Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №36 (981)–№38 (983), №40 (985), №41 (986) 2018, №2 (995)–№9 (1002) 2019
И.П. Костенко: – Один из главных принципов классического обучения – учет возрастных особенностей учащихся, психологических особенностей их внимания, мышления. А реформаторы об этом совершенно не беспокоились, у них была цель – внедрить высшую математику в школу – сейчас изучается средневековая математика, а математика ушла далеко вперед. Значит, надо школу подвести к современному состоянию науки; ложный посыл был у этой реформы, он привел к тому, что в школу были внедрены темы высшей математики и стиль изложения, который дается уже в высшей школе,– аксиоматический, с особой логической требовательностью изложения. Дети к этому не были подготовлены – это для них было просто недоступно. Вот и все. Вот образование и рухнуло. Дети перестали понимать математику. Масса свидетельств этому.
Но если такой результат – значит, надо принимать меры и исправлять положение. Академия наук подняла эту проблему: что детей губят, уродуют таким преподаванием, что это недопустимо, что это политическое явление надо исправлять. Отделение математики Академии наук провело специальную сессию по этому вопросу. Четыре академика – Л.С. Понтрягин, А.Н. Тихонов, В.С. Владимиров и И.М. Виноградов – записали в решении бюро, что принципы реформы ошибочные, что результатом стали недоброкачественные учебники и программы, что надо вернуться к прежним учебникам – хотя бы на время – и потом осторожно совершенствовать.
Но на общем собрании Академии наук реформаторам удалось выбросить из решения 2 пункта: что принципы реформы ошибочны и что надо вернуться к старым учебникам. И, к большому прискорбию, наши советские академики показали свою недостаточную гражданственность, находились под влиянием личных связей, личных отношений. В частности, лидером реформы был академик А.Н. Колмогоров, это мировая величина, у него было много учеников. И они позволили убрать 2 эти решения. В результате решение было такое, что надо совершенствовать программы и учебники. Вот сейчас тоже говорят: «Надо совершенствовать ЕГЭ». Надо убрать ЕГЭ. Нет, идут по пути совершенствования того, что наносит вред.
Даже страшно спросить: образование уже не восстановить, если мы будем так идти дальше?
– А мы видим, что образование уже абсолютно разрушено. Я это утверждаю. На Всероссийском съезде учителей мой доклад и назывался так: «Общего образования в России больше нет». Я попросил присутствующих поднять руки, кто не согласен с этим тезисом, – 2 руки поднялись. Мы боимся называть вещи своими именами и почему-то миримся с тем, что происходит. Вот это и продолжается. Сейчас происходит расчистка поля уже для другого – кастового образования, но об этом я, может быть, позже немножко скажу.
На диаграмме вы видели, что с 1978 г. кривая по-прежнему сползает, и в 2015 г. 0,1% выпускников (можно осторожно об этом говорить) знают математику на «4» и «5» по сравнению с 75% в 1949 г. Это значит, что качество образования упало в 700 раз. Значит, качественных молодых специалистов в стране нет. Лучшие специалисты, талантливые люди всегда есть и будут в нашей стране, но они уезжают на Запад, у нас их не остается. Поэтому ракеты беспрерывно падают, шахты взрываются. Все это – результат образования. Вы спрашивали: неужели нет выхода? Выход, как показала история, – только возвращение к ценностям русской классической школы, что и происходит сейчас в Екатеринбурге и уже во многих других городах России. Снизу идет процесс восстановления качественного образования.
У вас в первой передаче выступала Татьяна Анатольевна Алтушкина – меня восхитила и большое впечатление произвела ее непоколебимая уверенность, что она на правильном пути. А откуда эта уверенность? Она видит результаты. И если вы заглянете на сайт «Русской классической школы», то увидите радостные лица детей, увидите, как они отвечают, как они думают, как правильно строят фразы; это школа понимания, а школа понимания – школа радости. Если ребенок понимает, он радуется тому, что понимает, это его вдохновляет.
Я вчера был в Русской классической гимназии при Юридической академии. Я не то что в восторге – я был счастлив видеть радостных детей, радостных учителей: вся атмосфера там была атмосферой радости. Я присутствовал на уроках – дисциплина, порядок, все дети работают. Вот результат. И если вы зайдете на сайт, вы увидите эти результаты. Я очень советую нашим телезрителям открыть этот сайт и внимательно ознакомиться с работой «Русской классической школы». Вот это – надежда. Причем все идет снизу.
Почему обучение по системе РКШ встречает сопротивление в среде учителей, в среде официальных органов образования?
– Учитель, который уже 15–20 лет работает по какой-то системе (например, по учебникам Л.Г. Петерсон), привыкает, и перестроиться очень трудно. Вот такой консерватизм. И даже уже мало действуют доводы – учитель внутренне сопротивляется любому изменению и оправдывает себя тем, что «все-таки сейчас нельзя учить так, как раньше, все изменилось, техника идет вперед, новые методы: интерактивные доски, компьютерные системы, и как в век распространения цифровых технологий можно учить по старинке, по какому-то там Киселеву и по учебникам Пчелко (начальная школа)?». Рассуждают примерно так.
Людям присуща обманчивая иллюзия, что передовое более ценное, чем устаревшее. Они ждут чуда от всего нового, как бы устремлены вперед. В то же время основа подлинного прогресса – это традиция. Есть такое высказывание: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые». Это библейская мудрость. Что такое дерево худое? Это дерево, не укорененное в почве: оно не получает из почвы необходимых питательных веществ для здорового роста. Только на базе традиции, на базе накопленных ценностей, проверенных жизнью, можно двигаться вперед и выставлять жизнеспособные инновации.
Если же идет разрыв с традицией, то все это, получается, выдумки, и это то самое худое дерево, которое не будет расти, жизнь будет это отторгать, что мы и видим. Сколько инноваций, сколько методов обучения, а результаты? Вы видите, какие. Так что возврат к традиции – это единственный путь. И Татьяна Анатольевна видит результаты этого пути и идет по нему. Вот надежда на это движение «Русской классической школы», которая, к счастью, развивается, охватывает все больше школ: уже более ста школ в стране и за рубежом тоже идут по этому пути.
Для наших зрителей будет полезной такая информация. У меня вышли две монографии. Одна посвящена истории нашего образования, другая совсем небольшая – называется ««Реформы» образования России 1918–2018 (идеи, методология, результаты)». И учителям, и родителям – всем, кто болеет за состояние нашего образования, рекомендую ознакомиться с этой книжечкой – это не в качестве рекламы: эта книжечка ищет своих читателей – она написана для тех, кто стремится исправить ситуацию. И отсюда можно очень многое понять. Мы не знаем историю, поэтому мы не можем правильно понять современность.
И еще я хотел бы кое-что добавить к нашему разговору. Я принес с собой некоторые реликвии своей школы, где я учился в конце 1940-х – начале 1950-х годов, то есть в период наивысшего расцвета нашего образования. И вот сейчас, уже на склоне лет, я оцениваю, что я получил действительно лучшее в мире образование. Оно было фундаментально, давало нам всю картину развития, даже человечества: это древние цивилизации, европейская история, история России, литература, география, биология, естественная история – все у нас укладывалось в систему, что позволяло в дальнейшем ориентироваться в очень многих вопросах жизни. Может быть, нашим телезрителям будет любопытно на это взглянуть. Вот тетрадь по русскому языку ученика 10 «Б» класса 2-й мужской средней школы города Краснодара. Любую страничку я открываю, здесь упражнения. Обратите внимание на почерк.
Каллиграфический.
– Да, сейчас, наверное, странно видеть такой почерк – русская классическая школа учит писать перьевыми ручками по четкому шаблону, по наклонным линиям, начинается с буквочек и так далее: существовала целая программа правильного обучения письму, а это значит, что развивалась моторика, ребенок приучался контролировать тонкую моторику пальчиков и так далее. Это связывалось и с мышлением: в момент, когда ребенок пишет, он сознательно все эти действия направляет. Вот как писали.
Затем посмотрите на тетрадь по физике, я открою: вот одна страничка – физическая задача. С нас требовали, чтобы мы делали рисунки тех механизмов, тех процессов, которые изучали. Когда сам делаешь рисунок, совсем по-другому все это обдумываешь и воспринимаешь. Причем если рисунок сделан неверно или грязновато, за это снижалась оценка. У нас было требование абсолютной чистоты. За грязь снижалась оценка. Порядок в тетрадях. Вот смотрите, как много рисунков, и хорошо сделанных. Четко оформлялась задача: дано, решение, ответ. Решения должны быть обоснованные – обоснованию решений придавалось особое значение. Если решение в чем-то было неправильно обосновано, значительно снижалась оценка.
Вот у нас было черчение. Посмотрите, как мы чертили. Можно сейчас такое представить? Это подготовка к техническому высшему образованию. Вот в разных проекциях усеченный конус.
Это просто как учебник.
– Да, со всеми требованиями.
Профессионально выполнено.
– Были профессиональные требования к выполнению чертежей: что отмечается пунктиром, что штрих-пунктиром, как указать размеры – все это соблюдалось.
Это удивительно. В заключение я хочу процитировать Ваш призыв, который размещен на официальном сайте «Русской классической школы»: «Так будем же верить и действовать!». (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.