Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (987) → Священник Андрей Лысевич: Как умножить любовь в семье?

Священник Андрей Лысевич: Как умножить любовь в семье?

№42 (987) / 6 ноября ‘18

Беседы с батюшкой

Тема нашей беседы – умножение любви в семье. Отец Андрей, что такое любовь?

– Очень хороший вопрос. Думаю, наш разговор необходимо начать именно с этого, ведь как умножить то, чего не знаешь? Надо сначала разобраться с этим, казалось бы, простым и очень сложным вопросом. Думаю, многие наши телезрители знают, что блаженный Августин говорил: все заповеди сводятся к одной – «люби Бога и делай что хочешь», в ней одной соблюдается все христианское благочестие. Но как ее исполнить? Это, конечно же, очень сложно.

Чтобы понять слово «любовь», мне кажется, нужно обратиться к Священному Писанию. Наверное, самый яркий, самый примечательный отрывок из Священного Писания – это слова евангелиста Иоанна Богослова, апостола любви, что Бог есть любовь. Но эти слова можно понять неверно, ибо слово «любовь» в данном случае – не определение сущности Божества, не определение сущности Божией, но предикат Божества: указание, каким образом пребывает Бог; «Бог есть любовь» – это не низведение Бога до наших человеческих чувств, а возведение наших человеческих чувств до образа и подобия Божия.

Мне кажется, даже можно сказать, что эта фраза напоминает нам ветхозаветные слова пророка Моисея, что создал Бог человека по образу и подобию Своему. И любовь, которая присутствует в сердцах людей, может быть названа образом и подобием Творца. Но, как говорили древние отцы, аскеты, подвижники, образ и подобие – несколько разные вещи. Образ – некий идеал, которого может достигнуть человек в уподоблении Богу или в научении любви, а подобие – это реальность, где мы с вами существуем. И вот этот образ Божественной любви был всецело вознесен Творцом, возведен в рай, а потом изгнан из рая за преслушание заповеди... Потом он был обновлен в Воплощении Единородного Сына Господа нашего Иисуса Христа. И вот это обновление стало для нас примером именно не подобия, того, что мы можем придумать своим человеческим умом, а примером образа – того, к чему нам необходимо стремиться.

Бог есть любовь, говорит евангелист Иоанн Богослов. Любовь Божия выразилась в том, что Бог Сына Своего Единородного послал на смерть, на страдания ради нас. Во Христе пребывает истинный образ любви, самый-самый что ни на есть настоящий, самый-самый возвышенный Крестом: Крест есть знамя (символ, знак) любви христианской.

Мы сегодня переживаем довольно тяжелое время, поскольку нам не хватает именно настоящей любви – жертвенной любви. Трудно говорить, почему это произошло, почему наше время отмечено этим знаком. Возможно, это связано с огромным количеством удовольствий, которые предлагает нам прогресс, с тем, что мы можем удовлетворять свои похоти, чувства мгновенно, сиюминутно – и так, как наши предки даже и помыслить не могли. И это, возможно, очень сильно травмирует способность человека любить.

Мне как священнику приходится сталкиваться с колоссальной проблемой. Очень часто встречаешь семьи, или одиноких женщин, или одиноких мужчин, беседуешь с ними и понимаешь одну простую вещь – эти люди по какой-то причине просто разучились любить.

Именно разучились?

– Я исхожу из мысли, что все-таки каждый человек рожден в этот мир с определенными дарованиями Божиими. Возможно, что их наследственность или воспитание сыграли с ними дурную шутку, но по факту на момент нашей встречи оказывается, что этот человек просто не способен полюбить. Девушка молится, ходит в один, другой храм, ищет себе супруга, но не находит его. Неужели нет людей вокруг? Оказывается, что есть парни, есть достойные мужчины, но и этот чем-то не так, и тот чем-то не тот, и эта партия вызывает сомнения, и другая тоже. И в итоге получается, что просто человек боится себя доверить другому, боится свою жизнь связать с кем-то, и именно эта проблема замужества (или женитьбы) оказывается фундаментальной.

Да, конечно, в связи с демографическими особенностями в нашей стране, наверное, девушкам сложнее. Но и среди парней, среди мужчин встречаются примеры, когда мужчина красивый, статный, сильный, образованный не может найти себе невесту. Казалось бы, выйди на улицу, крикни – и семеро ухватятся за одного мужчину... И человек несколько месяцев ищет – и не может найти. Печально! Я молюсь о таких людях, переживаю за них, и иногда это оказывается бесплодным длительное время.

Любовь, которая в нас либо угасает, либо усиливается, имеет колоссальное значение вообще в мире, в человеке. Именно на любви держится весь этот мир, я абсолютно в этом убежден: если не будет любви, в один момент уменьшится любовь, это будет гораздо страшнее экономического кризиса – если мировая экономика на 25% упадет, то миллионы людей останутся без работы, а если в мире на 25% станет меньше любви, то огромное множество людей останутся без жизни: именно любовь сохраняет фактически жизнь человеческую, призывает детей трудиться, учиться и жить в этом мире, соединяет сердца любящих людей – становится побудительным мотивом к продолжению жизни. Так вот, если вдруг случится что-то такое, катаклизм какой-то, то это действительно будет глобальная катастрофа.

Вы сказали, что отсутствие любви – трагедия для человека. Почему так важна любовь в семье?

– Я считаю, что семья – фундамент общества, и каждый человек идет в мир, окружающий его, в окружающее общество из семьи. Какова его позиция в семье, каковы его отношения внутри семьи, таковы его отношения и с окружающим миром: на работе, с друзьями, с родственниками и даже в монастыре. Яркий пример – преподобный Сергий Радонежский, наш возлюбленный святой, покровитель Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии. Он вышел из крепкой замечательной семьи святых людей – преподобных Кирилла и Марии. Может быть, это в чем-то субъективное мнение, но я считаю, что на огромное количество процентов (95 – 99) именно та атмосфера, которая была в семье преподобных Кирилла и Марии, сделала преподобного Сергия тем, кем он стал. И семья как фундамент общества может либо разрушать любовь в обществе и во всем мире, либо, наоборот, созидать ее.

Мне хотелось бы поговорить сегодня (в соответствии с разными типами любви) о практических моментах, практических вещах, которые, мне кажется, могут оказать воздействие внутри наших семей на то, чтобы в нас умножилась любовь. Я на своем личном опыте иногда замечаю, что любовь (тем более если мы говорим о любви как о проявлении Господа, проявлении Творца) – это понятие иррациональное. Вот ты вроде бы все сделал, чтобы в тебе было больше любви – вроде стараешься, вроде все делаешь, и в один момент тебе начинает казаться: «О, я усовершенствовался в любви!». Но потом случается какое-то событие в жизни, которое тебя просто роняет с Небес на землю.

Я думаю, что любовь и смирение, две эти христианские добродетели, во-первых, идут рука об руку в христианской аскетике, во-вторых, действительно подобны в том отношении, что, когда человек уверен, что он смиренен, значит, он упал на самое дно. И наоборот, если человек вдруг уверился, что он абсолютно сильно любит, то, наверное, скоро Господь посетит его и покажет ему, что любовь его несовершенна, ибо нет предела совершенству в любви.

Первый практический совет в деле умножения любви столь же прост, как если спросить спортсмена: «Как стать сильнее». – «Как? Тренироваться». – «Как водителю научиться лучше ездить на автомобиле?» – «Ездить». Однажды один пономарь в храме спросил у меня: «Батюшка, как мне научиться лучше читать Апостол?». Я ответил: «Просто читать».

Чтобы научиться любить, надо любить – это самый простой практический совет. Звучит он очень просто и даже тривиально, но я думаю, что в нем есть раскрытие многих тайн умножения любви. Надо уделять внимание любви, надо стараться любить, прилагать все возможные усилия, чтобы проявить любовь к человеку. Тем более если это жертвенная любовь: это, на мой взгляд, желание сделать все возможное от себя, чтобы тот, кого ты любишь, был счастлив. Счастлив не в мирском смысле этого слова, не во временном счастье, но счастлив вечно, как об этом говорится в Священном Писании, блажен. Собственно, это и есть, на мой взгляд, цель соединения в христианском союзе, в христианской семье – совместное достижение блаженства: совместное шествие ко Христу – совместное шествие к блаженству.

Задумаемся: вот я люблю свою супругу. Как любовь в семье должна проявляться? Наверное, она должна приготовить мне вкусный ужин, погладить мою рясу, и, возможно, я даже могу заставить ее помыть полы и еще что-то в этом духе сделать по дому. Но, в связи с последним определением, жертвенная любовь, наверное, выражается в том, что я могу сделать для нее: что я могу сделать такого, чтобы сделать ее счастливой? Если мы выбрали друг друга правильно и моя супруга меня любит, то тогда и она пойдет мне навстречу. А если при выборе своей супруги я не уверен, что она меня любит, то какой смысл тогда доверять друг другу свою жизнь? Вот, я выбирал свою супругу прежде всего именно по этому критерию: я увидел человека, который меня полюбил. Я был удивлен этой любви, и эта любовь восхитила и возбудила во мне ответную любовь. И я не жалею о своем выборе ни на секунду – у меня самая лучшая матушка в мире.

Конечно же, когда человек начинает практиковать жертвенную любовь, у него возникает вопрос о неких технических особенностях этого своего подвига, этого своего труда. И мне кажется уместным разделить любовь в семье на три крупные категории в соответствии с трихотомическим делением человеческого естества. Сразу хочется сказать, что человек (по крайней мере, живой) неделим, невозможно выделить в человеке чисто душу или чисто тело и сказать: вот только душа – и вот только тело. Это возможно только после смерти: когда человек умер, тогда все разделено. А пока человек жив, эти три части, о которых мы хотим говорить, дух, душа и тело, неразрывны в органическом единстве. Если говорить о духе как о взаимоотношениях человека с Богом, то понятно, что это такое. Что такое тело – тоже понятно. А душою я бы в данном случае представил некую психологическую, эмоциональную, информационную сферу жизни человека, то, как человек существует в душевной сфере.

С одной стороны, было бы логично говорить о самом главном в начале, но мы постараемся говорить постепенно: как по лестнице Иакова – снизу вверх. Если говорить о телесных взаимоотношениях в семье, мне кажется очень важным (и иногда этого не хватает в наших семьях) проявление именно ласки, именно теплых, добрых чувств в наших семьях. Мне кажется очень важным каждый день (а то и несколько раз) напоминать друг другу, что мы друг друга любим. Просто позвонить и сказать это.

Известен видеоролик (он распространялся в WhatsApp), когда был проведен такой эксперимент. Детям в школе дали их мобильные телефоны, сказали позвонить родителям и сказать: «Я тебя люблю». И снимали это на камеру. И вот то, что на видеокамере, всех приводит в смех – только юноша звонит маме и говорит: «Мама, я тебя люблю», – у мамы вдруг сразу: «Что с тобой случилось? Ты где? У тебя все в порядке? Что с тобой происходит?». И это действительно так, настолько для нас это непривычно – говорить друг другу «Я тебя люблю». И это, казалось бы, самый простой способ умножить любовь – говорить о ней, говорить, чего ты хочешь больше. Скажи своей жене, своему мужу, что ты любишь его. Скажи своему ребенку, что любишь его. Своей маме, своему папе, бабушке, дедушке напомни, что ты их любишь.

Кроме словесных поощрений, кроме того, что мы можем сделать на словах, важно проявлять (особенно в отношениях с детьми, особенно внутри семьи) любовь своими жестами, своими прикосновениями. Мне кажется, что очень важно деток, например, гладить по голове. Ребенок успокаивается, он проникается твердой внутренней уверенностью, что родители его любят, что они его не оставят. Мне кажется, что деток, внуков нужно гладить, обнимать. Тем более если речь идет об отношениях между мужем и женой. Телесное проявление любви и нежности – это закон семейной жизни, это необходимая часть, и она, конечно же, должна выражаться каждый раз по-разному. Зачастую человеку не хватает прежде всего каких-то бескорыстных проявлений любви: просто доброго слова, доброго взгляда, тихого разговора на кухне, объятий. Вот это зачастую способно либо разрушить, либо, наоборот, созидать наши семьи.

Отец Андрей, Вы сказали о телесной любви. Теперь, может быть, немножко о душевной и о духовной?..

– Если говорить о душевной любви, думаю, нам не стоит скупиться на комплименты по отношению к нашим возлюбленным, конечно же, с неким ограничением, ведь похваляющие искушают вас, по сути. Но иногда ребенку или супругу (супруге) необходимо доброе, утешительное слово от второй половинки или от родителей, чтобы укрепить этого человека в добре. Если мы видим, что человек немножко приуныл, думаю, что очень важно укрепить его комплиментом. И здесь нет ничего позорного, наоборот, это эмоциональная поддержка человеку, который идет правильным путем, но на этом правильном пути встречает определенные трудности для себя.

Мне кажется, что в душевной, психологической сфере очень важно иметь психологический контакт друг с другом. В этом смысле мне, например, очень больно и горестно, если мы с супругой не видимся более двух недель (это, может быть, конечно, и глупая особенность моей психики, но мне это очень тяжело дается), и мы стараемся поддерживать контакт друг с другом. Необходимо интересоваться, что произошло, как прошел день, какие были важные события. Мне очень радостно, когда моя супруга вечером находит силы спросить: «Как у тебя прошел день? Что у тебя было важного, интересного, существенного за этот день?». И сам я стараюсь точно так же спрашивать у нее о ее здоровье, как вели себя дети, что она сделала.

Кроме того, думаю, важно отмечать в событиях хорошее и плохое. Если человек совершил отрицательный поступок и мы имеем в своем сердце некую обиду от этого, то, думаю, об этом не надо молчать, но нужно молиться Господу и думать, как правильно и в какой момент об этом сказать. Помолившись и подумав, найдя время, кротко и смиренно, с любовью и трепетом, высказать своему возлюбленному то неудовольствие, которое накопилось. Священное Писание нам говорит: «Солнце да не зайдет во гневе вашем». И я для себя считаю это неким кредо. Это очень тяжело порой бывает – хочется лечь, уснуть, забыть все, но я прилагаю все усилия к тому, чтобы ликвидировать микроскопическую трещину наших отношений, нашей любви прежде, чем зайдет солнце, и прежде, чем мы отправимся в царство снов. Вот это психологический контакт.

Психологическому контакту помогает контакт телесный, когда мы вместе собираемся за общим столом, кушаем все вместе, когда вместе куда-то выходим. И в том числе контакт духовный. Как раз переходя к третьей сфере бытия человека, хотелось бы сказать о духовном контакте – это совместная молитва, совместное хождение в храм, совместная Евхаристия, совместная Исповедь у духовника. Это колоссальные средства умножения и сохранения любви в жизни человека.

Я иногда своим прихожанам рассказываю очень приятный для меня пример совместной молитвы. Мы одно время жили в одной благословенной семье, которая для нас во многом стала образцом для подражания (хотя сейчас они переживают очень тяжелые времена: по причине несправедливости и формализма нашей судебной системы эта семья сейчас переживает очень трудный период в своей жизни). Когда мы с ними столкнулись, мы увидели очень интересную практику: они каждый вечер и каждое утро всей семьей собираются для совместной молитвы, при этом в их доме оборудовано специальное молитвенное место. Они не поскупились, не пожадничали, не купили какие-то дешевые иконочки – они купили самые хорошие, самые замечательные иконы. На одной из этих иконочек, кстати, снизу очень трогательная подпись: «Благодарю Тебя, Господи, за кров сей» (за то, что Ты дал мне это жилище). Так вот, иконы на стене, перед иконами большой комод, обложенный серебристой фольгой, со свечами, с красивыми лампадами – видно, что люди потрудились, чтобы создать молитвенное настроение в этом месте.

Вы не поверите, когда мы оказались в этом месте, настолько сильно хотелось молиться, настолько притягательным было именно это место для всей нашей семьи, где хотелось обращаться к Господу! Я сам был удивлен… Мы иногда с небрежением к иконам относимся: поставим где-то в пыльном углу, и почему-то не хочется молиться. А они оборудовали это молитвенное место, выключали свет, зажигали свечи и при свечах по очереди читали молитвы: какую-то часть молитв пели, какую-то часть молитв читали речитативом по очереди – у них много детей, многодетная семья, и они по очереди читали... Настолько это нас умилило! Мы тоже практикуем примерно такую молитву и в нашем доме, привлекая таким образом внимание детей к молитве, и я уверен, что это объединяет семью.

Вы почувствовали действие общей молитвы.

– Мы почувствовали объединяющее действие, почувствовали укрепляющее действие совместной молитвы. Я всем рекомендую такое молитвенное обращение. Кроме того, иногда своим прихожанам рекомендую читать специальные молитовки об умножении любви: есть такой тропарь, кондак, разные молитвы преподобному Силуану Афонскому, другим святым именно об умножении любви. Эта молитва тоже существенно может помочь в деле совершенствования в любви.

Спасибо большое, отец Андрей, за беседу. Время нашей передачи подошло к концу. Может быть, еще несколько итоговых слов об умножении любви в семье...

– Я искренне желаю, дорогие телезрители, чтобы в моем сердце, чтобы в наших сердцах умножилась любовь. Любовь есть Бог, поэтому нам нужно дать в наших сердцах место Христу. Если мы создадим для Него в наших сердцах некую область, некое место, которое принадлежит Ему, Он посетит это место, наполнит его Собою, и в этом месте будет обитать любовь: чем больше Бога будет в нашей жизни, тем больше будет любви. Главное – не заменять Бога идолами тщеславия, самолюбования и самолюбия: главное, чтобы в наших сердцах жило истинное действие Истинного Бога. Искренне об этом молюсь, желаю этого и прошу Всемилостивого Творца даровать нам этот блаженнейший дар.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс