Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (1001) → И. А. Горячева. Учимся читать, писать и любить мир по книгам РКШ

И. А. Горячева. Учимся читать, писать и любить мир по книгам РКШ

№8 (1001) / 25 февраля ‘19

Образование

Продолжение. Начало в №36 (981)–№38 (983), №40 (985), №41 (986) 2018, №2 (995)–№7 (1000) 2019

Есть такое понятие в РКШ – «наблюдение над текстом». Что это значит? Формулировка замечательная – текст представляется чем-то живым, не наукообразным, а чем-то таким, за чем можно понаблюдать, делать какие-то выводы и это полюбить.

– Эту форму работы К.Д.Ушинский позаимствовал у Ф.И. Буслаева и довел ее до совершенства. Эта первоначальная практическая грамматика построена на анализе «Сказки о рыбаке и рыбке»: наблюдая, ребенок выделяет общность, какие-то группы, наблюдает за грамматическими категориями – грамматика это и есть результат наблюдения за языком. Ушинский опять идет историческим путем, и мы вслед за ним. Только мы не брали сказку «О рыбаке и рыбке», а применили эту методу уже исключительно к текстам, которые прочитаны для детей. Учебники с упражнениями у нас есть, но в гораздо меньшей мере, чем в обычной школьной программе. И все книги работают. Например, «Кремень» (это из раздела о природе) – по нему есть конспект. У ребенка уже в голове целостное представление об этом минерале и ему не нужно отвлекаться на содержание, и плюс это не упражнения, которые составлены из разнородных предложений. Все сплавлено, сочетается со смыслом, и все время эти вот образы в голове у ребенка, они ему помогают освоить грамматические категории совершенно естественно, они ему понятны, когда идет контекст.

Я помню, что в школе, когда попадалось упражнение с цельным текстом, это было гораздо интереснее, чем с пронумерованными предложениями, между которыми нет никакой связи.

– Согласна, несмотря на то, что эти предложения взяты у классиков.

Да, но они вырваны из контекста и нет цельной истории, а когда дали тебе пусть небольшой, но рассказ...

– И нет возможности варьировать, поиграть. Вот, например, текст «Кремень» – такое задание, 3-й класс: объедините простые предложения в одно простое – надо создать предложение из двух простых с однородными членами. А для детей звучит так: простые предложения – в одно простое. «В тоненьких пластинах кремень прозрачен. В тоненьких пластинах кремень пропускает свет». Объедините.

В тоненьких пластинах кремень прозрачен и пропускает свет.

– Совершенно верно. Это некое перечисление, к которому, если по-детски говорить, потом спокойно прилаживается термин «однородные члены», и ребенок понимает, как он соединил однородные члены, с помощью чего.

«И».

– С помощью слова «и» – для него это узел, для него это союз. Или: объедините простые предложения в сложные. «Кремень находят большими кусками. Куски покрыты известковой корой».

Кремень находят большими кусками, они покрыты известковой корой.

– Или «которые»...

Которые покрыты известковой корой.

– Или обратное действие: разделите сложные предложения на простые. «Если вы ударите молотком по гвоздю, то молоток и шляпка гвоздя нагреются». Вот такого страха не возникает, потому что в скобочках здесь даны ответы и для учителя, и для родителя.

Вы ударите молотком по гвоздю. Молоток и шляпка гвоздя нагреются.

– Ребенок вырезал слово...

«Если».

– «Если» и «то» – составной союз. В методических пособиях абсолютно все прописано. И мы еще используем наглядные формы работы, чтобы оживить восприятие детей и как-то сделать динамичным урок. Наглядные формы работы при определении членов предложения, частей речи – такие есть у нас пособия у детишек...

Это похоже на комод.

– Комод, они его так и зовут. И вот ленточка с чем?

С предложением.

– Правильно. Прочитайте его.

Его острые края легко режут дерево и оставляют черточки на стекле.

– Да. А теперь разорвите это предложение на слова. Вот очень интересно, дети спрашивают: «А «и» это слово?» – и потом ощущают, что это действительно слово, и роль его значима. Вот, например, мы их так перемешаем, прочитайте что получится в этом порядке.

Черточки легко и дерево острые на его края стекле режут оставляют.

– Какое впечатление складывается из этой работы? Какой вывод дети делают?

Важна последовательность в предложении.

– Последовательность, порядок слов, да. И задача: перестройте, пожалуйста, предложение, которое было, в своей последовательности. И у детей будет еще один очень важный вывод.

Его острые края режут дерево легко и на стекле оставляют черточки.

– Какой вывод будет из этой работы у детей?

Что слова должны быть связаны друг с другом по смыслу и он тоже зависит от последовательности слов.

– Так. А вот теперь вот если так сделаем.

Края его острые дерево режут легко и на стекле черточки оставляют.

– Да, можно и так. Какой вывод?

Поэзия уже практически выходит...

– Обратный порядок слов, вы это почувствовали, поэтично звучит, да. А какой вывод, в отличие от английского языка?

Что в русском языке последовательность слов может быть разной.

– Совершенно верно: довольно свободный порядок слов. А теперь мы из этих же слов попробуем изо-бразить некое древо. Еще раз давайте вспомним это предложение.

Его острые края легко режут дерево и оставляют черточки на стекле.

– И когда дети манипулируют ленточками, у них предложение остается в голове – и они крепко держат мысль. А теперь: о чем здесь сказано? Здесь сказано о краях. И это слово мы приклеим – «края». Это предмет нашей речи. Что сказано о краях?

Края режут – это у нас подлежащее и сказуемое получились...

– Конечно. Двумя чертами. Ничего не сказано еще о краях?

Оставляют.

– Оставляют. И если мы сравним с деревом, то это основная зримая, видимая часть. Это ствол. Но у ствола есть ветки. Мы говорим зависимые слова, или предложение распространенное. Вот, в сторону у нас будут смотреть ветки. Края – сказано, какие они?

Острые.

– «Края какие?» – вот символический знак вопроса – острые. И вопрос нам подтверждает эту связь.

На эту веточку вниз.

– Так, дальше. Режут?

Легко.

– Легко. И подтверждаем вопросом о режут – «как? – легко». Еще.

«Оставляют – что? – черточки». А теперь получается что...

– Режут...

Что? – дерево. А вот края – чьи? – его.

– Его – то есть кремня. Дети прекрасно ощущают роль местоимений, контекст им помогает. Вот работа с текстом.

«Оставляют – где? – на стекле». «На» тоже приклеиваем?

– Да, без этого слова никак – вот это и есть тот самый предлог, благодаря которому у нас соединяются «оставляют» и «на». И сразу вырастает термин «предлог» – он впереди, перед словом стоит, которому служит. И осталось у нас слово «и». Это некий узелок. Что он связывает, какие слова?

Режут и оставляют.

– Совершенно верно. И вот здесь вот будет ему место. И мы видим, что между собой все слова сочленены. Правильно? Значит, какой термин? Что это? Члены предложения. И теперь это же предложение мы снова разорвем на слова и посмотрим, что эти слова называют. Здесь мы смотрели как они связаны.

Готово.

– Найдем слова, называющие предметы.

Края, дерево.

– Тоже в верхний ящичек – в один ящичек группируем. Сюда складываем слова названия предметов, и из этого вырастает термин «имена существительные».

Стекло.

– Стекло… Существительные – они называют, как Ушинский говорит, все сущее.

Черточки.

– Черточки. Верно. Предметы имеют признаки. Какие-нибудь есть признаки у краев, у дерева, стекла или черточек?

Острые.

– Острые. Это признаки чего?

Признаки краев.

– Так, дальше.

У нас еще есть слово «легко». Мы его сюда не будем класть?

– Не будем: это признак не предмета, а действия. Здесь у нас признаки предметов – имена прилагательные. Слова, называющие числа, есть?

Нет.

– Нет, значит, прочерк. Но, как Ушинский говорит, слова могут заменять название предметов, признаков предметов и чисел. Есть у нас такие слова, которые не называют, а заменяют?

Его.

– «Его», правильно. Какой термин из этого потом вырастет, если они – вместо имени?

Местоимение.

– Местоимения действия у нас будут – слова, называющие действия в этом ящичке.

Режут и оставляют.

– «Режут, оставляют». Здесь у нас были признаки предметов, а здесь у нас будут признаки действий.

И вот теперь уже «легко».

– Наречие, да. А роль этих слов дети уже прекрасно знают из контекстов: «на» стоит впереди, перед словом «стекле», служит ему, значит, это предлог – «на». Роль союза они видели; в этом ящичке «и». Если здесь мы смотрели как слова сочленены, то здесь мы смотрели что они называют, разбивали слова на части. И какой это термин?

Части речи.

– Да. И в этой последовательности К. Д. Ушинский предлагает изучать все части речи. Очень грамотно, очень выверено. Вот такие наглядные формы работы.

Очень увлекательно – и не просто, между прочим: учение это труд, но труд посильный и осмысленный.

– Осмысленный, и здесь та самая дидактическая игра, можно сказать. К. Д. Ушинский признавал только дидактические игры, а шутейную педагогику он отвергал напрочь. Он поставил 3 цели первоначального преподавания русского языка: развить в детях дар слова, ввести их в сознательное обладание сокровищами родного языка и усвоить детям логику этого языка. Его грамматические законы – в логической системе, поскольку грамматическое изучение имеет чрезвычайную важность. Отрывая внимание детей от внешней природы, оно направляет их на их же собственные душевные состояния и душевные процессы. Многие науки обогащают только сознание ребенка, давая ему новые и новые факты. Грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, то есть именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными. Вот почему грамматику, не без оснований, причислили к числу наук, очеловечивающих человека. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс