Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
У нас есть вопросы, которые нам присылают телезрители. Первый вопрос: если человек закладывает золото в ломбард или берет кредит в банке, телезрителю кажется, что этим нарушается заповедь «не укради». Это так?
– Одно дело, если человек закладывает в ломбард свою вещь, он ее собственник и хочет ее реализовать, это его право. Мы в это не вторгаемся, потому что нам, священникам, запрещено распоряжаться чужими деньгами, чужими вещами или чужими квартирами, домами. Мы не должны в эту область входить. В любом случае это собственность этого человека, который кладет, допустим, свое кольцо в ломбард. Но это он так решает, это его право.
Что касается кредита, здесь более сложный вопрос. Потому что человек сам, произвольно идет на определенный риск. Здесь лучше вспомнить народную мудрость: по одежке протягивай ножки. То есть делай в своей жизни шаги, принимай решения на основании того, чем ты сегодня располагаешь. Потому что придется тебе вернуть не только ту сумму, которую ты берешь, но еще и проценты, которые, может, будут превосходить эту сумму.
И если у тебя возникнут непредвиденные обстоятельства, когда ты не сможешь отдавать деньги, а проценты будут очень быстро расти, то ты себя, близких и родных подвергаешь огромному риску. Здесь надо очень хорошо подумать. Мы опять-таки не можем категорично заявлять, что не надо брать кредиты, но это очень осторожный шаг, и очень многое надо взвесить, даже не семь раз, а, наверное, больше, прежде чем что-то подобное сделать. Всегда лучше иметь чувство умеренности, и лучше двигаться медленнее, но спокойно и стабильно. К этому призывает нас духовная жизнь, и это мы видим в окружающем нас мире.
Как растет дерево? Нет такого, что сегодня ты посадил желудь в землю, а завтра из него вытянулся раскидистый дуб. Что мы видим в природе? Дерево растет медленно, но постоянно. Примерно так нам нужно поступать и в жизни. Во-первых, нужно усердно трудиться и молиться. И по мере того как Господь посылает нам какие-то возможности, принимать соответствующие решения. Когда человек хочет все и сразу – это порой бывает для него и духовно вредно, и морально не соответствует его внутреннему состоянию. Это может быть вообще неполезно и сломает всю его жизнь, то есть он не сможет справиться с имуществом, которое взял, или распорядиться средствами разумно.
Мы знаем множество примеров, когда люди делают такой шаг, скоропалительный, неосмотрительный, а потом очень об этом жалеют и не знают, как решить вопрос. И, самое главное, что таким даже тяжелее искать помощи, потому что ему всякий скажет: погоди, это было твое собственное решение... Даже я знаю, что не всех благословляют помогать тем, кто ввязался в кредиты. Хочется лишь только пожелать, чтобы все были с этим очень аккуратны и по возможности воздерживались от этого. Это как совет.
Вопрос: «Священники говорят, что болезнь – благословение Божие. В то же время я слышу, что все болезни по грехам нашим. Как правильно это понимать?».
– Здесь два ответа, и оба ответа уже озвучили. Действительно, бывают болезни, которые Господь нам посылает за наши грехи. Например, человек пьянствует. Разумеется, от избыточного и долгого употребления алкоголя в его организме будут нарушения – и он заболеет. Или, скажем, человек много лет курит. Разумеется, будут последствия. То есть любая страсть, порок, грех будут обязательно сказываться и духовно, и физически. Это всем понятно. То есть заболевает душа. Поскольку душа очень тесно связана с телом, начинает болеть и тело. Нужно исцелять душу, то есть каяться, собороваться, причащаться, но надо лечить и тело. Церковь не возражает против официальной медицины.
Но бывает, что человека посещают болезни для того, чтобы он стяжал особую благодать Божию, чтобы стал близким Богу человеком, святым. Через это он стяжает святость, особые дары Божии. И мы знаем таких святых угодников, которые болели всю жизнь, но они ни разу к Господу не обратились: «Господи, исцели меня от болезней». Но когда к ним обращались другие больные, они молились за них, и по их просьбе Господь подавал им здравие. А про себя они рассуждали так: если Господь мне послал болезнь, значит, она мне нужна, я не буду просить об исцелении, я предаю себя в руки Божии целиком и полностью. Даже такой подход есть у святых. Поэтому два ответа на этот вопрос. Бывает и за грехи, а бывает и для достижения уже большей, особенной благодати Божией, которую стяжает человек, безропотно, с благодушием, с благодарностью Богу переносящий посылаемые скорби и болезни.
Вопрос телезрительницы: «Я воцерковляюсь, и многое приходится пересматривать заново. Хотела бы узнать, как батюшка относится к символам, которые встречаются в Библии. Например, число зверя. Как его можно трактовать? Потому что сейчас на продуктах в магазине штрих-коды, где тоже читаются эти три шестерки. На банковских карточках тоже могут быть три шестерки. Соответствует ли это действительности? Как это понять такому человеку, как я, который еще не все знает?».
– Само по себе число 666 – это просто цифры. В Библии есть страница 666, и мы эту страницу из Библии не вырываем, мы Библию читаем всю, в том числе 666-ю страницу. Или едешь по трассе, там 666-й километр. И что? Можно перекреститься и ехать дальше спокойно, потому что это Господня земля, всё от Бога. В Апокалипсисе сказано, что перед пришествием антихриста и при его временном воцарении (мнимом в духовном плане) он будет использовать эту цифру для нанесения на лоб и на правую руку, – да, такие слова есть в Священном Писании, и они нас должны трезвить, бодрить.
Вы спрашиваете о штрих-кодах, карточках. Старцы говорят, и наша Церковь в целом учит, что это некоторые маленькие ступеньки к принятию печати антихриста, но это еще не есть сама его печать. В целом это негативное явление, его нельзя назвать положительным, но это такой допустимый компромисс, на который мы еще идем. Когда Церковь станет категорична? Чего точно нельзя брать? Когда эти штрих-коды, чипы будут вживляться в наш организм (скажем, в руку, в лоб, в наше тело). Вот тогда мы категорично скажем «нет».
Сегодня у нас самая большая опасность – мобильный телефон. Обратите внимание: мы все им пользуемся, носим его с собой, и он, наверное, больше всего скачивает о нас информации, потому что мы все делаем звонки. И есть разные искушения от него. Поэтому если говорить об этой опасности, то, наверное, мобильный телефон сегодня – самая большая опасность, хотя мы тратим деньги, чтобы его купить, чтобы он у нас был в рабочем положении. Но, согласитесь, сегодня есть те, кто обходится без мобильного телефона. И молодцы, хорошо. А у кого-то не получается обходиться без мобильного телефона.
А у кого-то там просто вся жизнь проходит.
– Конечно, здесь тоже надо иметь чувство меры, какую-то грань переходить нельзя, потому что сегодня действительно есть такое, что некоторые уже живут в сети больше, чем в реальности. Это, конечно, уже плохое внутреннее духовное состояние, ведь Церковь призывает все время бодрствовать, трезвиться, быть реалистом, а не уходить в какой-то иной мир. Поэтому я могу ответить так, что Церковь уже сегодня твердо заявила (эти вопросы ставились, и было определение и Синода, и Архиерейских Соборов), что как только дело будет касаться нашего тела, мы останемся на твердой позиции, ни за что не поддадимся. Пока этот чип или штрих-код на какой-то карточке или это какие-то мобильные устройства вне нашего тела, мы идем на компромисс, хотя и не говорим, что это здорово. То есть во всем этом есть определенная угроза, о которой тоже много сказано. Скажем, мобильный телефон – это техническая разработка, которая может принести пользу, а может принести и большой вред, как и телевизор, компьютер и все остальное.
Вопрос телезрительницы: «Я знаю, что Господь благословил женщину как продолжательницу рода, но у меня не получилось в жизни стать матерью, у меня нет семьи. Сейчас мне 51 год, и я чувствую себя немного виноватой, что не выполнила волю Господню. Я крестная мама, забочусь о своем племяннике, чувствую свою самоотдачу, но мне кажется, что все равно есть какая-то моя вина. Как мне с этим быть?».
– Примерно десять процентов всех женщин, а то и больше, по тем или иным причинам не могут забеременеть и родить детей. Есть разные причины, дальше я не буду углубляться, но за этим тоже стоит определенный Промысл Божий, то есть сколько людей, столько и путей в Царство Небесное. Господь вас ведет таким путем. Можно взять ребенка из детского дома. Порой, когда Господь не дает детей, это некоторое определенное указание на то, что надо бы посмотреть и на эту сторону: может быть, взять кого-то из детского дома. Чтобы тот ребенок (один или два, сколько вам будет по силам) уже мог иметь свою (пусть приемную) маму, иметь домашнее тепло, воспитание.
Может быть, Господь вас ведет к тому, чтобы вы поездили по женским монастырям, пожили там, помолились, потрудились. И, может быть, ваше сердце откликнется на то, что вам лучше стать невестой Христовой, целиком отдать себя служению Богу и Церкви. Вполне возможно, что Господь вас к этому готовит, к этому подводит. Мы только знаем, что Господь ничего не делает насильно, Он может нас подводить к тому или иному решению, но решение все равно придется принимать нам. Для того чтобы вы могли его взвешенно принять, поезжайте куда-нибудь, когда у вас будет отпуск, на новогодние или майские праздники, когда тоже много дней для отдыха. Не как паломник, который один-два дня бывает в монастыре (причастился и уехал), а поживите там подольше (может быть, весь отпуск – 30 дней). Тогда вы увидите, есть ли смысл жить в такой монашеской семье.
Например, женщина в обычной семье много жертвует собой для семьи, детей. То же самое чувство обязательно присутствует и в каждом монастыре, у насельников тоже много проявляется жертвенности в монашеской общине. Это тоже монастырская семья. И, может быть, у вас появится горячее, искреннее желание посвятить этому свою жизнь, вы будете там молиться, трудиться, служить Богу и сестрам и тому народу Божию, который будет посещать эту святую обитель. В этом тоже есть глубокий смысл.
Или, может быть, вам взять какого-то ребеночка, постараться его вырастить и воспитать и свое тепло, веру и благочестие подарить ему, зажечь его этими добрыми качествами, которые у вас есть.
Вопрос телезрительницы: «Какого подвига требует от нас Церковь?».
– Не выше наших сил. Подвига, который обязательно соответствует Евангелию, Библии, Священному Писанию, учению Церкви и святых отцов, постановлениям Вселенских Соборов, здравому смыслу и вашим силам. Примерно такие критерии.
Такой вопрос: «Можно ли молиться с одной проблемой разным святым, да еще и в один день?».
– Можно. Например, мы точно так делаем и в миру. И я так делал, когда приходил в одно учреждение и подавал прошение с одним содержанием в разные кабинеты, через разных чиновников. Восемь бумаг подал с одним содержанием, смотришь – хотя бы одно сработало. А, может быть, все восемь сошлись в одной точке, в одном кабинете, и сработали даже в силу своего веса. Об этом говорит Евангелие: «Просите – и дастся вам, ищите – и обрящете».
Для того у нас и есть святые. Это наши помощники, наши ходатаи, наши друзья или подруги. И их функция состоит в том, чтобы там, перед Престолом Божиим, нашу молитву очистить, освятить, может быть, даже правильно сформулировать и представить перед Престолом Божиим своим собственным ходатайством. Это реалии духовной жизни, которые постоянно присутствуют в нашей жизни. И мы видим, что в каждом храме есть не только икона Спасителя, Божией Матери, но иконы и ангелов, и самых разных святых: и новых, которых только недавно прославили, и тех, кто традиционно почитается в Церкви. Поэтому вы будете абсолютно правы, если каждый день будете заглядывать в месяцеслов и этим святым молиться дома или в церкви. В храмах каждый день служат по Минеям тому или иному святому или даже объединяют две-три службы в одно богослужение, прославляя одного, двух, трех или целый собор святых. Так что это правильный подход.
Следующий вопрос: как научиться не осуждать ближнего?
– Святые отцы отвечают очень коротко: надо его жалеть.
Когда мы человека жалеем, мы его не осуждаем, мы осуждаем тогда, когда у нас чувство жалости уходит. Тогда мы говорим: как же он так? А когда у нас есть милосердие Божие, жалость, чувство Евангельского сострадания, осуждение сразу уходит. Мы тогда не будем осуждать, а скажем: «Помолюсь за него, чтобы Господь помог ему подняться, исправиться». И это будет значительно лучше. И правильно.
Вопрос телезрителя: «Я с нательным крестиком был недавно в Израиле, в Иерусалиме, и купил иерусалимский крестик. Могу ли я эти два креста (нательный и иерусалимский) носить вместе?».
– Можете. Например, в «Настольной книге священнослужителя» есть определение, что такое нательный крестик. На этом крестике на одной стороне должно быть изображение распятого Спасителя, потому что крест мы за это и ценим. Ведь кресты были разными, у благоразумного разбойника тоже был крест, и у неразумного разбойника был. Кресты были и до Христа, на них распинали беглых рабов. Но мы те кресты не почитаем, мы почитаем только тот Крест, который был освящен Кровью Христовой, на котором совершилось через распятие, страдания и воскресение Христа дело нашего спасения. Поэтому очень важно, чтобы на кресте было изображение распятого Христа.
А на другой стороне креста желательны слова: «Спаси и сохрани». Это такое как бы классическое восприятие крестика. Хотя бывают и другие варианты, когда на другой стороне могут изображать ангела-хранителя, или другие священные изображения, или святых угодников.
Например, когда мы говорим о Крещении, то я обычно прошу, чтобы люди пришли на Крещение именно с таким крестиком. А то, что в каких-то других Поместных Православных Церквах могут быть кресты немного другого вида, это так. Есть определенное разнообразие, но я вам показал классическое определение нательного крестика.
Следующий вопрос: «Грешен в пьянстве. Верую, стараюсь молиться, каюсь в грехах своих, хоть и в храм хожу совсем редко, но стараюсь работать над собой. Что еще необходимо делать? Подскажите, пожалуйста».
– Этот вопрос больше для Исповеди, но раз вы уже говорите об этом, то вы, слава Богу, на правильном пути. Потому что вы ходите на Исповедь и исповедуетесь. Одно из определений Вселенского Собора говорит, что на Исповеди не только прощаются грехи, но и дается сила, благодать в эти грехи не впадать.
То есть мы на Исповеди получаем как бы два действия. Во-первых, мы действительно получаем прощение того греха, в котором искренне каемся, во-вторых, отходя от Исповеди, мы получаем благодатную поддержку, силу в этот грех не впадать. То есть нам уже легче противостоять этому греху, этой страсти. Я думаю, это каждый на себе замечал. Скажем, человек покаялся, неважно, в каком грехе. Когда он отходит от Исповеди, он чувствует, что уже жжения, сильного влечения к греху нет.
Я расскажу случай, который был связан с преподобным старцем Оптинским, Анатолием Младшим. Был такой интересный реальный сюжет в начале XX столетия. К старцу приехал один офицер, который страдал страстью пьянства. Он покаялся, и преподобный ему говорит: «Сделай так: как только тебе захочется выпить, возьми Евангелие, открой и прочитай одну главу». Офицер посмеялся: «Что мне такое старец говорит? Я столько лет пью, уже все усилия употребил, а он говорит про какое-то Евангелие». И он с таким недоумением возвращается из Оптиной пустыни в Москву, а на следующий день с утра он должен был конвоировать этапом заключенных, которые шли на каторгу в Сибирь.
Он был офицером конвоя, который сопровождал арестантов. И он обычно с утра, когда дома завтракал, выпивал стакан водки. И вот наливает себе стакан водки, кладет закуску, его страсть опять ему это все диктует, а он думает: «Интересно, мне этот старец вчера говорил прочитать главу Евангелия – и все пройдет. А ну-ка сделаю я так из интереса». Открывает Евангелие, прочитал главу – и интересное состояние: вот стакан с водкой, можно взять и выпить, но что-то желания пить нет. А зачем пить без желания, когда внутри ничего не сосет, не горит? Зачем тогда водка? Тем более время прошло, уже надо заступать на воинскую службу.
Он сел на коня и поехал, а про себя рассуждает: «Интересное дело, первый раз я с утра не выпил стакан водки. Ну, будет привал через пару часов, наверстаю». Так и сделал, отъехал в кусты, разложил закуску, опять налил стакан водки, думает: «Дай-ка еще раз попробую». Открывает Евангелие, прочитал – и опять повторяется это состояние: вот стакан, водка, бери и пей, а зачем пить-то? Что-то нет особой страсти, желания, жара, пыла, тем более уже привал заканчивается... То же самое повторилось в обед и во время ужина. И стало повторяться постоянно, каждый день. И с ним произошли два чуда. Во-первых, он отвык от водки, во-вторых (большее чудо), приучил себя к чтению Евангелия и уже не мог без этого чтения жить. И вам могу тоже передать такое напутствие от батюшки Анатолия Младшего, прославленного Оптинского старца.
Вопрос телезрительницы: «Как себя вести, если встретишь батюшку из своей церкви где-то в магазине или на улице? Или встретишь незнакомого батюшку?».
– В «Настольной книге для священнослужителя» написано: когда вы встречаете священника первый раз в день, вы должны с ним поздороваться и обязательно взять у него благословение на этот день. Причем даже сказано, что, если вы, например, встретите батюшку на пляже и он будет в плавках, а вы в купальнике, все равно надо взять благословение. То есть даже если на нем не будет рясы, креста, он может быть одет в светскую одежду (скажем, быть в костюме, или рубашке, или в спортивной форме), все равно он священник. Это главное. И все равно к нему важно подойти, поклониться и взять благословение.
И стесняться этого в общественном месте не стоит?
– Наоборот, в таких случаях, как говорил Патриарх Пимен, кашу маслом не испортишь.
Следующий вопрос: «Подскажите, пожалуйста, как и кому молиться о даровании супруга?».
– Господу. Иногда девушка думает, что к ней должен приехать принц на белом коне и что это должно произойти само собой. А Святая Церковь говорит, что хорошего супруга надо вымолить, хороший муж – это плод молитвы. Я помню, мне мама в детстве говорила, что есть такие благочестивые верующие девушки, которые каждый день молятся, читают Евангелие или Псалтирь и просят Господа (даже своими словами) о даровании им хорошего мужа. И у них действительно случается такой прекрасный благочестивый брак, что абсолютно для всех ясно, что это замечательная, прекрасная семья. Почему? Потому что это плод молитвы.
Как и ребенок. Его тоже надо вымолить, это плод молитвы. Мы так и говорим, что у Иоакима и Анны Мария была плодом их молитвы, они всю жизнь молились. Или у Захарии и Елисаветы родился Иоанн Креститель, он тоже плод их молитвы. Или у Авраама и Сарры. Сколько лет они ждали? И только в 90 лет родили Исаака. Мы всё хотим, чтобы само собой было, а Господь, как наш Отец, очень любит, когда мы Его просим. Как, например, есть у нас обычные плотские родители, они и так примерно знают, что мы хотим, но им бывает приятно, когда мы подойдем и скажем: мама (или папа), я хочу вот это или это.
Они, может быть, не все выполнят, что нам хочется, потому что не все полезно. Скажем, если ребенок попросит целую коробку конфет, они, конечно, этого не сделают, может, только одну конфету дадут, а не десять, но то, что полезно и нужно, они обязательно сделают, потому что любят его. Тем более нас любит наш Отец Небесный. Поэтому мы должны во всех своих нуждах, прошениях не стесняться просить Господа обо всем, что мы хотим, но обязательно в конце добавлять: «Если есть на это Твоя святая воля». Это обязательный довесок. То есть: Господи, если можно, даруй мне то-то и то-то, но на все да будет Твоя святая воля.
Следующий вопрос: «Меня часто посещает уныние, раздражительность, хотя часто хожу в храм и участвую в таинстве Причастия. Как с этим бороться?».
– Как правило, уныние, тем более у такого человека, который начинает ходить в храм, часто исповедоваться и причащаться, бывает по наущению дьявола, от лукавого. То есть дьявол пытается нарушить эту благочестивую, добродетельную жизнь. И здесь не надо поддаваться этим настроениям, надо все время помнить, что мы – воины Христовы, мы находимся в бушующем житейском море или на духовном поле брани, поэтому должны быть мужественны. Против уныния много средств. Например, сказано: «Открой Евангелие, прочитай главу». Почему? Потому, что Евангелие – это Благая Весть. И когда ты читаешь ее, уныние уходит и приходит радостное состояние. Или, например, в одном из древних монашеских уставов описано даже такое: когда монаха в келье посещает уныние, один из приемов – завернуться в мантию и лечь поспать.
Хотелось бы, чтобы Вы обратились к телезрителям с наставлением.
– В это воскресенье Церковь совершала празднование новомучеников и исповедников Церкви Русской. Мы вспоминали всех тех, кто оказался верен Господу, Евангелию, своему сану, чину, званию христианина во времена лихолетья. А также читалось Евангелие о Закхее. То есть уже начинаются подготовительные недели к Великому посту. А в ближайшее воскресенье уже первый раз начнут петь «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». И мы подходим к Великому посту, великому для нас событию. Хочу пожелать, чтобы мы его начали с буквы, а закончили духом, чтобы мы постились не только телесно, но и в течение поста искореняли бы в себе страсти, получали бы чистоту, облегчение от своих страстей и пороков, чему и должен служить наш православный пост. И пусть Господь поможет всем нам в этом очень важном и спасительном для нас делании.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.