Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (1001) → Архимандрит Савва (Мажуко): Вдохновение тишины

Архимандрит Савва (Мажуко): Вдохновение тишины

№8 (1001) / 25 февраля ‘19

Свет невечерний

– Друзья мои, дорогие, хорошие братья и сестры, как приятно ощущать себя в собрании святых людей! Эта фраза справедлива не только относительно Собора святых, который окружает нас в Церкви, – людей безусловной праведности и святости, которым мы молимся, но справедлива и в отношении каждого из нас: читая Книгу Деяний апостольских и тексты первых христианских авторов, мы с радостью узнаем, что мы с вами – тоже святые: христиане первых веков называли друг друга не иначе как честным и простым наименованием «святой»: «Рады знакомству, святой Савва!» (или – святой Николай, святая Елена, святой Сергий).

Это было время первых христиан, когда вдохновение Святого Духа было настолько сильно, что простые рыбаки, неграмотные люди, нигде не учившиеся, так говорили о Христе, свидетельствовали о любви и власти любви, что потрясали устои и античной философии, и политического устройства. И, как говорил один из историков русской Церкви, рабство было отменено вовсе не в XVIII–XIX веках – оно исчезло гораздо раньше, в христианских общинах: мы знаем святых епископов, прославленных в Церкви, которые по своему социальному статусу были рабами, но внутри церковной общины это были святые, уважаемые люди, никакие не рабы. К ним относились с почтением, их руки целовали фактически их владельцы.

И для нас время первых христиан и опыт настоящих святых – это зеркало, куда мы должны тщательно всматриваться, сверяя черты своей святой жизни с жизнью этих людей, ведь перед нами стоит неумолимый вопрос: почему мы не можем свидетельствовать о Христе так, как это делали первые святые, и не только они, но и святые, которые, кажется, не так далеки от нас – например Сергий Радонежский, который жил более 600 лет назад, но его подвиг столь вдохновляющий и образ настолько живой, трогательный, что люди до сих пор волнуются, переступая порог Троице-Сергеевой лавры. Я сам в свое время испытал на себе воздействие любящего покрова преподобного Сергия Радонежского. Подумайте только, он – человек, который не написал ни строчки! Для нас святой отец – человек, оставивший проповеди, речи, наставления. Сергий Радонежский ничего не писал, даже не ставил себе такую задачу – он прожил скромную, бедную, очень простую жизнь. Но почему этот человек, не получивший докторской степени по теологии, не учившийся у знаменитых философов, сумел так вдохновить современников, своих непосредственных учеников, а затем и их учеников так, что историки насчитывают 40 обителей, основанных его непосредственными учениками и ставших центрами духовного просвещения?

Ведь в Средние века монастырь был не только пристанищем аскетов, но играл роль социально-значимого объекта, как бы сказали сейчас: монастырь был школой, больницей, научным центром, центром развития искусства, культуры, просвещения, даже политической жизни, и, что нам хорошо известно из жизни Сергия Радонежского, собирания Русских земель и воспитания патриотизма. Кроме того, в монастырях были дома призрения, сиротские дома, дома престарелых и так далее. Все эти центры, оказавшие огромное влияние на ход истории русской культуры, были основаны учениками «этого простого человека», который в юности вдруг так возгорелся любовью к Богу, что не смог жить больше в миру и, устроив своих престарелых родителей в монастырь (отдав все долги этому миру), ушел в пустыньку, то есть дремучий лес, где прожил всю жизнь без каких-то амбиций, без мыслей о карьере, каких-то стратегических решений, которые человек большой одаренности ставит перед собой на 20, 30, а то и 50 лет вперед. Единственным мотивом ухода преподобного Сергия была его любовь к Богу.

Но для нас важно, что этот человек сумел как-то вдохновить других, заразить их этой любовью. Почему мы так не умеем? Мы, люди, которые читают богословские тексты, знают жития святых, в общем-то неплохие люди, образованные, умеющие что-то объяснить, – почему мы не вдохновляем? Что с нами не так? И мы это очень хорошо чувствуем, особенно в разговоре или дискуссиях с людьми, которые ставят нам в упрек какие-то прегрешения Церкви, священнослужителей, может быть, недоразумения в нашей богословской мысли или публицистике. Мы с ними спорим, предъявляем весомые аргументы, и на них ничего не действует... А Сергий Радонежский молчал – просто молчал, трудился и любил Бога.

Единственное наставление, которое до нас дошло посредством многих его учеников, – чтобы люди были смиренными, хранили любовь Божию, пища и питие в меру, «храните страх Божий»: совершенно простые заповеди. Он своим молчанием сумел вдохновить людей, ведь вдохновляет другого человека (как и меня самого, как отдельно взятого человека) благодать Духа Святого, Который почивает на святых: мы святы не собственной святостью, а Божией. Но бывает так, что нашими амбициями, страхами, неуверенностью мы мешаем ей проявляться в нашей жизни.

И поэтому перед нами стоит поиск вдохновляющей тишины. Нам, нашему времени так нужны молчаливые странники, которые смогли бы вдохновить, зажечь своей любовью простых учеников Христовых, наш мир, наша Родина, наше общество так нуждаются во вдохновляющих святых молчальниках или, может, даже не в молчальниках, а проповедниках, которые могли бы зажечь сердца. И, может быть, в образе вдохновляющего молчания сокрыта подсказка для нас, как действовать, как поступать: не шуметь, не суетиться, а просто дать раскрыться внутри нашей церковной общины, нашего сообщества той власти любви, которая была однажды дана Церкви. Как говорил один из богословов, Церковь есть совесть мира: она судит мир своей любовью, которая раскрывается внутри нашей общины. Может быть, нужно меньше спорить, ругаться, меньше обличать друг друга, а больше любить, учиться любить, чтобы среди нас, где двое и трое собраны во имя Христово, в конце концов зародилась эта вдохновляющая мир тишина...

Записала:
Мария Матуленко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс