Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Верующие православные христиане или сочувствующие вере? Потому что это еще большой вопрос: верующий ты человек или нет… Что значит верить? Кто такой верующий человек? Кто это определяет? Нельзя определить, кто верующий человек, или все-таки можно? Это большой вопрос, и мы его задаем сами себе. Например, мои неверующие друзья любят иногда уколоть меня или моих приятелей тем, что если ты верующий человек, имеешь веру как зерно горчичное, то «скажи сему шкафу, например (не обязательно горе): „Поднимись и сойди вниз!” так можно белый австрийский рояль перенести с 7-го этажа: зачем вызывать грузчиков, когда ты верующий человек и можешь своей верой его перенести?». Конечно, это ерничество и разговор в совсем иной плоскости, но мне, христианину, как определить: что такое вера? Что меня делает верующим человеком?
«Я хожу в церковь, я соблюдаю церковный ритуал, посещаю службы, ставлю свечи», «я участвую в богослужении, пою на клиросе, читаю церковные книги», «я принимаю церковные таинства, меня крестили, миропомазали, я хожу на Исповедь, причащаюсь» – это делает меня верующим человеком? Это большой вопрос, ведь один замечательный русский философ говорил о священниках: «О риза, немногих ты опреподобила!», – то есть можно быть даже священником, но верующий ли ты человек, это очень большой вопрос: может быть, ты религиозный, ты просто приспособился?
Как говорили в старину, «клобук не делает монаха», – как и крестик на груди не делает тебя христианином. Значит, вера – это нечто внутреннее, а ритуал – внешнее: можно быть верующим человеком и соблюдать ритуал, а можно соблюдать ритуал, но не быть верующим человеком – лояльность к ритуалу еще не делает тебя христианином, не гарантирует тебе статус верующего человека.
Если вера – внутри, значит, это какие-то чувства? Мы ведь хорошо помним, что когда мы приходили в первый раз в жизни в Божий храм, многие из нас плакали, для многих это было волнительно: молитва, чтение, жития святых. Мы себе задаем вопрос: «А это вера или некое эмоциональное потрясение и взволнованность?» – если ты вдруг почувствовал, что утратил веру, то нервно хватаешь с полки книгу известного угодника Божия, перечитываешь, волнуешься или, может быть, умышленно вызываешь в себе чувство греховности, покаяния в своих грехах или, как некоторые говорят, сокрушения, омерзения к самому себе – искусственно вызываешь негативные чувства по отношению к самому себе: это тебя делает верующим человеком? Эмоции – это вера? Вера – это просто эмоциональная взволнованность? Или же нет? Это большой вопрос. Был такой немецкий теолог и философ Фридрих Даниэль Эрнст Шлейермахер, который полагал, что вера – это все-таки чувство абсолютной зависимости, это прежде всего чувство – не более того. Мы сводим веру к чему-то более понятному нам...
Что нам говорит Евангелие? Евангелие сводит веру к ритуалу или эмоции? Мы видим не это. Господь говорит самарянке, задававшей вопрос, где поклоняться Богу и как, на этой горе или в Иерусалиме. Господь отвечает: «Нет, ты все неправильно понимаешь. Вера – это не вопрос места и не вопрос, как кадить, совершать поклоны, приносить жертвы. Вера – это кто. Вот важный вопрос». В Евангелии есть замечательная картина, что есть вера. Я не могу вам дать четкого определения. Есть масса замечательных определений, например, есть богословское: «Вера есть смысл определения». Это очень красиво, но мне кажется, что это не достигает, не исчерпывает ту глубину опыта веры, который присущ человеку. А Евангелие не дает определение: это Книга, далекая от философских спекуляций – она, скорее, рисует, почти как икона, которая дает картинное, пластичное изображение того, что такое вера.
Для меня Евангельский ответ на вопрос «что такое вера?» – это хождение Христа по волнам бушующего моря. Ученики плывут в лодке среди бушующего моря, а за бортом, совсем рядом, идет Христос – спокойно шагает по волнам. Апостолы испуганы и потрясены тем, что видят за бортом: идет по волнам как посуху Христос – это что-то невиданное доселе, и потом они не видели такого больше никогда.
И вот Петр, один из учеников, видя Господа, говорит: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде», – и Господь ему разрешает. Петр, обычный человек, ступает по воде. Что он должен делать? Тонуть! А Петр не тонет, идет, вглядываясь в Лик Христа, сквозь бушующую жуткую пугающую стихию идет навстречу Христу – делает шаг, второй, пугается и начинает тонуть. Господь протягивает ему руку, вытягивает из стихии… Петр, который предпочел бушующую стихию со Христом такому понятному комфорту в лодке, – для меня это образ верующего человека.
Мы должны в этой картине увидеть несколько важных моментов. Вера – это всегда призыв, который ты слышишь от Бога: личная обращенность именно к тебе – не к стране, не к семье, не к народу, а к тебе лично. Тебя Христос позвал. Но вера – это не только призыв, но еще и твой ответ. Ты должен выйти из своей лодки и пойти навстречу Христу. Вот такая динамичная картина веры...
Ты сомневаешься, верующий ты или, может быть, запутался в ритуалах, эмоциях, чувствах? Посмотри на эту картину – посмотри и сверь свой опыт веры, то, что ты считаешь верой, с тем, что нарисовало Евангелие. Вот так вера работает, действует динамично в бушующей стихии: призыв и ответ – не просто ответ словами, а поступок. Поступок делает человека верующим. Поступок Петра совершенно безумный: кто в здравом уме пойдет по волнам?! Это безумие – и тем не менее, если можно говорить об этом, безумие веры. Вера – это безумие перед глазами Бога, влекущее меня навстречу Ему вопреки всем бушующим волнам жизни.
Записала:
Мария Матуленко
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.