Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (988) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 118

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 118

№43 (988) / 12 ноября ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№42 (987) 2018

– Продолжим разбирать 118-й псалом. Мы уже разобрали две части этого псалма – псалом большой, занимает целую кафизму, поэтому мы разделили его на 4 части, сегодня 3-я часть.

86-й стих: «Вся заповеди Твоя истина: неправедно погнаша мя, помози ми». Тяжело было Псалмопевцу Давиду, и он как бы выражает свое внутреннее чувство: «Вся заповеди Твоя – правда. Неправедно погнаша мя, помоги мне, Господи», ибо не принимается тот, кто стремится всеми силами исполнять заповеди Божии. Так и в нашей жизни: к такому человеку прилепляется имя, что он не от мира сего, и этот мир отвергает его вместе с теми, кто окружает его. Вот Псалмопевец и просит о помощи, чтобы Господь помог ему в совершении заповедей.

Вмале не скончаша мене на земли: аз же не оставих заповедей Твоих». Враги могут причинить великое зло человеку, который стремится исполнить заповеди Божии и, если Господь не помогает человеку, он не сможет преодолеть всех испытаний. Однако он видит силу заповедей Божиих и, невзирая на все испытания, продолжает их сохранять.

«По милости Твоей живи мя, и сохраню свидения уст Твоих». По смирению своему Псалмопевец просит у Господа помощи: если Господь явит милость Свою, тогда легче будет исполнить все Его заповеди.

«Во век, Господи, слово Твое пребывает на небеси. В род и род истина Твоя: основал еси землю, и пребывает». Слово Божие остается непреложным. Все в жизни человеческой изменяется: человеческие законы, закон царств, государства, наши слова, ибо мы не имеем постоянства, не имея совершенства. Но Господь наш совершенен, слово, которое Он говорит, остается непреложным. Поэтому и непреложен Закон Божий: он не может подвергнуться изменению, ибо в Боге правда, истина, в Боге совершенство и святость. Сегодня мы становимся свидетелями, как Западные Церкви изменяют Священное Писание – например, католики или протестанты доходят до абсурда, вставляя туда свои слова и подгоняя слово Божие под понимание современного мира, удаляя истину, правду и святость, которые Господь заложил в Священное Писание. К сожалению, это говорит лишь о том, что они идут в противоречие со словами Писания. И в своем наставлении Псалмопевец как бы наущает эти народы, напоминая им, что вовек слово Божие остается непреложным. И мы должны сохранять слово, что Господь оставил нам здесь, на земле, из рода в род сохраняя ценность слов, которые ведут человека ко спасению.

«Учинением Твоим пребывает день: яко всяческая работна Тебе». То есть всем тем, что Господь благословляет, и живет этот мир, всеми законами, которые Господь оставил. День сменяется ночью, ночь сменяется днем – все природные явления тоже бывают по Закону Божьему.

«Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем». Здесь смирением Псалмопевец называет искушения, которые посещают его. Если бы Господь не являл милость Свою, то невозможно было бы преодолеть искушения, они победили бы. Давид говорит: аще бы не закон Твой поучение мое был, то есть он во всем научался от Закона, в изучении Священного Писания брал силы, опирался на этот Закон, который помогал ему выживать и вместе с милостью Божией противостоять всем искушениям.

«Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси»: если бы Господь не дал оправданий, милости Своей, не оживил бы человека, то он не смог бы жить: всякий человек преступает Закон. А Господь являет Свою милость, оживляет человека, и он продолжает жить и вновь возвращается к исполнению Закона Божия.

«Твой есмь аз, спаси мя: яко оправданий Твоих взысках». Псалмопевец свидетельствует, что он Его раб: «Спаси меня, Господи, потому что я Твой раб, и всю свою жизнь я стремлюсь исполнить заповеди Твои, потому что полюбил Закон Твой». В предыдущих стихах мы говорили: «Воздаждь ми, Господи, яко раб Твой есмь». То есть воздаждь мне не потому, что я стремлюсь исполнить Закон Твой, а потому, что я раб Твой. Здесь свидетельство: «я – сын Божий», – а к сыну другое отношение (если я раб, то и к рабу другое отношение, неслучайно русская пословица говорит: хоть дитя криво, да для родителей мило). На это опирается Псалмопевец, когда обращается к Богу

«Мене ждаша грешницы погубити мя: свидения Твоя разумех». Против человека, исполняющего Закон Божий, выступают очень многие. И как бы видно, что надо противостоять грешникам, воздать им за их действия, чтобы они вразумились, но Псалмопевец говорит: «Мене ждаша грешницы погубити мя: свидения Твоя разумех». То есть: «Я видел их замысел, но не противостоял им, потому что я стремлюсь исполнить Твой Закон».

«Всякия кончины видех конец: широка заповедь Твоя зело». В жизни всякому человеку готовится конец, но Давид видел широту заповедей Божиих – когда человек изучает Закон Божий, он получает духовное вдохновение и для него заповеди Божии не становятся узким жизненным путем, а дают широту, полет его духа через добрые дела, добродетели и через святую жизнь.

«Коль возлюбих закон Твой, Господи, весь день поучение мое есть». Кто любит Закон Божий, тот помышляет о нем. Что значит возлюбить Закон Божий? Это значит, что сердце уже принадлежит этому Закону. Любящий не может без любимого. То, что мы любим, к тому и стремимся, ищем этого в своей жизни: без этого нет полноты нашей жизни. И вот здесь Псалмопевец говорит: «Я полюбил Закон Твой – я постоянно думаю о нем, размышляю, стремлюсь исполнять его и от этого получаю радость. И весь день поучение мое есть, то есть нет минуты в этом дне, чтобы я не думал о Законе и не стремился к нему».

«Паче враг моих умудрил мя еси заповедию Твоею, яко в век моя есть». Заповедь умудряет его: к нему пришла мудрость. Почему Псалмопевец становится таким мудрым правителем и делает столько доброго и очень важного для своего государства? Где он берет силы? Где он берет мудрость? Ему дает Господь, ибо Давид полюбил заповедь Божию: он весь день думает об этой заповеди, без нее он не представляет своей жизни. Вот Господь и дает ему мудрость, и мудростью Давид совершил благие дела во благо своего Отечества.

«Паче всех учащих мя разумех, яко свидения Твоя поучение мое есть». Опять здесь говорит Псалмопевец, что он учится у Господа мудрости. И хотя ученик не может быть выше учителя, но поучение его – от Господа и от Закона, который Господь дает ему.

«Паче старец разумех, яко заповеди Твоя взысках». Хотя Давид был очень молод, но у него была мудрость паче старец: старчество – это и есть мудрость. Чем старец отличается от старика? Старик – это показатель человеческого возраста, а старец – показатель его мудрости. И хотя Давид еще и не стар годами, но зато очень мудр, и мудрость он получил от Закона Божия, ибо постоянно искал заповедей Божиих.

«От всякаго пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя» – он всю жизнь свою стремился уйти от дел лукавых, от мыслей лукавых, стремился постоянно исполнять заповеди Божии. Исполнение заповедей Божиих уводит человека от неправильных поступков, которые причиняют боль и ближним нашим, и нам самим.

«От судеб Твоих не уклонихся, яко Ты законоположил ми еси». Суды Божии – это заповеди, крепкая вера в непрестанно бодрствующий всевидящий Промысл Божий, все определяющий в нашей жизни, стремление к добру и исполнение всего благого, что Господь дает в жизни человека.

«Коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда устом моим». О каких словесах говорит здесь Псалмопевец? Конечно же, он говорит о слове Божием: и сладки, и приятны эти словеса для каждого человека. Здесь Псалмопевец призывает нас изучать Священное Писание. Слова Божии сладки паче меда устом моим. Все остальное преходяще, оно может услаждать лишь мимолетно, не давая радости в жизни, – мы послушали, поразмышляли и забыли. А слово Божие глубоко проникает в сердце человека, дает ему мудрость и правильные поступки, которые, во-первых, сладки для самого человека тем, что он не совершил ошибки. Во-вторых, они радуют и близких. Посему человек, живущий в Законе Божием, исполняющий слово Божие, углубляющийся в изучение слова Божия, пребывает в сладостном состоянии.

«От заповедей Твоих разумех, сего ради возненавидех всяк путь неправды». Кто изучил заповеди Божии, кто познал Закон Божий, тот будет отвергаться всякого пути неправды, никогда не пойдет ложным путем через неисполнение заповедей Божиих.

«Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим». Вот что значит слово Божие – оно освещает путь человека. Что значит иметь такой светильник? Мы в жизни порой не знаем, каким путем идти, какие поступки совершать, но человек, ознавший слово Божие, соизмеряет свои поступки со словом Божиим и тогда делает правильные действия. А тот, кто не знает слова Божия, не исполняет Закона Божия, не изучает его, спотыкается, идет во тьме: у его нет светильника. А мы знаем, что если идти во тьме, то попадешь в яму и сломаешь ногу, или ударишься о косяк или о какой-то предмет, которого ты не видишь, – твои поступки будут неправильными и причинят тебе сильную боль, а порой это падение может быть смертельным.

«Смирихся до зела, Господи, живи мя по словеси Твоему». Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Псалмопевец Давид говорит: «Я смирился до зела, Господи, а Ты оживи меня по Твоему Божественному слову».

«Вольная уст моих благоволи же, Господи, и судьбам Твоим научи мя». Добродетель должна быть вольная – свободная от всякого принуждения. Такова была Давидова, который молился Богу, чтобы Он благоволил принять дела его только произвольные: добрые дела, совершенно свободно совершающиеся, от души.

«Душа моя в руку Твоею выну, и закона Твоего не забых». Все Давид влагает в руки Божии, ибо без Господа невозможно ничего сделать.

«Положиша грешницы сеть мне: и от заповедей Твоих не заблудих». Кто положиша сеть? Враг рода человеческого и враги видимые стремились расставить сети, но Давид говорит: «Так как я не забыл Закона Твоего, исполнял Закон Божий, значит, я и не впал в эти сети».

«Наследовах свидения Твоя во век, яко радование сердца моего суть: приклоних сердце мое сотворити оправдания Твоя в век за воздаяние». Псалмопевец говорит: «Господи, помоги мне, чтобы мое сердце было приклонено, чтобы оно стремилось исполнять заповеди Твои за воздаяние». Господь, конечно, дает милость за это.

«Законопреступныя возненавидех, закон же Твой возлюбих». Невозможно, говорит Псалмопевец, любить тех, кто нарушает Закон Твой, – законопреступных. Он никогда их не любил и никогда не шел вместе с ними, но показывал всем, что он Закон же Твой возлюбих, то есть он шел по пути исполнения Закона Божия. Невзирая на свое высокое положение, он всегда стремился исполнять Закон Божий.

«Помощник мой и Заступник мой еси Ты: на словеса Твоя уповах». Псалмопевец нигде никогда не искал помощи и заступления. Мы в предыдущих псалмах говорили: если они на колесницах, на конях, с оружием, то Давид на Господа Бога уповал. Вся его жизнь – это полное упование на Господа, он имеет Господа своим Помощником и Заступником. Он говорит: «Я всегда уповал на Твои словеса». Господь не посрамит тех, кто уповает на Него, поэтомуДавид всегда искал заступления от Господа.

«Уклонитеся от мене, лукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего. Заступи мя по словеси Твоему, и жив буду: и не посрами мене от чаяния моего: помози ми, и спасуся, и поучуся во оправданиих Твоих выну». Псалмопевец просит здесь, чтобы все непотребное ушло от него, и чтобы он отошел от всей неправды, которая есть в этой жизни, и тогда он сохранит заповеди Божии. И просит, чтобы Господь помогал ему, являл ему Свое покровительство, Свою милость. Действительно, если человек находится в каких-то испытаниях, ему тяжело направить силы свои на изучение Закона Божия. А если Господь избавляет от лишних испытаний, на которые нужно тратить силы, он говорит: «Я тогда направлю все силы на изучение Закона Божьего».

«Уничижил еси вся отступающия от оправданий Твоих, яко неправедно помышление их». Что ждет человека, который не исполняет Закона Божия? Уничтожит Господь таких людей, и у них не будет блага ни в этой жизни, ни в вечной. Псалмопевец именно об этом предупреждает всех, кто не хочет идти по пути исполнения заповедей, не прислушивается к слову Божию, не изучает его. Жизнь временная пройдет очень быстро, и что останется такому человеку? Ничто потребное не останется у него в этой жизни, и ничего доброго он не получит в жизни будущей.

«Преступающия непщевах вся грешныя земли: сего ради возлюбих свидения Твоя». Преступниками, говорит Давид, я почитал всех тех, кто не исполняют Закона Твоего, пренебрегают им и живут согласно своему внутреннему устремлению. Но я возлюбил Закон Твой, невзирая на то, что столько соблазна бывает в этом мире.

«Пригвозди страху Твоему плоти моя, от судеб бо Твоих убояхся». Здесь Псалмопевец просит: «Не дай мне, Господи, воли и свободы в моих действиях, пригвозди, прибей плоть мою, чтобы она не имела вольности совершать непотребные дела, что уведут меня от исполнения заповедей Твоих» – просит, чтобы соблазна, греха не было в его жизни.

«Сотворих суд и правду: не предаждь мене обидящым мя». Он говорит: «Я сотворил суд и правду, то есть исполнил весь Закон и стремился исполнить все твои заповеди. Ты, Господи, не предаждь мене обидящым мя, тем, которые хотят причинить мне зло в жизни». Не каждый может сказать такие высокие слова, чтобы Господь не предал его в руки обидящих, ибо он исполнил заповеди; к сожалению, мы с вами не можем сказать таких высоких слов. Однако же Псалмопевец показывает, что невзирая даже на его высокое положение, можно достичь и такой святости.

«Восприими раба Твоего во благо, да не оклеветают мене гордии». Клевета – очень тяжелое испытание в жизни: она не дает человеку возможности сохранить мирное состояние, не дает порой силы славословить Бога. Поэтому Псалмопевец и просит, чтобы его Господь избавил от такого состояния.

«Очи мои исчезосте во спасение Твое и в слово правды Твоея» – такое усиленное желание спасения: Псалмопевец говорит, что он желает спасения: он не хочет больше никакого другого служения, но только спасения.

«Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и оправданием Твоим научи мя» – опять просит милости Псалмопевец, чтобы Господь сотворил с ним все по милости и научил его заповедям Божиим.

«Раб Твой есмь аз: вразуми мя, и увем свидения Твоя». Он опять подчеркивает, что он раб Божий, что он отрекается от своей воли и хочет творить волю Божию, благую и совершенную, которая приводит человека к тому, что он пребывает всегда с Богом. Через исполнение воли Божией и заповедей Его человек всегда пребывает с Богом.

«Время сотворити Господеви: разориша Закон Твой» – время наказать врагов, которые не исполняют заповеди Божии и становятся соблазном для многих людей, стремящихся к жизни в Законе Господнем и к жизни по слову Твоему.

«Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия» – нет ничего ценнее в моей жизни, говорит Псалмопевец, как только любовь к заповедям Божиим: ничто земное не находится в моем сердце, где только Твой Закон, Господи, только стремление исполнить слово Твое, быть достойным сыном Твоим. Не надо мне золота, драгоценных камней, ничего я не хочу в этой жизни, только одного: исполнить заповеди Твои.

«Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех. Дивна свидения Твоя: сего ради испыта я душа моя. Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы». Здесь он говорит, что на своем опыте может сказать, насколько сильны чувства, когда ты исполняешь заповеди Божии. Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы: Твое слово воспринимается чистой душой и светлым разумом.

«Уста моя отверзох и привлекох дух, яко заповедей Твоих желах». Он просит, чтобы благодать Святого Духа помогла отверзть уста и привлечь Духа. Разумение Божественных слов не допускает обольщаться удовольствиями или пустою славою. Уста отверзаются не для пустословия, клеветы или осуждения, но должны быть направлены к постоянному славословию Бога: если человек славословит Бога в своей жизни, то он уже приобщается к Царствию Небесному. Все остальные слова осуждают человека.

Вот такие удивительные, глубокие стихи этого псалма мы сегодня разбирали, где Псалмопевец призывает каждого из нас изучать слово Божие и тем привлекать сердце свое к Небесным ценностям. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс