют – и такой человек очень далеко отходит от Церкви, от веры, от христианского благочестия, впадает в смертные грехи... )

Недавно мы в нашем приходе храма в честь Владимирской Иконы Божией Матери (на Семи Ключах) провели эксперимент: стали проверять людей (уже оглашенных, читающих, молящихся и участвующих в таинствах) – тем, у кого начинаются проблемы, мы предложили пройти небольшой тест по вопросам. И представьте себе: почти у 100% людей (уже проверенных, что называется, своих, много лет ходящих в церковь) в итоге выявились какие-то заблуждения!

Поэтому когда мы закончим разбирать статью «О последовании Господу нашему Иисусу Христу», я думаю, обязательно должны будем начать читать статью «О покаянии», а затем уже приступим к изучению основ веры, причем с учетом наиболее распространенных сейчас заблуждений.

Братья и сестры, можно говорить о светском государстве, о том, что есть свобода слова, плюрализм мнений... В отношении веры эти правила (я имею в виду разность мнений) совсем не подходят. Невозможно верить во Христа по-разному: если ты веришь не так, как Церковь, то не являешься частью Церкви, как бы ты сам о себе ни заявлял. Поэтому каждый христианин, приходя к вере, должен изучить основы вероучения – не свои какие-то измышления привносить в Церковь или в свою жизнь, а именно принять то, чему учит Церковь. О том, что человек должен отречься от своего мнения, от своих ложных понятий, мы говорили. Подтверждая эту мысль, святитель Игнатий говорит: «Устраним от себя все ложные учения», – а чтобы понять, что ложное, а что не ложное, нужно познать учение Церкви.

«Ознакомимся определенно с гласом Христовым, чтобы немедленно узнать его, когда услышим, и немедленно последовать Его велению» – святитель Игнатий вновь говорит об изучении Евангелия, ибо недостаточно его просто иметь у себя и изредка читать.

Знаете, какого рода ошибки бывают иной раз по поводу чтения Евангелия? У нас есть церковный календарь, в котором предлагается Евангельское чтение на день – отрывок, который читается в храме (Евангелие разбито на небольшие отрывки и читается каждый день за богослужением); понятно, что в течение церковного года прочитываются все четыре евангелиста, но есть особенность: в праздничный день читается тот евангельский отрывок, который подходит к этому празднику. Например, по Богородичным праздникам и в дни, посвященные тем или иным иконам Божией Матери, бывает одинаковое чтение. И получается, что в течение года несколько раз можно услышать одно и то же: что на Рождество Пресвятой Богородицы, что на празднование Казанской иконы Божией Матери... Если человек начнет изучать Евангелие именно так, читая по календарю, то у него в голове (как я это заметил у нескольких человек, с которыми мы беседовали) получается мозаика – он не видит целостного Евангелия, а воспринимает его кусочками. Поэтому я бы рекомендовал, не забывая церковный календарь (сейчас объясню, для чего он нужен), читать Евангелие, что называется, от корки до корки, начиная с 1-й главы от Матфея. Изучив это Евангелие и потом других евангелистов, получаешь целостное, последовательное знание всей Евангельской истории, а не просто отдельных эпизодов, притч и т. д.

Церковный календарь тоже нужен – для подготовки к богослужению: перед тем как идти на Литургию, нужно открыть календарь, посмотреть сегодняшнее чтение (главу, стихи, какие будут читаться), может быть, прочитать даже на русском языке, посмотреть толкования, и когда вы услышите его на Литургии на церковнославянском, будет понятно, о чем речь. И тогда вы – действительно участники Литургии, а не слушатели. Вот такая рекомендация: изучать Евангелие от корки до корки – страницу за страницей, главу за главой.

Дальше святитель Игнатий пишет по поводу голоса Христова, который можно услышать (прочитать) в Евангелии: «Стяжав в духе сочувствие к этому гласу, мы стяжем в духе отчуждение от чуждого гласа, который издается плотским мудрованием в разнообразных звуках»… Как это понять? На слух, наверное, очень трудно воспринимать, но на самом деле все не так сложно.

Если человек изучает веру, изучает Евангелие, толкования святых отцов, то у него появляется правильное понимание. И когда кто-либо, даже из церковных людей (даже каких-то сановитых, знатных) начинает говорить то, что противоречит Евангелию, святоотеческому учению о Христе, о спасении, то ухо сразу же начинает улавливать ложь – вот о чем говорит святитель. Поэтому и нужно это делать. (Мне кажется, не следует тратить время на изучение разнообразных ересей – это делают специалисты, богословы, это изучают в семинариях, в духовных академиях, в православных университетах. Нам бы изучить основы веры правильно: если будешь их знать, то все не похожее на узнанное из Евангелия будешь уверенно опознавать как ложь).

Что такое «разнообразные звуки», которыми звучит ложь? Ими могут быть всякие ложные понятия, тиражируемые нашими близкими, которые наслушались где-то всякой лжи. Какие-то ложные идеи можно услышать в телевизионных передачах. Даже люди, называющие себя христианами, могут ошибаться; все мы люди, все подвержены этому – история Церкви изобилует примерами, когда даже самые яркие проповедники, к сожалению, потом теряли правильный настрой духовной жизни и становились еретиками. Надо понимать, что мы живем в реальном мире, где все непросто. Ведь мы здесь находимся, образно говоря, в заключении, наша жизнь – область страданий и каждый человек может быть подвержен обману лукавого, поэтому надо не доверять себе и доверять Евангелию, учению Церкви.

Читаем дальше: «Едва услышим чуждый глас – побежим, побежим от него, по свойству овец Христовых, спасающихся от чуждого гласа бегством: решительным невниманием ему».

Например, при нас какой-то человек начинает городить какую-то ересь – не надо агрессивно атаковать его, спорить, пытаться доказать что-то. Один человек писал мне, что столько ереси, столько неправды о Церкви пишется в интернете, что он будет бороться с этим. А сам, как выяснилось, элементарного не знает. Как же он будет бороться, если сам не знает основ веры? Сам запутается и запутает других… Поэтому реагировать на такое нужно решительным невниманием ему. Замечательный совет: внимание здесь уже опасно. Святитель Игнатий предлагает нам очень тонкую работу над собой – понимание этих непростых законов духовной жизни. Что может получиться, если ты начнешь внимать ересям, серьезно анализировать их, может быть, спорить с этими ересями, не будучи специалистом, богословом, священником, церковным ученым или образованным мирянином, поставленным для этого?

«За вниманием вкрадывается обольщение, за обольщением – погибель». Взять хотя бы известную историю Ария, который был основоположником страшнейшей ереси, погубившей множество душ. Арий изначально был проповедником, миссионером, горячо верующим человеком, он боролся с ересями. Но так боролся, что, нарушив, видимо, какой-то закон духовной жизни, сам стал изобретателем ереси, имевшей огромные последствия – и сегодня есть сектанты, которые повторяют его заблуждения (например, «Свидетели Иеговы», которые учат, что Христос – это не Богочеловек, а просто человек). Видите, как: прошло уже больше тысячи лет (почти две, условно говоря), а эти ложные идеи живут до сих пор. Кто их изобрел? Понятно, что лукавый. А через кого эти ложные идеи пришли? Через проповедующего горячо священника, образованного для своего времени, популярного, известного – вот как бывает!

Поэтому чтобы уберечь себя, нужно просто бежать, если вы почувствовали, что говорится то, что не похоже на Евангельское учение о Боге, о спасении: не нужно обращать на это внимание, не нужно пытаться спорить с этим, потому что ложь имеет такое свойство: отравлять, обманывать. Невнимание к какой-то идее – очень хороший духовный способ уберечься от нее. Повторюсь: какой существует закон этого самого падения? Внимание: «За вниманием вкрадывается обольщение, за обольщением – погибель».

Многие ложные, еретические идеи бывают очень красивыми. Я знаю человека, который изучал вероучение ИГИЛ (террористической организации, запрещенной в России). Какое зло приносят эти террористы! Они уничтожают людей, города, памятники. Это просто бесочеловеки какие-то. Но откуда такой успех их проповеди? Так вот, этот мой знакомый сказал: «Если бы я изучал это раньше, не зная веры, то тоже стал бы их последователем – это такие красивые призывы: к справедливости, к чистоте, к спасению (как они его понимают)».

Если разобраться, то многие ложные учения действительно очень красивы. И мы, будучи по натуре слабыми людьми, можем легко ими увлечься. Поэтому надо стоять за истину. Ложь всегда обманчива и приятна, но за этим ее приятным вкусом кроется яд. А за истину надо бороться, и бороться в первую очередь в себе, чтобы самому не принять какие-то ложные идеи: «… за обольщением следует погибель». Еще раз повторюсь: как только человек принимает ложные идеи, он и жить начинает по этой лжи.

Падение Праотцев наших началось с внимания Праматери к чуждому голосу (здесь речь идет о грехопадении Адама и Евы); более подробно мы поговорим об этом позже, а сейчас – совсем кратко. С чего все началось? Лукавый не сунул Еве этот запретный плод насильно и не сказал: «А ну кусай! Ну-ка, вкуси его!» Нет, он ее обольстил, обратил ее внимание на это древо познания добра и зла. И каков получился плод, результат этого действия? В Библии они очень интересно описаны. Там, по сути, говорится, что когда Ева обратила внимание на плод с этого древа, то она тем самым уже исказила заповедь, поскольку этот плод стал для нее желанным, она захотела стать как боги (как обманывал ее лукавый). Надо быть очень внимательным к себе – не надо думать, что «мы бы на ее месте так не поступили!».

Дальше святитель Игнатий пишет: «Наш Пастырь не только призывает нас голосом, но и руководствует Своим образом жизни: Он пред овцами Своими ходит (Ин. 10, 4). Он заповедал нам отречение от мира, отречение от себя, взятие и ношение креста своего». Святитель пишет, что Господь не просто издалека руководит, как, например, один человек тонет, а другой идет по берегу и говорит: «Давай дыши ровнее, не паникуй, одной рукой взмахни, другой...» – не помогает это! Человек тонет, он в панике, уже не слышит ничего, надо его вытаскивать, и Господь бросается и Сам выносит из воды тонущего человека. Истинный Бог, став истинным Человеком, показал на практике, как это делать: это не голая теория, не касающаяся жизни. Это практика – Господь Сам показал пример самоотречения, вплоть до крестной смерти ради всех нас, поэтому Он и призывает: «Научитесь от Меня!».

Он совершил все это пред взорами нашими, обо всем этом мы можем узнать из Евангелия: «Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его» (1 Петр. 2, 21 – это Послание апостола Петра). Так поступали апостолы. И мы с вами, как очень-очень дальние ученики апостолов, должны понимать: вера – это не просто теория, нас не касающаяся, это практика. Нужно идти по стопам Христа, двигаться вслед за Ним.

«Благоволил Он принять на Себя человечество, хотя от племени царского, но нисшедшего по положению своему в разряд простого народа» – здесь имеется в виду то, что Господь Рождается по Человечеству Своему в роде царя Давида, но хотя род и был царским, семья была уже обедневшей и не отличалась по образу жизни от семей простолюдинов.

«Рождение Его совершилось во время странствования Его святейшей Матери, для Которой не нашлось места в домах человеческих. Рождение совершилось в вертепе, в котором помещался домашний скот. Колыбелью для Новорожденного послужили ясли. Только что пронеслась весть о рождении, как составился и заговор об убийстве. Младенец уже преследуется! Младенец ищется на убиение! Младенец бежит чрез пустыни в Египет от разъяренного убийцы! Детство Свое Богочеловек проводил в повиновении родителям, нареченному отцу и естественной Матери, показывая пример смирения человекам, погибшим от гордости и производимого ею непослушания».

Зачем святитель Игнатий пересказывает нам Евангельскую историю, как Господь Рождается и как живет? Это подтверждение, что Бог, Христос, нас хорошо знает: прожив здесь те состояния взросления, которые мы проходим, Он очень хорошо знает, что такое – быть человеком. В отличие от нас Он безгрешен, но уже с детства, с младенчества гоним и страдает.

«Лета мужеские Господь посвятил проповеди Евангелия, странствуя из града в град, из веси в весь, не имея собственного приюта. Одежду Его составляли хитон и риза. В то время, как Он возвещал человекам спасение, и источал на них божественные благодеяния, человеки возненавидели Его, задумали и не раз покушались убить Его. Наконец они казнили Его, как уголовного преступника. Он попустил им совершить ужаснейшее злодеяние, которого жаждало их сердце, потому что восхотел казнью Всесвятого избавить от клятвы и казни вечных преступный род человеческий».

Здесь святитель Игнатий кратко пересказывает Евангельскую историю, как Господь пострадал и зачем это было нужно.

«Страдальческою была земная жизнь Богочеловека: окончилась она страдальческою кончиною. Вслед за Господом прошли в блаженную вечность все святые, прошли путем тесным и прискорбным, отрицаясь от славы и наслаждений мира, обуздывая плотские пожелания подвигами, распиная дух на кресте Христовом, который составляют собою для падшего человеческого духа заповеди Евангелия, подвергаясь различным лишениям, гонимые духами злобными, гонимые своею братиею – человеками. Последуем Христу и сонму святых, шествовавшему за Ним! Богочеловек Собою очищение сотворив грехов наших, сиде одесную престола величествия на высоких (Евр. 1, 3)». Туда призывает Он последователей Своих: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие. Аминь».

Этими словами заканчивается статья святителя Игнатия «О последовании Господу нашему Иисусу Христу». Она заканчивается кратким пересказом Евангельской истории и, поскольку называется «О последовании Господу нашему Иисусу Христу», подтверждает это примерами многих святых, которые шли за Христом и оказываются с Ним. Господь, совершив Свой земной путь, призывает (как и звучат последние слова статьи): приидите... наследуйте уготованное вам Царствие. Вот зачем Господь приходит сюда, на землю, страдает, и зачем мы появляемся здесь: если мы обретаем веру во Христа, то должны действительно следовать за Ним, чтобы не только здесь называться христианами, быть членами Православной Церкви, держаться за истину, но попасть и туда, в Его Царство.

Вот такая замечательная статья, братья и сестры. Мы ее, слава Богу, прочитали за несколько передач, и мне хотелось бы вам посоветовать: когда становится непонятно, как жить по-христиански, начинается в душе какое-то смятение, снова обратитесь к этой статье, чтобы выправить цель нашей жизни, еще раз напомнить себе, зачем мы живем. Мы по своей природе очень изменчивы, все на нас влияет. Часто у нас очень быстро меняется настроение, духовное состояние – особенно быстро мы расстраиваемся, когда грешим и не замечаем своих грехов, не каемся. Чтобы снова и снова настраиваться на духовную жизнь, и нужно читать такие замечательные статьи о вере, о цели христианской жизни, о покаянии.

Заканчивая, я снова прошу, братья и сестры: если у вас есть какие-то вопросы, примеры действия страстей или успешной борьбы с ними, истории вашей жизни, которыми можно поделиться и которые бы украсили нашу передачу как примеры, приглашаю вас писать на адрес электронной почты: kanev@tv-soyuz.ru. С радостью читаю каждое ваше письмо. Уже есть люди, которые нам пишут. Есть вопросы, касающиеся, например, сребролюбия; я на них отвечу, когда будем проходить эту тему, или о чревоугодии – тоже коснемся, когда будем разбирать эту страсть. Благодарю вас за искренность, за то, что смотрите наши передачи. Помоги вам всем Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс