Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Взгляд, улыбка, теплая волна, которая вдруг проходит сквозь сердце, внося смятение, заставляя его биться сильнее и совершенно меняя привычное течение жизни. Тот, кто хотя бы раз испытал подобную гамму чувств, прекрасно понимает: так о себе предвозвещает любовь. Из сотен лиц и характеров любовь прицельно выбирает двоих – его и ее. Выбирает, чтобы соединить, чтобы эти двое шли по жизни одним путем, помогая друг другу на крутых поворотах, чтобы они становились сильнее духом, а их любовь крепче.
В храм всей семьей: папа – клирик Иоанно-Предтеченского кафедрального собора Екатеринбурга, священник Владимир Смирнов, его жена – матушка Елена, сыновья – Георгий и Николай. Для семьи Смирновых святой храм – это место и служения, и тихой молитвы, и душевной гармонии. Под его сводами они чувствуют себя дома, ведь когда-то любовь нашла их именно в храме, в Храме-памятнике на Крови, где будущий священник трудился алтарником, а будущая матушка – ученица школы звонарей – постигала красоту колокольного звона.
Иерей Владимир: – Царский храм – действительно чудесный храм, где люди знакомятся: был не один пример, когда люди там познакомились и в последующем создали семью.
Это было случайное знакомство людей, оказавшихся в храме совершенно не случайно. Каждый шел к этой встрече своим путем. Матушка Елена родилась и выросла в Нижнем Тагиле; папа Владимир Геннадьевич – водитель-профессионал, мама Галина Олеговна – полиграфист.
Матушка Елена: – Бывает, говорят: «Я становлюсь похожей на маму, и мне это не нравится». А вот я хочу быть похожей на маму.
Мама стала для Лены примером мудрости, кротости и терпения на долгие годы, пока Елена и две ее сестры росли, взрослели, набирались первого жизненного опыта. К сожалению, этой семьи коснулась проблема, которая, по словам классика, столь распространена в нашем Отечестве: мягкий и добрый папа не мог справиться с алкогольной зависимостью, а мама проявляла любовь и терпение. Дочери никогда не слышали от нее слов осуждения и даже раздражения в адрес мужа.
Матушка Елена: – Мы папу тоже любим, не то что там: «Эх, ты такой плохой!». Папа-то хороший, просто иногда так получается.
«Разделяй грех и грешника» – эту мудрость мама внушала девочкам своим примером. Она нашла духовную защиту в церкви, неустанно молилась перед иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша».
Матушка Елена: – Она говорит, что просто стала приходить в храм, и ей становилось спокойно. Начала ходить сама, а потом и нас привела.
Молитвенная поддержка семьи помогла папе справиться с недугом. Произошло это в стенах Нижнетагильского Скорбященского монастыря.
Матушка Елена: – Скорее всего, мама привела. Как-то он был без работы и попал туда на работу. И там бросил пить. Видимо, там тоже молятся.
В свое время мама и дочерей привела к вере. Для начала записала в православный лагерь, и уже там, рядом со сверстниками, Лена поняла главное.
Матушка Елена: – Дети там добрые были – в Православии люди добрые и дети добрые. Я сама не очень общительная, а с православными проще было: не боишься, что тебя оскорбят или обидят. Как-то полегче.
Детский молитвослов стал ее чуть ли не настольной книгой, читали с мамой, с сестрами. Но усердия в молитве, признается Лена, все равно недоставало.
Матушка Елена: – Надо же каждую неделю на службу ходить. И тихо, про себя попросила: как бы нас заставить? И нас позвали на клирос, мы с сестрой стали ходить и петь каждую неделю. Господь привел, чтобы каждую неделю стали ходить в храм.
Однако Лена не стала связывать свою жизнь с пением на клиросе. Она посещала храм, но не думала, что церковная жизнь может стать ее жизнью – и тогда, когда вместе с сестрой поступила на теологический факультет педагогического университета, и даже тогда, когда обе стали прихожанками Храма-на-Крови.
Матушка Елена: – Я его на службе увидела, он там алтарником был. Мне казалось, что он младше меня, он так выглядел. Думаю: симпатичный алтарник – и такой серьезный!
Потом молодые люди мельком увиделись на храмовой звоннице, затем он нашел ее в соцсетях. А потом они потеряли друг друга из виду, хотя за это время у них чудесным образом появились общие друзья.
Матушка Елена: – Было лето, очень жарко. Он был на озере и сказал: «Приезжайте тоже». Там мы первый раз встретились. Я долго вспоминала, где его видела? Потом он сказал: «Храм-на-Крови», я тогда вспомнила.
Больше Владимир уже не давал забыть о себе, стал практически каждый день наведываться в общежитие, где жила Лена. Они встречались, гуляли и влюблялись друг в друга. Молодой алтарник в то время уже учился в Екатеринбургской духовной семинарии. Этот факт Лену поначалу смутил.
Матушка Елена: – Да, есть девушки, которые хотят быть матушками – у меня было наоборот: только не матушкой. Поэтому я сначала серьезно не относилась к нему: семинарист, не буду внимания обращать. В юбках ходить не хотелось, до сих пор не люблю юбки до пят: неудобно, в джинсах ходить удобнее. Может быть, из-за того, что выросла не в церковной семье, а в мирской, хотелось еще... к миру тянулась.
Она закончила университет и уехала в родной Нижний Тагил. Там поняла, что очень скучает по своему семинаристу, вернее, уже выпускнику семинарии. И он скучал. Короткие встречи только разжигали чувства обоих. Однажды Владимир спросил напрямую: «Когда мы уже поженимся?».
Матушка Елена: – Я ответила: «Только при условии, что ты не станешь батюшкой». Он сказал: «Я тоже не хочу быть батюшкой». Я думала, что слова «не хочу быть...» потому, что он просто считал себя недостойным стать батюшкой; думала, что он тоже будет отказываться, если начнут просить. Оказалось так: через месяц Владыка сказал: «Рукополагаться». Я расстроилась... Меня отец Максим уговаривал.
Иерей Владимир: – Она переживала – я даже беспокоился за нее. Конечно же, было волнение – рукоположение, сознание того, что что-то меняется в твоей жизни.
Матушка Елена: – Ну, раз он согласен, что мне делать? Не разводиться же. Как будет, так будет, так и хорошо.
И снова Елена, вопреки своему желанию ставшая матушкой, убедилась: мы можем предполагать сколько угодно и что угодно, но будет только так, как управляет Господь. Самое лучшее – смириться с Его волей. Матушка Елена приняла свое новое служение именно так, не по возрасту мудро и с большой любовью к тому, с кем соединил ее Господь.
Матушка Елена: – Лично я для себя решила, что не надо много от мужа требовать: он работает с людьми. И не тянуть его на себя: «Ты со мной должен быть. Давай уже, со мной посиди».
Она знает, чувствует: даже если муж не с ней, он все равно рядом, он укрывает семью благодатью, творит молитву в храме. А молитва (матушка Елена знает по своему опыту) не последняя, а единственная надежда. Первый сын получил имя в честь святого Георгия Победоносца. День рождения малыша в календаре оказался рядом с днем памяти великого воина света. С появлением ребенка жизненные приоритеты матушки Елены снова резко поменялись.
Матушка Елена: – Я успевала не все, что раньше делала по дому. Потом думаю: надо что-то отложить, главное – мужу поесть приготовить, и все. Остальное – рубашки, детское белье погладить – это потом, подождет.
Ожидание второго сына проходило не без тревог: предлежание ребенка было неправильным.
Матушка Елена: – Владыке сказали, что такая проблема, он говорит: «Читайте молитву святителю Николаю». Мы читали акафист святителю Николаю, чтобы ребенок перевернулся. И как-то это произошло, за один раз. Сказали: «Так он нормально лежит». – «Правда?».
Чудеса продолжились уже после его рождения, при выборе имени.
Матушка Елена: – На бумажках написали разные имена. Гоша вытащил: «Николай».
Благополучное рождение Николая было Божией наградой за испытание, которое пришлось пережить отцу Владимиру и матушке Елене, испытание силы веры и безусловной любви к Господу. Мы расскажем о нем с разрешения самой матушки. Вслед за первым сыном Смирновы стали ждать появления на свет дочки, но на сроке 12 недель врачи внутриутробно выявили у малышки заболевание, не совместимое с жизнью, и потребовали немедленно прервать беременность. Приняв страшное известие, супруги вопреки всем и вся решили дать возможность дочери родиться, чтобы успеть ее покрестить. Зная диагноз, предупрежденные о последствиях, они ждали дня родов. Он случился на 34-й неделе беременности. Отец Владимир находился рядом с родовой и, надев облачение, был готов совершить таинство, но не пришлось: в родах девочка умерла. Пережить трагедию матушке Елене помогла горячая молитва, которая дала уверенность: ее дочь ушла к Господу – она рядом с Отцом Небесным, и ей хорошо.
Матушка Елена: – Главное, как скажешь. Если тебе очень плохо, то скажешь от сердца, и тогда дойдет. А если так: «Ну, помоги. Может, поможешь?» – тогда не очень. Когда трудно, когда проблемы какие-то, тоже встаешь, про себя молишься. Посуду моешь, и тоже можно почитать молитву.
Иерей Владимир: – Для меня она служит примером смирения, спокойствия, до которого мне далеко. Казалось бы, начинаешь: где-то что-то не так... Посмотрю на нее: если она может, то я-то должен быть примером. И сразу успокаиваюсь.
Матушка Елена: – Все считают, что у него сложный характер, а он что думает, то и говорит: если ему трудно, он и говорит сразу, не сдерживает
Иерей Владимир: – У всех свои трудности бывают. И если где-то сложность какая-то, она – раз, и поддержит.
Матушка Елена: – Надо просто понять. Понимаешь, почему человек сердится, и тогда ты сама не сердишься.
Иерей Владимир: – Бывает, что мне лень, придя домой, вставать на молитву. Допустим, я устал (все мы – люди). Она встанет, затеплит лампаду: «Давай, начинаем». И все.
Матушка Елена: – Я Гоше говорю: «Как бы ты ни устал, перед сном чисти зубы и обязательно читай молитвы». Коротенькая молитва – типа стержня, ниже которого опускаться не надо, иначе начнешь молитвы пропускать, потом еще что-нибудь себе попустишь. Надо, чтобы духовная жизнь-то держалась на каком-то уровне.
Да, сколько бы и чего бы мы ни предполагали, все происходит только так, как благословляет Господь. И только Он из огромного числа милых девушек, даже мирских и на старте мало воцерковленных, выбирает ту, которая способна всем сердцем возлюбить Христа и понести данный Им нелегкий крест жены священника.
Иерей Владимир: – Семья – это опора, малая Церковь. С годами начинаешь понимать, больше ценить.
Матушка Елена: – Для меня слова «крест несу» – это что-то тяжелое несешь, тяжело тебе. Мне нормально – как есть, так и есть, бывает же хуже. У нас неплохо.
Записала:
Людмила Ульянова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.