Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Димитрий, почему Вы выбрали тему «Всякие ли видения от Бога?»?
– Каждый год в конце января Святая Церковь чтит память преподобного Антония Великого. В эти праздничные дни после Святок невольно мысленный взор верующих обращается к опыту святых, память которых чтит Святая Церковь. Богатейшее сокровище духовного опыта, которое они стяжали и которым поделились в своих творениях, актуально и в наше время, хотя мы живем в эпоху самых разных информационных технологий. Это создает у современных людей иллюзию, что они все знают, так как имеют возможность легко погрузиться в море информации, имея в руках смартфон. Буквально несколькими нажатиями пальцев ты погружаешься в мир самой разной информации, которую порой даже не успеваешь переварить; некогда даже вспомнить о Боге, о своей собственной душе, о своем предназначении, о том, для чего Бог нас создал, к чему мы должны стремиться, для чего живем на земле, с чем должны бороться на самом деле (со своими страстями), о том, как стяжать добродетели.
А люди, жившие в предыдущие века, когда не было информационных технологий, таких скоростей, такой суеты, как сейчас, имели реально большие возможности позаботиться о своей душе. Опыт святых предыдущих веков, слава об их подвигах, их пример быстро распространялись среди людей. Люди искали добрые, светлые, позитивные примеры, а не негативные, как порой бывает в наше время.
Жизнь преподобного Антония Великого, несмотря на то, что нас отделяет от него уже много веков, поражает именно глубочайшим самоотвержением. Он возлюбленного Господа, Христа, всегда видел перед своими духовными очами – именно распятого Спасителя, Который пролил Свою Кровь за спасение всего человеческого рода. Это лицезрение перед собой Христа – Бога, ради нас ставшего Человеком, понуждало многих подвижников тех веков на бескомпромиссную борьбу с миром, плотью и дьяволом. Преподобный Антоний Великий – как бы яркое знамение той эпохи. На него равнялись в то время все – сановники (даже святой император Константин Великий равноапостольный о нем знал), архипастыри, в частности, выдающийся святитель той эпохи Афанасий Великий, чье произведение я бы рекомендовал всем, дорогие друзья (в частности, 3-й том). Хотя бы раз в жизни почитайте житие преподобного Антония, которое написал его ближайший ученик и очевидец – святитель Афанасий Великий. Его жизнь не может не зажигать внутренней ревностью в подражании его подвигам.
Что мы знаем, помним о преподобном Антонии? Родился он в богатой, знатной семье египетских христиан в те времена, когда еще было гонение на Церковь, но получил дома начатки христианского воспитания. Рано – в возрасте 18 лет – остался сиротой, и на его попечении осталась малолетняя сестра. Он стал обладателем достаточно обширного по тем временам имения. Казалось бы, можно было жить в свое собственное удовольствие, служить своим собственным страстям. Но в храме за богослужением преподобный Антоний услышал Евангельское чтение, которое читается в 3-ю Неделю по Пятидесятнице (совсем недавно мы слышали, в прошлый воскресный день, это Евангельское чтение), где Господь, обращаясь к богатому юноше, задавшему вопрос, что делать, чтобы иметь жизнь вечную, говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».
Услышав этот призыв, юноша, будущий преподобный Антоний, воспринял это как глас Божий лично к нему. Малолетняя сестра еще нуждалась и в заботе, и в материальной помощи, он оставил ей значительную часть. Все остальное же продал и ушел подвизаться недалеко от селения. В те времена (это как раз на заре монашества в Египте) далеко в пустыню еще не уходили, а недалеко от селений подвизались по двое-трое, иногда по одному: подвижники изучали Священное Писание, упражнялись в непрестанной молитве, рукоделии, послушании друг другу; более опытные руководили менее опытными. Преподобный Антоний, как мудрая «пчела» (так описывает святитель Афанасий Великий его житие), у каждого из подвижников той эпохи собирал «нектар» – брал именно то, что необходимо ему для духовного возрастания.
Весьма скоро враг нашего спасения, видя такую ревность, такое стремление к добродетельной жизни, очень жестоко восстал на этого подвижника: как мы вспоминаем слова святого апостола Павла из Послания к Ефесянам, наша брань, наша настоящая борьба не против крови и плоти, а против миродержителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
Современный человек привык к комфорту, к относительному распорядку дня, когда все на своем месте, жизнь достаточно безопасна – и, когда мы читаем, как подвизался преподобный Антоний и его ученики, вообще монахи той эпохи, может показаться, что это фантастика, что это совершенно нереально: это полное самоотвержение, вкушение хлеба один раз в неделю, и то после захода солнца, это практически ничего не пить, бороться со сном, это постоянное рукоделие и молитва. Уходили подвизаться в гробницах – в Египте было много гробниц, куда еще в древние века клали покойников египтяне, еще язычники. Подвизались в таком месте, жили в таком месте, где положены тела давно усопших людей, чтобы помнить о смерти, помнить постоянно, что мы здесь живем временно, что предстоит перейти в вечность и дать ответ перед Богом. Была сама по себе максимально неблагоприятная для служения своим страстям обстановка. Из жития преподобного Антония напомню очень важный, переломный эпизод его жизни. Враг настолько восстал на преподобного Антония, что демоны буквально чувственным образом, то есть не только умозрительно, духовно, но в телесном виде являлись к нему, устрашали его в образе диких зверей или разбойников и даже наносили ему тяжелейшие физические раны, страдания, то есть избивали его.
У него был друг, с которым он поддерживал духовную связь, мирянин. Он раз в неделю приносил ему немножко хлеба и воды, а его рукоделие уносил продавать, вырученные же средства раздавал нуждающимся. Придя однажды, он увидел юного монаха Антония избитым, израненным, окровавленным и даже подумал, что тот уже неживой. Он с большим трудом поднял Антония, принес в селение, думая, что уже надо готовить его к погребению. Поздно ночью преподобный Антоний пришел в себя и говорит своему другу: «Зачем ты принес меня сюда? Отнеси меня обратно, я хочу умереть на месте своих подвигов» – человек совершенно не берет себя в расчет, говоря словами преподобного Паисия Святогорца. Друг вынужден был послушаться его, отнес на то же самое место...
Сам преподобный Антоний впоследствии рассказывал своим ученикам некоторые эпизоды своей жизни, своей духовной брани – для их назидания, их духовной пользы.
В эту ночь, как только зашло солнце, демоны в великом множестве вновь окружили его, и он с мужеством, достойным настоящего воина Христова, сказал: «Вот я здесь. Если что-то можете, сделайте со мной, я вновь пришел на место своих подвигов». Они набросились на него с великой яростью и чуть не лишили жизни. Он из глубины сердца взмолился Богу – и вдруг великий свет, свет нетварный, осиял всю гробницу. Демоны исчезли, и умиротворение, превышающее всякое понимание даже в воображении человеческом, водворилось в сердце юного подвижника Антония. Он обращается к Господу с такими словами: «Где был Ты, милостивый Боже, когда враги так люто истязали меня?». И слышит кротчайший голос Спасителя нашего: «Я был здесь, Антоний, и видел борьбу твою. Отныне демоны не будут иметь такой власти над тобой».
Из дальнейшего жития великого аввы мы знаем, что он затворился в пещере на 20 лет, вкушал лишь раз в неделю немного хлеба и воды после захода солнца. То, как он провел эти 20 лет, осталось вне поля человеческого ведения, никто из людей не был свидетелем этого самоотверженного подвига, но слава о его подвижничестве, молва, что где-то есть подвижник, который 20 лет не выходит, не видит лица человеческого, в молитве, богомыслии, труде проводит свою жизнь, быстро распространялась. И люди (некоторые движимые любопытством, но основная масса людей – желанием увидеть святого человека, поучиться у него, подражать его подвигам) стали к нему стекаться. После долгих просьб преподобный Антоний наконец-то отворил двери своей кельи.
Как вспоминает святитель Афанасий Великий, как раз очевидец, ученик преподобного Антония, когда после 20-ти лет, проведенных в пещере, уединении, преподобный Антоний вышел, все изумились, что за 20 лет даже облик его не изменился. Он не был чрезмерно истощен, хотя практически ничего не ел. Святитель Афанасий пишет, он не был утучнен от малоподвижного, казалось бы, образа жизни. Великая ясность ума, внутреннее благородство, и ни на мгновение даже он не превознесся, не стал тщеславиться, увидев большое стечение людей (думаю, вы согласитесь со мной, дорогие друзья, современный человек, когда вдруг осознает, что стал предметом всеобщего внимания, сразу тщеславится, напыщенно, важно себя ведет, с важностью что-то говорит)... С глубокой простотой и смирением преподобный Антоний отвечал на вопросы людей, которые пришли к нему за назиданием, и тут же по своей молитве исцелял и одержимых злыми духами, и страждущих тяжелыми болезнями.
С этого времени преподобный Антоний стал настоящим путеводителем для множества желающих подражать его жизни. Все очаги монашеской жизни в Египте наполнились ревностными подражателями его подвига – знатные вельможи, военачальники продавали свои имения и уходили в пустыню, чтобы жить так, как живет человек Божий.
Наверное, современному человеку невозможно приблизиться хотя бы даже к подражанию Антонию Великому?
– Но мы, по крайней мере, стараемся, помня наставления подвижников, близких к нам по времени, в частности, преподобного Паисия Святогорца, преподобного Порфирия Кавсокаливита, ныне здравствующего на Святой Горе ученика преподобного Паисия старца Гавриила. Он очень часто говорит: ты старайся делать что можешь, а Господь восполнит то, что ты не можешь. Разумеется, когда мы читаем такие удивительные жития, мы отдаем себе отчет, что это нам не по силам, мы не можем нести таких подвигов, таких постов, непрестанных молитв...
Вопрос телезрителя: «Можно ли доверять видео, где человек в одежде монаха, священника рассказывает о своих снах, видениях (или какой-то голос рассказывает ему о грядущих бедах и прочих ужасах)? Как к этому относиться?».
– Благодарю вас, очень актуальный вопрос. Если раньше мы читали книги (книгу можно было почитать, перечитать, осмыслить), то сейчас погружаемся в смартфон...
В нашу эпоху много самой разной информации в интернете. Вы правы, порой сомнительная, провокационная информация выдается под маской, что якобы она духовная. Действительно, есть на YouTube целые каналы, где люди (даже вроде бы в священном сане, кто-то в монашеской одежде, кто-то просто позирующий на фоне иконы или храма) распространяют видео религиозного содержания.
Но если посмотреть внимательно, беспристрастно на содержание такого видео, то вы можете заметить некоторую закономерность. В первую очередь, это чаще всего спекуляция на теме апокалипсиса – будущих или настоящий бедствий. Тут верующему человеку надо помнить, что эсхатология – часть догматического учения Православной Церкви, учение Святой Церкви о последних судьбах мира, и его надо изучать трезвомысленно, спокойно, с упованием на Бога, с верой и, самое главное, в русле святых отцов Церкви, а не руководствуясь фантазиями или плодом воспаленного воображения отдельных людей, даже если они внешне напоминают людей духовных.
Создатели таких роликов эксплуатируют не совсем душевно здоровых людей. Безусловно, это аморально (так же, как в обществе, к глубокому сожалению, наблюдается и такое, когда эксплуатируют людей с ограниченными возможностями – заставляют их собирать деньги, а потом их отнимают; мы все понимаем, как это безнравственно. Еще более безнравственно эксплуатировать душевно нездоровых людей). На эти ролики посмотришь и видишь, что человек нуждается в молитве, в помощи, причем в помощи врача соответствующего профиля… Есть «интересный» канал, – «Канал Истины»; там в сюжетах то облака стали ниже к земле, то Благодатный Огонь перестал сходить, то Черное море не сегодня-завтра взорвется, то в храмы уже ходить нельзя: ночью кто-то услышал голос, что в храмы ходить больше нельзя… И третий момент, на который хочется обратить ваше внимание, – это игра на тщеславии, на страстях: провоцировать нездоровый интерес. Даже пишут: «Посмотри быстрее ролик, его удаляют из интернета!». Дорогие друзья, их не собирается никто удалять, их для этого и размещают, чтобы люди, невнимательные к своей собственной душе и склонные к чему-то новенькому, как раз на это и попадались.
Господь говорит в Святом Евангелии: по плодам их узнаете их. Надо смотреть по плодам, по своему внутреннему ощущению после того, как ты что-то подобное посмотришь, где люди с возбужденными лицами, горящими глазами рассказывают, что «уже все, надо куда-то бежать», «уходить с работы», «в храм ходить нельзя». Если главная мысль, что надо куда-то бежать от самого себя, то несложно догадаться даже богословски не совсем подкованному человеку, что здесь есть спекуляция на религиозных чувствах; на самом деле это именно истерия, настоящая душевредная провокационная информация, с ней надо быть очень осторожным.
И последний нюанс. Сами создатели такого рода видеопродукции, таких сайтов закрыты для диалога. Мои знакомые обращались к некоторым, писали свои комментарии или задавали вопросы. Комментарии удаляются, на вопросы никто не отвечает. То есть создатели этих роликов к спокойному, уважительному диалогу неспособны. Это уже о чем-то говорит.
Как быть, если нет рядом человека, с которым можно посоветоваться, нет духовного отца? С кем можно поделиться своим опытом и понять, от Бога какое-то видение или нет?
– Как определить, допустим, чрезвычайные ситуации, видения? Или сон кому-то приснился, какие-то голоса… Очень хороший критерий нам оставили святые отцы Церкви. В частности, святитель Игнатий (Брянчанинов) в труде «Слово о смерти» дает разъяснение о чувственном и духовном видении духов. Святитель Игнатий – выдающийся богослов, святой отец XIX века, как бы суммировал предыдущий духовный опыт. И преподобный Антоний Великий, на которого мы сегодня ссылаемся в нашей беседе, поделился своим богатейшим духовным опытом с учениками, с монахами. Этот критерий – внутреннее состояние. Его нужно оценить и понять самому.
Вот ты что-то услышал, что-то приснилось, показалось, что-то тебе переслали, какое-то потрясающее видео на религиозную тему, которое призвано перевернуть душу... Смотришь – и определяй свое внутреннее состояние: у тебя уныние, печаль, безотчетная тоска, тревога, необъяснимые страхи? Желание куда-то бежать, бросать работу, семью? Или главная мысль – что уже все пропало… То есть уныние, страх, подавленность, малодушие, полностью теряется надежда на Бога – о Боге вообще забываешь, настолько информация перегружает, давит, возникает вместе с чувствами безотчетной тоски, тревоги и страха чувство раздражения ко всем, к самым близким людям (порой говорят: «Не могу понять, у меня необъяснимое раздражение к близким людям, я не знаю, что готов сделать»)
Человек не может понять, откуда в нем это. Все это признаки, что с тобой происходит что-то не от Духа Святого, не от Бога. Вот и первый признак. Враг свои плоды скрыть не может, и действия врага нашего спасения явственно видны именно по таким плодам.
Как человеку правильно реагировать, если он слышит, видит необычные голоса, сны, видения и не может определить, от Бога они или нет?
– Если что-то подобное произошло с вами или вашими близкими, самое первое правило – тут же бежать на Исповедь. Возьмите книжечку «В помощь кающемуся» (хорошее издание есть у Троице-Сергиевой лавры) или любую другую. Если вы давно не были на Исповеди, большая вероятность, что непонятные явления происходят именно поэтому: когда ходишь На исповедь часто, тебе уже не до видений, не до откровений, не до голосов, не до попыток кого-то осуждать и куда-то бежать из Церкви. Еще раз обращаю внимание – когда часто исповедуешься. Если что-то подобное произошло – это первый сигнал: вам надо идти на Исповедь.
Заранее можно Исповедь себе облегчить, записав свои грехи на листочке. Встаньте в конце очереди – не вперед. Не надо говорить: «У меня было видение, пустите меня вперед, у меня было великое открытие!». Встаньте в конце очереди, подойдите последним и смиренно начните Исповедь: «Батюшка, хочу покаяться, у меня очень большое искушение по причине моей оторванности от христианской жизни, моего долгого отсутствия на Исповеди, того, что не молюсь (или молюсь невнимательно), что Священное Писание регулярно не читаю, святых отцов не читаю, не умею ни терпеть, ни смиряться, ближних немощи понести не могу. И у меня произошло искушение – приснилось, слышал голос, что в храм ходить не надо, надо в лес бежать или в пещеру, в овраг, на болото». Кратко расскажите содержание этого видения с целью, чтобы батюшка вам дал какое-то врачебное средство для исцеления души. Священник может посоветовать, например, почитать Псалтирь или канон покаянный, или хотя бы по 12 земных поклонов делать каждый вечер – и в первую очередь не обращайте внимания на свои видения. Священник примерно так и ответит; воспользуйтесь его советами.
Большое спасибо за беседу.
– Господь да благословит вас всех. Благодарю всех, кто задавал вопросы, кто терпеливо слушал, низкий поклон слушателям богословских курсов в Сергиевом Посаде, которые упражняются в познании богословских дисциплин. И еще раз всех вас призываю, дорогие братья и сестры: помолитесь о здравии отца Валерия Духанина, чтобы Господь смилостивился и продлил ему жизнь на благо Святой Церкви и на радость всем нам.
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.