Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (989) → Протоиерей Александр Трушин: Господь с момента Своего Рождения на земле проявляет Свою любовь и принимает любого, кто ищет Бога

Протоиерей Александр Трушин: Господь с момента Своего Рождения на земле проявляет Свою любовь и принимает любого, кто ищет Бога

№44 (989) / 19 ноября ‘18

Беседы с батюшкой

Спасибо, отец Александр, что сегодня Вы с нами. Наде-юсь, в этот вечер мы ответим на многие вопросы наших телезрителей.

Вопрос телезрителя: «Во 2-й главе Евангелия от Матфея описано, как к новорожденному Младенцу Христу пришли волхвы с востока. По восточным понятиям, волхвы считались магами и астрологами, а с ветхозаветных времен с такими людьми общаться запрещалось – это была мерзость перед Богом. А тут приходят такие люди к Младенцу, еще Ему и подарки приносят, – как-то это не стыкуется».

Не сомневаемся, что Евгений на самом деле верующий человек; он наш очень частый гость – задает очень интересные вопросы почти в каждом эфире.

– Да, я помню по предыдущим эфирам. Евгений, радость моя, давайте тогда немножко окунемся с вами в историю, в богословие, в филологию... Представьте, в нынешние дни к священнику в храм приходит человек, который говорит: «Вы знаете, батюшка, я занимался колдовством 25 лет (или 30), а вот теперь вижу, что занимался не тем. Во-первых, у меня была написана красивая икона, я хотел бы ее подарить, пожертвовать храму. Вы меня примете? Я хотел бы исповедоваться, покаяться. По необходимости понести какое-нибудь вразумление, послушание, чтоб исправить ту мерзость, которой я был 25 лет занят». Скажите, что я должен сделать? Выгнать его из храма? Сказать: «Ах ты поганый колдун, иди отсюда»? Или я скажу: «Как радостно, что ты пришел, дорогой мой человек! Давай с тобой поговорим. Что происходит? Что тебя привело сюда? Как получилось, что у тебя открылось сердце и ты захотел прийти навстречу Богу? Друг мой, я рад тебя видеть!». Не то ли самое произошло?

Мы говорим, что Бог есть любовь. Простите, а любовь разве только к христианам? Кого можно было назвать христианами или истинно верующими в момент Рождения Христова? Не было таких, были самые разные; в дальнейшем Господь встречается с Самарянкой. Из истории житий святых мы с вами знаем случай, когда святой наш отец-подвижник начинает диалоги с известным колдуном, и тот обращается в христианство; вспомните историю святого Киприана. И вот здесь, в Священном Писании, как раз показано, что Господь с момента Своего Рождения на земле проявляет Свою любовь и принимает любого, кто ищет Бога. Я знаю немало людей, которые тыкались самыми разными путями, но конечная их мысль была: «Я ищу Бога!». Здесь мы с вами видим яркий пример, во-первых, Божией любви.

Во-вторых, мы заговорили о филологии: перевод на русский язык слова «волхвы» – это люди, которые заняты самыми разными направлениями поиска Бога (как понимают они). Мы с вами знаем, что это были не только астрологи, но и астрономы, арабские математики. Поверьте, они не только цифрами занимались, эти математики, они занимались медициной – и совсем не той, к которой мы с вами привыкли (доктор нам выписал рецепт). Древний врач мог пользоваться и заговорами, и средствами типа гребешка черного петуха, которого зарезали в 12 часов ночи, – это тоже считалось лекарственным средством. Мы говорим: древний врач Авиценна. А не хотите заглянуть в средства, которыми он пользовался? Там можно найти будь здоров какие средства, которые совершенно непригодны в нынешние дни – и, однако же, мы принимаем его как врача. А в современном понятии, особенно в Католической Церкви, мы встречаем с вами название «цари» – «пришли цари на поклон к Родившемуся Христу». Звезда явилась на небе, а, по пояснению некоторых святых отцов, на самом деле это был ангел, который явился в виде звезды: они по-другому не понимали, а увидев яркую звезду, поняли, что произошло явление, необычное для Вселенной.

Вопрос телезрителя из Орехово-Зуевского района Московской области: «Спасутся ли душевнобольные люди?».

– Замечательный вопрос. Я думаю, раньше нас: у них нет проблем – у них нарушение правильности восприятия, причем не осознанное, а болезненное.

Разные есть душевнобольные, и преступления люди совершают. Как здесь быть?

– Поэтому мы называем их душевнобольными; можно душевнобольными назвать и людей, которые в обычной жизни живут такой же социально активной жизнью, как живем и мы с вами, но уже в личном разговоре, общаясь с ними, ты понимаешь, что у человека, мягко говоря, не все в порядке – вот с такими немножко труднее. А если взять реально психически больного, в каждом храме есть такие прихожане, и у меня в том числе. Например, приходит человек, которому уже 36 лет, а он себя осознает трехлетним ребенком и мыслит, и ведет себя так... Какие на нем грехи, на «трехлетнем» даже невзирая на его большой рост и возраст? Он не понимает, что творит. Поэтому, думаю, Господь милостив к ним – и с них спрос иной. Может, Господь и сохранил этих людей в этой болезни, чтобы они не впали в какие-либо более страшные грехи.

Житейский вопрос – спрашивает Людмила, ей 26 лет, в браке 2 года, а до брака жила с будущим мужем около года. Сейчас муж хочет развестись, – что ей делать, как сохранить семью, ведь разводиться не очень хорошо; опять же, до законного брака они сожительствовали. Как здесь быть? Она переживает, что это, может, и послужило тому, что семья сейчас рушится.

– Конечно, надо посочувствовать нашей телезрительнице. И, может быть, муж одумается и спохватится. Таких проблем сейчас много на самом деле. Вся беда наша – еще в том, что многие девушки думают, что они удачно выйдут замуж, начав заранее жить с мужчиной.

Так сказать, притирка, проверка чувств.

– Какая проверка чувств? Обычное, простите меня, блудное сожительство, собачья жизнь: для обоих она, особенно для женщины, бесправная – мягко выражаясь, мужик в любой момент уйдет или ее выгонит, а у нее и возраст идет. И, мягко выражаясь, «погулявших» женщин хорошо многие видят. Соответственно, отношение начинается такое же.

В этом весь ужас. С другой бедой мы столкнулись: некоторые мамы своих дочерей подталкивают на это, поощряют, прикрывают этот грех: «Вот ты с ним поживи…». Интересное произошло изменение в умах некоторых женщин старшего поколения, что они стали относиться к блудному сожительству своих детей как к семье – как будто это появилась молодая семья. Это ужасно, конечно... Поэтому что сказать замечательной нашей телезрительнице? Дай Бог ей вымолить, чтобы семья ее опять окрепла. Мы с вами молимся святому Евстафию Плакиде о воссоединении семьи, молимся перед образом Божией Матери «Трех радостей»… Мы знаем, что всю войну наши женщины молились перед этим образом, чтобы их мужья вернулись, отцы к их детям вернулись с поля брани. Эта добрая традиция осталась: именно об укреплении, воссоединении семьи.

Если все-таки внимательно прислушаться и услышать этот акцент, не помешало ли сожительство до брака сохранению брака, я могу сказать, что я с ней согласен: что греха таить, когда мужчина, юноша знакомится с девушкой – она для него загадка не только в чертах характера, но и телесно она для него загадка. Есть слово «невеста» – человек, которого не ведают: вестей нет о его теле никаких. Вот отсюда название – «невеста», а не потому, что на нее натянули белое платьице… То же самое касалось и фаты – фата прикрывала лицо невесты, простите меня, от похотливого взгляда других мужчин: только муж знает о своей жене, ведает о ней, – вот о чем мы с вами говорим. Поэтому хочется сказать: что было, то уже произошло.

Вот теперь, дорогая, молись, чтобы семья сохранилась, молись, чтобы ребенок ваш не остался безотцовщиной, чтобы он возрастал на руках любящего мужчины – тогда будет нормальное, гармоничное воспитание. Не секрет, что в семьях, где мамы-одиночки воспитывают своих сыновей или дочерей, начинаются отклонения в воспитании, а в дальнейшем в поведении выросшего такого ребенка (хотя, может, некоторые сейчас обидятся и скажут: «Вот я одна ращу ребенка. Вы считаете, что у моего ребенка отклонения?». Да. Как это потом проявится, мы увидим, но что сейчас нет гармоничного воспитания, это совершенно точно). Иногда очень хорошие бывают дедушки, и они как бы компенсируют отсутствующего отца, а так мы видим очень яркое поведение одиноких мам, которые пинают своих сыновей и дочерей и явно делают уклон нездоровый. Нередко это имеет последствия: вот выросла без отца вроде хорошая девочка, но она потом не знает, что делать с мужем – до момента замужества она понимает, как надо себя вести, а стала женой – и не знает, что ей делать с тем человеком, который день за днем работает, приходит с работы, как с ним себя вести (то же касается, кстати, и мальчиков, выросших в таких семьях).

А столько таких семей – миллион, наверное, – в нашей стране! Даже есть такая шутка: мы выросли в однополых семьях – воспитывались бабушками и мамами… Это явление нашей жизни.

– Наверное, потому и проблемы теперь с однополыми браками, сексуальными меньшинствами. Но это тема для отдельного разговора. Но, друзья мои, если у нас с вами эпидемия какой-то болезни – это не значит, что о ней не надо говорить…. Наоборот, я считаю, что и священники должны что-то делать: получилось, что мальчик растет в семье, где отца нет, – пусть, по возможности, духовник постарается восполнить то, чего не хватает. Мы знаем, что в некоторых семьях так и происходит – мама приводит сына к священнику, и батюшка ведет разговоры с мальчиком, наставляет его. Пусть это не стопроцентное, будем говорить, отцовство, но такое духовничество дай Бог каждому батюшке, чтобы он имел силы наставлять своих прихожан – растущих мальчишек, чтобы они чувствовали себя мальчишками и будущими отцами, а не девочками в юбках, которые прячутся все время за спину матери и пытаются строить семейную жизнь, прячась за маминой юбкой.

Вопрос телезрительницы: «Как Церковь сейчас говорит о потустороннем мире? Я слышала, священники говорят, что там все спят и ждут Второго Пришествия. А тогда кому же мы молимся, каким святым? И Павел о каком мире говорил, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог?».

– Будьте добры, откройте Библию, где Господь точно говорит, что восстанут мертвые, и мы с вами услышим, что говорит Господь. А больше Церковь не может ничего сказать.

Мы с вами не будем обобщать. И никто меня не уполномочил говорить от имени Церкви. То, что вы сейчас сказали, – я первый раз такое слышу. Я не думаю, что это серьезная мысль. Но и надеюсь, что это не так, как в кино показывают, когда все сидят под яблонями, на арфе, на скрипочке играют, и так далее.

То, что для нас мир усопших тайна, – это хорошие показатели истинности Божественности нашей веры, что она не выдумана людьми, как, предположим, созданные вероисповедания языческие, и у них есть отдельная «Книга мертвых», которая точно рассказывает, как себя надо вести, и так далее. Действительно, реальный Господь говорит о тайне. Мы с вами, читая Евангелие, видим, что воскрешенный четверодневный Лазарь ничего не говорит – никаких слов не записано, хотя он был потом епископом Иерусалимским: ничего он не оставил нам, рассказывая, где он эти 4 дня провел и что видел.

Даже есть предание: он только несколько раз улыбнулся после того, как воскрес.

– Я тоже это слышал: что он при жизни был любимцем компании, в центре всех событий, а по смерти практически перестал улыбаться. Мы с вами принимаем то, что нам говорит Священное Писание, что говорит Господь, а значит, принимаем Заповеди блаженств и надеемся, что не будем очень строго судимы за злые дела. Я очень на это уповаю, а Господь как раз нам с вами об этом говорит: злые восстанут на суд, а кто добрые дела делал, те и судимы не будут (наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения). Очень хочется успеть сделать хоть какие-то добрые дела. И страшно на Божием Суде быть: на земном-то суде и то мы не хотели бы с вами быть, а уж на Небесном тем более… Поэтому, думаю, не должно заморачиваться, чем заняты наши усопшие.

Вопрос от телезрителя: хорошо ли дарить иконы? Телезритель считает, что это несколько некорректно. Рассудите, пожалуйста, как правильно?

– Как приходской священник и как служитель Церкви, когда люди приходят за благословением с просьбой: «Батюшка, благословите, – я хочу подарить икону» (на свадьбу своих детей или своим знакомым), то прошу об одном – прежде чем дарить, обратите внимание, как они относятся к иконе: дорого ли это будет?

Будет ли икона на достойном месте...

– Конечно, об этом идет речь. Если для человека дорога икона, этот образ, есть желание помолиться перед иконой, то это замечательный и очень дорогой подарок.

У некоторых вошло в привычку – побывать в паломничестве, набрать маленьких иконочек и раздавать их налево и направо, не обращая внимания, как люди к ним относятся. Получается попрание святыни – по-другому не скажешь. Многие роняют эти иконы, бросают их, оставляют где попало: выходишь из храма, смотришь – на лавочке лежат иконы, которые только что кто-то раздавал… Эта же беда нас посещает, кстати, когда в честь какого-нибудь торжества в храме батюшка (я сам через это проходил) с любовью раздает иконы; люди подходят ко кресту, он вручает вот эти маленькие иконочки, а потом смотришь: на улице валяются, дети ими играют – уже начали песочек копать. С ужасом на это смотришь и думаешь: «Я стал источником греха! Я подтолкнул людей на это…». Поэтому, например, можем сделать так – поставим стопочку икон и говорим людям: кто хочет, можете взять себе вот этот образ, он с любовью привезен из паломнической поездки или освящен на мощах. И действительно, оказалось, что не все подходят, – большинство, но не все. Это первое.

Второе. Не секрет, что многие берут иконочки и начинают их куда-то класть. Смотришь, в кармане лежат деньги, квитанции и иконка. Или у женщины в сумочке: сунет какие-то вещи, и тут же иконочка – и она все это вынимает, роняет… Нельзя так. Поэтому если мы говорим, чтобы икона дарилась, то мы должны знать, что человек примет этот дар достойно.

Даже хочется сказать, чисто по-человечески, – не навязывайте икону, если этим не дорожат люди. Вот, например, молодая семья. Так сложилось, что мама у них верующая, а дети – не очень; не хотят они иметь икону в своем доме или обилие икон. Предположим, у них уже есть одна, стоит на полочке или висит на стене – ну не хотят они больше икон. А мама: «Нет. Я была там. Это помогает от этого, от того» – и начинает впихивать, впихивать... Нельзя так. Хочешь детям сделать подарок, спроси: «Ребята, если я вам привезу иконы, нужно вам?» – «Мам, нам не нужно, лучше привези святой оводички». Лучше вместо этой массы маленьких иконочек привезти бадью святой воды: пожалуйста, пейте вместе с детьми – это важнее, чем крошечные календарики, которые начинают везде рассыпаться...

Я вам серьезно говорю – как священник: в каждом храме есть местечко, куда приносят так называемые старые иконы, непригодные, к сожалению, к употреблению. У нас кипы собираются вот этих иконочек размером с календарь: залитые маслом, помятые, порванные – такое ощущение, что нарочно их люди жамкали своими ладонями. Нельзя так. Как получилось, что икона вся такая мятая? Где она хранилась?

Поэтому, друзья мои, прежде чем дарить икону, поинтересуйтесь, дорог ли человеку этот подарок.

Отец Александр, спасибо Вам за сегодняшнюю встречу, беседу. Мы ответили на много вопросов – очень рад, что телезрители дозвонились, мы были рады всех вас слышать.

– Спаси Господи, друзья мои, за вопросы. Простите, если что-то сказал не так, как вы хотели бы услышать. Благодарю ведущего, что он пригласил меня на эту передачу. Храни всех Господь, друзья мои.

Записала:
Татьяна Муравьева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс