Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (999) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Терпение – вот первая добродетель, без нее нет спасения

Протоиерей Димитрий Смирнов: Терпение – вот первая добродетель, без нее нет спасения

№6 (999) / 11 февраля ‘19

Беседы с батюшкой

1 февраля Церковь праздновала 10-летие интронизации нашего Святейшего Патриарха Кирилла. Батюшка, мы с Вами были на Божественной литургии в храме Христа Спасителя. Потрясающая была служба. И наши слушатели, зрители, просят Вас поделиться Вашим впечатлением – и о службе, и о тех годах, которые Вы провели рядом с Патриархом.

– Надо начинать с междометия «О!». В моей жизни (я имею в виду, только в церковной части) было много таких моментов, когда сердце просто трепещет. Это и интронизация Святейшего, и прославление святых новых мучеников Российский в 2000-м году, среди которых прославили моего прадеда. Это были не то что незабываемые, а действительно… Ты спросил, какое впечатление: это впечаталось, как в сургуч печать, – навсегда. Но то, что я пережил в эти дни, не идет ни в какое сравнение.

Это я теперь понял, что летописи говорят: когда послы приехали из Константинополя – не знают, «где были, на небе или на земле». Я понял, что это не гиперболическая метафора: я пережил то же самое духовно, и душевно (слезы подкатывали постоянно), и физически! Можешь себе представить – после такой усталости (я ночь не спал ни минуты), а проснулся таким, можно сказать, свежим, что я даже целую большую работу в 50 страниц отредактировал. Для чего? Чтобы как-то прийти в себя. Сидел утром, редактировал, ждал, пока за мной приедут, чтобы ехать в храм.

Я не помню сейчас по количеству присутствующих архипастырей на Вселенский Соборах, но это было сравнимо. Я вновь ощутил себя на Вселенском Соборе, и это Вселенское Православие являет Русская Церковь во главе со Святейшим Патриархом. Сотни архиереев, сотни священников, тысячи народу – огромный храм просто забит. Прекрасные огромные хоры, замечательное пение. Сейчас говорю – и звучит. Это только внешняя сторона, а внутренняя – это переживается как какое-то космическое событие. Все Церкви были представлены, и многие – своими предстоятелями: здесь присутствовала практически вся Вселенская Православная Церковь. Что значит для них Русский Патриарх Кирилл, Московский и всея Руси?

Я давно его знаю, еще смолоду, еще с Санкт-Петербургской академии. И вот этот период… Я помню, в семинарии ребята меж собой говорили: «Надо же, такой молодой (по-моему, 32 года), и уже архиепископ». Такого вообще не бывало.

Для тех времен это было что-то особенное.

– Это было уникально! Как и он – просто уникальная личность: и академию в таком юном возрасте возглавить… У него и ума палата, и огромное образование, ну а теперь еще – колоссальный опыт. И священнический, и архипастырский, а теперь уже и Патриарший 10 лет… Даже в Церкви считается: 10 лет – срок неофитства (кто крестился) заканчивается, абсолютная зрелость. Те реформы, которые Церковь ждала сотни лет, – в это десятилетие проведены. Ни в одной Церкви никогда ни в какой период не построили 10 000 храмов. Открыты уже почти все монастыри Российской империи, открываются новые. В Москве – огромное храмовое строительство, и какие прекрасные, грандиозные храмы! Народу совершенно не уменьшается – ты по нашему храму видишь: вроде 2 соседних храма, сначала отхлынул народ, а сегодня – сколько было народа...

Три Литургии – и на каждой храм полный.

– И это – простое воскресенье. Это в одном храме – 3 Литургии! Я уж не говорю про все остальные. А в тишине Высшего Церковного Совета происходит таинство, которое создает новую систему церковного образования: опираясь на фундамент старой школы, создается новая – это еще принесет огромные плоды, и это все – не на 10 лет, не на 50, а минимум на 100 вперед. И это все – от идеи до воплощения, кончая контролем этого всего дела Святейшим Патриархом, читающего каждую букву документов, которые готовят его соратники.

Наблюдая ежемесячно эти его труды, я вообще потрясен – его памятью, работоспособностью, собранностью, активностью, сосредоточенностью. Я не знаю – такие люди вообще спят? Мне секретарь митрополита Никодима говорил, что он спал по четыре часа, иногда по два. Я знаю, что Патриарх – спортивный человек. И даже летал на самолетах-истребителях, и делал все фигуры высшего пилотажа – это вполне в его характере. Но все равно, чтобы вот так работать… Я думаю, это у нас единственный такой человек в Церкви, способный на такие труды. И он всех вдохновляет!

В нем очень явно показано, что, возлагая крест на плечи человека, Господь дает ему и силы его нести.

– Совершенно верно. И глядя на Святейшего, первое, что приходит в голову: без помощи Божией, ежедневной, активной, это невозможно. То есть он – труженик Божий, благословенный, харизматический и с необычайной рассудительностью. Сколько раз я имел счастье видеть, как он оказывался прав – это прямо творится на глазах! Это просто удивительно. Наше, как принято говорить, непростое, время, в чем-то прекрасное, и это отмечалось, это радостно. Но никогда еще не было таких отношений с государством, которые начал строить еще Патриарх Алексий, и многого достиг. И мы тоже как-то раз об этом беседовали кратко с митрополитом Кириллом – я у него даже спрашивал совета, и он мне дал совет, который меня провел именно через этот период. Но сейчас то, что он достроил как здание, – это потрясающе, я думаю, ни в одной стране такого нет.

Получилось, что, как говорят, «по резьбе» полностью Святейший подошел к этому времени. Никто бы с этим не справился. Как однажды митрополит, который возглавлял Карловацкую Зарубежную Церковь, сказал: «Если бы выбрали меня, я бы погубил Церковь». А выбрали Святейшего Тихона – в то время никого лучше этого святого человека не было. Так же и сейчас – никого лучше, чем наш нынешний Патриарх, нельзя даже придумать, если специально моделировать, изобретать. Так что честь и слава Святейшему.

Он все время просит молитв – он, естественно, как каждый человек в этом очень нуждается, но это могучий человек. Еще в конце хочу подчеркнуть одну деталь: я люблю смотреть на него в начале богослужения, когда он идет к иконе. Он всегда идет, устремляясь вперед, немножко с наклоном – он как корабль, как ледокол! Хотя препятствий нет, все же Святейшего пропускают. Но у него такой стремительный шаг, в котором выражается вся мощь его личности, необычайно цельной, настолько он органичен и своей духовной харизмой, и своим внешним видом – даже выражением лица. Я, грешный, просто не могу им не любоваться во время богослужения – это тоже необычайно вдохновляет. И, конечно, молиться – счастье. А то, где мы были с тобой, – могу твердо сказать: мы были на Небе. Это было совершенно Небо. Хотя физически устал, но это все очень легко преодолевалось.

Усталость почувствовалась позже, но в храме ее совершенно было незаметно.

– Я получил такой дар, это – нельзя сказать «подарок», это просто дар Небес, что меня, грешного, пригласили в это царство свободы, красоты, любви, торжества христианства и Православия. Слава Богу, дай Бог здравия духовного и телесного нашему Святейшему, аминь. Простите, братья, но я не мог остановиться. Я говорю: начать можно только с «О!». Где мы были?

Вопрос: «Подскажите, пожалуйста, как должно и правильно спасаться мне в миру? Я женат, есть ребенок, семья. Как мне правильно строить с ними отношения? И вообще, как мне спасаться?».

– Отношения не надо «строить»: это все-таки не дом. Но должны быть, конечно, большие усилия по устроению собственных душ. Самое главное для семейной жизни – фундамент, или можно сказать, котлован – это терпение. Раствор, которым мы скрепляем другие добродетели, о которых тоже упомяну, это смирение: без этого все рассыплется. А третье – добро, незлобие (что и есть кротость, участливость), желание оставить любое свое дело ради того члена семьи, который к тебе обращается (особенно детей), и так далее. Вот из таких камней строится дом, цементируется смирением на фундаменте (или котловане) терпения.

Порой хочется послужить своему ближнему, но это служение вызывает у него зависимость и желание сесть на шею.

– Бывает. Поэтому нужно делать очень мерно: «Дидахе», памятник христианской письменности I века, говорит, что прежде чем подать милостыню (а все, что мы делаем для ближнего, это милостыня – от слова «милость»; это не обязательно нищему подать пять копеек) она должна, милостыня, в твоей руке вспотеть. Какой прекрасный образ. 2 000 лет назад, а как звучит! Думай, милый, думай; если ты полный дурак – спроси у более опытного, а женщина – спроси у мужа, как советует нам Священное Писание.

Я сталкивался с тем что человек говорит: «Хотел подать, а стал размышлять. И мысль меня увела от этого – и не подал».

– В другой раз подашь – ты же знаешь, что надо подавать.

Тем самым человек свой благородный порыв остановил.

– Бывает. Ну, например, я вижу, идет дама – привлекла внимание (такая симпатичная), и вдруг она роняет перчатку. Я, как джентльмен, должен же кинуться, броситься, вручить ей? Но тут я вижу, что троллейбус летит. Я поэтому останавливаюсь. Троллейбус передним колесом наезжает на перчатку, и она уезжает внутрь, подкрылком ее захватывает, и уезжает дальше. И что? Мне теперь застрелиться? Можешь предложить, сказать: «Женщина, Вы обронили перчатку, но с ней произошло то-то то-то. Пойдемте в универмаг, я вам куплю» (я не знаю, как она на вас посмотрит; наверное, как на болящего).

Неплохо посмотреть по сторонам.

– Да. Мой дядя, например, так погиб: ночью, последний троллейбус, он побежал, и его сбила машина. Надо все время быть настороже и стараться думать. Я понимаю, что у женщин ум более короткий, но надо стараться как можно дальше: на 2 шага, на 3, 4 как шахматист хороший – на 8.

Вопрос телезрительницы Людмилы из Пензы: «Мне 73 года, здоровье уже немножко подкачивает – часто в церковь не могу ходить. Я по воскресеньям смотрю Литургии из Москвы с участием Святейшего Патриарха, а в церковь причащаться хожу в будни, когда там мало народу: в воскресенье у нас очень много народу, храм маленький. Согрешаю я в этом или нет? Я очень люблю Литургии с участием Патриарха…».

– На воскресной службе надо бывать, конечно. Поэтому я вам предлагаю так: смотреть в будни Литургию со Святейшим, а по воскресеньям ходить в храм со стульчиком: села, сидя помолилась, встала, причастилась, собрала стульчик в целлофановый пакетик – и домой. А как служба со Святейшим, то я тоже, если попадаю, обязательно смотрю – мне очень нравится: как он служит! Так что я вас понимаю, но лучше делать так.

Вопрос: «Может ли бес, находящийся в человеке, вредить другому человеку?».

– Конечно. Идет бесноватый, одержимый бесом пьянства. И вдруг ему встречный прохожий показался подозрительным – и он бьет по голове: вот, пожалуйста. Но, дорогие братья и сестры, что это вас демонология так увлекает?

А с ними человек сталкиваются чаще, чем со Христом, к сожалению.

– Но все-таки задача-то наша – жить со Христом. А мы все: «Бесы, бесы». О бесах не так много в Евангелии сказано – самое необходимое, минимальное. А о Христе – постоянно, на каждой странице! Это на самом деле очень нездоровая привычка.

Человек боится пострадать.

– Тогда ему надо снять крест. Он не может его носить: на кресте – Распятый Бог. Если боишься пострадать, зачем ты носишь крест? Христианство – это добровольно взятое на себя страдание. Святейший, когда давал Патриаршую клятву, говорил: «Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю»: Патриаршество – это невыносимое страдание, ежедневное, пожизненное; и уже на одре никто покоя не даст.

Вопрос: «Каковы духовные причины зависти и ненависти?».

– Духовные причины – дьявол: он – первопричина, он во Вселенной, созданной Троицей через Христа, Слово Божие, первый позавидовал. Но зависть его ни к чему хорошему не привела, он был низвергнут Архангелом Михаилом с Небес. Поэтому зависть вызвала ненависть.

И желание людей к зависти приобщить.

– Да, чтобы хоть как-то отомстить: он хочет отнять (и у него получается) самое дорогое для Бога – человека. Бог так его любит, что не пожалел Сына Своего Единородного отдать на смерть, чтобы человека спасти, а дьявол соблазняет человека, чтобы отнять его от Бога.

Бог способен человека не дать дьяволу на растерзание.

– Если человек этому не сопротивляется. Но для этого нужно, чтобы человек веровал Богу, веровал Его Сыну, Который специально пришел спасти как раз от действия дьявола. При Крещении каждому новокрещеному, как ты знаешь, священник говорит: «Дунь и плюнь на него». Христианин плевать хотел на дьявола – и плевал фактически. Вот чего надо достичь, а не бояться чего-то там – что зуб заболит или его выбьют.

Но при этом человек выбирает путь не Божий: то, что предлагает дьявол, ему становится милее и роднее.

– Бывает и так. А бывает – это на какое-то время. Человек свободен: Адам свободно принял плод с древа познания добра и зла от жены своей Евы и вместо покаяния во всем обвинил Отца Небесного.

Вопрос телезрительницы Натальи из Мурманской области: «В притче о горчичном семени вопрошающие обращаются к Господу: «Господи! неужели мало спасающихся?». Их действительно мало. Возрастает ли наша Православная вера сейчас в народе в нашей России?».

– Мне трудно сказать. После богослужения, на котором я присутствовал, чувствую, что моя вера возросла, и будет долго утешать это событие. А как во всех, я не знаю: это статистике не подается, только Господь знает, у кого она возрастает.

Но Вы много общаетесь с людьми, с молодежью, проводите встречи – на Ваш взгляд, интерес у людей к вере, к Богу, к Церкви возрастает?

– Нет ни одной одинаковой аудитории. Есть аудитории, которые способны 2 академических часа слушать не дыша. Есть аудитории, где значительная часть засыпает. Есть аудитории, которым интересны их собственные разговоры, смешилки, анекдотики. Все, что угодно, самое разное.

Конечно, трудно говорить обо всем народе. Его охватить-то невозможно.

Но качество веры на Ваш взгляд, оно...

– Опять же неопределимо. Вот тот парень, татарин, мусульманин, офицер, который, когда солдат обронил гранату на учениях, бросился, закрыл своим телом, стал инвалидом – недалеко он от Царствия Божия, но он даже еще пока некрещеный.

Но его устроение души вполне христианское.

– Не только христианское. А он как мученик Севастийский – это великий угодник Божий. Так что как определить? А сколько у нас таких офицеров? А я когда-то молился за солдатика, который увидел, что целятся в командира, прыгнул – и поймал пулю. Так что вот оно, христианство. А Женя Родионов? Ему говорят: «Сними крест». Вот я ходил к врачу – говорит: «На рентген крестик надо снять». Говорю: «А он у меня деревянный» – «А, деревянный можно». Ну и что такого? Ну снял – надел. Ничего же такого страшного нет: апостол Павел вообще крест не носил, тогда еще никто не носил. А он говорит: «Нет!». Говорят: «Мы тебе голову отрежем». И отрезали. Он все равно не снял. А сколько парню? 19 лет. Что, он был воцерковленный что ли? Нет. Но он был уже зрелый христианин. Конечно, воспитание мамы тут сказалось – это тоже не просто так, «на осине апельсины не растут».

Вопрос телезрительницы: «Моя подруга попала в очень трудное положение, и я ей говорю: «Тебе надо обратиться к Богу, Господь Бог тебе поможет». На что она мне ответила: «Да ладно тебе, веришь в эти сказки». Я так была возмущена и ей сказала: «Я с тобой не буду разговаривать до тех пор, пока ты не изменишь свое отношение в этом вопросе». И у нас с ней все отношения прервались. Правильно я поступила или нет?».

– Конечно, нет, ни в каком пункте. Можно было так сказать: «А хочешь, я за тебя помолюсь?». Вот и достаточно. А так вы попытались возложить на нее бремя, неудобоносимое для нее. Естественно, она отреагировала таким образом. Так что вы поступили как обычная женщина, неразумно, поэтому такой результат – потеряли подругу.

Из желания помочь, причем поскорее, человек совершает такую ошибку.

– Те, кто были в аду, говорят, что благими намерениями вымощен ад. Как плиткой у нас в Москве сейчас все вымощено – в аду все благие намерения: «А я хотел», «а я не хотел» – все полностью вымощено, места нет.

Как трудно себя удержать, видя чужую ошибку, чтобы ее не поправить!..

– Да вообще себя удерживать трудно, а это главное: терпение – вот первая добродетель, без нее нет спасения. Можно стишок запомнить и над кроватью написать крупными буквами (ну вот, с ладошку): «Без терпения нет спасения».

Спасибо, батюшка, за передачу, за ответы.

– И вам спасибо за ваши вопросы. Дай Бог здоровья! А тебя благодарю за то, что дал мне возможность еще раз мысленно пережить то присутствие на Небе, на котором мы с тобой были. Вроде бы такая рядовая передача, а сейчас мне кажется: одеваться не надо – прямо полечу...

Записала:
Татьяна Муравьёва

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс