Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (1001) → Протоиерей Александр Ковтун: О значении духовника в духовной жизни

Протоиерей Александр Ковтун: О значении духовника в духовной жизни

№8 (1001) / 25 февраля ‘19

Беседы с батюшкой

В чем смысл духовного руководства и почему оно необходимо человеку?

– Смысл его в том, чтобы как можно безопаснее пройти путь земной жизни, духовной жизни и приобрести спасение души. Для этого необходим наставник – все сферы нашей жизни так устроены, что везде необходим наставник, и, конечно же, в этой сфере, самой главной, он тоже необходим. Человек так устроен, это необходимость (есть только исключительные случаи, когда человек спасается без духовного наставничества).

Как правильно выбрать духовного наставника?

– Преподобный Иоанн Лествичник в своем труде «Лествица» пишет, что прежде чем доверить себя наставнику, нужно его испытать. В чем заключается испытание? Святой пишет, что нужно, во-первых, испытать его на правую веру: чтобы наставник правильно исповедовал веру. Конечно, присмотреться к образу его жизни: вера и образ жизни – главное, что нас ведет к спасению. Когда ты присмотрелся к наставнику, в течение какого-то времени увидел образец его жизни, образ его мысли, тогда уже можно с доверием к нему отнестись. Преподобный Паисий Святогорец пишет, что в этих вопросах спешка не нужна. Нужно всегда молиться и присматриваться к тем, у кого ты исповедуешься, к кому ходишь в храм, к священникам. И только после этого можно подойти к священнику и попроситься окормляться у него... Когда образуется органическая связь, тогда уже начинается духовное окормление.

Если что-то нравится в священнике, а что-то не нравится, можно ли на это просто закрыть глаза – сказать: я принимаю его таким, какой он есть. Или должно быть все идеально?

– Зависит от того, что нам нравится или не нравится. Даже есть такая пословица: не по хорошу мил, а по милу хорош. К человеку нужно относиться без пристрастия. Если ищешь в духовнике реализации своих страстей (эгоизма, самолюбия, славолюбия и других) и тебе не нравится духовник, не потакающий твоим страстям, то нужно смириться и слушать духовника. А если есть объективная причина его не слушаться (когда то, что он говорит, противоречит Евангелию, совести), – тогда нужно остановиться, попросить беседы с батюшкой, объяснить ему свои опасения. Если они будут неудовлетворительны, нужно обратиться к другому священнику, которому ты доверяешь, который может разъяснить эту ситуацию.

Такое нельзя оставлять неразрешенным. На то и существует духовный отец, чтобы уметь все проговорить, все открыть, ничего не оставить недоговоренным. Там, где есть недоговоренность, там, как в норе, может поселиться змея; пока ты ее не вытащишь из норы, она будет там сидеть и ждать момента ужалить. Очень опасно оставлять такие недоговоренности, сомнения. Если по отношению к священнику, у которого ты окормляешься, какие-то недоразумения, нужно иметь мужество все это обозначить и обговорить, полностью ему открыться.

Если, допустим, духовник далеко от места, где человек живет (душа лежит к какому-то священнику, но он находится, допустим, в монастыре), можно ли выстроить отношения с ним, не имея постоянного общения?

– Конечно, полноценное окормление требует личного контакта. Бывают исключительные случаи, когда происходит расставание, можно по телефону позвонить, посоветоваться, но лечащий врач должен видеть пациента, видеть его глаза, чувствовать его, видеть его состояние. Конечно, необходимо личное общение, доступ к духовнику должен быть. Иначе как? Врач не может же дистанционно человека лечить, иначе он может неправильно поставить диагноз.

Почему не рекомендуется переходить от одного духовника к другому?

– Всякий переход свидетельствует, что человек не имеет постоянства или у него много сумбура в душе, он сам с ним не может разобраться и просто пытается это решить внешним образом, меняя духовников.

Конечно, бывают случаи, когда нужно духовника менять. Тот же преподобный Паисий Святогорец пишет: если духовник учит ереси или тому, что противоречит христианской совести, от него нужно уйти. Но когда у человека постоянно эта жизненная ситуация повторяется, что-то здесь не так: неужели священник каждый раз не соответствует Евангельскому идеалу, не учит тому, чему учит Евангелие? Значит, проблема в самом человеке.

Есть люди, у которых стиль жизни – все время менять место, менять внешние обстоятельства, которые их находят потом в другой обстановке, потому что они не хотят решать духовную проблему. Вот не понравился человеку приход к нему там как-то не так отнеслись – поменял приход. На другом приходе на него опять не так посмотрели, где-то обидели – задели самолюбие. И человек не может никак найти себе место, где он может постоянно молиться, окормляться: он ходит по разным храмам, не может определиться с духовником. Это как стиль жизни – помнится, даже в семинарии говорили, что есть монахи «Шаталовой пустыни»: куда человек ни придет, везде не так, игумен не такой, благочинный строгий, братия не так ревностно, не по-Евангельски живет, – и все время человек ищет причины поменять внешнюю ситуацию. Но если ты ситуацию духовно правильно не решаешь, она всегда будет в жизни повторяться.

Это свидетельствует о непостоянстве, сумбуре в душе у человека и нежелании духовно решать проблемы. Он хочет все внешне поменять и думает, что сразу все решится и будет хорошо. Ничего подобного. Есть определенные законы духовной жизни.

С чего начать решение такой проблемы?

– В Псалтири Давид говорит: даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит. Если у человека есть искреннее желание жить духовной жизнью, по совести, по Евангелию, Господь всегда увидит этого человека и пошлет ему того священника, который ему нужен. Для этого, конечно, нужно время, нужна внутренняя работа, но Господь знает, когда что дать.

Нужно остепениться и уметь посмотреть в себя: кого ты ищешь – психолога или духовника? Многие это путают, думают, что духовник – как подружка для беседы: можно прийти, пожаловаться на кого-то, излить душу, рассказать гору вещей, которые абсолютно не касаются духовной жизни, и батюшка должен, как психолог, сидеть выслушивать это. Но священник – не психолог (конечно, элементы психологии бывают в общении с людьми), священник действует Божией благодатью, он предстает Богу и молится. И когда путают эти понятия, это неправильный подход к пониманию духовного окормления. Нужно представать перед Богом искренне, искать правду Божию, и тогда священник будет тебе помощником на этом пути.

Всегда нужно отличать духовное окормление от простого желания побеседовать. Есть люди, которые неправильно относятся к священнику и считают, что в любой момент священник должен их выслушивать, – на самом деле если это вещи, абсолютно не касающиеся духовной жизни или касающиеся бытовых проблем, которые человек сумбуром выкладывает на священника, это, конечно, неправильно. Нужно сначала определиться внутри себя, чего ты ищешь, предстать перед Господом, посмотреть свою совесть, искренне просить у Бога, чтобы Господь послал духовного наставника. И Господь даст по сердцу тому, кто искренне ищет.

Может ли любовь к духовнику заслонить собой любовь к Богу?

– Да, это случается. Если человек живет невнимательной жизнью, часто происходят подмены, когда под видом окормления человек питает свои страсти. Это бывает потому, что перед духовником не оговариваются те же пристрастия по отношению к нему. Бывает, к батюшке возникает симпатия. Человеку стыдно сказать на Исповеди: «Батюшка, у меня к вам симпатия как к человеку – душевная привязанность, а не духовная» (это всегда чувствуется, ведь совесть не обманешь). Если человек это не проговаривает на исповеди, тогда змей, в норе укрывшийся, растет. И человек начинает сам себя обманывать; чем дальше, тем стыднее это называть, и он пытается себя обманывать, что это такая необыкновенная духовная связь: «я батюшку чувствую на расстоянии, чувствую каждое его состояние, по голосу узнаю, как он себя чувствует, как у него со здоровьем» – идет акцент уже на личность священника...

Это очень опасное состояние – оно может привести к прелести: человек для себя создает идола. Священник становится идолом и препятствием на пути к Богу. Отсюда рождаются нездоровые явления. В свое время были чрезмерные почитатели отца Иоанна Кронштадтского – секта иоаннитов. Они гонялись за отцом Иоанном, чтобы его укусить, чтобы потекла кровь из его руки. Брали благословение, кусали и считали, что причащаются кровью Иоанна Кронштадтского. Они могли оторвать часть его одежды и носили ее как величайшую святыню… Все это происходило при жизни отца Иоанна. Такие крайности можно наблюдать сплошь и рядом. Это от невнимания к себе, от того, что человек не хочет жить по Евангелию. Окормляясь у духовника, он забывает читать Евангелие и святых отцов.

Ведь действия духовника должны быть согласны со святоотеческим наследием. Всегда нужно радоваться, когда в словах духовника ты находишь отражение того, что писали святые отцы, видишь эту гармонию. Ты воздаешь хвалу Богу и не делаешь из священника идола. А иначе идет просто служение своим страстям – блудной страсти, страсти тщеславия под видом окормления у священника. Получается иногда, что человек выбирает себе духовника по своим страстям: «Батюшка меня никогда не будет за это ругать (у меня есть такая страсть), поэтому я к нему хожу, а другой мне сделает замечание». Батюшка иногда мягкий, лояльный, хотя, может, и строже нужно было бы сказать по какой-то части своему чаду. Ну а чаду это нравится, льстит.

Можно сказать словами Господа Иисуса Христа, Которого Богомладенцем принимал Симеон Богоприимец: «Не старец Мене держит, но Аз держу его». Господь может так сказать. А многие люди, имея духовника, говорят себе: не старец меня держит, а я его держу – мне батюшка полезен для моих страстей, мне с батюшкой хорошо, он мне все прощает. Священник для того, чтобы быть адвокатом кающегося, а не судьей, но ты должен чувствовать ответственность за грех, и священник должен помогать тебе каяться в этом грехе, обнажать твое внутреннее состояние перед Богом: Бог врачует, а не духовник.

Если чувствуешь в духовном окормлении именно пользу духовную, а не потакание страстям, в этом есть спасение. А когда человек потакает своим страстям под видом того, что окормляется у священника, это большая беда. Происходит то, о чем мы сейчас говорили, – подмена: человек делает себе из священника идола и сам этого не замечает. Он даже находится при духовнике неотступно, ходит буквально по пятам; считается, что такое духовное чадо самое верное (а на самом деле он меньше получает пользы, чем тот, кто раз в неделю или раз в месяц приходит на Исповедь, но приходит по делу: покаяться, обнажить свою совесть и получить духовную пользу), хотя этот просто ходит, чтобы льстить себе, что он «при батюшке, самое верное чадо, его рупор». И создается культ батюшки – целая религия вокруг батюшки может появиться. Нужно быть очень внимательным к себе, и тогда будет духовная польза.

Иногда люди, чтобы узнать волю Божию, едут к старцам за советом и пренебрегают советом своего духовника. Правильно ли это?

– Были случаи, когда люди ехали к старцам. Например, в Оптину пустынь. Наши последние известные старцы – отец Иоанн (Крестьянкин), отец Кирилл (Павлов), отец Наум в Лавре; к ним ехали люди за разрешением очень серьезных вопросов

Есть вопросы, которые местный батюшка, духовник, не решит. Но неправильно пренебрегать своим духовником – священником, у которого ты окормляешься, – если едешь к старцу: если берешь благословение поехать на отдых, на море, как ты можешь не взять благословение обратиться к старцу, почитаемому в Церкви?

Может случиться так, что ты попадешь не к старцу, а к лжестарцу. Такое случается. Духовник может вовремя остановить, когда спросит: «А куда ты едешь, дорогая?». – «К батюшке в Курдюмовку. Есть там старец – на расстоянии отчитывает, по фотографии соборует. Поеду к нему исцеляться». Приходской батюшка смутится: «По фотографии соборует?». – «Помазывает фотографию, дает елей, можно у него исцелиться. Батюшка бесов изгоняет!». Священник насторожится: «Это противоречит церковному Преданию и практике совершения таинств в церковной жизни. Не советую ехать к этому духовнику – я вам не дам благословения на поездку». И предостережет человека от того, чтобы тот попал к лжестарцу.

Если приходской священник имеет определенный опыт духовной жизни, знает старцев, духовенство – светильников на небосклоне нашей Церкви, он с радостью благословит поехать к чтимому отцу, у которого окормляются многие достойные пастыри и получают разрешение многих недоуменных вопросов. Никогда не будет лишним обратиться к духовнику за благословением, особенно в таких серьезных вопросах, как поездка к старцу. Если ты обратился к приходскому священнику, а он тебе не помог, он сам тебя отправит к тому, кто может помочь, может отправить к своему духовнику, который выше его. Всегда нужно заручиться благословением священника и после этого уже отправиться к старцу.

Почему в Церкви так устроено, что дело спасения реализуется через людей, с помощью людей?

– Многие говорят: «Зачем я буду идти на Исповедь, что-то говорить священнику?».

Власть вязать и разрешать грехи Господь дал апостолам. В лице апостола Петра Он обращается ко всем апостолам. Бог решил нас так спасать: Он не взял нас на Небо, а пришел сюда, принял плоть, стал Человеком и спасает нас через это. Поэтому человек должен спасаться через человека – такой путь нашего спасения Господь выбирает. Мы исповедуемся не ангелам, хотя Господь мог бы так устроить, чтобы таинство Исповеди совершалось в храме в особом месте. Приходишь, а там два рога какие-нибудь на жертвеннике. Берешься за них, произносишь что-то в Небо, а ангел являет: разрешен грех или не разрешен… Господь все может… Но Он сделал так, чтобы смертные, немощные люди перед смертными, немощными людьми произносили свои грехи. Что более стыдно: говорить о грехе человеку или произнести его в Небо?

Был в 1990-е годы фильм «Покаяние». Фильм замечательный, но сюжет ведет к тому, что покаяние – это некая абстракция. А покаяние – это личный выбор, конкретный шаг: выражение, озвучивание своего греха в словах. Нужно связать слова, произнести их: то, что не произнесено, не разрешено (не отпущено). Если человек осознает грех, но не называет его, что тогда разрешать, если это не связано, не оформлено? Нужно грех материализовать. Как? В определенную форму – произнести вслух. Когда он произнесен вслух, он материализуется. Тогда он разрешается. Если он не произнесен, ты его утаил, он с тобой остается, и ты можешь причащаться и принимать другие таинства в осуждение.

Очень важно нам все выразить внешне. Это таинство должно произойти через конкретного служителя, которому дана власть. Образ нашего спасения – это Евангелие: воплощение Бога – свидетельство воплощения Бога. Все таинства имеют материальную часть, через которую мы получаем разрешение грехов и причащение, приобщение к святости (в Крещении – вода, в Евхаристии – Тело и Кровь Господни под видом хлеба и вина). Таинство Исповеди тоже имеет материальную часть, где священник-свидетель разрешает, отпускает грехи: ему дана эта власть. В словах ты материализуешь грех. Все происходит внешне. Нет спасения без Боговоплощения. Человек без тела не спасается. Только ангел без тела спасается, а человек спасается с телом. Только так.

Может быть, еще несколько итоговых слов о важности духовника в духовной жизни?

– Часто приходится сталкиваться с тем, как люди говорят: «Сейчас оскудение в духовниках. Святитель Игнатий (Брянчанинов) об этом пишет. Почитайте 5-й том “Приношение современному монашеству”». Правда, он об этом пишет… Но в Москве 1 800 священников, по статистике, – неужели нет ни одного, кто достоин тебя окормлять? Не звучит ли за этими словами лукавство и желание тешить свое самолюбие и гордыню? Это очень опасный путь.

Все-таки сейчас не такое оскудение, когда невозможно найти достойного пастыря. Много священников, которые стремятся жить по Евангелию, стараются честно выполнять свой пастырский долг – если искренне ищешь, Господь пошлет такого священника, но если хочешь тешить свою гордыню, будешь предоставлен своей самости: опасный путь. Может, не будет духовника, какого бы нам хотелось, как те старцы, которые уходят, но можно найти достойного священника, который будет залогом к спасению на нашем жизненном пути, – чего я всем нам желаю!

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс