Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (997) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Я не знаю, о чем думает человек, который не слышит Бога, – не могу это представить

Протоиерей Димитрий Смирнов: Я не знаю, о чем думает человек, который не слышит Бога, – не могу это представить

№4 (997) / 28 января ‘19

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрительницы: «Можно ли справлять новоселье в Рождество или в Рождественскую неделю?».

– А что нам мешает отложить на денек? Зачем обязательно в Рождество? Лучше сходить в храм, а на следующий день и новоселье справить.

Часто у людей бывают памятные дни, совпадающие или с днями поста, или с праздниками.

– По церковным правилам, на двунадесятый праздник даже храм не освящают – либо до, либо после.

Нередко бывают переносы дней памяти тех или иных святых, выпадающих, например, на родительскую субботу – мы переносим на день раньше или на день позже.

– Да, чтобы не смешивать эти два радостных события.

Я помню, даже Сретение перенесли, когда оно выпало на воскресенье перед Великим постом.

Вопрос: «Что ждет человека, который в этой жизни не пришел к вере, не жил духовной жизнью? И все ли Бог делает, чтобы спасти человека?».

– Я думаю, да.

Но человек не услышал Господа – или услышал, но сделал вид, что не слышал. И продолжал жить своей жизнью, той, которую он сам для себя выбрал.

– Я не знаю, о чем думает человек, который не слышит Бога, – не могу это представить.

Разные есть ответы: «Не готов». Или: «Нас не научили». И много всего. Какова судьба такого человека в вечности?

– Я не знаю. Кто не увидел Бога в этой жизни, не увидит и в той.

«Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден»...

– К сожалению, да. Но суд заключается в том, что он не узнает Бога, и этот суд человек сам над собой творит своей жизнью.

Не Господь потом будет определять для человека его состояние.

– Человек пьет «горькую», а потом у него на этой почве возникает какое-то заболевание, которое приводит его к преждевременной кончине. Это что, Бог его наказал? Нет, конечно.

Бога называют праведным Судией. Все-таки Господь над человеком творит какой-то суд?

– Это условно: дело в том, что все разговоры о судах, о возмездии – это притчевый язык; просто, чтобы человеку объяснить, избирается такая понятная форма, как суд. Но никакого суда как процесса не будет.

Он уже совершается.

– Да, он совершенно не нужен. Богу все ясно, ангелам тоже, человеку станет ясно.

Да, только человеку неясно, он живет в надежде...

– Если он живет в темноте, как ему может быть ясно?

Как обычно: чтоб все было хорошо. И все, люди на этом успокаиваются в надежде, что действительно каким-то таинственным, от них не зависящим образом все будет хорошо.

– А что? Ад – это плохо, что ли? Ад – это очень хорошо: как ты жил, так и продолжаешь жить. В аду жил – и в ад плавно переходишь. Просто ад – это тоже притчевая форма.

Но ад, в котором человек избрал себе земную жизнь, его вполне устраивает: он может удовлетворять свои страсти. Там он этого делать не сможет?

– Там – никак. С удовлетворением страстей дело обстоит туго.

Вот тут-то мука и начнется. Когда хочешь, а – нет.

Вопрос: «Есть такое выражение: «духовный стаж». Важен ли он для духовной жизни?».

– Вообще, слово «стаж» – советское. Что значит «советское»? Недавнего происхождения. Святые отцы не знали про «духовный стаж», у них нет про это учения, поэтому считаем этот термин несуществующим.

Это уже люди внесли собственную терминологию?

– Ну да. «Доброе дело с занесением в личное дело», так и пойдет.

Вопрос: «Как мне развить силу воли, чтобы поститься чаще, чем раз в месяц?».

– Для этого не надо силы воли – надо только помнить о том, что вся Церковь постится и среду, и пяток, и еще четыре больших поста. А в особые дни, например, в день кончины Иоанна Предтечи или Воздвижения Креста Господня.

Я думаю, человек об этом знает.

– По-моему, это просто лень. Какая тут нужна воля? Я не представляю.

Часто бывает, человек просыпается с намерением что-то сделать для Бога, но это намерение реализовать не может.

– Не может – значит, такая у него любовь к Богу.

Это определяется именно степенью любви человека к Богу?

– Да, ведь все потуги человека совершаются во славу Божию по любви человека к Богу. А человек только «дай-дай», в одни ворота пытается.

Но часто – «не могу».

– Есть такое выражение: а через «не могу»?

Когда человеку что-то нужно, лично ему – через «не могу» получается, и достаточно успешно. Но что касается отношений с Богом, – здесь так получается редко.

– Человек часто не осознает, с Кем он вступает в отношения.

Ему не ценны эти отношения, он их не хочет?

– Он об этом не думает – он хочет, чтобы ему было хорошо и комфортно.

Большинство прошений человека к Богу связаны с его земной жизнью: только в рамках того, что есть сейчас. Хотя молитвы, которые человек читает утром и вечером, составлены людьми духовными, там есть прошения и о спасении.

– Но многие люди читают их как-то автоматически, как наши оперные певцы поют по-итальянски – слова выучили, а смысл полностью не понимают. Надо же учить язык, а это уже сложнее.

Но молитвы достаточно просты в понимании. Хотя есть некоторые выражения...

– Это тебе так просто, но не всем, кто читает. Поэтому и делают такие странные ошибки, которые указывают на то, что человек не понимает ничего из того, что читает.

А от чего зависит понимание? От желания человека понять или от дарования ему от Бога понимания?

– Все вместе, без Бога ничего не получается.

Желание человека будет исполнено Богом?

– Если человек будет обращаться.

«Ищите и обрящете».

– Да, надо искать. В этом все дело.

Очень часто люди говорят, что молитва для них – очень тяжкий труд: и рассеянность, и непонимание – много всяких проблем связано у человека именно с молитвой. Отчего эти проблемы? От того, что человек не ищет?

– Нет, это следствие падшей человеческой природы.

То, что общение со своим Творцом так тяжело дается человеку.

– Да, ведь человек был в раю. Что такое рай? Это непрестанное общение с Богом, хождение перед Ним. А что такое ад, в котором мы живем? Когда это общение прерывается.

Человек, прерывая общение с Богом, попадает в ад.

– Да.

Вопрос: «У меня очень сложные отношения с мамой: часто ссоримся, она терпеть не может моего мужа и, как мне кажется, меня тоже (порой так и говорит, что ненавидит меня). Но в силу обстоятельств мы не можем разъехаться, живем вместе. У меня порой не хватает сил промолчать – я назвала ее хамкой в ответ на ее хамство. Считается ли это с моей стороны непочтением родителя? И как вообще быть, когда такое отношение матери к моей семье?».

– Я не понимаю, что могут быть за обстоятельства, когда нельзя разъехаться или разойтись. Вообще не понимаю. Взял, оделся и ушел. Тут очень важно знать эти обстоятельства: в такой атмосфере может жить либо человек совершенный, либо тот, кого туда поместили насильно – ну, где-то в тюрьме. В тюрьме человек может попросить дать другую камеру, но не всегда пойдут навстречу. И как бы хуже не было. Надо смиряться и терпеть. И тоже странный вопрос: «Я называла мать хамкой – это непочтение?». Что я должен сказать? «Нет, это почтение!»? Сама же знает, как это называется, а я должен что-то тут комментировать. Ситуация, конечно, ненормальная. И Господь предвидел такие обстоятельства и говорил, что «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину». «Тайна сия велика есть».

Очень часто люди говорят, что не могут оставить по тем или иным обстоятельствам.

– Почему? Оставил, а потом, если все утихнет, утихомирится, можно и навещать, – но уже без мужа, чтобы он не возбуждал такие чувства.

Это вопрос скорее технический? Найти жилье, организовать переезд, обосноваться на новом месте, найти работу рядом.

– Можно пройти прямо в тот квадрат, где находится работа, и там искать жилье, чтобы у тебя было в чем-то преимущество.

Вопрос: «Не так давно в передаче Вы сказали, что человек должен служить Богу своими талантами. А какие бывают таланты, которыми можно послужить Богу? Расскажите поподробнее, приведите примеры, чтобы мы могли их в себе развить».

– Например, человек имеет две ноги. И эти две ноги у него действуют. Это не у всех людей. И это два таланта, а лучше сказать – комплекс: именно две ноги дают возможность этот талант использовать не только чтоб в футбол играть, а чтобы, например, взять и навестить больного.

Еще у нас есть талант – две руки. Мы можем кому-то помочь при переезде на новую квартиру. Или перевезти многодетную семью на дачу на летний отдых. Для этого Бог дал человеку две руки. Он будет тюки таскать, может быть, детскую кроватку и так далее. Самому предложить и этим талантом послужить Богу, который сказал: «Что вы сделали одному из малых сих, то сделали Мне».

Потом, есть люди, одаренные музыкальными способностями. Мне сегодня рассказали про одну девочку с нашего прихода, она еще маленькая, но чрезвычайно музыкальная, и она хочет учиться, чтобы петь в церковном хоре. Это тоже талант. Она будет, если встанет на этот путь, очень полезна людям и Церкви, что тоже есть служение Богу. И так все.

Любое умение человек должен направить на службу Богу.

– Да. Качество исполнения должно быть таким, как для Господа Бога.

Чтобы люди, видя ваши добрые дела...

– ...прославляли Отца, который на Небесах. Все у нас – данные нам от Бога таланты. И ум, и образование, и физическая сила, и какие-то ресурсы. Есть две теплые куртки – можно отдать тому, кто нуждается. Зачем тебе две? Все равно не сносишь за всю жизнь...

Когда имя играет большую роль в жизни человека?

– Если человек это имя почитает, если он знает житие человека, в честь которого его назвали. Например, внучку говорят: «Мы тебя назвали в честь деда». Он спрашивает: «А кто мой дед?». – «А твой дед был металлург. Он выплавлял сталь, трудился на очень тяжелой работе. Это был высокооплачиваемый труд, и на то, что он зарабатывал, содержал всю семью. Он наш благодетель, мы никогда его не забудем». И мальчик говорит: «И я хочу». Эти слова проникают в душу ребенка, и имя начинает воздействовать на него.

Он осознает некую ответственность.

– И желает подражать. Маленькие детки любят подражать, это для них учение. Они все повторяют – начиная со звуков, из которых они пытаются складывать слова, и кончая действиями.

А когда мы молимся и не знаем, например, имя нашего благодетеля, то Господь знает.

– Да. «Господи, имена, которые Ты Сам веси, помяни во Царствии Твоем за их святую доброту. И не оставь их без награды».

Вопрос: «Что такое проклятие? Кто может его накладывать? И каковы могут быть последствия?».

– Проклятие – это когда некий человек сделал другому какую-то гадость, и тот начинает его проклинать. Последствия могут быть разные. Если человек уверовал в проклятие, то он может даже умереть. А если еще подвернется какая-нибудь цыганка и его в этом утвердит, то он вообще может умереть в течение месяца.

Но Господь нам сказал: «Благословляйте проклинающих вас». Если мы будем такого человека благословлять и желать ему всяческого блага, добра и успокоения, то проклятие не будет действовать никаким образом, но, наоборот, в дальнейшем мы приобретем этого человека как друга. Люди очень доверчивы (в том смысле, что все люди – грешники). Поэтому, допустим, если я какому-то человеку скажу: «Вася про тебя вот такие-то гадости говорит!» – он тут же поверит.

А какие последствия могут быть для налагающего проклятие на другого?

– Очень даже печальные. Если человек такое зло впустил в свое сердце, оно отравит его душу. Это очень большая травма для души человека.

Частенько человек свидетельствует, что в гневе кого-то проклял. Потом сожалеет об этом или даже со страхом говорит: «Как теперь быть?».

– Надо идти на Исповедь и каяться.

Люди боятся за того, на кого они наложили проклятие.

– Бог сильнее всех. Надо принести Ему покаяние.

Вопрос телезрителя из Москвы: «У меня даже не вопрос, а пожелание. Мы почитаем наших святых, которые были 10, 17 веков назад, праотцев. Но, к сожалению, забываем про святых – практически наших современников. И я считаю, что недостаточно много о них говорят ( может быть, даже они и «несвятые святые» – есть книга митрополита Тихона с таким названием). Такое пожелание – чтобы о них рассказывали больше: меньше негатива – и больше о них. Например, мне посчастливилось быть в Симферополе и приложиться к мощам святителя Луки. О нем мало рассказывается, а это практически наш современник».

– На самом деле Владыка Лука, святитель Крымский, очень популярен. Его рака одна не стоит: всегда народ прикладывается, многие специально приезжают в Крым. И там совершается масса чудес. В каждом – например, в моем – храме икона висит, даже с частичкой мощей. Все знают, как выглядит святой, где висит икона. Никто не спрашивает: «А это кто?». Уже даже лик известен.

Во многих московских храмах сейчас говорят о святых, которые служили в этих храмах в революционные годы и пострадали за Церковь, и их имена становятся все более и более известными, им пишутся и совершаются службы, такое почитание есть.

– Кто сейчас ходит в храм? Это комсомол 1970-х годов. Что они, бедные, знают, кроме Павки Корчагина? Очень долго не было книг. А сейчас есть любые книги, но уже навык к чтению стал пропадать. По телевизору и то показывают (к сожалению, в позднее время) – и про Владыку Луку много показывали, и про Елисавету Феодоровну, и про Царскую Семью. Конечно, у нас тысячи новых мучеников, и они нуждаются в прославлении, все большем и большем. Но, глядя на то, сколько храмов в честь новомучеников Российских даже в Москве...

Сердца очень многих людей отзываются – они строят в их честь храмы: не один какой-нибудь большой – нет, много храмов. Я не знаю сколько, у меня со статистикой не очень большая дружба, но то, что их несколько, – это замечательно. Но я тоже считаю, что недостаточно.

Святейший Патриарх обратился к Епархиальному собранию с тем, чтобы на каждом храме, где служили наши мученики, висела мемориальная доска. И пока еще не все настоятели храмов это сделали. Но Москва не сразу строилась, и мы надеемся, что со временем все это придет...

Эти имена будут все более известны людям: конечно, их жизнь – образец для подражания.

– Да. И потом, это наши спасители. Такая безбожность – и она отступила без единого выстрела, все, что не давало Церкви жить, рассыпалось само.

За их молитвы.

– Да. Только за их молитвы. И причем, если кто-то начинает духовное общение со святыми мучениками, они вообще каждый день всякие чудеса являют, они сами являются.

Записала:
Татьяна Муравьёва

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс