Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (1003) → Архимандрит Савва (Мажуко): Честность, совесть, правдивость – это понятия духовные

Архимандрит Савва (Мажуко): Честность, совесть, правдивость – это понятия духовные

№10 (1003) / 11 марта ‘19

Свет невечерний

– Друзья мои, самая приевшаяся фраза из нашего церковного лексикона – это «духовная жизнь». Все о ней говорят, но никто толком не знает, что это такое, однако призывают – со всех сторон будят, толкают, зовут, настойчиво требуют предъявить свою духовную жизнь.

Что это такое? Что за духовная жизнь? Где этому научиться? Мы берем книги, на которые нам указывают духовники, и видим, что это довольно старые издания, написанные древним, не совсем понятным языком. Они написаны монахами для монахов, то есть людьми, которые совсем ничего не знали о том, как мы сейчас живем, как мы, современники своего века, с нашей суетой, с нашей информированностью, перегруженностью впечатлениями, ничего о том не знаем; поэтому у нас сейчас есть голод по современной духовной литературе и людям, которые бы на современном языке рассказали нам, что такое духовность, духовное развитие, как жить духовной жизнью, объяснили бы, чем духовная жизнь отличается, например, от упражнений, которые описывают и предписывают психологи, тренеры по харизме или тайм-менеджменту, модные гуру в области психологии успеха, и так далее: они ведь тоже говорят о духовном развитии. Как аттестовать это развитие? Что это такое? Что значит?

Один из ключевых вопросов, которые возникают в разговорах о духовности, один из самых каверзных вопросов, о который мы спотыкаемся и порой даже больно ранимся, звучит так: не мешают ли мирские дела духовному развитию?

Мы говорим о каком-то духовном развитии и, как верующие люди, имеем в виду прежде всего церковную жизнь. Почему-то это так. Если ты хочешь вести духовную жизнь, то должен, по сути, стать монахом, поселиться в церковной ограде, а там есть место практически только для священников, певчих, сторожа, может быть, уборщицы – и все… Должен ходить на службы, причащаться, исповедоваться, но служба – это полтора часа, а что делать остальное время, как его проводить? Молиться, читать акафисты по соглашению или неусыпаемую Псалтирь?

И вот, друзья мои, клерикизация духовной жизни (может быть, так надо это назвать) – это большая ошибка: духовная жизнь не ограничивается стенами храма или монастыря. Человек, который ведет духовную жизнь, поступает как духовное существо, как человек, сотворенный по образу Божию, везде и всюду – он остается духовным существом и в поликлинике, и сидя в автомобиле, и на заводе, и в офисе, и в президентском кресле. На всяком месте продолжается его духовная жизнь, нет остановки в духовной жизни по выходе из церкви, хотя мы как раз наблюдаем именно это: человек в церкви один, а оказался в городе, вышел с территории храма – совершенно другой: и говорит иначе, и позволяет себе поступки очень нецерковные, и речи ведет далеко не богодухновенные, и так далее и тому подобное. Если мы начали вести духовную жизнь, нужно постоянно находиться в этом ритме, в этом режиме.

И тут мы снова возвращаемся к вопросу, не мешают ли этому наши ежедневные занятия, например, работа, увлечения, спорт. Есть, например, люди, которые по утрам выходят на пробежку. Мы можем назвать их духовными, ведь они заботятся о своем теле, о том, что распадется, погибнет, исчезнет, обратится в прах? Тем не менее они находят время, чтобы пробежать свои 15 или 30 минут, сделать соответствующие упражнения, принять душ, то есть заботятся о телесном. Мы можем назвать их духовными? Почему нет? А человека, который занимается предпринимательством? А врача, преподавателя, чиновника, служащего, актера, то есть людей, призванных полностью погрузиться в свою работу, чтобы делать ее качественно? Это не мешает их духовному развитию?

Друзья мои, вот здесь – принципиальный момент, который нам следует хорошо усвоить: если ты делаешь какое-то дело как духовный человек, с последней серьезностью, что означает как перед очами Божиими, это ни в коем случае не мешает духовному развитию, а даже способствует ему. Если ты, будучи милиционером, выполняешь свою работу на совесть, как перед Лицом Божиим, – ответственно, честно, с высшей порядочностью, ни на минуту не позволяя себе каких-то неприличных вещей, ни на минуту не позволяя себе сделки с совестью, то это только способствует духовному развитию. Если ты, будучи врачом, всегда остаешься служащим как перед очами Божиими, по совести, это способствует духовному развитию: честность, совесть, правдивость, – это понятия духовные. Разве вы можете взвесить честь или, например, когда выпускаете курсантов или студентов академии управления, поставить каждому капельницу совести или чести? Это вещи, которые нельзя измерить: они укореняются путем воспитания, может быть, даже личного выбора.

Очень сложно понять, как вдруг человек «становится приличным»: неуловимая революция происходит в его душе – даже получив воспитание в семье, возможно, не очень порядочных родителей, он вырастает совестливым, прекрасным администратором, чиновником, ученым или учителем, милиционером, врачом, художником – у него есть честь, понятие о приличии, правде, правдивости, есть совесть. Самое главное – эти духовные качества.

Для христианина это общечеловеческие ценности: на самом деле, совестливость присуща каждому человеку – мы, христиане, не можем наложить монополию на совесть и сказать, что «совесть есть только у христиан» и «честными могут быть только православные». Ни в коем случае! Мы все это хорошо знаем, и в жизни так никогда не бывает; мне неоднократно приходилось сталкиваться с совестливыми атеистами, и я могу перечислить много бессовестных христиан. И когда мне говорят, что нужно найти «православного психолога» (или врача), я советую найти просто хорошего врача и хорошего психолога – Православие, увы, иногда остается в ограде церкви, не продлевается в жизнь (хотя, конечно же, так бывает не всегда).

Но у христианина есть огромное преимущество для духовного развития: свою работу, казалось бы, совершенно светскую, обыденную, связанную даже с коммерцией, он каждый раз приносит перед очи Божии – он ходит пред Богом. Так говорится в Священном Писании об одном из праведников Ветхого Завета: он ходил перед очами Божиими, то есть его духовная жизнь никогда не прерывалась. И мы знаем подвижников, которые молились даже во сне, то есть их духовная жизнь продолжалась и во сне. Поэтому не пугайтесь, друзья мои: любое дело, которое вы делаете на совесть, с честью, способствует вашему духовному развитию.

Записала:
Мария Матуленко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс