Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (987) → Духовная радость – это готовность к благодеянию

Духовная радость – это готовность к благодеянию

№42 (987) / 6 ноября ‘18

Размышление

Если бы мы доверяли Богу как дети, не рассуждая, благодаря, то всякого человека и всякое обстоятельство принимали бы как должное. Но разве так мы живем, так относимся к жизни?

Люблю

– Захожу в трамвай – маленький мальчик на сиденье впереди обнимает маму за шею и, глядя в глаза, нежным голосом повторяет: «Люблю, люблю». В умилении смотрю на них и думаю: какая трогательная сцена чистой детской любви. В это время мальчик, прижимаясь к маминой щеке, продолжает: «Мамочка, я очень сильно люблю бургеры и наггетсы, еще журналы про человека-паука. Купи мне их поскорее, пожалуйста, купи, купи».

Дети – это зеркало. Они просто копируют то, что видят в мире взрослых. А что они видят? Бесконечно занятых родителей, откупающихся от них бургерами и книжками про человека-паука. Видят, что взрослые с легкостью обманывают, лицемерят, говорят одно, а делают другое, что самые важные и святые понятия в мире взрослых ничего не значат, что мы используем их, как нам выгодно и удобно, и с легкостью бросаем под ноги в грязь.

Слово «люблю» стало вовсе не проявлением желания жертвенно и безоглядно отдать все лучшее, что у тебя есть, – свои лучшие чувства – другому, а жалкой отвратительной пародией на это великое, святое чувство, поднимающее человека над животным. Стало совершенно противоположным первоначальному смыслу. Слово «люблю» стало синонимом словам «дай» и «я хочу». От такого неестественного, неправильного применения оно выцвело и стало пустым. Мы его произносим, а вместо утешения и радости испытываем неудовлетворение и горечь.

Об этом говорил преподобный Паисий Святогорец: «Безвкусные продукты, безвкусные люди – стало безвкусным все. Даже сама жизнь потеряла для людей вкус. Спрашиваешь молодых ребят: “Что тебе по душе?”. – “Ничего”. И это здоровенные парни! “Ну, скажи хоть, что тебе нравится делать?”. – “Ничего”. Вот до чего доходит человек!», – сокрушался святой. И больше всего от этого страдают самые беззащитные и доверчивые – наши собственные дети. Как ядовитую заразу они впитывают эти испорченные понятия, которые потом применяют уже на нас: «Мам, ты меня любишь?». – «Конечно, люблю, сынок». – «А что ты тогда мне купишь?».

Мост через реку

На выходные ездил к родителям и ходил на прогулку в соседнюю деревню в 4 километрах от нашей, где живут мои крестники. Я люблю неожиданно завалиться к ним в гости, а по дороге еще зайти в деревенский магазин, купить там большой арбуз и потом с этим арбузом прийти к ним. Они заваривают чай с травами, угощают свежим вареньем, медом и вкусными яблоками из сада. Мы едим арбуз и яблоки, пьем чай, общаемся, смеемся. А потом я дальше иду. На окраине деревни течет маленькая чистая речка, через которую перекинут деревянный мост. Его построили недавно, он светится ярко-желтыми сосновыми бревнами. Если остановиться посредине в солнечный жаркий день, можно стоять, вдыхать сосновый аромат от нагретых солнцем бревен и смотреть вниз на журчащий поток с торчащими из песка темными бревнами старого моста, в котором резвятся маленькие рыбки.

Старый мост тоже был большим, крепким и надежным. Если бы не большие нагруженные многотонные грузовики, которые ездили по нему днем и ночью, он простоял бы еще лет 100. Но грузовикам было удобно здесь ездить: так они сокращали пару километров. Несмотря на запрещающий знак, что машинам тяжелее 10 тонн ездить нельзя, они все равно ездили. И буквально за 3–4 года от моста осталось одно название. Бревна под тяжестью перегруженных КамАЗов разрушились и просели, сваи расползлись, и закончилось все тем, что по мосту не то что ездить – ходить стало опасно. В конце концов его просто закрыли. И пока не построили новый, многим местным жителям приходилось идти домой в обход, за несколько километров. А сейчас мост снова построили, он вновь красивый и крепкий, и снова над ним висит табличка о том, что большегрузам ездить по нему запрещено. Но разве их это останавливает?

Так и с нашей верой. Приходя в Церковь, мы тоже получаем свод правил, без которых в духовной жизни можно сбиться с пути и оказаться в греховном болоте, откуда потом очень непросто выбраться. И мы смотрим, что если немножко тут нарушить и здесь, а где-то покривить душой, то можно до наших житейских сиюминутных целей вроде как и побыстрее добраться, чем законным путем. И мы едем там, где запрещено. Мост под нами скрипит, и качается, и вот-вот рухнет, а мы давим на газ и думаем: да авось пронесет. А потом удивляемся, почему, добившись желанного, радости и пользы – ноль. А бывает и хуже: от незаконных путей душе – один вред, а в жизни – полный раздрай. И мы стоим, смотрим на другой берег, до которого вроде рукой подать, а не попадешь: мост мы разрушили. И тогда мы начинаем раскаиваться, молить Бога о прощении и милости. Через какое-то время над житейской рекой вновь появляется для нас новенький, пахнущий свежей сосной, крепкий мост.

О смехе

По поводу непорядков в католических семинариях один католический священник написал, что главная причина многих бед там – это атмосфера тотального сарказма и насмешек над всем и всеми, когда ни святость призвания, ни грех, ни Царство Божие, ни геенна не воспринимаются всерьез, а обязательно с насмешками и подковыркой. Такое поведение оправдывается простой логикой: мол, есть мертвый церковный официоз, а мы тут живые и умные, и ваши замшелые детские законы и правила не про нас.

Не правда ли, знакомая и для нас ситуация? Стоит зайти в социальные сети, почитать, что некоторые пишут о Церкви, о святых, как относятся к чиноначалию и Патриарху, церковным порядкам и установкам. Это уже какая-то эпидемия, диагноз современного общества, когда нет ничего святого – ни авторитетов, ни приличий. Когда можно все, и чем выше и святей объект насмешек, тем больше злорадства и сарказма, словно бы заглядываешь в страшную черную бездну, откуда веет гордостью и жутким нечеловеческим презрением ко всему святому.

А что такое вообще смех? Можно ли православному человеку смеяться и шутить, или это все от лукавого? Нужно понять, что есть два смеха. Есть радость по Богу от полноты жизни, от ощущения любви и счастья, от которых теплеют глаза и становится легко на сердце, – и есть кривая улыбка, дерзкие обидные насмешки, которые ранят, гримасы и ужимки, больше свойственные животным, чем существам духовным. И направлены эти злые насмешки чаще всего на унижение других, на попрание гармонии окружающего мира и его порядков.

Смех над грязным анекдотом, пошлостью в кино, шутками «ниже пояса» – это признак больной души, зараженной неверием, тщеславием и гордыней. И к таковым обращены слова Христа: «Горе вам, так смеющимся ныне, ибо восплачете», ибо увидите, что приложили радость не к тому, к чему должно, а к тому, что достойно муки. И это же получите.

Есть противоположное состояние души, к которому призывает всех нас апостол Павел, говоря: «Всегда радуйтесь». Как это так – всегда радоваться? Не ходить, как американские продавцы с пластмассовой, похожей на оскал, неискренней улыбкой во все зубы. Это радость от ощущения милости Божией, гармонии Божией в этом мире, от довольства своей жизнью и благодушным, мирным состоянием сердца, от которого просветляется лицо человека и весь его образ преображается, – именно такими были святые при жизни: преисполненные благодати для окружающих они просто светились от счастья. При общении с ними эта радость переходила на окружающих, и те тоже начинали улыбаться. Святых часто сравнивают с детьми: через покаяние, смирение и подвиги они достигали детской чистоты и детской же радости, когда все окружающее становилось для них песней Творцу, радость о которой переполняла их сердце.

Духовная радость – это совсем не пассивное бездеятельное состояние, а готовность к благодеянию. После слов о радости апостол Павел дальше говорит: «… непрестанно молитесь, за все благодарите», то есть призывает к действию, духовному и доброму – благодарить мы можем только когда примиримся со всеми и примем как должное наше теперешнее положение, не будем ни роптать, ни осуждать, ни злословить; тогда мы станем способными от души, искренне благодарить и искренне же радоваться.

Высшая похвала человеку, когда о нем говорят, что у него детский смех. Смех непорочный, близкий к райской гармонии. «Радуйтесь всегда в Господе», – призывает нас апостол Павел. Неслучайно каждая Литургия начинается с таких слов: «Возрадуется душа моя о Господе», и заканчивается: «Исполни радости и веселия сердца наши».

Такие дела.

Записала:
Елена Чурина

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-lyublyu;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-most-cherez-reku;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-o-smehe

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс