Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (1003) → Проект «Усатый нянь»

Проект «Усатый нянь»

№10 (1003) / 11 марта ‘19

Учимся растить любовью

5-часовая прогулка для дошкольника? В любую погоду? Даже зимой? Валяние в снегу и катание на лопатах? Чаепитие в стенах снежной крепости? Мамы и бабушки на такие подвиги с детьми не пускаются, а вот папы могут! И няни могут, но не простые, а усатые. «Усатый нянь» – группа дневного пребывания для малышей, где воспитатели – мужчины, отцы, многие из них многодетные. А идею Федору и Игорю, молодым папам, подкинула сама жизнь.

Игорь Викторович Зиновьев, воспитатель группы: – Началось все просто потому, что мы с Федором дружим, и мы не могли оставить наших детей, которых мы любим, с женами: у них были дела, у нас были дела. Поэтому как-то я его попросил посидеть с моим ребенком, он меня попросил посидеть с его детьми. Так и получилось, что на одного мужчину приходилось несколько детей. Потом мы подумали, что можем еще дополнительно брать детей. Так и произошло. Дали объявление. Так как и Федор, и я уже проводили некоторые занятия, дети откликнулись на это объявление, и мы стали по пятницам с этой группой заниматься.

За основу взяли базовые принципы традиционного воспитания. Детей учат пример взрослых и... улица (в самом лучшем смысле).

Федор Иванович Тарабукин, руководитель проекта «Усатый нянь»: – Современный мир нам диктует такие условия быта и существования, что ребенок в основном находится в помещении: занятия – в комнате, домашнее время – в комнате. Малая подвижность. Даже если у ребенка в комнате какие-то двигательные занятия, то, когда они прошли, ребенок сидит, что-то рисует: сама среда, в которой он пребывает, побуждает ребенка заниматься какой-то мелкой моторикой (скажем так). Имеется нехватка крупной двигательной моторики.

Поэтому мы все время проводим на улице. Пространство побуждает нас преодолевать большие расстояния и больше двигаться. Как раз и происходит компенсация недостатка двигательной активности у ребенка именно за счет того, что сама среда позволяет это делать.

К затее подошли со всей серьезностью. Задача была – не просто занять детей, а восполнить недостаток мужского воспитания, который сейчас наблюдается даже в полных семьях. Игорь – тренер и последствия женского воспитания ему приходится наблюдать часто.

И. В. Зиновьев: – Основная беда (с ней я сталкиваюсь в тренерской деятельности) – отсутствие внимания, волевых качеств. Приходится сначала сосредоточивать детей дисциплинарными способами, чтобы они просто начали слушать обычные вещи, уже понятные нашим детям в «Усатом няне»: чтобы ребенок не вертелся, не перебивал, когда ему, например, говорят задание, чтобы он доделал его до конца, чтобы он переспрашивал. Это обычные коммуникативные вещи, которые к возрасту 7–9–12-ти лет и старше (уж тем более) должны быть развиты. Одной из задач «Усатого няня» я вижу развитие умения общаться, умения доносить до наставника (взрослого) свои желания, потребности, задавать вопросы, формулировать просьбу, формулировать ответ на вопрос.

И учит, конечно, субординации. В современных кружках, секциях педагог-преподаватель выступает в роли аниматора, который должен как бы развлекать детей за деньги родителей. Но это тупиковая линия воспитания и тренировки качеств: мы в первую очередь говорим о развитии качеств. Такой подход нежизнеспособен в долгосрочной перспективе. Да, сейчас у родителей есть возможность с раннего детского возраста отдавать детей в образовательные кружки, секции, на занятия. Но так как для развития необходимых навыков не хватает базовых качеств, без этого фундамента очень тяжело чему-то научить.

То, чем мы занимаемся здесь, – развиваем качества. Мы передаем качества через собственный пример, через игры, через среду, которая создается здесь взрослыми людьми, мужчинами. Это совсем другая норма и общения, и решения вопросов. Мы передаем умения выходить из трудных ситуаций, через собственный пример прививаем ощущения, учим жизнерадостности. То, чем мы занимаемся, в первую очередь нравится делать нам самим.

Проект «Усатый нянь» реализует норму отцовского воспитания. Его принципы отличаются от тех, которые выпадают на материнскую долю. Но только дополняя друг друга, оба воспитательных метода (женский и мужской) помогают гармоничному развитию личности.

Ф. И. Тарабукин: – Мы начали отталкиваться, можно сказать, от проблем. Вернее, это не проблемы, а факты: нехватка отца в жизни ребенка – даже если семья полная, папа, как правило, занят на работе, занимается обеспечением и вообще реализацией во внешнем мире. Если отмотать назад, как раньше было? Отец занимался во внешнем мире, но все равно плоды его деятельности были на виду у ребенка (если мы говорим про простых людей нашего уровня, крестьянских...). Сейчас этого не происходит – все плоды труда ребенку недоступны, и он не может обучаться через пример. А это одна из основных норм мужского воспитания.

В «Усатом няне» мы реализуем мужскую, отцовскую норму воспитания. Первое – собственный пример отца (что он может в этом мире делать, приносить плоды и пользу, реализовываться через какие-то конкретные проявления, которые видно). Второе – игра, то есть отец через игру обучает ребенка жизненным навыкам. И самое важное даже не то, что он учит его конкретно (например, правильно резать ножом), а то, что он учит социальным качествам, таким, как доверие к миру, умение проявить волю, чтобы что-то сделать (то есть целеустремленность). До 7-ми лет мы работаем здесь с базовыми качествами, а все остальное (конкретно бегать далеко, прыгать высоко...) уже вторично, это лишь инструменты, с помощью которых мы достигаем трех важных составляющих мужского воспитания.

3-я составляющая мужской нормы воспитания – наказ. Сейчас получается, что отца не хватает, и наказ дают мамы. Но это не наказ, а либо они просто соглашаются с тем, что ребенок покапризничал и переубедил, либо это происходит в форме нервозной истерики: «Ну, сделал? Ну, сделал? Ну, сделал?...». А отцовская форма – это дал задание, отпустил спокойно, не трогаешь ребенка, а потом проверяешь: у ребенка есть свободное время пережить, понять, согласен он с этим или нет, и снова попробовать действовать. А когда мы стоим над душой, тюкаем и тюкаем его, воля его подавляется, он в принципе сам ничего не может проявить: от него все время что-то требуют, требуют, требуют. Другая форма все разрешает: он захотел сюда – я сюда, мы с ним этим занимаемся. Потом: «Ой! Не хочу. Хочу это...», – вот как мультик про Нехочуху есть, очень показательный, про современных детей и про современные системы воспитания.

Первое наиважнейшее правило занятий с ребенком: не веселить его, а веселиться вместе. У такого подхода серьезное обоснование и прекрасные результаты. Но в мире нынче совсем другие тенденции.

Ф. И. Тарабукин: – Сейчас есть тенденция заниматься обслуживанием ребенка; он – царь и бог, а все остальные – слуги, которые занимаются тем, чтобы ребенку было хорошо. В нашем детском саду нет задачи, чтобы было хорошо. Бывает даже, родители спрашивают: «Ну как? Ему понравилось?». Я говорю: «Да я не знаю, понравилось ему или нет – у нас вообще нет такой задачи, чтобы ребенку что-то понравилось. У нас есть задача, чтобы он стал самостоятельным, мог (когда вырастет) продолжать наше дело по защите Родины, защите Отечества...». Это может быть высокие слова, но это (грубо говоря) тот «крючок», тот идеал, к которому мы стремимся и на котором все выстраиваем. Если этого нет, как раз и начинается обслуживание.

Если говорить про наш «Усатый нянь», мы реализуем здесь отцовскую форму воспитания, во-первых, через движение, то есть ребенок двигается, развивается физически (что очень хорошо). Во-вторых, он получает эмоциональное удовлетворение, радость. Но радость он получает не от того, что мы ему что-то дали (конфетку) или покатали (хотя катаем мы детей регулярно, и это надо делать – это тоже контакты, доверие), а от того, что он сделал шаг над собой. И это качество радости совсем другое. То есть, радость от того, что «Я хочу, и мне дали» или радость от того, что «Я хочу, и я смог». Мы сейчас как раз и стараемся создать такую среду, в которой ребенок может получить радость от того, что он смог.

Дальше – умение думать, размышлять и умение взаимодействовать с другими ребятами. Сейчас в современном западном мире (с оговоркой, что нельзя голословно говорить, что «Запад плохой, а мы хорошие», но тенденция оттуда) индивидуализм, самореализация: «Я вот лидер, тра-та-та, тра-та-та...». А мы стараемся, чтобы человек самореализовался, но вместе с другими.

Недостаток мужского воспитания – не всегда результат отсутствия инициативы со стороны отца. Нередко мамы и бабушки так настойчиво протестуют против методов взаимодействия пап с детьми, что мужчине проще отойти в сторону. Мамы, чьи дети посещают группу «Усатый нянь», тоже были вынуждены кое в чем пересмотреть свои взгляды. И не пожалели.

И. В. Зиновьев: – Мамы детей относятся к этому замечательно: они рады, когда у них есть возможность отдохнуть, снять с себя воспитательные задачи – у них хватает своих женских трудностей (в повседневном быту, собственных глобальных задач). То, что мы можем, и то, что нам нравится, мы делаем. Соответственно, поддержка полная. Единственное, поначалу было много разговоров, что слишком грязная одежда, слишком быстро она рвется. Но этот вопрос решаем. По-моему, зашить штаны проще, чем потом в 15 лет иметь инфантильного ребенка просто потому, что в какой-то момент начали его осекать и он не проявил свой исследовательский инстинкт, в лужу не полез – его одернули: в этих штанишках в лужу наступать нельзя и пачкать коленки нельзя или залезать на дерево нельзя. Такие вещи, конечно, сначала давали о себе знать. Мы с ними очень быстро договорились обо всем, дали понять, на какую перспективу мы работаем: наша задача как родителей – создать трамплин, чтобы наши дети, уже наработав определенные качества, реализовали себя в жизни полноценными, самостоятельными, успешными, жизнерадостными, счастливыми людьми.

Улица и минимум игрушек. Кажется, все мы росли именно так. Однако современным детям такое времяпрепровождение в диковинку. И ожидать, что малыши сами организуются в игру, не приходится, надо помогать. Этот принцип проекта «Усатый нянь» стоит перенять всем родителям.

Ф.И. Тарабукин: – Научиться самим (и у нас это уже получается) и в том числе научить детей проводить игры, занятия в любую погоду, в любом месте, с любым количеством инвентаря. Мы стараемся не использовать (точнее, не используем) игрушки и какие-то специально созданные технические приспособления, за исключением простых (санки, веревки, палки), хотя мы найдем, чем позаниматься, даже если этого у нас нет. Все мы знаем, что палки валяются на земле (на земле вообще много чего валяется), – к сожалению, когда в жизни ребенка присутствует много игрушек, он этого не замечает и не умеет с этим играть. А мы здесь стараемся этому научить – ничего нет, и начинается творчество. Сейчас зачастую творчество понимается так: когда у нас много материалов, мы можем сделать из них красивую композицию. А из ничего сделать красивую композицию современному ребенку довольно сложно. Поэтому мы видим свою задачу и в этом тоже. Осенью – это листья, желуди, палки... Весной ручейки текут – можно делать кораблики. Мы все это делали, а современным детям нужно чуть подсказывать (не всем, конечно, но многим нужно подсказывать). В этом мы видим важную задачу. И даже такое наставление, рекомендация родителям: чем меньше игрушек вы берете с собой на улицу, тем лучше. Да и дома тоже не так уж они и нужны, по большому счету.

Если сделать отступление про тех, кто живет на Крайнем Севере (чукчи и другие) – у них нет ничего, но тем не менее, они очень творческие люди, на одной струне могут сыграть очень много интересных композиций. Более того, вот у нас снег и снег, а они отличают более 20-ти оттенков и состояний снега. Для меня снег – помягче и потверже, пушистый и твердый, мокрый и сухой, 4 варианта. А там они могут различить 21 разный...

Поэтому, чем меньше игрушек, тем больше начинаем замечать разных тонких особенностей, начинаем тонко чувствовать. И чем суровее условия пребывания (мы, например, 5 часов гуляем на улице, некоторые у виска крутят: «Вы что, сумасшедшие? Ребенку только час можно»), тем лучше. Во-первых, тем больше тепла с другими: чем мне одному хуже, тем я больше стремлюсь к другому человеку – ему тоже плохо, а вместе мы можем и физически обняться, согреться, и, с другой стороны, можем что-то создавать: чтобы быть более устойчивыми в трудных условиях, люди объединяются. Эти естественные формы нам подсказывает сама природа.

А мы, стремясь к комфорту, уходим от общности, больше стремимся к индивидуальности. На ранних стадиях воспитания это можно решать простыми вещами: как можно больше быть на улице в любую погоду (мороз, снег, дождь...). Мы даже в дождь проводим время вместе с детьми, показываем, как эти проблемы решаются: вместе тент натянем, там посидим, чаю попьем, снежный домик построим, там посидим, закроемся. То есть все, что происходит, и не знаем, как делать, – сама жизнь подсказывает. Еще один момент: зачастую родители стараются предстать такими авторитетами, якобы они все знают. А мы можем признаться, что не знаем и сейчас будем вместе придумывать. У ребенка появляется и уважение, и пример: оказывается, можно и не знать, но вместе научиться.

Длительные прогулки на улице не обходятся без ситуаций, требующих немедленного реагирования. Видя, как воспитатели справляются, дети учатся не опускать руки, а искать выход.

Ф.И. Тарабукин: – Например, мы гуляем, ребенок промочил ноги. Что делать? Казалось бы, надо вернуться, все остальные дети должны страдать из-за того ребенка, который... Ну, маленький он, не может... (разные бывают ситуации). Просто надо искать выход из ситуации. Опять решаем вместе с детьми. Может, кто-то взял запасные носки, может, у кого-то обувь есть? Сейчас мы поможем этому ребенку переодеться и гулять с нами. Бывает, что нет ни у кого, надо что-то придумывать. Можно в конце концов взять с себя футболку (со взрослого), сделать ему портянки, сверху надеть полиэтиленовые пакеты и пойти дальше. И это очень здорово – ребенок видит, что нет ничего невозможного, все решается! Особенно, когда нас много, вообще все можно решить.

Дети в «Усатом няне» меняются на глазах, учатся преодолевать сложности, находить свое место в коллективе, прислушиваться к себе и другим. Воспитатели не спешат все заслуги приписывать себе, но результатам рады.

Иван Константинович Писарев, воспитатель группы: – Дети растут, какие-то изменения у них происходят с возрастом (они естественные), и непросто отделить то, что произошло благодаря занятиям, от того, что произошло благодаря времени. Вполне возможно, что эти изменения произошли бы и без нас, но мы видим, даже когда сравниваем с новыми детьми, приходящими к нам, что наши «ветераны», старожилы легче относятся к трудностям, более гибко относятся к постоянно возникающим сложностям: где-то упал, где-то на горку нужно забраться, где-то игра, в которой нужно подстроиться, понять правила, не обижаться, если игра предполагает физический контакт, если проигрываешь. И эти изменения наши дети как-то легче и проще обходят: куча мала – значит, куча мала, если догонялки и упал, даже если уронили, – ничего страшного, встал, дальше побежал. Находят решения своих возникающих задач: где-то надо водички налить, где-то штаны переодеть... Ко всему, что возникает в жизни, они подходят более самостоятельно, не пугаются трудностей, относятся к ним не так жестко, мягче. И это одна из целей нашей работы.

Хорошо бы помнить, что воспитание ребенка – это еще и воспитание самих себя. Можно сказать, что мы растем и развиваемся вместе.

Ф.И. Тарабукин: – Процесс воспитания очень важен с точки зрения того, чтобы дети встали на наше место. Но с точки зрения развития он и нам дает колоссальные возможности понять этот мир и самому стать более чутким, тонким: воспитание ребенка – это действительно мастерство. Мы сами учимся каждый раз, выходя на прогулку – бывает, ты запланировал что-то, но все идет не так. Значит, надо измениться, поменяться, опять проявить творчество. Мы же созданы по образу и подобию: должны творить, не быть жесткими в рамках каких-то своих концепций, оглядываться по сторонам. И когда мы чуткие (то есть у нас есть вертикальный стержень – позиция по жизни, но есть и чуткость, внимательность к происходящему), мы сможем творить легко, что-то делать.

Говорят, воспитание – это сложно. С одной стороны, так и есть, но с другой – все рецепты на виду. Если ребенком занимаются и мама, и папа, если иерархия выстроена верно и родители не обслуживают ребенка, а стараются постепенно ввести его во взрослую жизнь, значит, будет результат. Лишь бы каждое действие сдабривалось любовью.

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс