Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Очень интересный вопрос поступил к нам от телезрительницы: «Обязательно ли иметь духовного отца?». Женщине 63 года, пришла к вере, как она пишет, 5 лет назад, часто бывает в паломничествах, даже ходит на курсы богословия. Замужем. Исповедуется, дважды в месяц причащается, старается делать добрые дела. Надо ли ей иметь духовного отца? Или достаточно иметь священника, который принимает у нее Исповедь?
– Это вопрос частного лица, но мы распространим его на всех. Есть такое правило у отцов, такой девиз, вектор, направление: кто сам себе советчик, тот сам себе враг. Авва Дорофей говорил, что спасение во многом совете. «Спроси отца твоего – и возвестит тебе»: Книга Второзаконие. Премудрый Соломон говорит: «Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр» – кто сам себе советчик, тот сам себе враг. В любом деле невозможно без советчика.
Я не думаю, что можно научиться водить машину просто за компьютером или на тренажере, это невозможно. Английский язык, пианино, фигурное катание, резьба, пение – обязательно рядом должен быть наставник. Я не думаю, что какому-то искусству, ремеслу, делу можно научиться самому, а тем более искусству жить христианской жизнью.
Телезрительница спрашивает, где взять духовника. Духовник вымаливается. Пусть у вас сложатся отношения с вашим приходским священником, который через частую, периодическую Исповедь будет знать вас, обстоятельства вашей жизни, семью, и так сложатся отношения, когда не надо будет объяснять по нескольку раз, кто вы, что вы. Придерживайтесь его совета, его рекомендации, доверяйте ему, и по вере вашей да будет вам. Иметь духовника – человека, который за нас молится, который испрашивает благословение у Господа в каких-то тяжелых обстоятельствах жизни, дает духовные советы, – великая милость Божия.
У Вас просят духовного совета: «Как часто собороваться и вообще можно ли?» – у многих разные мнения (кстати, я хотела бы прокомментировать: Алексей Ильич Осипов, которого мы все знаем и уважаем, категорически резко относится к Соборованию «просто так», что называется).
– Для этого как раз телезрители и смотрят передачу «Таинства Церкви», где мы говорим, что в Церкви все не просто так – все со смыслом, все ради спасения человека.
Мы что-то видим, а что-то не видим. Невидимое тоже действует – благодать Божия действует в нашей жизни. Я вспоминаю слова преподобного Амвросия Оптинского. В его времена считали, что Соборование – это «таинство к смерти» и перед смертью, что надо дойти до такого состояния, когда это уже напутствие перед смертью. Амвросий Оптинский говорит: нет, таинство Соборования не к смерти, а к жизни. Поэтому мы соборуемся Великим постом раз в год, поскольку если кто и не имеет болезней физических, имеет болезни духовные. И мы с верою и любовью приступаем к этому таинству во исцеление души и тела и в подкрепление сил душевных и телесных.
Когда я был в лавре (я принял постриг в 1986 г. в Троице-Сергиевой лавре), там существовало и до сих пор существует такое правило, обычай: на Страстной седмице в Великую Среду перед Чистым Четвергом вся братия лавры соборуется. А поскольку я испортил желудок в армии, Великий пост мне всегда очень сложно давался – особенно последние 2–3 недели желудок так болел, что было сложно. И вдруг после Соборования я почувствовал облегчение. Потом я спросил духовника: «Батюшка, а если болит, надо ли дожидаться конца поста для подкрепления и исцеления?». Он говорит: «А ты пособоруйся на первой неделе поста». И я пособоровался на первой неделе поста... И тот пост у меня пролетел совершенно незаметно, во всяком случае, в физическом плане. Я подумал, что это реальное подкрепление нам в болезни, в немощи телесной. Это совершенно реально действует, ощутимо чисто физически! Поэтому я многим людям советую не дожидаться этого подкрепления в конце, сделайте это в самом начале.
И еще. Когда я учился в семинарии, по таинству Соборования писал реферат. Вот вы сейчас задали вопрос, а я неожиданно вспомнил мнение Церкви, что в одной болезни не соборуются дважды. То есть, например, у человека инсульт или инфаркт – призвали благодать Божию, и все. Не надо как Моисей: один раз ударил в скалу, потом усомнился и второй раз ударил – не поверил, что достаточно раз ударить в скалу, чтобы по молитве потекла вода, и ударил дважды. И есть толкование Священного Писания: за то, что усомнились, не войдете в Землю Обетованную...
Так и здесь: попросили благодать Божию и оставили на Его волю. Если есть воля Божия – человек исцелится, нет воли Божией – значит, нет, но мы один раз о человеке помолились. Поэтому старец Амвросий благословляет собороваться один раз Великим постом. А не так: давление – соборуемся, сахарный диабет – соборуемся… И так каждым постом.
Следующий вопрос – тоже о тяжелой болезни: «Как помочь отцу избавиться от мата?».
– Это, конечно, огромное неуважение к своей семье. Мало того, что это невоспитанность – это безобразие, тем более при детях. У апостола Павла есть такие слова: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать». Апостол говорит: «…такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» – нам дано это право, и апостол нас, как христиан, к этому призывает – заграждать уста невежеству. Чем? Аргументами, просьбами, беседой. Если это пишет дочка, то она может прибегнуть к выражению своего недовольства. Каким образом? Например, когда услышит эти слова, можно сразу сказать: «Ой!». Чтобы он понимал, что что-то происходит. Или хвататься за голову, закрывать руками глаза, уходить из комнаты, чтобы он понимал, что что-то происходит. Нужно демонстрировать свое неприятие этой ситуации.
Вопрос: «Как быть, если смертных грехов не совершаешь, а ежедневное объедение, празднословие, осуждение повторяются? Во время Исповеди эти грехи просто перечисляешь, а покаяния, как такового, нет».
– Один из святых сказал: не обольщайтесь, что нет смертных грехов. Почему? Он говорит, что и камень, повешенный на шею, и мешок с песком сделают одно и то же дело: пойдешь ко дну. Смертные грехи – как камень, повседневные – как песок. Поэтому не надо думать, что это мелочь, то мелочь… От этой мелочи тоже надо избавляться, а не думать: «Языком болтаю, сплетничаю, завидую, нечистые мысли – пришли и ушли. Ну и что? Возраст такой. Да и все так живут...».
Недавно (это было Рождественским постом) мне пришла в голову мысль. Я спросил у людей: «Как вы думаете, что самое страшное в духовной жизни?».
Мне пришла мысль, что самое страшное – начать говорить: «Ничего страшного». Не прочитал правило? «Ничего страшного». Пост не соблюдал? «Ничего страшного». Посмотрел не туда? «Ничего страшного». Сказал не то? «Ничего страшного». Опоздал на службу? «Ничего страшного». Не причащаюсь? «Ничего страшного». В телевизоре завис? «Ничего страшного»... Мы все время находим себе оправдание. Мы никак не можем согласиться, что мы все-таки грешные.
Но Господь кого пришел спасти? Грешников кающихся. Вот когда уходит покаяние даже по таким мелочам, – тогда туши свет. Поэтому, получается, на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Очень страшно попасть в их число...
Еще я часто людям говорю так: мы моем руки каждый день, даже по нескольку раз в день – это рекомендовано для поддержания чистоты, нашей гигиены, чтобы не заболеть и прочее. Мы же это делаем? То же самое с душой. Хорошо, ты не был на каких-то черновых работах, в шахте или в забое, не был в поле, то есть нет откровенной грязи. Но руки же мы моем, и никто из нас не говорит: «Я не имею в этом нужды». И нет человека, который может сказать, что у него нет нужды в покаянии, если он внимательно ведет духовную жизнь. Поэтому исповедуйтесь, называйте грехи, но чувство покаяния все-таки должно быть.
Вопрос: «Моя дочь венчана 10 лет назад. Недавно развелась с мужем по причине его измены, пьянства, наркотиков. Как правильно ей дальше поступать? И куда деть венчальные свечи?». Меня тоже иногда спрашивают: было одно Венчание, второе, развелись. Надо ли брать разводную грамоту? Что людям делать в этой ситуации?
– Надо, конечно, сугубо молиться, ведь произошла трагедия. И не бывает так, что стопроцентно виновата только одна сторона, а вторая – стопроцентно права: в этой трагедии двое принимали участие. Поэтому ей надо с покаянием отнестись к ситуации, что произошел развод, терпеливо нести свой крест по воспитанию детей, если дети есть. Если нет детей, то нести крест одиночества: в этой ситуации была и ее вина тоже. И молиться… Сложатся обстоятельства жизни и пошлет Господь другого спутника – слава Богу. А скорее всего надо рассчитывать на то, что так спокойно и жить. Почему? Когда человек недоволен своим положением, он недоволен до конца жизни. Лучше сказать: «Это моя жизнь, так сложились обстоятельства. Сложится по-другому – будет праздник, а сейчас просто нормальная жизнь» – и не надо делать из этого трагедии, душу травить не надо: у тебя есть Церковь, родные и близкие, мама и папа – есть о ком заботиться. Если есть дети, постарайся, чтобы они таким путем не прошли: постарайся учить их терпению, снисходительности и прочее.
Повод здесь, конечно, был дан: измена. И Евангелие говорит, что это причина для развода, и она имеет возможность вступить во второй брак. Заранее разводная грамота, о которой вы спросили, не дается. Когда человек приходит в епархию (или Патриархию), он спрашивает благословение на вступление во второй брак, и это благословение на вступление во второй брак является автоматическим упразднением первого Венчания: сначала гражданский развод, потом церковное благословение на вступление во второй брак, и тогда первое Венчание становится недействительным.
Следующий вопрос, достаточно часто повторяющийся в разных вариациях: «У меня очень сложные отношения с мамой, часто ссоримся. Она терпеть не может моего мужа, и мне кажется, что меня тоже. Порой так и говорит, что ненавидит меня. Но в силу обстоятельств мы не можем разъехаться, живем вместе. Мне порой не хватает сил промолчать; я назвала ее хамкой в ответ на ее хамство. С моей стороны это непочтение родителей? Как вообще быть, когда такое отношение матери к моей семье?».
– Судя по вопросу телезрительницы, становится понятно, что дело в самой дочери. Старец Паисий Афонский говорил: сделай так, чтобы тобой были довольны твои родители, и тобой будет доволен Бог. Если тобой недовольны родители, тобою недоволен Бог. Апостол Павел говорит: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Какая справедливость? Божия.
Есть даже русская пословица: яйца курицу не учат. Если бы было доброе расположение к матери, забота о ней, послушание, доброжелательность по отношению к матери... Ну не может такого быть, чтобы к матери относились доброжелательно, а она прямо совсем ведьма. Такое тоже бывает, но очень редко; старец Амвросий говорил: доброе слово и кошке приятно. Значит, это накапливалось постепенно, в течение жизни, а не когда пришел муж в семью. И тоже надо подумать: почему он не пошел работать на двух работах, чтобы снимать квартиру? Или почему жену к себе домой не взял? Тут масса вопросов возникает.
«Смирихся, и спасе мя Господь». В этих обстоятельствах надо пересмотреть свою жизнь и начать смиряться – другого пути нет. Разъехаться они ведь не могут… Кстати, даже если разъедутся, но отношения-то надо сохранить: если разъедутся, а негатив останется, то легче не будет. Это же все равно пуповина, мы – сообщающиеся сосуды, и то, что происходит в сердце, в уме, все равно друг другу передается.
Если с родной матерью не нашли языка... Поэтому и муж воспринимается в этом свете – в свете отношения дочери к матери. Я пожелал бы этой христианке поменять свое сердце, поменять свое отношение к маме, и отношение мамы тогда поменяется обязательно.
Еще есть замечательная восточная пословица – «я жалею, что пришел поздно, но радуюсь, что не опоздал». Не поздно переменить отношение к матери, а самое главное – есть действующий закон: такое же отношение детей будет к этой дочери. Закон справедливости: как ты относишься к родителям, так и дети к тебе – с чего вдруг дети будут тебя любить, если ты сама не любила свою мать?..
Кстати, интересно, что у корейцев (у нас священник, служащий в Покровском храме, связан с этой традицией) дети обязаны на 60-летие отца, а потом и мамы устроить праздник благодарности: накрыть стол, сказать слова благодарности. Это почти как свадьба. Все дети должны в этом участвовать. Но, по закону корейцев, дети устроят тебе такой праздник, такое торжество (забыл его название), если и ты своим родителям это сделал – вот как интересно. И кстати, еще интересная традиция: день рождения корейцы отмечают дважды – они еще отмечают день зачатия (отсчитывают от дня рождения 9 месяцев назад). Для нас это выглядит очень традиционным и созвучным с Православием, ведь мы отмечаем два величайших праздника: день зачатия Иоанна Предтечи и день зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы (в деревне, где жила моя мама – это Муромский район, – был храм в честь Зачатия Иоанна Предтечи). Представляете? То есть мы и рождество Иоанна Предтечи, и Рождество Божией Матери празднуем, а еще и день их зачатия.
Сейчас из нашей культуры это ушло. Если бы это помнили, то не было бы такого количества абортов, нашей всеобщей трагедии: люди понимали бы, что зачатие – это день начала жизни человека и личности (Тертуллиан в «Апологетике» сказал: «Тот, кто должен стать человеком, уже человек»); в Церкви придается ценность этому моменту, когда две клетки слились и в перспективе уже понятно, кто будет: мальчик, девочка, с какими глазами и прочее… «Тот, кто должен стать человеком, уже человек».
«Что имеет в виду преподобный Амвросий Оптинский, говоря: “Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя бы сначала и без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь”. А разве дела любви не есть сама любовь? И что значит “вложит в сердце любовь”?».
– Иногда мы какие-то вещи делаем по долгу. Старец Амвросий говорит: тому человеку, который исполняет какое-либо дело (это послушание, забота, попечение) по долгу, Господь дарует награду, а тому, кто делает по любви, дарует утешение. Вообще, в наше время, если кто-то что-то делает по отношению к родным и близким или на работе как должное – это уже чудо. А если к этому прибавляется еще усердие, внимательность, сообразительность, да еще и любовь, то это, мне кажется, уже чудеса XXI века.
Кто-то из мудрых людей сказал, что мы любим людей не потому, что они красивые, наоборот – он стал для нас красивым, поскольку мы его полюбили: сначала любовь, а потом все в розовом цвете. И все плохо, когда любви нет. Тогда ищут повода, чтобы обвинить человека, в чем он не прав. За примерами не будем далеко ходить: своих малышей ведь любят «с головы до ног». Почему? Их просто любят. А ведь ребенок бывает вообще непонятно какой иногда. Но все равно любовь все покрывает.
Кстати, у апостола есть замечательные слова: будем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиною, а я имел смелость фразу апостола дополнить, или перефразировать: «Если не умеем любить делом и истиною, то будем любить хотя бы языком». Апостол Павел говорит: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
Поэтому я отвечу и человеку, который задал вопрос, и всем людям, которые спрашивали: все начинается со слов – или с молчания. Если накаляется обстановка, самое лучшее – промолчи. Или, как авва Дорофей говорит, когда ты видишь надвигающуюся волну, то не борись с ней, а поднырни под нее, чтобы волна прошла поверх тебя. Авва Арсений говорил: «О многих вещах я жалел в своей жизни, а о молчании никогда». В Священном Писании сказано: «…многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка».
Вопрос: «Молитва матери за детей со дна моря поднимает. А молитва отца?».
– То же самое. Мать 9 месяцев носит ребенка под сердцем, а потом 3 года непрестанно с ребенком: недаром дают до 3-х лет по уходу за ребенком – это самое сложное время становления, возрастания его. Поэтому большей частью мать переживает. Но молитва отца – то же самое.
«Как справиться с ревностью?».
– Вопрос очень сложный. Она вообще с нами родилась, но она не должна с нами умереть. Апостол Павел говорит: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем». Если у тебя такие обстоятельства жизни, то это твои обстоятельства и не надо себя ни с кем сравнивать. Придет твое время, твой час – выберут и тебя. Вообще, надо молиться молитвой пророка Давида: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50). Мы должны понять, что это чувство – болезнь. Если так молиться, Господь даст спокойное расположение.
В принципе, это недовольство своей жизнью, то есть человек недоволен тем, что уже имеет. Недоволен женой (или мужем), машиной, квартирой, зарплатой, возрастом, внешностью, одеждой: у этого лучше, у того лучше. Это путь тупиковый. Поэтому я всем желаю иметь чувство благодарности Богу – благодарить Бога за то, что есть. Как говорил Иоанн Златоуст, благодари Бога за скорби – и скорби минуют, благодари Бога за радости – и радости умножатся. Благодари Бога за все, тогда ревность уйдет на второй план.
Отец Мелхиседек, спасибо Вам большое! И до новых встреч!
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi119;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi-beseda-s-arhimandritom-melhisedekom-artyuhinym2
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.