Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (1001) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 138

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 138

№8 (1001) / 25 февраля ‘19

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№48 (993) 2018, №7 (1000) 2019

Дорогие братья и сестры, продолжим изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 138-м псалме, который имеет преднаписание: псалом Захариин в разсеянии, 138. Сей псалом – о Божием попечении. Попечение Его – о всей Вселенной, об отдельных ее частях, и не оставлены без Его Промысла все помыслы человеческие.

Псалмопевец Давид начинает псалом глубочайшими словами: «Господи, искусил мя еси и познал мя еси». Неужели Господь не знает человека? Конечно же, Господь знает человека, Он знает о нем еще до его рождения. Мы в Священном Писании встречаем такие замечательные слова: «Кого же предуведе, тех и предуставе» – Господь предвидит жизнь человека. Но почему Господь посылает человеку испытания? На это святые отцы говорят, что испытания Господь посылает нам, чтобы мы сами познали себя: как мы себя поведем в той или иной ситуации нашей жизни? Сохраним ли верность или будем противостоять страстям, которые тоже испытывают нас. Святые отцы говорят: важно, что через искушения видят люди, как ты себя поведешь в этих обстоятельствах – одно дело слово, а другое – когда ты в обстоятельствах сохраняешь верность Господу, продолжаешь с терпением принимать то, что Он тебе послал, тогда твой путь, твоя жизнь становится примером для других. А о том, что Господь знает человека, дальше говорит Псалмопевец: «Ты познал еси седание мое и востание мое». Седание, сидение человека – это его отдых, ночная жизнь. Востание – когда человек занимается какими-то делами, действиями. То есть седание и востание – это деятельная жизнь человека и ночная, когда он отдыхает: вся жизнь человека перед Лицом Божиим, от Господа ничего невозможно утаить человеку.

«Ты разумел еси помышления моя издалеча». Еще задолго до рождения человека Господь уже знает, о чем будет думать человек, какие мысли будут бороть его, как он будет бороться с ними: противопоставлять их Закону Божьему или Закон Божий будет соединять со своими мыслями, и так далее. От Господа утаивать ничего невозможно – Он все знает, но все-таки посылает каждому свои испытания.

Если мы думаем, что испытания только в сильных искушениях (например, был богатым – стал бедным, когда разрушается бизнес у человека, или когда распадается семья, или уходят из этой жизни самые близкие люди), – нет, испытания самые разные. Надо думать еще об испытании, которое бывает через богатства, успешную, удачную жизнь: и здесь человек должен сохранить свое лицо, христианский облик, нравственную высоту и чистоту.

Господь посылает испытания, чтобы сам человек познал, кто он и как себя поведет в той или иной ситуации. Если он сохраняет себя в чистоте, в правде, борется с гордыней, надменностью и высокомерием своим, он становится примером и для других: его не сломили ни бедность, ни богатство, ни радостная жизнь на этой земле, ни те скорби, что посетили его в жизни.

«Стезю мою и уже мое Ты еси изследовал, и вся пути моя провидел еси» – весь путь жизни человека Господь уже заранее знал и знал, как он себя поведет в той или иной ситуации: для Него ничего не скрыто, человек не может укрыться от него. Самое главное, чтобы мы в той или иной ситуации правильно себя вели. Господь возлагает на нас надежду, что мы все-таки будем идти согласно Закона Божьего и нас не посетит уныние в трудную минуту жизни – и когда мы будем на высоте своего положения, мы никогда не забудем о благом законе Господнем, призывающем нас не терять свое христианское лицо.

«Яко несть льсти в языце моем: се, Господи, Ты познал еси». Давид говорит очень глубокие и замечательные слова: «Ты, Господи, познал меня, что нет лести в словах моих» – он перед Богом в простоте и чистоте является. Неслучайно Господь сказал: «Будьте как дети, ибо таковых есть Царствие Небесное» – будьте без всякого лукавства, лицемерия, приукрашивания собственной сущности. Давид говорит: «Ты, Господи, увидел это во мне, потому что я действительно не носил в себе беззакония».

«Вся последняя и древняя: Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку Твою» – Господь все увидел в Псалмопевце и в начале его пути, и в конце его жизни: Он видел его горение, стремление, любовь к Богу – «и в начале Ты меня увидел, и сейчас я весь перед Тобою, Господи. Во мне нет лести, я всегда служил Тебе, всегда уповал на Тебя. Я всегда стремился жить по Закону Твоему. Я не искал мести, но всегда знал, что Ты защитишь меня, будешь моим Помощником, будешь моим Покровителем, Заступником».

И Господь что сделал? Господь благословил его. Как говорит Псалмопевец: и положил еси на мне руку Твою. Что значит положить руку? Это значит благословить, дать благодать Святого Духа – как при хиротонии возлагаются руки на диакона, священника, епископа и дается им благодать Святого Духа, как на крещаемого возлагаются руки в получение благодати Святого Духа, так и здесь Господь благословляет через возложение рук, чтобы сообщить человеку Свое благословение, сообщить благодать Всесвятого Духа, которая будет помогать ему в великом служении, на которое каждого Господь поставляет согласно его стремлениям нелегкой жизни, но в которой он будет стремиться исполнить Закон Божий.

Неслучайно апостол Павел говорит: «Кого же предуведе, того и предуставе», на того и возлагает руку – не потому, что Он избирает кого-то, но Он знает, какая жизнь будет у этого человека, каким будет горение его сердца, как он будет стремиться исполнить Закон Христов, как он будет стремиться послужить ближним и Самому Господу.

«Удивися разум Твой от мене, утвердися, не возмогу к нему». Удивительные слова: действительно, как можно вместить все, что в Боге? Псалмопевец Давид говорит: «Я не могу, Господи, вместить – я знаю Тебя, я вижу пути Твои, я вижу Промысл Твой о человеке, заботу о нем, но я не могу вместить, как все это происходит, как Ты все это делаешь, сколько милосердия в Тебе и как это милосердие действует!». Мы можем увидеть и познать многое о Боге, что Господь открыл нам в течение Библейской истории существования этого мира, ведь Господь как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете всегда что-то человеку открывал о Себе, чтобы мы потихонечку проникали в глубину Божественной тайны служения Бога человеку. Но сущность Божественную никто не может понять – как и Псалмопевец говорит: «Я не могу ее вместить в себя».

«Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо – Ты тамо еси, аще сниду во ад – тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря – и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя». Псалмопевец говорит, что Господь вездесущ: куда бы мы ни пошли, мы не можем скрыться от Господа – везде Господь нас видит и везде Он присутствует: нет такого места не только на земле, но и во всей Вселенной, где бы не было Бога, где Бог нас не видел бы. Есть такая русская пословица: «папы нет, мамы нет, все мне дозволено» – мы можем спрятаться от своих родителей за угол или за стены, или уехать в другой город, и родители могут не узнать о наших поступках, человек порой этим пользуется (в особенности в юности своей) и творит произвол. Но от Бога невозможно ничего утаить – Господь вездесущ. И этим восторгается Псалмопевец и говорит каждому, что от Бога нельзя утаить никакого своего поступка – ничего вообще в своей жизни, ибо Бог везде: куда бы ты ни пошел – везде настигнет десница Божия.

Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря,– и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя: Господь не только всеведущ, Он не только видит и знает все наши тайны сокровенные, но Он Своею силою покрывает человека и любящего Его не оставит нигде, где бы он ни был, – на Небе, на водах, в земле, под землей. Забота и попечение Господа – о всяком человеке.

«И рех: еда тма поперет мя, и нощь просвещение в сладости моей?». Покроет ли меня тьма? И ночью я вижу сладость и неизреченный свет, когда я вспоминаю Бога, Который озаряет меня, и тьма по сравнению с Богом не будет тьмой, ибо Господь побеждает тьму, о чем дальше и говорит Псалмопевец: «Яко тма не помрачится от Тебе, и нощь, яко день, просветится, яко тма ея, тако и свет ея». Божественный свет просвещает, и когда человек живет с Богом, никакая тьма его не покрывает, ибо Бог есть свет.

И тот свет, которым Бог озаряет, ярче дневного: и день-то перед Богом оказывается тьмой, а ночь перед Богом тоже становится днем и озарением. Мы знаем, что, когда Господь (или Матерь Божия) являлся святым угодникам, насколько было сильное озарение и яркий свет, что они не знали, день это или ночь: невозможно было понять время суток.

«Яко Ты создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея». Здесь Псалмопевец говорит очень глубокие слова. Господь восприял человека, соделал его Своим, – а кого Он приобрел, говорят святые отцы, о том и заботится.

И мы как раз и говорим, насколько Господь заботится о человеке: Он знает все о каждом, ведь Его забота и попечение уже от момента создания. Если мы не знаем, когда человек начинает свою жизнь, то Господь знает начало жизни, которое полагается в утробе, ведь без Него не начинается жизнь человека.

«Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела Твоя, и душа моя знает зело». Чудны дела Божии – Господь Своею Премудростью и Своею непостижимостью промышляет о всяком человеке, и этого невозможно постигнуть.

«Не утаися кость моя от Тебе, юже сотворил еси в тайне, и состав мой в преисподних земли». Псалмопевец говорит, насколько вся жизнь человека проходит полностью перед Богом: не утаися кость моя от Тебе – когда Ты, Господи, еще во чреве матери моей меня создаешь, то знаешь меня когда еще кости мои не собрались в единое тело: Ты каждую кость, которая затем будет покрыта плотью и не будет видна, знаешь, и тогда уже заботишься обо мне, во чреве матери моей, когда я еще не имел ни облика, ни особого состояния, и Твоя забота обо мне длится и дальше, и Ты все знаешь обо мне. И даже когда я уже растворяюсь в этой земле и жизнь моя заканчивается, Ты все равно имеешь заботу и попечение обо мне, и все знаешь обо мне. Созданное от земли в землю отходит после своего земного шествия (возвратишися в землю, от неяже взят еси: яко земля еси, и в землю отидеши) – и здесь Господь все знает о человеке, и ничто не может быть утаено от Него.

«Несоделанное мое видесте очи Твои, и в книзе Твоей вси напишутся, во днех созиждутся и никтоже в них». Несоделанное – это еще не до конца сделанное. От зародыша моего, говорят святые отцы, видесте очи Твои, и в книзе Твоей вси напишутся, во днех созиждутся и никтоже в них. Господь все дела наши знает, и они записываются в особую книгу жизни, где описаны все поступки и дела человеческие. И праведные, и грешные – все живущие на земле записываются в нее, и все нам будет представлено во время Страшного Суда: вся наша жизнь, все наши дела и поступки.

«Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их. Изочту их, и паче песка умножатся; востах, и еще есмь с Тобою». Псалмопевец, исповедуя Господа, сказал: «Господи, Ты испытал меня, я прошел через искушения, и я понимаю, что вся моя жизнь пред Тобою. Ты увидел, что нет никакой лести во мне, но еще хочу Тебе сказать, что я никогда не искал себе каких-то друзей, компаний веселых, развратных, которые наполняли бы мою жизнь такими радостями земной жизни через неправду и развлечения. Друзьями моими, Господи, были те, кто друзья Твои». Друзе мои те, говорит Господь, кто стремится исполнить заповеди Божии, кто служит Богу, святые угодники Божии являются друзьями Господа. И вот Псалмопевец говорит: «Я их искал, и они были близки моему сердцу, от них я наполнялся». Это понятно: такие друзья тебя никогда не предадут, никогда не подведут, от них ты можешь научиться пути – не только правильному жизненному, но и тому, который приведет тебя в Царствие Небесное. Изочту их, и паче песка умножатся; востах, и еще есмь с Тобою – он говорит: «Я пытался счесть друзей Твоих, Боже, но их огромное количество, их паче песка земного, невозможно просчитать». О многих праведных, которые были, и есть, и будут еще на земле, говорит Псалмопевец.

«Аще избиеши грешники, Боже, мужие кровей, уклонитеся от мене». Он призывает: «Господи, избиеши грешников на этой земле – грешные не имеют права жить». Не то чтобы они призывают, чтобы Господь уничтожил человека, – нет, но чтобы уничтожился грех в человеке, чтобы был уничтожен враг рода человеческого, который, по слову апостола Павла, ми пакости дeет, да не превозношуся. Он говорит: «Я никогда не хотел бы, чтобы со мной рядом были лужи крови, убийцы, которые горделиво и заносчиво живут на этой земле, причиняя зло людям. От таких сообществ греховных и злых я всегда уклонялся в своей жизни».

«Яко ревниви есте в помышлениих, приимут в суету грады Твоя». Убийца – ревнивый человек: из-за ревности, из-за зависти, из-за внутренней злобы он совершает такой грех, поэтому Давид говорит: «Таких ревнивых людей в помышлениях я избегал». Они приимут в суету грады Твоя – они будут жить, населять города, но их жизнь будет бесполезной, в суете, то есть напрасной, ведь жизнь такого человека заключена в земных рамках, она не имеет продолжения, полета, радости духовной здесь, на земле, и, конечно, не имеет продолжения в вечности. Это очень глубокие слова; сегодня они должны сугубо звучать в сердце нашем, когда мы воспитываем детей и приучаем к этой земной жизни. Да, можно населять города, можно ими владычествовать, но это будет суетно, тщетно, напрасно: никакой пользы эта жизнь не принесет, ибо она заключается только в рамках земной жизни. И для таких закрывается перспектива Божественной жизни, Царствия Небесного, вечной жизни. И это очень страшно.

«Не ненавидящыя ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях?». Он говорит: «Я никогда не искал таких людей – более того, мое сердце никогда не лежало своей внутренней расположенностью к ним: у меня не было любви к ним, я всегда избегал таких сообществ».

«Совершенною ненавистию возненавидех я, во враги быша ми». Давид говорит: «Я не любил тех, которые не любили Тебя, Господи, не служили Тебе и других отводили и развращали, уводя от Церкви, от Господа, от служения Ему. Таких людей я не любил. Я не считал их своими врагами, они не причинили мне что-то, – но они причинили Тебе, Господи боль».

«Искуси мя, Боже, и увеждь сердце мое, истяжи мя и разумей стези моя, и виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен». Тоже глубочайшие слова говорит здесь Псалмопевец – он опять просит: «Господи, утверди мое сердце, увидь мое сердце, испытай меня еще и еще раз». Он хочет до конца утвердиться в любви Божией: «Может, как человек я до конца не вижу в себе изъянов, но Ты пошли мне, Господи, испытания, и тогда Ты увидишь во мне изъяны, и я увижу их, и у меня еще будет на земле возможность исправиться».

Вот такой глубочайший псалом, где Псалмопевец говорит, что сердце должно гореть любовью к Богу – и если Господь посылает испытания, то Он показывает наши недостатки, с которыми мы еще должны побороться, и в этом любовь Божия. Никогда нельзя бояться испытаний, а только говорить: «Господи испытай сердце мое и настави мя на путь вечен». Через эти испытания и исправления человек встает на путь вечный. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс