Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (989) → Протоиерей Григорий Григорьев: Любовь Бога как ветер радости

Протоиерей Григорий Григорьев: Любовь Бога как ветер радости

№44 (989) / 19 ноября ‘18

Беседы с батюшкой

Наша тема – «Любовь Бога как ветер радости».

– Ветер радости – это богословское определение Бога. Господь – это Дух, ветер, наполняющий всю вселенную. Сегодня мы хотим разобрать тему о Господе как о ветре радости, Который создал вселенную и наполняет ее Своей Божественной любовью. Подтолкнула нас к этой теме паломническая поездка на Кипр с прихожанами храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Выборгской епархии. Наш верхний храм посвящен Иоанну Предтече, а нижний – священномученику Киприану и мученице Иустине. Каждый год мы ездим на главный храмовый праздник священномученика Киприана в деревне Менико на Кипре. У них этот праздник отмечается 2 октября, а у нас 15-го, то есть престолы разнесены по времени, поэтому каждый год мы ездим туда, и можно сказать, что этот храм является побратимом нашего. В прошлом году нам выдали частицы мощей из глав Киприана и Иустины, в нашем храме есть копия главной иконы, куда мы вложили эти мощи. А в этом году мы отвозили в подарок храму в Менико главную икону Киприана и Иустины нашего храма.

Именно поездка на Кипр навела на эту тему. Сам по себе Кипр – очень интересная территория. Он разделен на две части: Южный Кипр, 60% территории, – православный, и Северный Кипр, 40%, – оккупированный Турцией. Есть еще две территории, имеющие самостоятельный статус. Демаркационная зона – зона разграничения огня: когда 44 года назад было подписано соглашение между Турцией и Кипром о временном прекращении огня, 2% территории Кипра между противостоящими армиями, стали демаркационной зоной, где стоят войска Организации Объединенных Наций. И есть две английские авиационные базы, которые вместе занимают еще 2% территории острова.

Демаркационная зона прошла по некогда цветущему и всемирно известному городу Фамагуста, и 40% его территории попало в эту «мертвую» зону. И вот 44 года более ста пятизвездочных отелей стоят с выбитыми окнами, провалившимися крышами, там разрушенные дома, храмы, заминированные сады, засохшие деревья – это 40% цветущей Фамагусты. Я говорю это к тому, что возникает ассоциация: в душе каждого из нас есть свой южный и северный Кипр, есть своя Фамагуста – мертвый город и воздушные базы, откуда взлетают самолеты, но это могут быть самолеты неприятеля, а могут быть свои собственные.

Именно такое состояние показывает асимметрию человека. Широка душа русского человека, говорил Федор Михайлович Достоевский, и Бог, и сатана в ней вмещаются, хорошо бы сузить душу до одного Бога. Вся современная наука – квантовая физика, астрономические исследования – построена на основах закона симметрии.

Симметрия – абсолютный закон устройства Вселенной. Симметрия – это порядок. Симметрия – это благодать. Симметрия – это радость. Симметрия – это Божественная любовь. Например, физики находят некую частицу и точно знают, что есть античастица, которую долго ищут и обязательно находят. Вот это и есть симметрия: частица – античастица. Но и частица, и античастица созданы в рамках Божественной любви.

Таким примером уникальной симметрии является периодическая таблица Менделеева. Дмитрий Иванович увидел ее во сне, и до сих пор ученые доставляют в нее элементы: высчитывают удельный вес, дают названия, хотя пока нет самого элемента, но он обязательно находится. То есть в основе Вселенной лежит именно закон симметрии.

Все зло в мире находится за пределами вселенной Божественной любви. Господь в Евангелии называет это место ада – тьма внешняя. То есть ад находится вне вселенной любви. Если бы он находился внутри этой вселенной, то Божественная любовь превратила бы ад в рай. Но зло претендует на некий вечный смысл, именно оно претендует на некую симметрию Божественной любви. Зло не является симметрией Божественной любви, как смерть не является симметрией жизни, как ржавчина на металле не является его симметрией, как болезнь в человеке не является симметрией человека, как червяк в яблоке не является симметрией самого яблока. По сути дела, в этом и состоит главное лукавство хаоса.

Ад – это хаос, держава смерти. Будучи абсолютно асимметричным, находящимся за пределами Божественной любви, имеющим время появления и время исчезновения при Втором Пришествии Христа, ад претендует на некую вечную составляющую. Именно это и есть лукавство державы смерти. И каждый из нас, имея широкую душу с «южным православным Кипром» и «северным оккупированным», является порталом, который соединяет человека со злом, и одновременно порталом, который соединяет его с Богом. И все, что мы называем темными силами, населяющими мир, все зло, населяющее мир, – все проходит через человека. Однажды святитель Иоанн Златоуст сказал: «Избави мя, Господи, от человек некоторых, и бесов, и всякия иныя непотребныя вещи». Бесы в этом мире проявляются именно через людей.

Вопрос телезрителя: «Скажите, пожалуйста, как можно причащаться чаще, когда есть огромное желание причащаться три раза в неделю – в среду, пятницу и воскресенье. Второй вопрос – у моей бабушки и еще у одного моего знакомого такая нервная болезнь, когда они побеждаются лукавыми мыслями. Как побороть эту болезнь, если Священное Писание говорит, что человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих? Как разорвать замкнутый круг, когда в душу вселяется лукавый и не дает распространяться любви? Ведь на Господа хотя и нападали бесы, Он не был одержим ими, а, наоборот, помогал людям избавляться от них. Как победить бесовское лукавство в самом себе, в первую очередь, и как полюбить ближнего, как самого себя? Часто психотерапевты говорят, что надо сначала полюбить самого себя, тогда полюбишь ближнего, что надо прежде всего полюбить себя как гармонию, созданную Творцом».

– Спасибо, очень много вопросов, я бы сказал, целое выступление. Оно не совсем по той теме, которую мы поднимаем сегодня, но близко к ней. Это выступление вызвано как раз некой внутренней асимметрией в душе человека, с желанием расширить территорию «южного Кипра» – светлую часть своей души. Но хочу сказать, что по нынешним временам великим аскетическим подвигом современных людей является задача удержать ту светлую часть, которая у нас есть от рождения. Я не говорю уже «расширить». Хотя бы уменьшить «мертвый город» и «северный Кипр» – ту темную часть души, которая есть в каждом из нас, потому что сатана с Богом борется и поле битвы – сердца людей.

Теперь по порядку с позиции асимметрии. Что такое страхи? Страхи – это когда «Фамагуста», мертвый город, начинает проявляться в сознании человека. Страхи – это портал в ад, в бездну, к духам злобы поднебесной. Страхи всегда проистекают от недоверия к Богу. Именно недоверие к Нему лишает нас верности Его заповедям. Потому что если бы мы хотя бы внимательно прочитали Евангелие и услышали, что каждый волос на голове нашей перечтен, то мы бы понимали – какие могут быть страхи? Чего нам бояться? Кто против нас, если с нами Господь?

Нередко страхи проистекают именно от поврежденной центральной нервной системы человека, это может быть следствием проявления болезни. Но все-таки первое, что бы я порекомендовал от страхов, – перестать бороться с ними, потому что любая борьба со страхами фиксирует на этом и тем самым усиливает их. Надо поблагодарить Бога за страхи, перестать с ними бороться и начать приближаться к Богу. Как-то я уже говорил, но, думаю, уместно повториться, что святых отцов иногда называли «небопарными орлами» – орлами, парящими высоко в небе. И земной орел является главной птицей, на которую не нападает никакая другая, потому что он самый сильный, самый великий и самый могучий. Но иногда, когда он сидит в гнезде, к нему тайно подлетает ворон, садится на спину, зацепляется когтями и начинает клювом проклевывать мясо и пьет кровь. Орел никогда не сбрасывает ворона – он начинает подниматься в горные веси, он поднимается все выше и выше: он привык летать на большой высоте. И наступает такой момент, когда от кислородного голодания ворон замертво падает с орла и разбивается. Орел не страдает. Когда нас начинают беспокоить страхи, сомнения, то нужно подниматься в горние веси.

Вы говорите, что хотите причащаться не один раз в неделю, а два и три. Мы уже не раз говорили, и я хочу повторить, что первохристиане причащались каждый день. Так было почти шесть с половиной веков. Это было ежедневное Причастие, потому что раньше во время Литургии Тело и Кровь Христовы выносили в храм и люди сами себя причащали, а остатки святыни забирали с собой, бережно их хранили, высушивали и этими запасными Дарами причащались, когда не могли прийти в храм. На Шестом Вселенском Соборе было принято решение прекратить самостоятельное Причастие, когда есть священник или епископ, и причащаться из их рук. То есть прямо самостоятельное Причастие не было запрещено, но оно было запрещено при наличии священника или епископа. Постепенно практика самостоятельного Причастия начала утрачиваться.

Конечно, человек не имеет возможности ходить в храм каждый день, но три раза в неделю (среда, пятница и воскресенье) – это замечательно. Как готовиться к этому? Несомненно, надо договариваться на месте с батюшкой, получать благословение тех священников, которые будут вас причащать. Потому что некоторые священники скажут, что следует соблюдать учрежденные посты: среду, пятницу и многодневные, и этого достаточно, кто-то будет накладывать дополнительный пост. Кто-то из отцов скажет, что главная подготовка к Причастию – это сама Божественная литургия, в которой есть и Покаянный канон, и Причастное правило, и он будет прав. А кто-то скажет: нет, обязательно надо вычитывать дополнительные правила. Если человек причащается часто, возможно, ему разрешат вычитывать их по частям, и не только перед Причастием, но и после него.

Могут быть применены разные подходы. Кто-то скажет, что надо обязательно быть на вечерней службе накануне. Но при том, что человек хочет Причащаться три раза в неделю, в некоторых храмах может не быть ежедневной вечерней службы. Так что все это надо согласовывать со своим священником в том храме, где вы причащаетесь, и помнить, что в Православии всегда было два подхода: мягкий путь – икономия, для восстановления внутренней симметрии человека, и жесткий путь – акривия, аскетический путь жестких, именно аскетических подвигов.

В наше время, когда мировое зло начинает нарастать, для человека особенно важной становится икономия, и 102-е правило Вселенского Собора так и говорит: проявляй к страждущему сострадание, дабы не ввергать душу страждущего в стремнины отчаяния. Мягкий подход – проявлять милость к человеку, считая подвигом его приход в храм. На сегодняшний день сам приход человека в храм является аскетическим подвигом, а дальше происходит восстановление образа и подобия Божия, восстановление Божественной симметрии.

Во время Литургии священник восклицает: «Святая святым!», «Пейте от нея вси!», «Приидите ко Мне вси!» Несколько раз повторяется «вси», то есть призываются все. Потом священник говорит: «Со страхом Божиим, верою и любовью приступите!». То есть идет постоянное призывание людей именно принять Тело и Кровь Христа – тот Дар, который Сам Господь дает нам в этом таинстве. И в этом, конечно, будет восстановление внутренней симметрии. То есть внутренняя симметрия – это восстановление рая в твоей душе. «Царство Небесное внутри вас есть», – говорит Христос. Именно восстановление образа и подобия Божиего, закрытие «темного портала» души.

Дело в том, что зло все время пытается через человека населить мир. Я уже говорил молитву Иоанна Златоустого: «Избави нас, Господи, от человек некоторых, бесов и всякия иныя непотребныя вещи». То есть зло проходит именно через людей. Именно мы с вами населяем этот мир злом, и когда мы видим, что мир погружается во зло, то ведь это мы являлись теми порталами, через которые зло проходит. Но человек и вселенная устроены таким образом, что, когда зло проникает во вселенную симметрии и Божественной любви, Божественная любовь все равно уничтожает его. Во всех физических законах есть такие моменты, когда они перестают работать. В физике это называется зоной бифуркации. В медицине бифуркация – это раздвоение, когда один сосуд раздваивается. До момента бифуркации законы зла работают: зло все просчитывает, выстраивает некие планы, но, встретившись с бифуркацией, сталкивается с непостижимым Божиим Промыслом – с тем, что Господь создал вселенную любви, и любовь начинает уничтожать зло. Энергия любви как бы сжигает это зло, и оно превращается в добро.

Я бы хотел еще раз подчеркнуть, что симметрия – это жизнь, асимметрия – это смерть. Мы помним, что Господь в Своем евангельском служении не раз поднимал умерших людей. Например, когда Он шел с учениками в город Наин, навстречу шла погребальная процессия, которая несла единственного умершего сына вдовы, все плакали – идет смерть навстречу Источнику Жизни. Они встречаются, и смерть не выдерживает: асимметрия смерти сжигается симметрией Божественной любви – и сын наинской вдовы исцеляется. Лазарь четверодневный, труп разлагающийся: асимметрия разложения, асимметрия смерти встречается с любовью Бога – и Лазарь четверодневный воскресает. Мертвая дочь Иаира при встрече с Любовью воскресает. Как при встрече с Богом, Источником вечной жизни, смерть отступает, точно так же всякое зло в конечном счете уничтожается внутри этой вселенной, потому что оно не может захватить ее. Зло может только наполнить наш мир на очень короткое время, а потом Божественная любовь все это уничтожит, потому что добро всегда побеждает.

Божественная любовь преобразует хаос зла в энергию Божественной любви. В этом состоит великий главный смысл того, что все в мире симметрично. Асимметричен только человек. Действительно, у каждого человека асимметричное лицо в большей или меньшей степени. Мы вспоминаем наиболее древнюю икону Спасителя – «Спас Синайский», где асимметрия лица очень большая: как бы одна половина лица – Божия, а другая – человеческая, то есть это праведный Судия и любящий Отец. Так вот, мы сейчас живем во время любящего Отца. Асимметрия, которую Бог принял на земле, – это асимметрия нашего мира. А встреча с Богом приводит нас к полной симметрии – восстановлению образа и подобия Божиего.

Ведь этот мир отдан нам – человек является генератором Божественной любви. Портал души, открытой в ад, – это духовное заболевание. И наша задача в этой жизни – уменьшить темную часть, насколько это возможно (или хотя бы не дать ей увеличиться), и уничтожить «мертвый город Фамагусту» со страхами, сомнениями, раздражением. На самом деле все наши свойства за счет этого «мертвого города» внутри нас, за счет темной части души, за счет соединения с порталами зла превращаются в грехи. Грех – это разрушение цветущей души человека, когда все свойства превращаются во зло.

Мы можем рассмотреть это на примере такого греха, как гордыня, или добродетели смирения. Наверное, каждый православный человек слышал, что смирение – высочайшая православная добродетель, что оно выше поста, молитвы, выше любых дарований, то есть это высочайшая добродетель и высочайший Божий дар. А гордыня – величайшее зло. Правда, есть такое понятие – «смирение паче гордости», то есть ложное смирение.

Что же такое смирение? Если мы возьмем Евангелие и проанализируем земную жизнь Христа, то может сложиться впечатление, что Он был не очень-то смиренным Человеком: Он все время обличал фарисеев, всякая Его евангельская проповедь – это вызов, провокация, это обличение, разделение: «Не мир принес Я, но меч», «Да оставит человек и отца, и мать и пойдет за Мной», «Оставь все, что имеешь, иди за Мной», «Возьми крест и иди за Мной».

Мог бы смириться – и стать земным царем.

– Да, легко. Ему это предлагали. Его высшая степень смирения проявлялась в том, что Он выполнял то, за чем пришел, – взять на Себя грехи мира, восстановить его симметрию. Ведь в то время бесы безраздельно властвовали на земле, не зря сатана назывался князем мира. И Господь в конечном счете Своей смертью низведет их в ад и свяжет там, и после Первого Пришествия бесы могут проявляться только через нас, людей, только через нашу темную часть, когда мы сами развязываем своих демонов.

Образ смирения в Евангелии – это образ любящего отца в притче о блудном сыне. Любящий отец – Бог. Это единственное место, где мы прямо видим образ Бога, причем в рассказе Самого Бога Иисуса Христа. То есть Господь Иисус Христос Святым Духом рассказывает о любящем Боге Отце. И вот когда сын выражает очень плохое желание – покинуть Отца Бога, Бог не препятствует, не осуждает, не отговаривает, не предупреждает. Он отпускает и ждет. Смирение возможно только в духе Божественной любви Любящего Отца, Который готов смириться перед человеком, не хотящим смиряться перед Ним. Если мы не можем смириться естественным образом – в духе любви перед теми, кого мы смиряем, значит, наше смирение ложное, а если мы не хотим смириться, то это смирение паче гордости, то, что называется словом «гнобление», «порабощение», «манипулирование». То есть под видом смирения человеком иногда начинают манипулировать. То есть смирение без любви – это высшая форма гордыни, смирение паче гордости. Смирение является частью любви, а без нее оказывается гордыней. Любовь – это ангелы, а уход любви – бесы. Как ангелы без любви превратились в бесов, так же происходит со всеми нашими свойствами без Божественной симметрии.

Симметрия – это та гармония, та радость, для которой мы рождены. Симметрия в человеке – это духовное здоровье в человеке, когда ветер радости – Господь наполняет паруса нашей души и расширяется «южный Кипр» – светлая, Божия часть нашей души. Это крайне важно для нас всех. (Окончание в следующем номере)

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс