Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (993) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалмы 122 и 123

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалмы 122 и 123

№48 (993) / 17 декабря ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№47 (992) 2018

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и поговорим сразу о двух псалмах – 122-м и 123-м, так как эти псалмы – небольшие по объему.

Мы уже говорили, что последние псалмы имеют одинаковое преднаписание – песнь степеней – и что каждая ступень приближает человека к Богу и ведет в Царствие Небесное. В древности иудеи связывали глубину своей духовной жизни со ступенями, что вели их в Соломонов храм. Каждая ступень имеет свое назначение – добродетели, к которой должен стремиться человек, чтобы подняться к Богу.

Псалом 122-й посвящен вере в Бога, как говорят нам святые отцы. Он начинается словами: «К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси» – здесь говорится об очах, или глазах, которые человек должен возводить к тому месту, где находится Истинный Бог, Который действительно пребывает во свете непреложном, на Небесах. Иудеи указывают, что они не будут направлять очи свои к идолам, ради которых они были уведены в Вавилонское пленение, но они будут почитать только истинного Бога, только к Нему будут возносить молитвы и возводить свои глаза. По жизни человек должен всегда искать Бога, во всех делах каждую минуту он должен обращаться к Богу. Когда тяжело, трудно, он не должен кого-то обвинять или говорить о том, что какие-то случайные жизненные обстоятельства происходят с ним. Нет ничего случайного в жизни – Господь посылает тебе испытания не чтобы причинить тебе боль, а чтобы ты направлял очи свои к Небу. И когда бывает плохо, мы всегда обращаемся к Небу – просим помощи у Господа, и тогда у нас правильное направление в жизни. Неслучайно эта ступень называется вера в Бога – чтобы вера в Бога всегда была в твоем сердце и чтобы очи твои всегда искали Бога и никогда не искали другого в этой жизни.

«Се, яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея, тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны». Очень глубокие слова говорит Псалмопевец, мы уже затронули эту тему в предыдущем стихе. Куда должны быть направлены очи? Наши очи должны быть направлены на Господа, на руку, которая нам благоволит, нас благословляет, милует и дает помощь: как слуги искали и видели руку господ своих, показывая верность им и ожидая от них милости и поддержки, так и человек должен смотреть на руку своего Господа. Неслучайно Псалмопевец говорит: как рабы смотрят на руку господий своих, или госпожи своея. Здесь еще подчеркивается психологическая глубина и важность того, что с госпожой ее рабыни были постоянно вместе в доме. Если господ своих рабы не видели, занимаясь различными работами, то у госпожи как раз были рабыни, которые пребывали постоянно с ней. Здесь указывается на некую близость: чтобы мы не искали других господ, а только взирали на руку своего Господа. И, конечно же, здесь подчеркивается, зачем мы должны направлять очи свои – дондеже ущедрит ны, то есть пока Господь не пошлет Свою милость человеку. Поэтому мы непрерывно должны молиться и просить, чтобы Господь послал нам Свою милость и избавил нас от трудных обстоятельств: их очень много бывает и они могут причинить боль – в любом случае мы начинаем просить Бога о помощи, но не всегда получаем.

Но святые отцы как раз и говорят, что мы должны все равно непрерывно направлять очи свои ко Господу, и Господь обязательно пошлет Свою милость – в эту минуту или через некоторое время, но когда это будет нам необходимо и полезно. Говоря о рабах, мы всегда должны помнить, что рабство не есть принудительное лишение воли человека. Когда мы говорим «как раб смотрит на господина своего», то здесь подчеркивается рабство свободы – мы свободно воспринимаем свое служение своему Господу, поэтому очи свои направляем на Того, Кому мы вручили свою жизнь и Чью стремимся исполнять волю. Потому и надеемся, что Господь явит нам Свою милость, и такое время наступит.

«Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко по многу исполнихомся уничижения» – здесь глубочайшая молитва, которая есть и в нашей христианской Церкви. И в ветхозаветной Церкви Псалмопевец говорит глубочайшие слова: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Он усугубляет свою молитву, прошение, повторяя его, ведь «яко по многу исполнихомся уничижения»: скорби, которые посетили нас, переполняют чашу нашего страдания и нашего терпения, уже невозможно перенести беды, что выпали на нашу долю, поэтому говорится: «Ты, Господи, избавь меня. Избавь быстро, вот сейчас, чтобы я не погиб». Действительно, эта молитва приличествует и нашей христианской Церкви, и нашему времени. И мы не раз просим, читаем: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», ведь и мы испытываем всякие уничижения, испытания и трудности в этой жизни. И не только в нашей обыденной земной жизни, но и в духовной жизни, потому что враг рода человеческого искушает и немало, как говорит апостол Павел, пакости ми деет. В этом состоянии мы просим, чтобы Господь помиловал нас, простил, явил Свою милость, защитил нас и избавил от страданий.

«Наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых» – в жизни человека бывает, что Господь из-за нашей гордыни, непослушания и неисполнения заповедей Божиих предает нас в руки гобзующих, то есть людей, исполненных всякого изобилия, благоденствия, счастья и радости в этой жизни. Предает тем, кто поносят нас, чтобы мы исправились и приобрели глубочайшее смирение. В то же время святые отцы говорят, что здесь звучит и обратная мысль: «Господи, вот мы уже и смирились, приобрели эту добродетель, но все равно испытываем некое поношение от тех, кто сегодня богат и счастлив, пребывает в радости, и от тех, которые по своей гордыне притесняют нас. Ты их исполни того страдания, что мы сейчас переносим».

Но не ради того, как говорит пророк, что надо им воздать за это, чтобы причинить им боль и страдания, – нет! Здесь пророк говорит о другом – это нужно им, чтобы они приобрели смирение. Ведь гордыня приводит человека к погибели, приносит много вреда и страданий человеку здесь, на земле. И чтобы избавить их от того, что дает им превозноситься над другими, пошли им, Господи, испытания, и тогда они исправятся и будут угодны Тебе.

Вот такой удивительный псалом. Он небольшой, но он учит нас вере в Бога. Мы должны обязательно верить в Бога и стремиться всегда общаться с Богом. Человек не будет смотреть на того, кто ему неприятен. Человек (да и не только человек, но и животное) не будет смотреть на того, кто его не милует, не кормит. И когда мы чувствуем великое милосердие Божие к нам, имеем надежду на Его милосердие, то мы будем смотреть преданными глазами на Господа, ожидая милости. И этот взгляд будет не укора, а взгляд нашей внутренней боли и прошение о том, чтобы Господь ущедрил ны, то есть послал Свою милость, избавил от тех испытаний, которыми мы исполнены до глубины своего сердца. Мы будем просить Его и молиться: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас!», потому что мы уже исполнились скорби, и она становится невыносима для нас.

Человек должен всегда обращаться к Богу, а не замыкаться в своей скорби, в своей беде, в своем горе, чтобы Господь дал Свою милость, избавил нас от скорбей и страданий. И если даже это не приходит сразу, как говорит святитель Иоанн Златоуст, все равно мы до конца должны иметь надежду и обращаться к Богу не просто внутренне, но направлять свой взор к Богу: все наше внимание, все наше расположение, вся наша надежда должна лежать только в области упования на Господа, и Он никогда не оставит нас. краткий, но глубокий псалом. Каждому из нас следует об этом всегда помнить и всегда иметь глубочайшую веру в Бога.

Следующий псалом 123-й. Он тоже имеет преднаписание: песнь степеней, 123. 5-я ступень – причитание всяких благ Богу. Конечно же, Господь все дает человеку, и если бы Он не миловал нас, мы ничего не могли бы сделать. Если бы Он не защищал нас, мы могли бы быть поражены не только видимыми врагами, но и врагом рода человеческого, ведь он немало пакостей нам хочет сделать, по слову апостола, и если бы Господь дал ему такую власть, то от нас ничего бы не осталось. Но власть врага рода человеческого ограничена – об этом говорил нам преподобный Серафим Саровский, когда в беседе с Мотовиловым Мотовилов сказал: «Отче, хочу побороться с бесом», преподобный Серафим ему говорит: «Бог с тобой, батенька, ты не знаешь, чего ты просишь! Ты не знаешь, какой он обладает силой. Он может одним своим коготочком весь мир перевернуть!». Но Господь ему не позволяет этого делать – без разрешения от Господа враг рода человеческого ничего не делает, но меру, данную ему Господом, он, конечно, всячески использует, чтобы навредить человеку. Но когда человек обращается к Богу, враг рода человеческого лишается власти над нами. Поэтому для человека очень важно иметь глубочайшую связь со своим Творцом.

В предыдущем псалме говорилось, чтобы мы очи свои направляли к Господу, а здесь более глубоко раскрывается – чтобы мы понимали, от Кого же идет милость: от людей, которые нас окружают, или от сильных века сего, или от наших знакомых? Или от тех средств, которыми мы обладаем (если обладаем, конечно)? Нет, все исходит от Господа, и об этом Псалмопевец говорит в этом псалме.

«Яко аще не Господь бы был в нас, да речет убо Израиль: яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли быша нас» – как звери едят живого человека, не дождавшись его смерти, так и враг нападает и уничтожает живого человека. Но аще не Господь бы был в нас: все – от Господа, Он защищает человека.

Когда иудеи вернулись из Вавилонского пленения, соседние народы, собрав еще дикие племена, вместе напали на Иерусалим. Иерусалим тогда не имел стен, и если бы Господь не защитил иудеев, то не было бы победы над теми народами. Но Израиль победил, смог защитить себя. Вот Псалмопевец и обращает внимание: если бы не Господь был с нами, кто бы мог защитить нас? Тогда жизнь наша уже не имела бы никакой ценности. И пророк Давид всегда так делал, и старцы приучали отроков иметь это всегда в своем сердце: чтобы не приписывали никакой победы себе, но вставали на ступени и говорили слова Псалмопевца: «Если бы не Господь был с нами, что тогда было бы с нами?». Весь Израиль говорил об этом – они повторяли: аще не Господь бы был в нас. Эти слова должны были глубоко проникнуть в сердце, их нужно было запомнить и всегда в трудную минуту обращаться к Богу, а Господь уже никогда не оставит Своих людей.

«Внегда прогневатися ярости их на ны, убо вода потопила бы нас». Видите, какая глубина раскрывается в этих словах: «Внегда прогневатися ярости их на ны» – народы те имели столько злости против израильтян, вернувшихся из Вавилонского пленения, и собрали такую силу, что «убо вода потопила бы нас». Мы понимаем, что вода может потопить не тогда, когда она мирно и тихо течет, а когда она стихийно возникает. Когда она стихийно возникает? В наше время – когда бывает цунами. В применении к Израилю – когда наступает весна, выпадает обилие дождей, начинают таять снега с гор. Появляются потоки воды, которые смывают людей (было такое описание в новостях, что в этом году по весне были сильные дожди и люди, которые шествовали по пустыне у Мертвого моря, были просто смыты этой водой: туристы просто гуляли, но появился поток и очень быстро смыл людей). И в псалме говорится, что враг дошел до такой сильной ярости, что как водный поток смывает людей, так и они хотели уничтожить Израиль, вернувшийся в пределы своего государства, своего града Иерусалима.

«Поток прейде душа наша: убо прейде душа наша воду непостоянную». Какой поток? Когда по весне вода собирается из разных ручейков в единый мощный поток и смывает все, так и они: собрались малые дикие народы и двинулись на Израиль. Где искать защиту? Защиту не найдешь, – только на Господа стоит уповать, и тогда Господь совершает великие чудеса. И в истории нашего Отечества, мы знаем, были очень сложные времена. Вот нашествие Тамерлана на Русь. Как тут защититься? Принесли Владимирскую икону Божией Матери, весь народ предстал перед Царицей Небесной, стал молиться, и Матерь Божия защитила град Москву, Тамерлан вместе со своим войском без всяких боевых действий бежал от Москвы – Матерь Божия Сама отогнала его. Куликовская битва: читаем в летописных источниках, кто помог Димитрию Донскому, – Архангел Михаил с войском Небесным явился в помощь ему на Куликовом поле. Таких случаев очень и очень много. Есть видимая брань, есть невидимая брань, есть невидимая, становящаяся видимой, и о ней уже рассказывают летописцы… Если народ обращается к Богу, если народ живет любовью к Богу и стремится жить по заповедям Божиим, то и Господь с народом, Господь всегда будет участвовать во всех делах земных, которые праведный народ совершает, и всегда будет являть Свою помощь и Свое заступничество. «Убо прейде душа наша воду непостоянную» (вода непостоянная – это сильнейшие искушения, которые посылаются человеку). Они прошли испытания. Но опять-таки – если бы не Господь был с нами, если бы не Господь помог нам… А Господь помогает – ведь эти испытания были не только у Древнего Израиля, но и у каждого христианина, и в целом у христианского народа. Они бывают очень сильными, очень стремительными, как водный поток, с желанием погубить человека, чтобы человек оступился, но наша задача – противостоять им, хотя мы не можем сами собой противостоять им. Если бы не Господь помог нам!

Эти псалмы делятся, но имеют связь между собой. Почему Господь помогает нам? Что мы говорили в предыдущем псалме? Очи наши взирают на Небо – на нашего Господа, и мы ждем от Него милости, говорим Ему: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», – ибо потоки водные врагов наших своею стремительностью, силою, неожиданностью хотят погубить нас. И мы должны противостоять этому, но у самих у нас нет сил, поэтому мы всегда обращаем свой взор на Господа, и Он дает нам силы преодолеть, победить, не впасть в какие-то искушения и испытания.

«Благословен Господь, иже не даде нас в ловитву зубом их». Здесь благословляется Господь. Почему? Он не дал нас в ловитву зубом их – они, как дикие звери, имели ненависть к Израилю, как и враг рода человеческого имеет ненависть к нам и желает нас просто загрызть заживо и растащить на разные части. Но благословен Господь, иже не даде: Он не дает власти ни врагу рода человеческого сделать это, ни нашим врагам, которые желают нас в порошок стереть. Некоторые даже говорят: «Я хочу уничтожить такого человека», но поймите – жизнь всякого человека в руках Божиих, и здесь посягательство на волю Божию. Нужно думать не о себе многое, но помнить, что Господь заступается за каждого человека – особенно за того, кто обращается к Нему. Благословен Господь, иже не даде нас. Господь не дает нас, а если и попускает какие-то испытания, то не выше наших человеческих сил.

«Душа наша яко птица избавися от сети ловящих: сеть сокрушися, и мы избавлени быхом». Разные сети расставляли эти народы для израильтян, возвратившихся из пленения, но они, как птицы, упорхнули от них. Враг рода человеческого тоже расставляет сети против нас, но святые отцы говорят, что за счет добродетели они становятся легкими, поэтому могут подниматься в воздух над этими сетями; а человек, отяжеленный грехом, не может подняться – и попадает в сети. Поэтому нужно стремиться к добродетельной жизни. Плен дал возможность исправиться и почувствовать смысл и глубину добродетельной жизни, поэтому Господь помогает им за их исправление и очищение.

«Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю» – это любимые слова пророка Давида, который всегда подчеркивает, от Кого исходит помощь, – от Бога нашего. А каков Бог наш? Он – Тот, Который сотворил Небо и землю. Он не бог, который сооружен руками человеческими в виде тельцов и идолов различных. Бог наш – Истинный Бог, Он – Творец Неба и земли. И помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю – всегда упование свое мы полагаем на Господа и помощь приходит к нам от Него. Как не раз говорил Давид, ти – на колесницах, и эти – на конях, мы же имя Господа, Бога нашего, призовем. Здесь он опять говорит нам, что наше упование на Господа: Не надeйтеся на князи, на сыны человeческия, в нихже нeсть спасeния – не надейтесь на сильных века сего, на друзей, на богатство – все это ложно в этом мире. Упование на Господа никогда не посрамит человека, говорит нам Псалмопевец.

Два глубочайших псалма мы сегодня с вами разбирали: мы говорили и о вере в Бога, и о том, что мы ничего не должны присваивать себе, но говорить, что все, что нам дается – и помощь, и защита, – от нашего Господа. Еще раз повторим глубокие слова Псалмопевца: «Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю». На этих удивительных словах мы прощаемся с вами. Храни вас всех Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс