Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Нам присылают много интересных вопросов, давайте сегодня на них ответим. Вопрос: «Хочу водить автомобиль, но боюсь попасть на нем в ДТП. Какие святые могут спасти мне жизнь при аварии?».
– Необходимо такому молодому человеку прежде всего освоить практику вождения на «отлично», теорию вождения, сдать хорошо экзамены в дорожной инспекции.
Честно сдать.
– Честно. Лучше с 10-го раза честно сдать (если так бывает), но это будут уже непосредственно твои навык, умения, знания. И, конечно, молиться святому Николаю Чудотворцу, который все в жизни устраивает чудесным образом.
Как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай.
– Абсолютно! Эта пословица хорошо сюда вписывается.
Вопрос телезрителя: «Старшая дочка поступила в школу, учится в 1-м классе. Девочка очень тихая, спокойная, добрая – может быть, несовременный ребенок… Школа элитная, хорошая, предъявляются высокие требования. Но многие дети поступили туда по прописке, законно, а многие, к сожалению, по каким-то связям, с деньгами и так далее. Чувствуют они себя там более вольготно и ведут себя достаточно нагло, агрессивно. Ей достается и от мальчиков, и от девочек. Учителям безразлично это – есть люди, которые им более важны. Что бы Вы посоветовали как священник и как психолог? Как вести себя девочке в такой ситуации? Мы в свое время не могли себе позволить девочек обижать, а тут и то, и другое… И никто не принимает никаких мер (администрация). Родителям тоже наплевать, они считают, что раз их дети чувствуют себя уверенно, значит, они успешны».
– Здесь два выхода. Либо принять условия, либо поменять место обучения… Ребенок должен социализироваться. Потом, здесь уже сказано, что там существуют какие-то правила взаимоотношений между людьми, то есть дети понимают по-своему, родители понимают по-другому ситуацию, которая складывается в этом сообществе детей. Необходимо просто научить девочку правилам игры, которые в этом учебном заведении существуют.
Действительно, бывают какие-то безобидные игры со стороны детей. Взрослым людям кажется, что там творится какое-то безобразие и беззаконие, начинается ругань, даже применение силы, чтобы не было тех или иных игр. Ребенок в этом случае только пострадает: он должен понять, что происходит в этом мини-сообществе с его друзьями, узнать, какие взаимоотношения. Это должны и дети делать, и психолог, который в школе находится, и преподаватель. Но говорят, что к преподавателю они обращаются, а преподаватель якобы не обращает на это внимания. Я думаю, обращает, но у него есть какая-то тактика воспитания этих детей. Сейчас люди к чему возопиют? Что там бездуховная ситуация, а у девочки, по всей видимости, есть духовные корни, всходы, и родители хотят, чтобы они развивались. Но если есть возможность, наверное, можно перевести ребенка в церковный лицей и там продолжать обучение, воспитание, либо научить приспосабливаться к условиям окружающей среды. Только так.
То есть специально учить ребенка правилам игры? А ребенок не сломается?
– Нет. Нельзя говорить: «Ты у нас одна такая хорошая, тебя все не понимают, только мы тебя понимаем». Получается, человек замыкается в коконе, начинает думать, что он особенный, неповторимый, что он маленький король, раз родители вокруг него бегают. А дети, которые находятся рядом, этому ребенку ничего не должны – даже если он заплачет, они не будут вокруг него бегать и спрашивать, что случилось. Мир вообще (и детский мир тоже) жесток, но надо научиться из этих ситуаций брать свое и приспосабливаться к этой ситуации. Надо самим изучать это все – общество, интересы, психологию ребенка. Тут большой процесс...
Вопрос телезрительницы: «Как научиться смиряться с изменами мужа? У меня это постоянно, много лет. Тяжело».
– А вы венчанные?
Да.
– Вопрос частый. Здесь я могу также двойственно ответить. Первая ситуация – поставить на всем крест. По церковным канонам, законам с таким человеком есть основания развестись. Это первое.
Батюшка, дополнение: зафиксирован ли факт измены, была ли измена...
– Да, если она доказана. Второе: что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Здесь нужно подходить очень пластично, многогранно. Человек со стороны не может указать, как тебе жить. Понятно, нельзя сказать, что семья бездуховная, нет. Но молитвы там нет, конечно. Нет духовного тепла дома – все построено на душевных взаимоотношениях. Духовной составляющей там, к сожалению, нет. Видимо, нет духовника, который бы регулировал духовную жизнь, давал бы какую-то духовную нагрузку. Люди бы исполняли то же самое молитвенное правило и получали бы помощь и благодать Духа Святого в своей жизни.
Почему я спросил, венчанные ли они? Церковь просила в молитвах, чтобы на эту семью прибыла благодать Духа Святого через таинство Венчания. Мы верим и знаем, что так происходит. Но человек не возгревает свою веру, когда не занимается духовным деланием. Как говорит апостол Павел, огонек веры надо все время поддерживать, возгревать – все время в эту топку подкидывать дровишки, чтобы огонь веры все время грел сердца, умы людей, чтобы молитва всегда была в этом доме. Здесь я подскажу, что делать: начать молиться. Я вижу, что она не хочет бросать мужа, она его любит, привязана и душевно, и духовно к нему... Молиться ей надо прежде всего, за него молиться, не держать зла...
Это нелегко, наверное.
– ...любить своих детей. Тем, кто хочет поступить, допустим, на военный факультет или в военный институт, надо сдавать физкультуру, изучать предметы – это тоже трудно, но, когда ты это все освоил, тогда уже легче туда поступить, а когда ничего не делаешь, то не поступишь точно. Так и в жизни: пытаешься, делаешь практические шаги к разрешению этого вопроса. Когда ничего не делаешь, только думаешь, только мечтаешь, но даже неправильных шагов не предпринимаешь, ничего не получится.
Молитва – большой труд. Говорят: батюшка, помолитесь за того-то. И думаешь: а ты знаешь, что такое молитва вообще? Это очень сложное, трудное дело. Когда молишься, ломаешь себя изнутри, строишь нового человека, выковываешь из массы неверия, вырисовываешь внутреннего человека, который пригоден для Царствия Небесного. Здесь надо молиться и уповать на милость Божию, молиться Божией Матери. Самой измениться, не осуждать, любить – как апостол говорит, любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Здесь многое нужно, но самое главное – найти духовника и окормляться у него.
Вопрос телезрителя: «Сколько раз в день нужно молиться православному человеку? Я знаю, что перед сном и утром, а как быть в течение дня?».
– Апостол говорит: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Но Церковь нам указывает обязательно: утренние молитвы по правилу, вечерние молитвы по чину, молитвы в течение дня. Если человеку этого мало, есть Псалтирь: чтением Псалтири надо свой ум занимать, чтением Священного Писания. Рекомендую, чтобы у каждого в библиотечке была настольная книга Издательства Московской Патриархии: календарь с кондаками и тропарями святым, которые указаны в этот день, с Евангельским и апостольским чтениями, там бывают еще поучения Святейшего Патриарха, святых. Так насыщается духовным временем жизнь каждого человека.
Вопрос телезрительницы: «Я в этом году в первый раз исповедовалась. Но у меня позвоночная грыжа в поясничном отделе и сильные боли. Я понимаю, что неправильно сделала, но больше не было сил терпеть, и я уехала к бабушке-целительнице. Получается, грех большой, но я не могла ничего сделать с этой болью. Что мне теперь делать?».
– Запомните одно правило: нет никаких бабушек-целительниц – есть шарлатанки, мошенницы, которым нужны только ваши деньги. Им даже душа ваша не нужна – ни в душу не верят. Необходимо обратиться в специализированную клинику, где окажут специализированную помощь. Если один врач не помог, обратись к другому. У нас медицина на таком уровне развития, что грыжу умеют лечить прекрасно, боль снимать еще лучше умеют. Необходимо найти врача, а не «бабушку».
Конечно, необходимо обратиться и к своему духовнику, рассказать об этой ситуации и попросить у него епитимью – это такая духовная таблетка, которую человек употребляет и исцеляет свою душу: когда человек даже имеет намерение пойти к оккультистам, даже если он к ним не попадает, для Господа это неприятная ситуация – человек крещен Его именем, Его Кровью, просвещен Его именем, причащается, и когда он после идет в такое духовное болото, Господу это очень неприятно. Мы всегда должны помнить об этом, иметь страх Божий, чтобы Бога не оскорблять, не обижать: Он нас хочет взять к Себе, а мы вот так плюем в Его сторону. Необходимо будет покаяться, понести епитимью и причаститься. И запомнить, что ни к каким бабкам ходить нельзя, никакие гороскопы читать нельзя, никакие сочинения астрологов и всех остальных шарлатанов не нужно слушать: мы, православные христиане, живем словом Священного Писания. Господь в нашем сердце, Он приходит к нам через таинство Святого Причастия, Господь – наша Сила, Упование, Надежда.
Про молитву еще вопрос (может быть, покажется слишком простым): «Обязательно ли при молитве стоять или можно и сидеть?».
– Если человек больной, то может даже и лежать. Молитва для кого нужна вообще? Надо определиться. Для человека. Богу наша молитва не нужна – Богу нужно наше сердце. Но молитва человека дисциплинирует, облагораживает, делает из человека ангелоподобное существо, если это исходит из сердца. Так что молитва нужна нам, она необходима, чтобы человек приходил к Богу, и приходил правильно – это определенный алгоритм, чтобы человек находил путь в Царствие Небесное. Если человек неправильно молится или молится своими словами, то это все равно что идти по лестнице: можно споткнуться, если неправильно по ней идти. Так и здесь. Молитва – это такая лесенка, которая тебя ведет мягко, плавно и приводит туда, куда надо, а если ты делаешь все сам, с кондачка или через прыжок, то можно просто повредиться. А Церковь предлагает проверенный способ.
Вопрос: «Можно ли читать Псалтирь вместо вечернего правила?».
– Можно, но дело в том, что в вечернем правиле – экстракт Псалтири, понимаете?
Да, все богослужение.
– Да. И опять-таки – какова цель замены? Молитвы надоели?
Я так понимаю, человек считает Псалтирь более значимой книгой...
– Что человека надо дисциплинировать. Даже в детский сад детки приходят – кто-то хотел бы творожок съесть, кто-то только котлету. Воспитательница что говорит? «Борщик съешьте, потом макарошки с котлетой, потом компотик выпейте...». А если бы детки ели что хотели, они бы неправильно развивались – им не хватало бы микроэлементов, питательных веществ, они бы плохо росли, плаксивые были. Так вот, мы тоже дети.
Священники – как воспитатели. Они говорят: надо и это съесть сначала, и здесь помолиться, и вот это посмотреть. Все должно быть по церковному чину, по церковным правилам, чтобы человека дисциплинировать и сделать из него порядочного. Если человек делает так, как хочет, это говорит о его разнузданности, у него все не по порядку. Сейчас он помолится, а потом скажет, что устал, потом захочет вместо Псалтири почитать Евангелие, а потом вместо Евангелия – Ветхий Завет...
А когда знаешь, что надо почитать утреннее правило, вечернее, прикладываешь силу воли, даже свои знания – знаешь, как это делать и что делать. Настоящий православный человек так поступает.
Иногда, готовясь к передачам, встречаешь вопросы, которые люди задают где-то на форумах или в социальных сетях (православных и не очень). Например, о молитве по соглашению...
– Я не знаю, что такое молитва по соглашению в современном понимании, но знаю, что молитвой по соглашению называется Литургия, когда все соглашаются прийти в определенное время в храм, помолиться по соглашению, вместе пропеть Символ веры и «Отче наш», послушать вместе молитвы, которые читает священник, и приобщиться Святых Тела и Крови Христовых. И тогда у человека все хорошо.
То, что за церковной оградой, вся эта история с придумыванием каких-то правил, которые не прописаны у нас (или появляются новые), – считаю, что к этому надо относиться очень трезво.
Я не осуждаю тех, кто хочет помолиться, но не стоит человеку учить священника в агрессивной форме...
Мы живем не в то время, когда существует духовный вакуум. Бывает, люди едут за тридевять земель, чтобы приобщиться к какому-то непонятному правилу… Самое главное в жизни человека ты можешь совершить здесь, когда можешь прийти к алтарю, к престолу – и получить Тело и Кровь. И спасаться здесь, где ты находишься. Возникает вопрос: зачем человек что-то придумывает для себя? Ты сделай хотя бы то, что Церковь тебе предлагает сейчас, на данный момент.
Вопрос телезрительницы: «Каждый день во время поста после утренней молитвы всегда читала канон, но я его читала еще и до поста. А после окончания поста узнаю, что его нельзя читать, когда поста нет. Это действительно так? Есть книжка, где все каноны – Иисусу Христу, Матери Божией, ангелам, Иоанну Крестителю, на каждый день есть свой канон».
– Действительно, есть каноны, которые на повечерии читаются. Но канон может читаться в любое время. В силу того, что в акафистах радостный подъем духа, в Великий пост, особенно в Страстную седмицу, их стараются не читать: мы должны пребывать в состоянии духовного раздумья, духовного делания, а акафисты поднимают человеку настроение. Устав говорит: давайте сейчас это отложим, побудем немножко с усиленной молитвой, усиленными мыслями о Христе… Каноны читать можно в любое время, они читаются в Церкви постоянно, каждый день.
Вопрос: «Почему батюшки поют во время службы, а не просто текст читают? Пение и говор – это же не одно и то же». Почему так важно в Церкви именно петь?
– Когда люди поют, душа и сердце открываются. Тогда человек лучше запоминает и текст, и службу, лучше передается смысл, настроение, эмоции. То есть это комплекс «поливалентной» молитвы, когда все воздействует. Когда люди подключаются к этим молитвам, когда начинают петь, даже появляется определенный церковный дух; даже когда что-то болит, какие-то страдания, нев-згоды, и люди придут и попоют в церкви вместе, все проходит. Это и психологическая разрядка, и уставная задача – Устав прописывает, где читается, где поется, где возглашается, это все информация: Церковь мудро человека кормит информацией, чтобы он ее усваивал и чтобы она давала определенные плоды человеческой душе. Так что это все нужно: и чтение, и пение.
Вопрос: «Почему Православная Церковь и Священное Писание отрицательно относятся к богатству и к богатым людям?».
– Церковь осуждает привязанность человека к этому. Осуждает страсть к власти, к богатству, к различным грехам – вот это осуждает. А так – ну дает Господь богатство человеку, Он же смотрит, что он с этим сделает. Для Бога богатство ничего не стоит: килограмм золота, килограмм бриллиантов, килограмм платины – для Бога это ничего не стоит. Но, бывает, для того чтобы научить человека, Он использует эти моменты и смотрит, как ты этим распорядишься. А бывает, Господь план Свой так устраивает: ставит богатого человека, чтобы люди, которые в нем нуждаются, тоже от него получали полезное, необходимое. Церковь призывает, чтобы человек не создавал себе золотого тельца, не молился бы золотому тельцу, а знал бы, что наша жизнь временная, а если он ставится на определенное место, где может распределять эти богатства и блага, то с него будет ответ особый.
Вопрос: «Можно ли усыпить домашнее животное? Не будет ли это грехом?».
– Если животное находится в состоянии агонии, уже издыхает, уже невозможно поддержать его жизнедеятельность, то, возможно, это способ решить этот вопрос. Но опять-таки есть же клиники, учреждения, где занимаются животными. Лучше посоветоваться, делегировать эту обязанность заведению, где обслуживаются животные. А если ты считаешь, что ты хозяин над ним, просто его уничтожить – это грех. Если же есть необходимость, то лучше отнести туда, решить вопрос вот таким образом.
Вопрос телезрительницы: «Я человек, склонный к аллергии, у меня аллергия бывает на любое лекарство. Мне очень трудно, когда я заболеваю. Выписывают врачи лекарства, но я из-за боязни, что будет вспышка аллергии, беру гаечку (как маятник, молюсь перед этим, читаю трижды „Отче наш“, Символ веры) и прошу мне подсказать. Можно так делать или нет?».
– Понятно. Не надо никаких маятников – это опять-таки рудимент оккультизма. Надо покаяться. Хоть даже и «Отче наш» вы читаете, но вы обращаетесь не к Отцу, а к силе, которая должна раскачать этот маятник. Отец Небесный не занимается раскручиванием маятников – поверьте мне. Ему это не надо. Ни в коем случае этим не занимайтесь.
Если есть аллергия, то вы должны знать, на что она. Есть врачи-аллергологи, которые должны поставить вам пробу, определить, какие лекарства вам подходят. У вас должна быть карта аллергика, один экземпляр ее вы имеете у себя; когда к врачу обращаетесь, всегда ему сообщаете об этом. У человека не может быть аллергии на все лекарства, потому что тогда он не жил бы.
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.