Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Матушка Виктория Николенко, супруга диакона Максима Николенко (Храм-на-Крови, г. Екатеринбург)
Мы все знаем выражение «круг жизни» и знаем, что каждый следующий круг – это новое поколение, очередной виток эволюционной спирали, который самой жизнью призван быть более прогрессивным. Но движение вверх происходит только когда молодое поколение в прямом смысле становится новым, то есть изучает опыт прошлого, с благодарностью принимает его для себя и несет его дальше по жизни. Наши герои – дети тех, кто в начале 90-х годов прошлого столетия радовался окончанию богоборческих времен и возвращению к людям Православной веры, для кого церковная жизнь становилась их собственной жизнью, убеждением. Отец Максим Николенко – священнослужитель уже во втором поколении, его отец был диаконом в Троицком соборе города Каменск-Уральский. Игорь Николенко почил несколько лет назад, но сын мысленно всегда рядом с ним.
Диакон Максим: – Самое яркое мое воспоминание из детства: я помню себя сидящим либо стоящим в алтаре во время службы 4-летним ребенком. Меня даже в шутку называли в нашем соборе дьяконенком: я, когда находился в храме с папой, всегда и везде бегал за ним. Я мог подойти, когда он с кем-то разговаривает, спрятаться в рукав рясы, а он стоял разговаривал и гладил меня по голове.
Матушка Виктория: – Я родилась в Верхнем Тагиле в обычной семье. Мой папа работал на Верхнетагильской ГРЭС, а мама практически всю жизнь (до последнего декрета) пела в храме, она была псаломщицей на клиросе. Когда она в очередной раз ушла в декрет, вместо нее на клирос встала я (в 11 лет): у нас был хор из бабушек, которые довольно хорошо пели на 4 голоса; я осталась вместо мамы.
Мама Виктории была крещена еще в младенчестве, в глухие к вере годы застоя. Но их семьи атеизм не коснулся. Тому были свои причины, которые бабушки тщательно скрывали от внуков, чтобы им не навредить. Виктории известно лишь то, что в родне были священники, репрессированные в годы богоборчества.
Матушка Виктория: – Вся информация утеряна. Мои родные были не то чтобы дворянского происхождения… Но когда они бежали, им пришлось выбрасывать документы, вещи, поэтому ничего не сохранилось. Мы толком ничего о них не знаем. И прабабушка уже умерла. Когда мы пытались что-то у нее выяснить, она уже многого просто не помнила.
Память поколений дала новый росток в душе Виктории, старшей из 6-ти детей в семье. Дочь псаломщицы и пономаря, она заменила маму на клиросе в 11 лет, но впервые прихожане храма услышали на клиросе ее голосок, когда девочке было всего 4 года. А в 6 лет Вика бегло читала часы на церковнославянском. Она и в музыкальную школу пошла не просто для общего развития – освоила фортепиано, скрипку, аккордеон, училась в общей сложности 11 лет и с таким музыкальным багажом поступила в Екатеринбургскую духовную семинарию на регентское отделение: ей нравилось церковное пение как искусство, а еще Вика понимала, что певчие во время службы помогают священнослужителям вести за собой людей, открывать им красоту, силу и смысл молитвы.
Матушка Виктория: – Мне хочется, чтобы люди, стоящие в храме, понимали, что мы пытаемся до них донести. Петь нужно что-то такое, чтобы призвать людей к покаянию. И чтобы они не просто стояли, а ушли облегчив душу, чтобы им как-то лучше стало после храма.
Виктория училась на последнем курсе семинарии, когда в один из дней к ней на клирос пришел новый певчий – семинарист-первокурсник Максим Николенко.
Диакон Максим: – Первое, что я увидел в ней, – это руки: живые, поющие, говорящие. Увидел, как она ревностно, с хорошей хваткой относится к своему делу. Я это увидел, и у меня появились такие мысли, что я хотел бы с ней связать свою жизнь.
Матушка Виктория: – Я не планировала в своей жизни быть матушкой. Помню, даже Максиму когда-то писала, говорила, что я буду сильным и независимым регентом, у меня будет 40 кошек и никогда не будет мужа (он до сих пор смеется над этим). Так получилось, что мои родители познакомились с Максимом еще до того, как он познакомился со мной. Они приехали отдавать моего брата в Верхотурское духовное училище, и Максиму как раз поручили провести для них экскурсию по монастырю, по училищу. Мама мне потом звонит и говорит: «Там такой хороший мальчик, только жалко, что маленький». А я даже не придала значения этому, думаю: ну, мальчик и мальчик. Потом, когда мама с папой приехали в Екатеринбург, ко мне в гости в семинарию, я им говорю: «Вот это Максим». Мама говорит: «Это мальчик, который нас по училищу водил!».
А потом они оба оказались в семинарской поездке по Золотому кольцу России. В Муроме вместе пели молитвы святым благоверным князьям Петру и Февронии. В Дивееве рука об руку прошли Канавку Пресвятой Богородицы, причем Максим в тот день тяжело болел, был с высокой температурой и практически без сил.
Диакон Максим: – Я еле-еле шел с температурой – жар был. Мы читали молитвы, положенные на это время. И обратно в гостиницу я пришел уже совершенно здоровым, другим человеком. Это маленькое чудо я воспринял как Божие благословение нам с ней быть вместе.
Они венчались в день памяти новомучеников и исповедников Российских. Многие их отговаривали: это же скорбный день. Но Виктория помнила, что этот день еще и праздник иконе Божией Матери «Утоли моя печали».
Матушка Виктория: – Очень часто бывает так: происходит ситуация, и я не знаю, как быть, прямо совсем не знаю! И день решения проблемы – это день памяти какой-то из икон Божией Матери. То есть я вообще всю жизнь живу под покровом Божией Матери: стоит мне только накануне помолиться, сходить на службу (обычно же в этот день – служба с акафистом Божией Матери), и на следующий день решение приходит само... А потом думаешь: почему вообще паниковала, из-за чего?
Тем не менее Вика запаниковала, когда ее молодой муж сказал, что его будут рукополагать в диаконы (спустя всего полтора месяца после Венчания). Залила слезами обручальное кольцо, которое Максим перед таинством снял с руки и отдал ей.
Диакон Максим: – Благодать, которая дается священнику, любому священнослужителю при рукоположении, распространяется и на его жену, его половину. Она становится причастна благодати даров, которые получает священнослужитель.
Не в миг, но постепенно благодать активирует внутренние духовные перемены и помогает взглянуть на себя другими глазами.
Матушка Виктория: –... У меня раньше ситуации были, что я в хоре постоянно на всех срывалась. А сейчас понимаю, что люди в этом не виноваты: да, они где-то ошиблись, но со всеми это бывает. Я сама ошибаюсь, только почему-то себя прощаю, а когда кто-то ошибся, кулак показываю... И сейчас я уже подмечаю, что здесь ошибка, что надо это исправить в будущем... Какое-то спокойствие – и ты еще больше начинаешь полагаться на волю Божию.
Диакон Максим: – Появилась сдержанность, терпения стало больше. Я сам по себе человек очень эмоциональный. Бывало, где-то не сдерживался, мог не сдержать как хорошие, так и плохие эмоции. А вот с принятием сана чувства усмирились.
Матушка Виктория: – Еще в детстве мама внушила мысль: когда что-то не так, когда уже непроизвольно льются слезы, нужно сесть где-нибудь в уголке и говорить без перерыва: «Слава Богу за все!» – просто Бога благодарить, даже если очень сложно, и ситуация не то чтобы отпускается, но становится легче.
Храм-на-Крови в Екатеринбурге – второе место служения для молодой семьи отца Максима и матушки Виктории. Говорят, чувство такое, словно этот величественный храм обнял их и впустил в свое сердце.
Матушка Виктория: – Мне нравится находить что-то редкое и разучивать это с хором. Мне просто нравится служить Богу. Я, конечно, не священник и не могу служить в алтаре, но пение – это ведь тоже своеобразное служение: хор – посредник между алтарем и людьми.
Большую часть времени они проводят вместе. Период притирок в семье, конечно, был.
Матушка Виктория: – Понятно, что у меня был один склад в семье, у него – другой. Это нормально, когда два человека из разных семей – и их взгляды в чем-то не сходятся. Но со временем же это сглаживается, иначе бы браки так долго не существовали. Просто в наше время принято: первые трудности – и сразу развод, люди даже не разбираются...
Диакон Максим: – Где-то стоит просто промолчать. Когда эмоции кипят, стараешься замолчать, куда-нибудь уйти. Смирение – и ничего, кроме смирения. Только терпение и смирение – те вещи, которые помогают сгладить конфликт. И любовь.
Матушка Виктория: – Надо проще относиться к ситуации и в какой-то момент, если видишь, что человек не идет тебе навстречу, читать тропарь «Умягчение злых сердец», и все: со временем все встанет на свои места.
Со временем встанет на свои места и отношение к Церкви, которое (как говорит матушка Виктория) в последнее время обрело странно негативный и подчас агрессивный оттенок: интернет, соцсети пестрят комментариями, от которых мороз по коже. Неужели история, проходя новый виток развития, растревожила еще незажившие раны, оставленные богоборцами? Их должны залечить молодые люди, новое поколение священнослужителей, к которому принадлежит отец Максим. Они выбирают тернистый путь служения, опираясь на духовный опыт прошлого, сегодня отстаивают Церковь Христову и ведут людей к свету. А сопровождают их на этом пути жены – матушки, вторые половины.
Диакон Максим: – Без нее я просто не чувствую себя... За 3 года она стала для меня всем.
Матушка Виктория: – Конечно, если бы он пел на клиросе, было бы сложнее: странно, когда женщина управляет на службе мужчиной, делает какие-то замечания. Делать замечания близким людям – это другое, это воспринимается по-другому. А тут – он служит в храме, я пою на клиросе, все хорошо.
Записала:
Людмила Ульянова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.