Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (993) → Русский философ и богослов П. В. Флоренский: «Он был необычайно тверд и смел в своих убеждениях»

Русский философ и богослов П. В. Флоренский: «Он был необычайно тверд и смел в своих убеждениях»

№48 (993) / 17 декабря ‘18

Этот день в истории

Русский философ и богослов Павел Васильевич Флоренский родился в 1882 году, как бы сейчас сказали, «в интернациональной семье» – отец Павла Васильевича был русский, мать из древнего рода карабахских армян. В 17 лет после окончания гимназии в Тифлисе Павел Флоренский поступил в Московский университет на физико-математический факультет. Именно в годы студенческой поры он впервые познакомился с трудами философа Владимира Соловьева и лично завел знакомство с литературным бомондом страны. Андрей Белый, Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Блок – эти люди оказали известное влияние на жизнь Павла Флоренского, так что благодаря им он начал писать стихи. Одновременно с тем вышли первые его религиозные статьи в журналах «Весы» и «Новый путь». И очень быстро из увлечения именно эта сторона его жизни превратилась в призвание.

Сразу после окончания университета Флоренский поступил в Московскую духовную академию. Во время учебы он написал удивительную по своей глубине работу «Столп и утверждение истины», за что стал лауреатом Макариевской премии – высшей российской религиозной премии. И наконец, в 29 лет Павел Флоренский принял священство...

Революцию 1917 года философ принял… но именно как Апокалипсис, который неизбежен. В эти годы он много писал и боролся за Троице-Сергиеву лавру – против превращения великого монастыря в музей. Конечно, в связи с этим не-случайно огромное количество доносов, написанных на православного мыслителя. Но он оказался необычайно тверд и смел в своих убеждениях. А как еще сказать о человеке, который в рясе ходил по большевистской Москве, который в рясе преподавал в тогдашних вузах? Новая власть, стиснув зубы, пока терпела его, потому что отец Павел оказался выдающимся электротехником (все же это был выпускник физмата). Его пригласили в комиссию ГОЭЛРО, занятую электрификацией страны. На ее заседания от также приходил в неизменной рясе.

В это тяжелое время возможно как никогда проявился потенциал этого интеллекта. Он одинаково успешно писал работы и по иконописи, и о диэлектриках. Но репрессий, конечно, было не избежать. 1928-й – это год его первой ссылки. Лишь благодаря заступничеству первой жены Горького Екатерины Пешковой Флоренскому удалось поначалу вернуться в столицу. Однако в 1933 г. следует арест и приговор – 10 лет лишения свободы. Надо сказать, что ученый мог уехать за границу, спастись от большевистского ада. Но он хотел быть полезным именно здесь своей стране. С горечью он писал из лагеря семье: «Если обществу не нужны плоды моей жизни и работы – пусть остается без них. Это еще вопрос, кто больше наказан – я или общество – тем, что я не проявлю того, что мог бы проявить».

Даже там, в лагерных застенках Гулага, в болезнях, голоде и холоде он запатентовал более десяти научных открытий. Но как это часто бывало в России – один из ее лучших сынов был уничтожен. Решением особой тройки НКВД философ, ученый, инженер, искусствовед, математик, поэт и православный священник Павел Флоренский 26 ноября 1937 года был расстрелян. Вот что писал об этом удивительном человеке другой удивительный человек Александр Мень: «Я был студентом 1-го курса, когда впервые прочел “Столп и утверждение истины” (это было в год смерти Сталина), и книга меня потрясла, но потрясла именно тем, что, подобно Соловьеву, Флоренский предстал как человек, стоявший на вершине культуры, а не пришедший в нее откуда-то со стороны и пользующийся ее плодами только для своих нужд, что он сам был культурой. И Флоренский, и Соловьев – это сама культура олицетворенная. И она-то свидетельствует о Церкви, о Христе, о христианстве».

 

В других номерах:

№19 (1012) / 27 мая ‘19

Этот день в истории

Византия не умерла

№11 (956) / 13 марта ‘18

Этот день в истории

«Дни и ночи у мартеновских печей...»

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс