Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (995) → Рождественское послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской митрополии

Рождественское послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской митрополии

№2 (995) / 8 января ‘19

Архипастырь

«…ибо воссиял свет омраченным
и возвысил смиренных, поющих подобно Ангелам:
«Слава в вышних Богу!»»
(Стихира на литии)

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

Ныне Творец времени и Владыка вселенной совершает для нас чудо. Для собравшихся в Его храме, в этом гостеприимном Божием доме, Он снимает покров веков и переносит в Вифлеемскую весь. И вот мы стоим со страхом на Святой Земле, а перед нами тёмная пещера. В пещере на соломе Ребёнок, рядом с ним юная Дева. Если ты труженик, проводящий ночи в работе без сна, – приклони колена вместе с пастухами. Если у тебя есть сокровище добродетели: золото страха Божия, ладан молитвы или смирна воздержания – приноси их вместе с волхвами. Если есть у тебя чистота ангельская, – пой с Небесным воинством славу Снисшедшему Богу. Даже если ты пуст и колюч как солома, – постарайся хоть как-нибудь согреть Христа. Но если ты жесток и самовлюблён как Ирод – бойся, ибо этот Младенец смирит твою гордыню и уничтожит всё то, в чём ты полагал своё тщетное упование.

Долгожданные пророчества о грядущем Мессии исполнились так странно – не в царских палатах, не в семье могущественных людей, не в блеске и славе земного величия. «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1, 27). Юная Дева Мария, Сама ещё совсем ребёнок, отданная на попечение хотя и доброму и благочестивому старцу Иосифу, но который всё же не был для Неё ни вполне мужем, ни родным отцом, – Она в ужасающих условиях нищеты рождает Богомладенца Христа. Она сполна испытала что это за чувство, когда никто из окружающих не просил Её рожать и уж точно никто ничего не был должен Её Младенцу. Она оказывается не с сильными мира сего, которым все обязаны, а с малыми и униженными, которые трудом своих рук добывают ежедневный кусок хлеба. Она была вместе с теми, кому никто ничего не должен. Настолько, что Сама повивает Младенца, не имея обычных в таких случаях помогающих. Видя труд Пресвятой Девы и равнодушие к нуждам молодой Матери со стороны окружающих, нам должно быть страшно обидеть тех, к кому первым явился Сам Господь Бог. Святитель Иоанн Златоуст взывает: «Страшитесь – вы, которые обижаете бедных. Вы имеете власть, богатство, деньги, благосклонность судей; но они <бедные> имеют оружие, которое сильнее всего, – воздыхания, слёзы и терпение обид, чем и привлекают себе помощь Небесную». И если сильные мира сего унижают ваших детей, презирают вас самих, то вы сделайте наоборот. Придите со службы домой и нежнее обнимите ваших детей. Матери, расскажите детям, как вы мечтали о них, с каким трепетом вынашивали, как радовались их первым шагам и первым словам. Расскажите им, как вы их любите и как они бесконечно ценны и неповторимы – для вас, для Бога. Супруги, ещё раз признайтесь друг другу в любви в этот Рождественский светлый день. Друзья, соседи, близкие и дальние, знакомые и малознакомые – каждому пусть в Рождество напомнят, что он дорог и бесценен, потому что всех нас возлюбил ныне Родившийся Богомладенец, земной путь Которого начался в кротости.

«Смирение есть риза Божества», говорит преподобный Исаак Сирин. И нам, сошедшимся ныне для прославления Смиренного Бога, надо облечься в эту Божественную одежду. Зачем это нужно? А потому, что, по слову преподобного Симеона Нового Богослова, «Бог сошёл на землю и смирил Себя даже до смерти не для чего другого, как для того, чтобы в верующих в Него созидать сердце сокрушенное и смиренное». Сколько дел Господь творит, чтобы показать нам опасность превозношения. И примером Своего Рождения, и примером жизни Своей Пречистой Матери; затем предлагает нам в пример Себя Самого, говоря: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Нам очень опасно забвение того, что именно эти качества являются отличительной особенностью истинного христианина. Горько обличает нас преподобный Макарий Великий, говоря: «Ради тебя Бог смирил Себя; а ты и ради себя не смиряешься, но превозносишься и кичишься». Сколько бед приносит несмирение. Сначала оно поражает самого гордеца, оно нещадно мучит его, лишает разума и душевной красоты. Но затем начинается самое страшное. Гордость и несмирение одного человека выплёскиваются в окружающий мир и поражают всё, что ему подвластно. Горе, если этому человеку подвластно многое. Агрессия и злоба будут чадами несмирения ещё более чудовищными, чем мать-гордость. На этой ужасной почве возрастают все разделения, ереси и расколы. Как свидетельствует преподобный Иоанн Лествичник: «Невозможно пламени происходить от снега; ещё более невозможно быть смиренномудрию в иноверном или еретике». Дьявол осквернил итог уходящего года ужасным деянием – попыткой заразить Тело Христово, Его Церковь раковой опухолью горделивого раскола. Лжепастыри, доселе черпавшие своё вдохновение лишь в гордости за свою, как им кажется, особую кровь и ненависти к единой канонической Церкви, – вдруг вошли в Неё не через покаяние и примирение, а через давление и интриги. Про тех, кто не через дверь смирения, сокрушения в грехах и покаяние пытается попасть в ограду церковную, Господь говорит: «Кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник» (Ин. 10, 1). Но что же делать нам, видя, что в расколе участвует Патриарх великой Константинопольской Церкви, преемник святителя Иоанна Златоуста, Григория Богослова и иных великих святителей? Злословить его? Обзывать Стамбульским патриархом или турецким офицером и тем самым терять христианское смирение и мир? Нет, не так. А так, как говорит преподобный Исаак Сирин: «Вспомни о падении сильных, и смиряйся в добродетелях своих». Если приобретём привычку злословить и враждовать, – потеряем смирение. Потеряем смирение – потеряем Богомладенца Христа, а вместе с тем Рождественскую радость. Да не будет этого с нами! Но лучше посрамим диавольское возбешение тем, что с ещё большим усердием возлюбим Церковь Христову, примиряющую нас со Христом в покаянии, объединяющую нас у Чаши с Его Святой Кровью, питающую нас Хлебом Жизни вечной. С ещё большим рвением очистим свои души от грехов и страстей, с ещё большей любовью будем приобретать добродетели во славу смиренного Младенца Христа, пришедшего в мир, возлюбившего каждого человека и просящего у нас лишь одного – сердца смиренного и сокрушенного, ибо только в таком сердце Он найдет для Себя тёплую колыбель и пристанище.

Божией милостию, смиренный
КИРИЛЛ,
митрополит
Екатеринбургский
и Верхотурский

Рождество Христово
2018/2019 год

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс