Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (997) → Игумен Филарет (Пряшников): «Помни день субботний»

Игумен Филарет (Пряшников): «Помни день субботний»

№4 (997) / 28 января ‘19

Беседы с батюшкой

Тема беседы – почитание дня субботнего. «Чти день субботний» – эту заповедь знаете вы все. О почитании праздников мы будем говорить сегодня. Тема важная, интересная, очень сложная. Казалось бы, все мы очень любим праздники и считаем, что знаем их. Хотя если серьезно задуматься, то, наверное, все-таки мы скорее почитаем их просто как повод, нежели знаем о них. В данном случае будем говорить не только о Рождестве, но и о праздниках, которые есть в жизни Церкви.

Первый вопрос: как Вы думаете, почему мы мало знаем о праздниках? И для кого эти праздники: для Церкви или для людей?

– Очень важно понимать: когда человек принимает Крещение, становится членом Церкви, он должен с этого момента не просто проявлять внешнюю религиозность, а жить по определенным правилам. В церковной богословской науке это называется «нравственный закон», то есть закон, определяющий поведение человека, в том числе и почитание церковных дат, событий жизни Спасителя, Пресвятой Богородицы или святых или вообще жизни Церкви. Поэтому не случайно, обозначая нашу тему, вы упомянули одну из заповедей Декалога, то есть тот нравственный закон, который Бог дал людям: почитай день субботний.

Еще раз хочу сказать: мы относимся с особым трепетом не только к жизненным событиям Спасителя, но также вспоминаем те или иные важные вехи в истории Церкви Христовой… Важно прийти в храм, поставить свечу, подготовиться участвовать в таинстве Исповеди или Причастия. Очень важно внутренне подумать о том, что же это за день. В Церкви нет прошедшего времени, в том числе и в церковных праздниках. Это каждый может увидеть, узнать, когда во время полиелея поется «Воскресение Христово видевше». Мы не были свидетелями тех давних событий славного Воскресения Христа из мертвых, но мы до сих пор поем об этом, мы видим это. И каждое церковное событие переживается снова и снова.

Поэтому, конечно, очень важно, чтобы мы заранее дома почитали евангельский отрывок, который раскрывает суть праздника, или открыли святоотеческое толкование того, что мы услышим, увидим на богослужении, в чем будем принимать участие. Поэтому праздники, конечно, очень важны и нужны верующим, без них немыслима жизнь. Но праздник – это не просто отпраздновал, посидел за столом. Праздник – это еще когда ты выносишь из него определенный смысл. Понятно, что проходит время, человек что-то забывает, жизнь сглаживает то, о чем надо помнить. А события Евангельской истории, церковной истории, жизни святых нам очень помогают, как бы приводят на память все то, о чем мы как христиане должны всегда помнить.

Вопрос телезрителя из Воронежа: «Мне недавно удалось побывать в Египте на горе Синай, где пророку Моисею были даны заповеди. Это Ветхий Завет. Что говорят Господь, апостолы, святоотеческая литература относительно того, как славить день субботний, как его проводить? Что сказано в Евангелии, в Новом Завете про день субботний?».

– Первое, на что нужно обратить внимание: почему день субботний? Потому что у евреев до сих пор календарь соответствует тому, как они жили раньше. То есть суббота – это наше воскресенье в сегодняшнем понимании.

Христиане с первых времен начали собираться по воскресным дням, это написано в Деяниях апостольских. И смысловая нагрузка нового времени, Нового Завета – это, конечно, не день покоя, когда Создатель сотворил мир и покоился от творческих дел. Новозаветное время – это все-таки уже время совсем иной эры, когда Сын Божий стал Человеком, когда Сын Божий умер на Кресте ради нашего спасения. Он всегда говорил: «Я на это пришел». Интересные слова! А на что Он пришел? На то, чтобы началось новое время. Смысл воскресного дня освящен Воскресением из мертвых Спасителя. И в Евангелии, где описываются эти события, написано: «Воскрес в первый день недели» (понятно, что это сейчас у нас понедельник, тогда у них было воскресенье).

Почитание именно воскресного дня – это древнее апостольское установление. Еще раз хочу сказать: в Деяниях апостольских мы читаем, что на вечерю любви, на преломление хлеба апостолы собирались именно по воскресеньям. Поэтому это стало нашей традицией.

А почему в нашей церковной жизни отмечена суббота? Допустим, посмотрите апостольские правила: в субботу нельзя поститься. Посмотрите, как отмечена суббота. Это день Пресвятой Богородицы, если не ошибаюсь, и заупокойный день. По-моему, даже поклоны нельзя в субботу в определенное время делать. То есть суббота как часть Ветхозаветного учения сохраняется у нас даже по богослужебной практике. А родительские субботы? Тоже некая возвышенность этого дня. Мы освящаем этот день. Но все-таки для нас, христиан, воскресенье – наивысшая точка нашей веры.

Вернемся к теме почитания праздников. Я с особым вниманием отношусь именно к малой Пасхе, то есть к любому воскресенью, потому что в этот день мы приходим в храм с особым чувством, с особым рвением поучаствовать в общем деле. И здесь сложность такая: на протяжении многих десятилетий люди привыкли, что воскресенье – единственный выходной, вроде надо поспать, надо провести его дома, потому что нужно пообщаться. Таким образом, церковь не вписывается в мой (или чей-то) график. Ответим на этот вопрос сразу после телефонного звонка.

Вопрос телезрительницы: «Скажите, пожалуйста, как быть верным в малом, что касается посещения богослужений? Я имею в виду, на каждой службе не получается присутствовать. Как выбрать ту золотую середину, чтобы сделать как положено?».

– Актуальный вопрос, потому что есть масса людей, к сожалению, график работы которых не совпадает с календарем, то есть воскресенье может быть и рабочим днем. Особенно у людей, работающих по сменам. Поэтому должно быть так: если не можете в воскресенье быть в храме, мысленно в своем сердце прославьте в этот день Воскресшего Господа. Но когда у вас есть выходной и возможность, то воскресный день как бы перенесите на другой день и в этот день поучаствуйте в таинствах Церкви. Потому что присутствие на богослужении, в том числе и воскресном, для верных во Христа немыслимо без соединения с Его Телом и Кровью.

Поэтому если в воскресенье не получается – выберите другой день, когда у вас выходной. В наших храмах Литургия служится по два раза, поэтому найдите, пожалуйста, возможность и приходите на богослужение. Допустим, у вас нет возможности завтра присутствовать на двунадесятом празднике, а сегодня вы можете зайти в храм по дороге на работу, поставить свечку или написать записку, помолиться и прославить Господа, Богородицу или святых. Вот это и есть верный в малом – когда ты живешь этим, когда это часть твоей жизни. Когда ты не просто захожанин, или, как говорят, прихожанин выходного дня, а когда богослужение становится неотъемлемой частью твоей веры.

Когда начинается пост, очень сложно уговорить себя приходить в храм, потому что кажется, что радость богослужения тонет, – прихожане ходят в черном, с угрюмыми лицами. Священники в одеянии тоже нерадостном, что называется. Тем не менее в пост людей в храмах становится значительно больше. Объясните мне этот феномен.

– Господь в Евангелии часто сравнивает Себя и Церковь: Глава и Тело. У тела есть члены, внешняя сторона, и есть душа. Наверное, людям, живущим внешней стороной, а часто – за оградой Церкви, все это кажется унылым. Особенно на форумах часто пишут: «Все у вас так грустно». Если людей фотографируют нечаянно на богослужениях, то все сосредоточенные. Но, знаете, в этом есть доля внутреннего недопонимания того, что происходит. Потому что любое богослужение – встреча с Богом. Любое слово, сказанное в храме, – это настолько ответственно и настолько важно для тебя!

Смотрите: за окном бывает солнышко, а бывает пасмурно, дождь, снег. Так же и в богослужебной жизни. Есть события, перед которыми мы преклоняем колени, иногда даже плачем. А есть события, когда ликует сердце и не хочется ни о чем думать, как только погружаться в те евангельские слова или в мысли о том, что сегодня увидел, почувствовал, пережил со всей полнотой Церкви Христовой. Внешнее проявление без внутреннего не имеет никакого смысла. Это действительно будет как заставка, если вы не живете этим и не понимаете, что происходит на богослужении.

Вопрос телезрительницы из Самары: «Готовишься к Причастию, читаешь молитвы, и очень часто повторяется: “во оставление грехов”, “в жизнь вечную”, “попаляя моя греховныя вины”. Это почти в каждой молитве. Мы же перед Причастием исповедуемся. Я не понимаю, как само Причастие действует на грехи, что значит “попаляя грехи”? Это те грехи, которые будут? Или на Исповеди я их как-то недостаточно исповедовала? Я не могу понять, почему в причастной молитве так много места уделяется грехам, которые мы уже исповедовали?».

– Глубинный вопрос. Начну с того, что грех, который совершает человек, нарушая нравственный закон, Божие установление, Божие правило, наносит рану его душе прежде всего. Возьмите нож и проведите по руке – будет маленькая ранка, которая со временем заживет. А если сильно полоснуть, то на теле останется след, который очень долго может не заживать. Вот так же происходит с душой, когда человек ее ранит своими грехами.

В любом таинстве есть смысл. В таинстве Покаяния Господь прощает вину за совершенное вами зло. Когда вы ненавидите, обижаете, вы умножаете зло в этом мире. А Причастие попаляет мой внутренний мир, это, можно сказать, и духовное лекарство, и некое очищающее действие. Самое главное, Причастие – это физическое соединение с Господом, со Христом. Но оно имеет определенное действие, и в молитвах об этом и говорится: попаляется внутренний мир от греховных ран, происходит, я бы сказал, некое освобождение от внутренней напряженности как следствия грешной жизни человека. Вот так коротко я ответил бы на этот вопрос.

Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «После воскресной Литургии, возвращаясь из храма домой, как христианину поддерживать молитвенное настроение? И какими делами лучше заниматься в воскресный день после посещения храма Божиего?».

– Прежде всего мы всегда желаем людям, которые в воскресенье не только помолились в храме, но и причастились Святых Христовых Таин, как можно дольше сохранить в себе благодать, которую они получили. Как ее сохранить? Постараться быть добрее, не обращать внимание на искушения темной стороны, которые обязательно будут, на искушения от своих близких в семейной среде. Что можно сделать? Можно почитать что-то из Священного Писания. Можно просто отдохнуть и побыть с Господом. Почитать Иисусову молитву. Или посмотреть что-то назидательное (без фанатизма).

Причастие – это важный момент, и человеческая обязанность – как можно дольше сохранить благодать, не растерять ее раздражительностью, нетерпением. Часто люди бывают настолько раздражительны! Особенно в храме. Отошел от Причастия, кто-то задел – не надо отвечать, пожалуйста. И постараться, чтобы в доме царила любовь, был мир и покой, тогда вы дольше сохраните в себе тот дар, который приняли.

Еще был вопрос, чем можно заниматься. Если человек пришел в храм, помолился, причастился, то домашними делами после Божественной литургии, я считаю, заниматься можно. Почему? Мы очень заняты мирской жизнью: работа, служебные обязанности, и воскресенье – единственный день, когда семья может побыть вместе. Понятно, что сейчас какие-то вещи уже автоматизированы: не надо стирать руками белье... Но пожалуйста – домашними делами занимайтесь, в этом греха никакого нет, я считаю.

Вот именно... У меня вопрос тоже об одном из сложных моментов службы. После возгласа «Святая святым» в храме начинается хождение, разговоры, никакой благоговейной тишины нет. Как должен вести себя человек после этого возгласа?

– В Церкви есть разные священнослужители, батюшки: есть строгие, когда по веревочке ходишь, есть другие, которые берут своей добротой, снисходительностью в каких-то моментах. Чисто технически: люди стоят по всему храму, а Причастие начнется в одном месте, поэтому людям нужно тихонько перейти к месту причащения Святых Христовых Таин. Конечно, в алтаре в это время совершается Причащение священнослужителей, и нужно постараться не мешать им в этот очень важный момент. Если человек немножко устал, пусть посидит на скамеечке. Если ему действительно нужно перейти в другое место – пожалуйста, но аккуратно, никого не толкая, без шума… Когда начинаются разговоры, надо помнить, что за разговоры Господь посылает человеку скорби. Надо стараться меньше болтать в храме.

Вопрос телезрительницы из Карелии: «Правильно ли мы поступаем, когда, присутствуя на Божественной литургии, не участвуем в таинстве Причастия по каким-либо причинам? Например, не успели подготовиться к таинству Исповеди и накануне не исповедовались. Либо не успели прочитать последование ко Святому Причащению. Либо по другим причинам, а то и вовсе без уважительной причины. Просто ходим на воскресные службы и не участвуем в этом таинстве. Является ли это оскорблением для Господа с нашей стороны? Меня мучает этот вопрос».

– Знаете, лучше прийти в храм и, не причащаясь, помолиться, чем вообще не прийти, оправдывая себя тем, что не готов к таинству Святого Причащения. Давайте вспомним апостольские времена: апостолы совершали вечерю любви каждый день и каждый день причащались. Почему? Думаю, у них был совершенно иной духовный уровень. Для нас, сегодня живущих в этом мире, часто имеющих определенный жизненный багаж, не очень, может быть, положительный, в каких-то моментах бывает тяжело соблюсти все правила. Плюс семья, плюс какие-то обязанности. Поэтому можно причащаться даже и каждый день, и у некоторых святых отцов встречаешь такую мысль, что как можно чаще нужно причащаться. В принципе, я тоже так думаю, потому что без Причастия человек жить не может, это физическое соединение со Спасителем. Вопрос другой: зачем нужны все эти посты, молитвы? Это внутренний настрой. Я не знаю, какие правила читали наши бабушки и прабабушки, которые не умели даже читать и писать...

И молитвословов не было толком. Но они были благочестивыми. У меня была бабушка, которая наизусть знала все тропари двунадесятых праздников, когда какой праздник. Она знала, как высчитывать Пасху и праздники от Пасхи. Я, священник, окончивший учебное заведение, каких-то моментов толком не знаю, потому что у нас есть литература – открыл, посмотрел... Поэтому вы не смущайтесь. Нет возможности приготовиться – пожалуйста, воскресный день почтите храм своим присутствием, помолитесь. Мы всегда советуем так: одно воскресенье причащаемся, другое – отдыхаем. Как отдыхаем? От напряженной подготовки, потому что надо же все вычитать, помолиться, надо к Исповеди подготовиться и прочее. А бывают какие-то внешние стороны: путешествие, человек заболел, человек поссорился, в семье скандал (ведь в ссоре нельзя к Причастию идти). Кроме воскресенья, у нас есть еще и двунадесятые праздники, и дни рождения, когда можно подходить к Причастию. Главное – чтобы это было частью жизни, чтобы это была система. Когда не просто оправдываешь себя: «Я не готов, сегодня не пойду, полежу или что-то поделаю». Понудьте себя немножко, придите в храм, от этого будет только польза.

Вопрос о всенощном бдении. Например, мне мой духовник говорил еще много лет назад, что нужно каяться, если приходишь на Литургию, не побывав на всенощном бдении. Для меня это понятная вещь. Но сейчас, я знаю, на всенощное бдение приходят только те, кто хорошо отдает себе отчет в том, что завтра придет на Литургию, а всенощная, кстати, еще используется для того, чтобы исповедоваться, а не делать это завтра. Тем не менее всенощное бдение имеет очень много символов, в том числе вход с кадилом, очень много всего. Все это для нас часто является, так сказать, закрытой книгой. В чем особый смысл всенощного бдения?

– Я не думаю, что это так сложно: провести вечер перед Причастием не дома, а в храме. Участие во всенощном бдении – это тоже подготовка к принятию Христа, к причащению Святых Христовых Таин. Допустим, когда я был настоятелем и служил в сельской местности, я делал небольшую хитрость: чтобы приучить людей к всенощной, я утром на Литургии отменял Исповедь, совершал ее на всенощном бдении. Кто не приходил – извините. Понятно, что я все-таки снисходительно относился к этому и выходил с крестом и Евангелием во время воскресной службы (бывает, человек болеет или был в дороге). Но в основном я говорил: «Приходим на всенощную». Пока идет какой-то момент богослужения, я имел возможность выйти в храм поисповедовать несколько человек (приход был маленький). Через это я старался приучить людей к тому, что всенощное бдение, вечернее богослужение – тоже очень важный аспект подготовки к таинству Святого Причастия. Там ведь тоже прослеживается вся жизнь, можно сказать, мироздания. Начинается с прославления: «Благослови, душе моя, Господа». Мы прославляем Бога за творения. Вход с кадилом – это ветхозаветная проповедь, это ветхозаветные пророки, которые предсказывали Пришествие в мир Спасителя. То есть все взаимосвязано.

Поэтому мы должны стараться делать так, чтобы в нашей жизни было вечернее богослужение. Если пропустили по уважительной причине, то можете батюшке об этом сказать. Но все-таки надо себя понуждать. Сегодня вы одно сократили, завтра что-то другое сократите. Один священнослужитель, мой духовный отец, говорил так: «Сократить всегда очень легко, а вот восстановить очень тяжело». Так что лучше не сокращать в своей жизни ничего из того, что полезно.

Дорогой отец Филарет, я очень благодарен Вам за то, что Вы пришли. Благословите наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры! В эти светлые дни желаю всем радости, мира и Божиего благословения! Храните себя и будьте тверды в своей вере.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс