Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №1 (994) – №9 (1002) 2019
– Мы продолжаем беседу «Страсти и борьба с ними». Уже немало времени мы говорим о целях христианской жизни, и разговор этот небыстрый: духовная жизнь непростая, она имеет свои правила и законы. Наша беседа – о страстях и борьбе с ними, как она понимается святыми отцами. Необходимо понимать, что это целый комплекс и правильного понимания, и правильного отношения к жизни; недостаточно просто обозначить тот или иной поступок как грех или обозначить проявление той или иной страсти. Если человек не поймет, какова главная цель его жизни, какой в ней смысл, то разговор будет бесполезен или превратится в спор, в котором человек станет доказывать, что грех – это вовсе и не грех, начнет отстаивать какую-то свою греховную «правду». Поэтому мы и говорим, что цель наших бесед – это не частности, а раскрытие того, в чем заключается следование за Господом Иисусом Христом.
Мы хотим разобраться, каким законам подчиняется следование за Богом. Мы ориентируемся на творения святителя Игнатия (Брянчанинова) и вместе с вами изучаем статью «О последовании Господу нашему Иисусу Христу» («Аскетические опыты». Т. I). Еще раз повторюсь: было бы замечательно, если бы вы тоже имели перед собой книгу и следили за текстом – это дало бы нам возможность постепенно все больше понимать святоотеческий текст, как бы переводя его на современный язык, при этом используя примеры из современной жизни. Собственно, это и есть наша главная цель – научиться понимать святых отцов.
Мы, читая святителя Игнатия, говорили, что нужно научиться возлюбить волю Бога превыше собственной. Понятно, что это очень сложно, но без этого никакая борьба со страстями, никакое духовное возрастание невозможно. Не овладев этим духовным искусством, мы будем подобны слепым котятам в темной комнате.
Какие трудности бывают на пути христианина? С этим столкнулось (и будет сталкиваться) много людей. Когда человек из нерелигиозной семьи пытается прийти к вере, начинает ходить в церковь, он часто встречает в своей семье сначала недоумение, потом противодействие, критику и так далее, особенно если христианин ведет себя неправильно. Поэтому давайте вместе со святителем Игнатием проанализируем, как нужно себя вести, когда наши близкие, наши любимые люди начинают противодействовать нам на пути к Богу.
Святитель Игнатий пишет: «Когда люди, близкие нам по плоти, вознамерятся отвлечь нас от последования воле Божией»... Что же нам делать? С таким поведением близких мы сталкиваемся очень часто: хотя мы и говорим, что у нас большой процент верующих людей (православных, крещеных), на практике мы видим, что близкие люди очень редко спокойно воспринимают наше регулярное посещение храма.
Особенно раздражение и негодование с их стороны вызывают наши попытки бороться со страстями. И вот представим себе: человек попробовал следовать воле Божией, допустим, ходить в храм каждое воскресенье – это ведь тоже исполнение воли Божией, ведь Господь сказал: «Чти день субботний» (для нас, христиан, это день воскресный). Что делать, когда со стороны близких бывает противодействие? «Окажем к ним святую ненависть, подобную той, какую оказывают волкам агнцы, непретворяющиеся в волков и незащищающиеся от волков зубами».
Смотрите, как интересно: казалось бы, по своему плотскому настроению нужно рассуждать так: «Да я имею право! Я же гражданин Российской Федерации, у меня есть право, зафиксированное в Конституции, – свобода совести! Кто помешает мне идти к вере, к Богу?». А именно из-за таких рассуждений лукавый очень быстро создает нам духовных врагов в лице наших семей, самых близких, самых любимых людей. Как к ним в подобном случае относиться? Если по плоти – сразу противостать, начать защищаться, доказывать свою правоту, свое право... Оказывается, надо вести себя по-другому. Святитель Игнатий предлагает нам очень глубокую мысль: должна быть святая ненависть, которую оказывают агнцы волкам. Агнцы – это ягнята. Как они могут бороться с волками? Силой, зубами не могут, но они могут внутренне сохранить силу смирения. Не какими-то драками и разборками, не скандалами доказывают они свою правоту, свое право ходить в церковь, – они поступают совсем иначе.
Что такое «святая ненависть»? Мы привыкли думать, что ненависть – очень плохое качество. Действительно, ненависть несвятая – это очень тяжкое состояние, когда человек впадает в страсть гнева и готов буквально убить своего ближнего: настолько не терпит его рядом, что все в нем вскипает. Святая ненависть – это совсем другое, противоположное состояние: «Святая ненависть к ближним заключается в сохранении верности к Богу, в несоизволении порочной воле человеков, хотя бы эти человеки и были ближайшими родственниками, в великодушном терпении оскорблений, наносимых ими, в молитве о спасении их, – отнюдь не в злоречии и не в однородных злоречию действиях, которыми выражается ненависть естества падшего, ненависть богопротивная». Нам предлагается очень глубокая, серьезная работа над собой.
Мне бы очень хотелось, чтобы вы поняли это правильно. Это не то состояние, когда человек похож на тряпку, когда об него вытирают ноги. Это состояние очень сильного человека: ты способен удержать горение крови и, когда оскорбляют святые для тебя вещи, не пойти кулаками доказывать свою правоту. Это не слабость – наоборот, сила. Слабость человек проявляет, если начинает кричать, применять физическую силу, а признак духовной силы – это правильное поведение человека, когда он молится за близких людей, которые стали ему врагами. Это не означает, что их надо ненавидеть, бросать... Нет, конечно, не так нам нужно поступать.
Нам нужно поступать по-христиански. Тут применяется терпение, молитва, исполнение тех заповедей, которые Господь дает по отношению к врагам. Когда в Евангелии мы читаем, что «враги человеку домашние его», простой разум сразу начинает нам говорить: «Как так? Неужели мне враг мой ребеночек, которого я только что держал на руках?». Христианство представляется каким-то безумным.
Да не об этом же речь…Когда наши ближние становятся нам врагами? Когда они пытаются встать между человеком-христианином и Богом. Знаете, какие бывают безумные мужья? Они говорят женам: «Выбирай, я или Бог!». Представляете, до чего доходит? Сейчас, в наше время, нередко случается, что человек бывает вынужден встать перед таким выбором. Понятно, что это полное безумие. Да, это правда: у мужей действительно бывает такая ревность к Богу, к Церкви – наши сестры очень часто сталкиваются с этим, и сколько же нужно действительно христианского мужества и веры, чтобы спокойно ответить такому разгоряченному мужу: «Ты мне дорог, но Бог тоже для меня важен, нужен мне».
«Когда наши ближние, как враги, встают между Богом и нами, к ним нужно относиться так, как Бог заповедал относиться к врагам: люби врагов, благослови проклинающих, молись за приносящих тебе всяческие скорби» – вот это и советует нам святитель Игнатий в своих удивительных и точных словах.
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю: не мир пришел Я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее (Мф.10, 34–35) («не мните, – сказал Спаситель, – яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч. Приидох бо разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою, и невесту на свекровь свою»). Мы знаем, что Церковь всегда стоит за мир, но здесь Господь говорит не об этом, а о том, что Он приносит меч разделения. Этот меч – истина, Дух Христов, заключенный в заповедях, Евангелии, вере, аскетической христианской жизни, попытках жить по-христиански, христианском благочестии, каноническом строе Церкви. Это и есть то, что разделяет людей.
Очень важно понять, что Церковь отделяет добро от зла, истину ото лжи. Это одна из главных задач Церкви – учить народ тому, что такое ересь и что такое правильная вера. Меч Христовой истины как раз так и делает – он разделяет. И как бы печально и грубо это ни звучало, Христос это делает не чтобы досадить нам, а потому, что по-другому невозможно: невозможно соединить вместе черную и белую краску – получится что-то серое, далеко не чистый белый цвет. Так же невозможно соединить истину и ложь – должно быть разделение, отделение одного от другого: греха от добродетели, лжи от истины.
Когда в семье один заражен любовью ко грехам, а другой тянется ко Христу, разделение обязательно случится. Да, они могут жить под одной крышей, вести совместное хозяйство, могут даже нормально общаться, но внутреннее духовное разделение между ними все равно будет – и порой оно приводит к тому, что христианам приходится немало претерпевать. Даже сейчас, казалось бы, в спокойное, тихое время, есть многочисленные примеры, когда христиане (в основном христианки) терпят очень серьезные гонения от своих ближних.
Дальше святитель Игнатий цитирует преподобного Иоанна Лествичника, который тоже комментирует Евангелие: «„Приидох” – объясняет святой Иоанн Лествичник приведенные слова Господа – „разлучити” боголюбивых от миролюбцев; плотских от духовных; славолюбивых от смиренномудрых: „угождается Бог разделением и разлучением, когда оно совершается ради любви к Нему”». Это не отвлеченная теория, а самая настоящая практика: если мы соберемся бороться с грехами по-настоящему, мы обязательно столкнемся с неизбежностью такого разделения. Надо быть к этому готовыми. Святитель Игнатий и другие отцы говорят, что без этого невозможно.
Один из пунктов самоотречения – отречение и от мира тоже. Плотская любовь к ближним, когда она человеку дороже спасения, – тоже признак зависимости от мира. Это не означает, что надо перестать заботиться о ближних: бросить родителей, детей отдать в детский дом и т.д. Забота о ближних – наш крест. Разделение, о котором говорит Господь, – это глубокая внутренняя работа. Господь предупреждает нас о том, что оно неизбежно.
Пойдем дальше. Как относиться не к ближним, а вообще к окружающим – ко всему миру, который вокруг нас? «Пророк назвал землю местом „пришельствия своего” (Пс. 118, 54), а себя пришельцем и странником на ней: „преселник аз есмь у тебе”, сказал он в молитве своей к Богу, „и пришлец якоже вси отцы мои” (Пс. 38, 13). Очевидная, осязательная истина! истина, забываемая человеками, несмотря на очевидность свою! Я – „пришлец” и на земле: вошел я рождением; выйду смертью. Я – „преселник” на земле: переселен на нее из рая, где я осквернил и обезобразил себя грехом. Переселюсь и с земли, из этого срочного изгнания и моего, в которое я помещен Богом моим, чтобы я одумался, очистился от греховности, снова соделался способным для жительства в рае». Здесь святитель Игнатий применяет немножко поэтический язык. Под «я» он, конечно, имеет в виду не себя самого (не он был в раю, а Адам), а все человечество: он говорит это как бы от лица Адама, но к нам это тоже относится – мы сами не были в райском саду, не совершали греха отречения от Бога, но мы наследники Адама (об этом тоже не надо забывать).
«Переселюсь и с земли, из этого срочного изгнания моего, в которое я помещен Богом моим, чтобы я одумался, очистился от греховности, снова соделался способным для жительства в раю»: один из важных принципов – отношение к окружающему. Мы уже говорили, что у людей есть склонность привязываться к земле, к ее богатствам, ставить достижение их целью своей жизни, впадать в различные страсти. Но если мы вспомним истинную, настоящую цель христианина – вечность, то станет понятно: ко всему окружающему надо относиться как путешественник. Помните, мы говорили, что должны правильно пользоваться имуществом, которое нам дается, и жизнь дается нам временно: у каждого она своя (у кого-то короче, у кого-то длиннее), и мы не знаем, когда призовет нас к себе Господь?
Это отношение странника – очень глубокое. Давайте еще подумаем о нем, каждый для себя: не привязались ли мы к чему-то? А если нам уходить завтра? Что жалко оставлять? Давайте подумаем: что жалко нам оставлять? И окажется, что одно жалко, другое жалко – близких жалко оставить, дача или дом не достроены, работа интересная, ты начал какой-то новый проект.... И окажется, что таких земных привязанностей у нас очень много.
Речь не о том, чтобы мы стали бомжами и кочевали от одной помойки к другой. Речь о внутренней свободе: мы работаем, занимаемся земными делами, но сердце наше должно быть свободно. Ты благословись у Бога, помолись, начинай и делай свой проект, но будь готов, что, возможно, не доделаешь его – не привязывайся к нему. Так же и с близкими нашими, дачами, землями, домами, с чем угодно. Храмы недостроенные, неустроенная приходская жизнь... Умирать собирайся, а пшеничку сей (но умирать собирайся!).
Для чего Бог послал нас на землю, зачем мы родились? Оказывается, не только помучиться-пострадать. «Переселюсь и с земли, из этого срочного изгнания моего, в которое я помещен Богом моим, чтобы я одумался, очистился от греховности, снова соделался способным для жительства в рае». Главная цель, для чего мы живем: снова попасть к Богу, в рай. Это не просто какая-то морковка перед осликом, чтобы он бежал бодрее – это действительно истинная цель: если не рай, то тогда получается ад (альтернативы-то нет).
Выбор невелик: или ты стремишься к райским блаженствам, ко Христу, к Богу, к вечной жизни в раю, или попадаешь в ад. Ни о рае, ни об аде забывать нельзя, хотя очень часто приходится слышать от современных христиан: «Да не надо об аде говорить, о вечных муках – лучше о любви, счастье, веселье, радости!».
Дорогие мои, если мы будем помнить только про радости, а сами ничего не сделаем для спасения, даже не будем иметь точных понятий о вере или будем иметь ложные, то о каком же рае мы сможем мечтать? Об аде нельзя забывать. Свобода – это не полная вседозволенность, а выбор между двумя направлениями жизни: к Богу или от Бога. Существование ада – это не вымысел Церкви для манипуляций людьми, а реальность. Об аде говорит Сам Господь в Священном Писании (скажу больше: это реальность, которую некоторые начинают предчувствовать уже здесь, на земле, в своих страданиях, до которых они доведены собственными грехами).
«За упорную, окончательную неисправимость я и должен низвергнуться навечно в темницы ада. Я – „странник” на земле: странствование начинаю с колыбели, оканчиваю гробом: и странствую по возрастам от детства до старости, странствую по различным обстоятельствам и положениям земным. Я – „пришелец и странник, якоже вси отцы мои”. Отцы мои были пришельцами и странниками на земле: вступив на нее рождением, они удалились с лица ее смертью. Исключений не было: никто из человеков не остался навсегда на земле. Уйду и я. Уже начинаю отшествие, оскудевая в силах, подчиняясь старости. Уйду, уйду отсюда по непреложенному Закону и могущественному установлению Создателя и Бога моего».
Очень важно понимать, что это – одно из важных духовных упражнений, чтобы настроиться на христианскую жизнь, начать интересоваться христианской верой, борьбой со страстями, осознать, что мы конечны, что здесь нам данаысвобода и срок земной жизни, который мы должны пройти правильно, ничего не упуская. Святитель Игнатий не хочет загнать нас в уныние, он просто направляет на путь трезвомыслия: если человек прожил всю жизнь в мечтах, он упустил возможность спасения, которая дается каждому желающему. Господь пришел на землю, чтобы спасти всех, кто хочет этого, а идти или не идти за Ним – зависит от нас.
Дорогие мои, я напоминаю свою просьбу об отзывах, о том, чтобы вы присылали вопросы, свои истории. Возможно, что-то требуется пояснить? Вдруг Бог даст нам мудрости, и мы вместе с вами (и вместе со святыми, конечно) разберемся в ситуации… Замечательно, что вы уже начали отзываться – уже приходят очень глубокие письма с серьезными вопросами. Отвечать на них мы будем постепенно – может быть, подготовим отдельную передачу с ответами на вопросы. Итак, прошу ваших отзывов и жду вопросов. Помоги нам всем Господь! (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Людмила Ульянова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.