Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (997) → Протоиерей Евгений Попиченко. Евангелие хорошо понимать буквально: от открытости нашего сердца к нему зависит близость Бога

Протоиерей Евгений Попиченко. Евангелие хорошо понимать буквально: от открытости нашего сердца к нему зависит близость Бога

№4 (997) / 28 января ‘19

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрительницы Любови из Абхазии: «Как понять слова Христа из Святого Евангелия: „…кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду”?».

– Евангелие хорошо понимать буквально: и от простоты, от открытости нашего сердца к нему зависит близость Бога. Это заповедь «на вырост» – то, к чему мы должны прийти: к такому устроению сердца, как Господь говорит: «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» – сердце, которое не возмущается ни обидами, ни укорами, ни оскорблениями, как глубокое синее озеро, сохраняет в глубине мир. Это заповедь о мирности сердца.

Сила христианства – не «с волками жить и по-волчьи выть». Господь говорит: «Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». Сила христианства, которая победила мир, – это кротость: не забитость, не беспомощность, это внутренняя сила. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Человек был создан из земли, и кроткий обладает своей природой, он умеет обладать собой: в испытаниях, искушениях, когда обижают, оскорбляют, он умеет сохранить мир сердца.

Удары бывают разные: удар по щеке – это одна степень обиды, и это можно вытерпеть, но, бывает, человек в ответ начинает гневаться… Христианин должен свое сердце сохранить от удара. Это требует великой силы духа, великого мужества – это задачка «на вырост». Смиренный человек боится потерять сокровище, которое у него внутри: Царствие Божие. Бог ведь Свою благодать дает смиренным, и смиренный боится так неловко повернуть себя, так неловко поступить, что сердце будет окрадено. Смиренный человек боится осуждать – осуждение окрадывает сердце.

Точно так же надо ставить себя в отношении милостыни, в отношении к человеку, который у тебя хочет что-то забрать. Но это делается не сразу – это результат многолетних упражнений сердца, то, к чему мы должны прийти. Но все-таки эту перспективу Господь нам рисует. Как отец Димитрий Смирнов часто говорит: если ты хочешь увидеть, христианин перед тобой или нет, плюнь ему в лицо, и сразу станет видно: христианин утрется и, не возмущаясь сердцем, снизойдет к тебе. А нехристианин сразу начнет качать права, вспомнит о человеческом достоинстве, заявления будет писать и так далее – то есть злом за зло будет платить.

Интересно, кто-нибудь воспользовался этим способом проверки...

– Мы это немножко утрируем. А в обычном варианте ситуация такая: человек приходит и говорит: «Ой, я такой грешный, такой грешный!». – «Ну да, встань вон туда!». – «Как? Почему? Это несправедливо!» – и сразу начинает качать права. Получается лицемерие: мы пытаемся представить из себя какой-то псевдодуховный образ, но как только что-то не по-нашему, сразу возмущаемся.

Вопрос телезрителя Евгения Александровича из Белгорода: «Бог стал Человеком, пришел в этот мир. Христос, когда стал Человеком, понимал, что Он Бог, когда обращался с просьбами к Богу Отцу?».

– Безусловно, Он понимал, что Он Бог. «Я и Отец – одно», «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?». Он обращался к Отцу, чтобы и нас научить молитве. Как молиться? «Молитесь же так: “Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе”».

Вы говорите, что надо этот год объявить Годом человечности. Человечность – это естественное состояние человека или в нем надо тренироваться? Как ее воспитать?

– Я думаю, мы потеряли человеческое общение, чувства человеческие. Конечно, это сейчас требует усилия, волевых упражнений. Элементарно: по-человечески нужно уступать место беременным женщинам, пассажирам с детьми, пожилым людям и инвалидам, а по-скотски – надо войти, занять это место, притвориться спящим… По-человечески нужно избегать матерных выражений – они противоестественны человеческой природе, а по-бесовски нужно этот гной из себя все время выплескивать.

От избытка сердца говорят уста, – и если уста говорят матерную брань, это свидетельство, что сердце человека занято нечистыми, скверными духами, которые человека побуждают изрыгать это безобразие. И так далее. В каждом поступке человек может проявить себя хотя бы как человек, не как животное и не как бес, а потом, когда-нибудь, может быть, научится поступать и как ангел.

Вопрос от телезрительницы Анны: «Как поступать, когда 14-летняя дочь отворачивается от храма, не хочет соблюдать посты, приступать к Причастию и говорит, что не имеет своей собственной веры, а все, что делала до сих пор, было лишь исполнением родительской воли? Надо ли всеми силами тянуть ее в храм и уговаривать?».

– Нет: насильно мил не будешь. Это нормальное испытание человечности в семье, во взаимоотношениях, поскольку родители должны научиться любить детей, принимать их независимо от их отношения к Богу, к Церкви. Конечно, мы бы хотели, чтобы дети пошли нашим путем и вообще (в идеале) чтобы стали священниками или матушками, церковнослужителями. Когда человек нашел это сокровище – веру, Церковь, ему хочется, чтобы все были такими.

И мы как-то забываем свое детство – свои попытки жить самостоятельно, отрываться от родителей, как сомневались во всем, что родители нам говорили, – и помним только наш церковный опыт. А детям очень важно прожить свою жизнь – не папину, не мамину, найти Христа самим, почувствовать Его, научиться быть с Ним, обрести эту ценность. Часто бывает, что мы детям даем определенную форму церковной жизни, но не знание Христа; мы не умеем передать нашим детям чувство своего проживания веры.

Элементарно: мы про Причастие детям ничего не можем рассказать – у нас нет слов, которыми мы могли бы выразить, почему для нас важно Причастие, кроме того, что «это важно, это полезно», что «это Тело и Кровь Христовы». А со своим ребенком поговорить об этих вопросах по-человечески, с доверием, – сложно: мы не умеем рассказывать детям о своей вере, не умеем фиксировать какие-то элементы жизни, которые мы бы обозначили как проявления веры, помощи Божией.

Как это может быть? Вот сейчас на ум пришло: у нас с детьми в новогодние каникулы был прощальный ужин – мы ездили вместе в поездку. Мы сели, что-то заказали, разговариваем. И, конечно, ожидание, что вот сейчас дети скажут какие-то слова благодарности – ведь мы потрудились, от себя отвернулись, чтобы создать детям условия культурно-исторического отдыха. А дети начали иронизировать – одно, другое, один сказал, другой подхватил, третьего задели, и все: прямо ощущение, что туча мрачная нависла. Последний вечер вроде… И понимание, что из этой колеи уже не выбраться.

Я говорю: «Ребята, смотрите, вы своими словами создали атмосферу, когда радости нет, нет взаимной благодарности. Есть ощущение, что все плохо, тяжело, и хочется из этого скорее выйти». Неоднократно уже у меня был такой опыт: в таком состоянии, когда нет надежды ни на что, начинаешь в сердце просить Бога, чтобы Он пришел и нас очистил от всякой скверны плоти и духа. И потом как будто глас хлада тонка, тихое веяние ветерка приходит. Смотрю, дочка берет себя в руки и начинает говорить слова благодарности родителям, и так трогательно, до слез… Потом второй это подхватывает. И происходит какой-то общий выдох, восстанавливается равновесие, вечер заканчивается очень хорошо.

Очень важно поделиться этим моментом. Почему это случилось? Как мы выкарабкались из этого болота? Богу помолились. И у детей вот этот контраст (как все было плохо и вдруг чудесным образом изменилось), этот опыт останется – опыт присутствия Духа Святого. Наше умение говорить с детьми о простых жизненных вопросах, когда Бог приходит и помогает, детям в свое время поможет. Конечно, нужно иметь смирение, терпение и доверие Богу.

Самый прекрасный, самый любящий отец, когда к нему пришел его сын и сказал: «Отче! Дай следующую мне часть имения», дал ему и отпустил его, зная, что с сыном произойдет: что тот все растеряет, в блуд впадет. Но он его отпустил и потом долго ждал, молился за него, сердцем терзался. А когда сын вспомнил об отце и вернулся, отец его принял – не попрекнул, ни разу не вспомнил: «Как же так? Ты все имение растратил!», но дал ему лучшее и ввел в свой дом. Надо читать Евангелие, доверять Богу и так же терпеливо ждать своих детей.

Мне кажется, еще очень важно не потерять именно человеческое общение с ними, то есть не ставить на них крест… Не получается пока говорить о духовном? Говорите о душевном, читайте вместе книги, обсуждайте фильмы. Даже в самом поверхностном фильме можно найти какие-то моменты, которые можно зафиксировать и обсудить.

Вот тоже, к слову пришлось: один уважаемый человек прислал ссылку на одну из передач Никиты Михалкова «Бесогон» – такие передачи на разные злободневные темы. Эта передача была посвящена такому явлению, как арестантско-уголовное единство. Сейчас эту тему подняли – что среди школьников пропагандируются тюремные идеи, понятия, происходит вербовка при помощи разных технологий. Я посмотрел, и меня это потрясло. Сыну ссылку отправляю, говорю: «Посмотри, потом обсудим». (Как раз это было во время болезни, времени было много). Он говорит: «Я сейчас к экзаменам готовлюсь, у меня времени нет, но вот тебе другая ссылка; посмотри, потом обсудим».

А прислал интервью Никиты Михалкова у Юрия Дудя – популярного в молодежной среде блогера, журналиста. И вот полтора часа разговора – я мужественно это все дотерпел; конечно, мне стало немножко жалко, обидно, что у такого могучего человека, как Никита Михалков, много чего можно было спросить, а там как-то все равно вокруг да около – про президента и так далее, и так – с разных сторон, с нажимом: «А скажите, чем Вы недовольны? Что бы Вы сказали президенту в лицо?». И тема сексуальных меньшинств всплывает с разных сторон. Я посмотрел, потратил свое время. Потом мы с сыном все равно хорошо поговорили, что для него важно; получился неплохой диалог – я какие-то свои мысли высказал, он свои… Важно не давить и не читать мораль, а пытаться немножко все-таки понять детей и снизойти со своих церковных высот до их простоты, не очень культурной, не очень образованной, но искренней, ищущей и желающей разобраться.

Вопрос телезрительницы Людмилы из Вятской епархии: «Когда мы были маленькими, от бабушек как-то вроде слышали про Святки, но время было советское – слышали и слышали. А сейчас мы сами уже бабушки, у меня шестеро внуков. Как можно в современном мире провести время Святок со своими внуками?».

– С внуками проводить время очень благодатно – у бабушек все для этого есть, если правильно относиться к своей жизни и не гнаться за всевозможными благами цивилизации, пытаться урвать то, что еще можно. Посвятив свое время внукам, очень много можно им дать, и в этом призвание бабушки – согреть любовью, сердцем, добрыми примерами, рассказами зафиксировать важные нравственные и духовные моменты.

Святки – это Святые дни, это время, когда мы радуемся дню Рождения нашего Господа и поздравляем своих родных и близких с этим событием. Обычно эти дни были всегда связаны с делами милосердия. У нас в православной службе «Милосердие» начались поздравления нескольких тысяч наших подопечных, друзей, благотворителей, сотрудников близких организаций. Мы подготовились, сделали подарочки, наши детишки нарисовали рождественские рисунки. Детки рисуют, бабушек поздравляют – заранее все продумано: в этот день мы идем туда-то, в другой день туда-то. Детки воскресной школы тоже участвуют в поздравлениях: где-то что-то поют, где-то подарочки дарят. И участвуя во взрослых делах, дети поздравляют людей с Рождеством Христовым.

Кажется, это самое важное – дать детям живой опыт любви, милосердия, заботы о пожилых людях или одиноких. Можно навестить знакомых, у которых не все благополучно. У детей останется не только на словах, но и на деле, и на сердце ощущение святости этих дней.

И, конечно, мы не уходим в сторону от обязательного участия в Литургии. Хорошо, если родители позволяют бабушке вместе с детишками пойти, может быть, на службу.

Важно об этом рассказать детишкам, прийти, постоять, посмотреть, чтобы свечки детки поставили, побыли в этой атмосфере, почувствовали этот запах, почувствовали атмосферу храма.

Вопрос телезрительницы Елены из Московской области: «Вы отвечали на вопрос, что значит „подставить другую щеку”. Я всегда подставляю вторую щеку, с детства, никогда не отвечаю ни на какую злость. Но 11 лет назад моя мама умерла в больнице имени Склифосовского – умерла не по ошибке врачей, а по их нежеланию ее лечить. Мне просто выдали труп. Скажите, пожалуйста, я и здесь должна вторую щеку подставить? Я 11 лет этим мучаюсь, мне 56 лет. За мою маму я вторую щеку должна подставить?».

– Помоги Господи, дорогая Елена. Трудно говорить об обстоятельствах, которые не проживал. У Антония Сурожского есть такой эпизод. Приходит женщина к священнику и с сокрушением сердца рассказывает как ей тяжело: она потеряла близкого человека. И священник, пытаясь утешить, говорит: «Да, я вас понимаю». А она его обрывает: «Не смейте так говорить! Вы не можете меня понять – вы сами не проживали этой истории».

Это вопрос испытания веры Богу, Его Промыслу. Вопрос смерти всегда очень серьезный – наверно, самый серьезный… Смерть никогда не бывает несвоевременной.

Пожалуйста, поверьте, ангел смерти всегда управляется лично Богом. И Богу видно, кому и в какой момент жизни переступить этот порог, пройти сквозь двери смерти, войти в вечность. Нам бывает по-человечески трудно, больно, нам кажется, что произошла несправедливость, мы, может быть, пытаемся найти виноватых. Но у Бога желание, чтобы человек вошел в вечность максимально подготовленным. Если для этого человеку необходимо покинуть этот мир в расцвете сил и лет, то Бог это воспримет.

У Светланы Копыловой есть песня-притча про двух подруг – Жизнь и Смерть, которые встретились, стали разговаривать, пытаясь примириться (разные взгляды на жизнь у них, конечно же). Они рассуждали про одного человека, про другого, про третьего, и Смерть рассказывала Жизни, что вот этого ребеночка нужно было забрать в этом возрасте: если бы он вырос, стал бы убийцей, и Бог ее послал. Жизнь говорит: «А помнишь ту старуху, которая так просила тебя, чтобы ты пришла, а ты все не приходила? Она мучилась». Смерть отвечает: «Да, помню. Но у нее была дочь, которую она прокляла. И Бог ждал до последнего момента, чтобы эта дочь издалека приехала, простила мать, отпустила ее с миром. Поэтому я ждала». Там третья история тоже: «Помнишь?». – «Помню». Поэтому тут такое трудное жизненное испытание, которое надо прожить по-христиански, без мести. Конечно, без близости Христа, без Его Духа, Его смирения, Его любви это невозможно. Помоги, Господи, вам, Елена, чтобы сердце умирилось.

Прочитаю еще один вопрос из социальной сети «ВКонтакте». Наталья пишет: «Не знаю, уместен ли мой вопрос в связи с последними изменениями в нашей стране по отношению к человеку: увеличение пенсионного возраста, повышение налогов, повышение тарифов на коммунальные услуги. Пропало желание молиться за нашу власть. Рассудите, как справиться с этим искушением».

– Молиться за власть – заповедь апостольская. Апостол Павел пишет в Первом Послании к Тимофею, которое, кстати, мы читаем на Новый год в молебном чине: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте». Мы же и просим, чтобы Господь нашу власть умудрил, сделал ее человеческой, доброй, любящей свой народ. В этом и есть смысл молитвы.

Нам сложно понять вот эту ответственность – мы со своей-то семьей не справляемся: посмотрите каждый на свою семью, задайте себе вопрос: у нас все совершенно, все правильно, все как надо, все по заповедям Божиим? Дети заботятся о своих родителях, денежки им с каждой зарплаты отдают? Родители детей правильно воспитали, к Богу их привели, позаботились о них, передали им веру отцов? Думаю, если честно посмотреть на свою семью, то мы придем к выводу, что мы неудовлетворительные отцы и матери, мы очень плохо свои обязанности выполняем.

А здесь ответственность за целый народ, за 140 000 000 человек. Это просто колоссальная тяжесть. Причем мы же вообще не представляем себе всех нюансов, подводных течений. И почему-то у нас крайний все время президент. У многих представление, что Владимир Владимирович сказал – и все вот так быстренько устроилось. А там столько разных обстоятельств – в правительстве, в финансовых потоках, внешняя политика, внутренняя политика... Обязательно надо молиться за всечестного раба Божиего Владимира, просить, чтобы Господь даровал ему сил, крепости, мудрости, чтобы Он честности, порядочности даровал нашим чиновникам. Понятно, что всегда будут и грешники, и воры, и проходимцы, и коррупционеры, но надо просить Бога, чтобы их было меньше.

Спасибо Вам, отец Евгений, что сегодня пришли на нашу программу. Благодарю всех, кто смотрел нас. До встречи в эфире телеканала «Союз».

Записал:
Игорь Лунёв

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс