Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы поминаем святых сестер и по плоти, и по призванию – преподобномучениц Марию и Матрону Грошевых. Мария родилась в 1876 г., Матрона – в 1882 г. в с. Варюковка Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьян Наума и Платониды Грошевых. Всего в семье было 4 дочери и сын.
Как-то в молодости 3 дочери – Мария, Матрона и Пелагия посетили некоего старца, которого многие почитали за подвиги и прозорливость, и спросили его, как им жить. Марии и Матроне старец сказал: «В монастырь, в монастырь...». А Пелагии: «В нечестивую семью, в нечестивую семью, замуж».
В 1909 г. сестры Мария и Матрона поступили послушницами в Александро-Мариинский монастырь, расположенный в 10-ти верстах от Егорьевска. Мария проходила послушание портнихи, а Матрона – на монастырском хуторе. Пелагия вышла замуж в семью совершенно неверующих людей, и, как в таких случаях бывает, в семье этой царили разногласия и распри, и только терпение и кротость Пелагии склонили ее мужа к вере. В конце концов он стал ходить в храм и даже пел на клиросе.
После прихода к власти в России безбожников Александро-Мариинский монастырь был закрыт, и сестры вернулись домой. Некоторое время они жили в доме отца, а затем переселились в церковную сторожку при храмах в честь Казанской Иконы Божией Матери и Великомученицы Параскевы в с. Туголес Шатурского района Московской области. Один храм был каменным, другой – деревянным, оба они были расположены на высоком холме среди моря хвойного леса. Здесь послушницы подвизались 20 лет. У сестер был огород и корова, они пекли для храма просфоры, были алтарницами, убирались в храме, а в оставшееся время подрабатывали рукоделием – стегали одеяла. Сестер в селе все любили за ласковое и приветливое обхождение. Своих племянниц они с детства приучили молиться и помогли им полюбить богослужение и храм. Одну из племянниц они научили читать Псалтирь, и впоследствии, когда все храмы в округе были закрыты, она читала Псалтирь по усопшим.
Председатель местного сельсовета безбожник Василий Языков, люто ненавидевший храм, всякий раз, когда начиналось богослужение, выходил на дорогу и старался угрозами разогнать идущих в церковь крестьян. В 1931 г. был арестован и приговорен к 5-ти годам ссылки в Казахстан священник Казанско-Пятницкого прихода священномученик Назарий Грибков. Председатель сельсовета, приехав в село с милиционерами с намерением разорить храм, стал требовать ключи от храма у старосты Василия Занина, но тот ключей не отдал, и милиция уехала ни с чем. В следующий раз милиция арестовала старосту, но он по дороге в Шатуру бросил ключи в снег, и их нашла, по предварительной договоренности с ним, сестра послушниц Пелагия. Послушницы тайно перенесли из храма в свою келью некоторые богослужебные предметы, спасая их от безбожников. После закрытия храма послушницы Мария и Матрона стали ходить в храм в честь Казанской Иконы Божией Матери в селе Петровском, расположенном в 15-ти километрах от села. Здесь около 40 лет служил протоиерей Александр Сахаров, благочинный Шатурского района, тоже впоследствии священномученик.
Хотя за отсутствием священника служба в храмах в селе не совершалась, председателю сельсовета Языкову этого казалось мало, и он разрушил до основания деревянную колокольню Пятницкого храма, а в самом храме разместил цех по розливу лимонада.
В 1933 г. в Казанский храм в Туголесе был направлен служить вернувшийся из заключения священник Георгий Колоколов, а в 1936 г., к великой радости прихожан, в храм вернулся священник Назарий Грибков. В 1937 г. в храм был направлен служить псаломщик Петр Царапкин. В ноябре 1937 г. оба священника и псаломщик были арестованы, они стали мучениками за Христа, а в храме прекратилось богослужение. Против всех арестованных лжесвидетелем выступил председатель сельсовета Василий Языков. С этого времени сестры остались единственными в округе «церковницами», кто мог почитать Псалтирь по умершему родственнику, наставить в вере, в исполнении церковных правил и научить молиться.
В феврале 1938 г. власти возобновили аресты. Священников на свободе почти не осталось, и арестовывали уже мирян. 15 февраля 1938 г. все тот же председатель сельсовета Василий Языков, выступив лжесвидетелем против послушниц, написал, что они враждебно настроены к советской власти и коммунистической партии. На религиозные праздники сестры ходят по домам колхозников и в некоторых домах совершают богослужение. В дома колхозников монашки приносят церковные книги и читают колхозникам о рождении Иисуса Христа, о сотворении Богом мира, о рае, о Страшном Суде. 26 февраля 1938 г. власти арестовали послушниц и заключили в тюрьму в г. Егорьевске. 11 марта 1938 г. тройка НКВД приговорила послушниц Марию и Матрону к расстрелу, и они были перевезены в Таганскую тюрьму в Москве. Послушницы Мария и Матрона Грошевы были расстреляны 20 марта 1938 г. и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телекана «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.