Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (1002) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 139

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 139

№9 (1002) / 4 марта ‘19

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№48 (993) 2018, №8 (1001) 2019

– Мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 139-м псалме, который имеет преднаписание: в конец, псалом Давиду, 139. В этом псалме Давид, гонимый Саулом, говорит, что без Божественной помощи невозможно победить испытания, которые он получил от Саула. В духовном смысле всякий человек в жизни также бывает гоним от людей, и здесь необходимо уповать на Господа. А еще и враг рода человеческого, по слову апостола Павла, немало пакостей нам деет.

«Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя». Здесь Псалмопевец говорит, что невозможно справиться с человеческими искушениями, с людьми, которые окружают нас и бывают лукавы – не раз Псалмопевец говорил: «Избави меня, Господи, от человека льстивого». Если врага на войне видно, то в льстивом невозможно разглядеть все его коварство – он может прикидываться очень добрым, внимательным, заботливым, говорить тебе хорошие слова, а на самом деле готовит для тебя какое-то очень серьезное поражение и клевету носит у себя за пазухой. Поэтому Псалмопевец и говорит: «Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя» – от того, кто готов причинить зло и тайно зло уже готовит.

«Иже помыслиша неправду в сердце, весь день ополчаху брани». Человек, исполненный зла, не просто нападает на тебя, а готовится – вынашивает определенные планы, ищет себе единомышленников, создает определенный плацдарм, чтобы затем причинить тебе зло – весь день ополчаху брани: он постоянно в немирном состоянии, в злобе – она не дает ему никакого покоя, и он ищет ухищренную возможность, чтобы причинить тебе боль, нанести серьезный удар именно тогда, когда ты этого даже не ожидаешь.

«Изостриша язык свой, яко змиин, яд аспидов под устнами их». Псалмопевец уподобляет действия злодея и яд аспида: такой человек действительно исполнен ненависти и желчи, и невозможно понять, когда он может причинить тебе зло и погибель, причем язык его настолько острый, что он не сам только действует, но ищет себе соратников, чтобы исполнить зло.

«Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя»: такой человек действует ухищренно, и невозможно спастись от этого злодея. Псалмопевец говорит: «Господи, сохрани меня от лукавого, жестокого, коварного, льстивого человека, который не просто хочет погубить меня, потому что я имею какую-то неправду, а потому, что он в зависти ко мне хочет погубить меня. И он не просто ждет, когда я оступлюсь или что-то сделаю вопиющее, за что меня можно погубить, но он будет делать все специально для того, чтобы у меня была такая ситуация». Поэтому Псалмопевец и говорит: иже помыслиша запяти стопы моя – этот человек, продолжает Псалмопевец, стремится, чтобы я споткнулся в своей жизни. Не получается споткнуться, значит, что он делает?

«Скрыша гордии сеть мне и ужы, препяша сеть ногама моима» – на пути они расставляют сети, специально создают ситуацию, в которую ты впадешь, и они обязательно воспользуются ею, чтобы погубить тебя. Как они делают? Очень просто – расставляют свои сети и делают их незаметными, чтобы во время бега ты попал в эти сети, упал, и падение будет если не смертельным, то принесет тебе множество неприятностей. Зачем они это делают? Псалмопевец говорит, что они это делают, чтобы помешать ему в служении Божественном, богоугодном и законном. А когда ты в их сети нечаянно попадаешься, они причиняют тебе немало зла, то есть расправляются с тобой.

«Рех Господеви: Бог мой еси Ты, внуши, Господи, глас моления моего». Псалмопевец обращается к Господу: «Господи, услышь моления мои, помоги мне, защити меня от лукавого и злого человека, ведь без Твоей помощи я не справлюсь с ним».

«Господи, Господи, сило спасения моего, осенил еси над главою моею в день брани». Здесь Псалмопевец прославляет Господа, обращаясь к Нему дважды: «Вся моя надежда на Тебя, и сила спасения моего только в Господе». Здесь он показывает и говорит всякому, кто впадает в такое тяжелое состояние: «Когда я был гоним Саулом, я никогда не уповал на другого человека, не уповал на оружие, не уповал на людей, окружающих меня – я всегда уповал на Господа». И в нашей жизни, когда мы попадаем в тяжелую ситуацию, мы всегда должны уповать на Господа: Он наше прибежище – не нужно искать близких, знакомых, которые помогли бы нам, а всегда полагать печаль свою на Господа, и тогда Господь поможет нам. Человек не может вывести нас из этого состояния, а Господь может, и Псалмопевец Давид говорит: осенил еси над главою моею в день брани – «Господь покрыл главу мою, моя глава была защищена, и стрелы, которые враг направил на меня, не достигли меня. Ничто мне не причинило никакого вреда – ни жаркое солнце, ни дождь, который проливался на главу мою, ибо Господь был над главою моею». Если защищена голова, значит, защищено и все тело, и человек защищен Господом от злых людей.

«Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся». Здесь очень хорошо говорит Псалмопевец, повторяя удивительные слова, что несть человек, иже жив будет, и не согрешит – не оправдится пред Тобою всяк живый: всяк человек имеет какой-то грех. И Псалмопевец говорит: «Но хотя страсти, может быть, и посещают меня, Господи, и желание какое-то бывает у меня, Ты все равно не оставь меня и не предаждь в руки грешнику». Потому что если Господь не защитит, грешный человек расправится с полной жестокостью. Поэтому Священное Писание нам и говорит такие замечательные слова Давида: тяжело мне очень, но пусть лучше впаду в руки Господа, ибо весьма велико милосердие Его, только бы не впасть мне в руки человеческие – человек без милости, со всею жестокостью, может расправиться с другим человеком, а Бог милостив.

Мы недавно говорили: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его – милость Господа нескончаема. Если человек теряет милость свою, когда у него порой сил не хватает, болезни посещают его и ему не до других становится, или средств не хватает и он не может помочь другому человеку, то у Господа нескончаемая милость, любовь и человеколюбие. Господь, исправляя человека, дает ему возможность покаяться и ждет покаяния. Если человек не приносит покаяния, тогда уже Господь воздает ему, если не в этой жизни, то в будущей. Не остави мене, да не когда вознесутся: «Господи, не наказывай меня, даже если я не совершенен. Даже если я совершаю какой-то грех, в котором каюсь, за который приношу покаяние и исправление, Господи, не оставь меня – если Ты меня оставишь, этот льстивый, лукавый человек, наполненный неправедности, еще больше прикоснется к погибели – он возгордится и будет думать, что он поступил правильно, что расправился со мной, ведь я такой плохой, грешный человек… Он будет думать: „Господь меня не наказывает, Господь дал мне его в руки, значит я правильно поступаю” и начнет возноситься в своей жизни». Поэтому Псалмопевец говорит: «Господи, не попусти еще большего греха и большего осуждения для того человека, кто вознесется и скажет, что он правильно поступает, его гордыня еще больше взрастет в нем, и он может еще больше причинить зла другим людям».

«Глава окружения их, труд устен их покрыет я» – здесь Псалмопевец Давид говорит о будущих бедствиях этих людей, ведь Господь их не оставит без воздаяния. Если они искали зла другому человеку, строили специальные сети для другого, чтобы уловить его, отомстить, причинить ему боль и зло, если они своими устами и других склоняли к злу и убеждали других в правильности своих действий, то Господь через Псалмопевца говорит, что будет с этими людьми: Глава окружения их, труд устен их покрыет я – их головы покроет зло их собственных уст. Злость, которой были исполнены их уста через те слова, которые они говорили, возвратится к ним и поразит их, и это будет для них наказанием. Святые отцы говорят: посмотри на Авессалома, посмотри на братьев Иосифовых, которые совершали такой грех, – как они пострадали от этого греха.

«Падут на них углия огненная, низложиши я в страстех, и не постоят. Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление». Очень сильные слова говорит Псалмопевец Давид о том, что будет с этими людьми – они за этот грех будут наказаны: огненные угли они собирают на голову свою, и еще в этой жизни наказание постигнет их. Но если в этой жизни они не увидят наказания, то суд праведный достигнет их в жизни будущей. Кто занимается такими делами, тот не избежит Суда Божия. Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление: он гибнет от языка своего. Говорят, лучше упасть с высоты, чем пасть от языка своего. Как говорит апостол Иаков, кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! А ежели ты своим языком поносишь и распространяешь злое на этой земле, распространяешь яд по земле, то за это тебе придется ответить если не в этой жизни, то в вечности.

«Познах, яко сотворит Господь суд нищым и месть убогим». Псалмопевец продолжает: Господь не оставит их без должного воздаяния – Он станет Заступником всем, кого обижали. Мы порой видим, что такие люди остаются как бы ненаказанными, и наше сердце возмущается, но Господь если не наказывает, то ждет от них покаяния, раскаянности: если человек приносит покаяние, то и он имеет право на спасение, милосердие Божие распространяется и на такого человека; а если он видит, что Господь его не наказывает, он не кается, думая, что его поступки правильны и совершенны, – и, конечно же, бóльшее наказание он получит в вечности, представ перед Судом Божиим. И пусть не думает уязвленный таким человеком, что нет праведности. Как говорят святые отцы, должно совершенствоваться в добродетели терпения и смирения и получишь возвышение: всякий человек, впадающий в такое испытание, должен все равно исполнять свое богоугодное и совершенно законное служение, как говорит Псалмопевец. А ежели ты видишь злословящих тебя и поставляющих тебе сети без наказания, то пусть твое сердце никогда не думает, что Господь оставит их без исправления.

«Обаче праведнии исповедятся имени Твоему, и вселятся правии с лицем Твоим». Здесь Псалмопевец говорит, что каждый из нас должен стремиться к праведности, к праведному житию – такие приятны Лицу Божию и вселятся в селениях Божиих.

Но невозможно сохранить праведность и святость, если вокруг тебя люди, мешающие тебе совершать служение, вести добродетельную жизнь и нести свое служение. «Избави меня, Господи, от клеветы человеческой и сохраню заповеди Твои», – говорит Псалмопевец: избавь от тех, кто направляют на меня всякую неправду. Неслучайно он здесь несколько раз просит: «Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя» – действительно, ничто не бывает страшнее коварства человеческого. Оно может человека вогнать в уныние, отчаяние, он может внутренне замкнуться и тогда не может ни быть причислен к праведным, ни совершать путь своего служения и спасения. Коварный человек выбивает тебя из общего течения жизни, и ты уже не можешь найти твердых оснований на пути, ведущем тебя ко спасению: лукавство и злоба выбивают человека со спасительного пути, не давая возможности, повторюсь, совершать свое общественное служение, которое Господь возложил на тебя, и дело своего спасения, ведь внутренне ты уже теряешься в этой жизни и тебе нужно опять обрести опору.

Но Псалмопевец нам говорит, что никогда не нужно уповать на какого-то человека в этой жизни: когда ты попался в сети врага, ты не должен искать, кто тебе поможет, или какие-то возможности, какие-то земные связи. Всегда уповай на Господа – Господь никогда тебя не оставит. Если надо будет, Он пошлет тебе того, кто поможет тебе, или через которого Господь протянет руку, поддержит тебя. В любом случае, если Господь не сохранил тебя от льстивого человека, то все равно поможет тебе выйти из состояния, в которое ты впал по искушению этих людей.

Никогда не нужно отчаиваться, никогда не нужно унывать. Нужно взирать на жизнь Спасителя: и у Спасителя среди апостолов был Иуда. Вначале Иуда не был таким, он был хорошим (иначе Господь не призвал бы его). Священное Писание так и говорит: Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Иисуса, то есть потом ставший предателем, – ведь Иуда не сразу стал предателем, он пришел с благими намерениями послужить Господу, но вошел в него сатана за тот грех, который он допустил, и он стал бороться с Господом, со святостью Господа. Иуда хотел увидеть в Нем земного царя, а увидел Небесного Царя: это не входило в его планы.

И люди, что нас окружают, впадают в некую зависть, хотят многого, а когда видят, что этого они не получают, причиняют нам зло, думая, что через неправду они возвысятся, поднимутся, утвердятся в этой жизни, получат все блага. Конечно, нам будут причинять немалое зло, но мы никогда не должны унывать, печалиться, даже если мы попадаем в их сети. Господь мудростью и Своею благодатью все покроет. Предательство всегда было, всегда были и будут такие люди. И если мы не чувствуем в себе внутренней силы преодолеть все это, нужно читать этот псалом и просить, чтобы Господь помог нам избавиться от таких людей.

Замечательными словами этого псалма будем обращаться к Богу и побеждать таких людей: «Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Господи, Господи, сило спасения моего, осенил еси над главою моею в день брани. Рех Господеви: Бог мой еси Ты, внуши, Господи, глас моления моего», чтобы Господь услышал глас моления нашего и избавил от них. И в жизни надо стремиться наполнять ее праведностью, чтобы в конце можно было сказать вместе с Псалмопевцем: «Обаче праведнии исповедятся имени Твоему, и вселятся правии с лицем Твоим». Необходимо, чтобы мы наполнялись праведностью и к концу своей жизни по милости Божией принесли достойное покаяние, исправили все пути свои и с надеждой вселились в обители Отца нашего Небесного.

Вот такой замечательный псалом, дорогие братья и сестры. Будем помнить, что почти каждый из нас проходит через такие испытания – кто-то ломается на этом пути, или озлобляется, или просто уповает на Господа и молится вместе с Псалмопевцем, и тогда Господь защищает такого человека: как Господь не оставил Давида в брани с Саулом, так не оставит и никого из нас, обращающихся к Нему, но всегда поможет, покроет, а если мы впадем в какие-то испытания, поможет преодолеть их, выйти из них достойным образом. И нужно помнить, что сотворит Господь суд нищым и месть убогим – Он накажет всех, кто обижал людей рядом с ними, которые возлагали на них какие-то надежды. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс