Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (986) → Протоиерей Александр Игнатов: Об атеистах

Протоиерей Александр Игнатов: Об атеистах

№41 (986) / 1 ноября ‘18

Слово о вере

Сегодня мы постараемся разобраться, откуда берутся атеисты – люди, которые не верят в Бога, отрицают все духовное, не только не признают бытие Бога, существование Христа, но и основанные им Церкви, а значит, не могут любить ни служителей Бога, ни народ, который верит в Своего Творца.

Посмотрите на любого ребенка – Боженька живет в сердце каждого дитяти, и ребенок в своей чистоте сердца весь окружающий мир воспринимает совершенно не так, как те, кто потом ополчаются в соцсетях (а порою даже и с нецензурной бранью) на все духовное, на все, что касается вопросов веры. Откуда берутся эти люди? Есть атеизм (др.-греч. ἄθεος – «отрицание бога; безбожие»; от ἀ – «без» и θεός – «бог») – сначала был Бог, сначала был теизм, а потом уже откуда-то появились люди, которые стали его отрицать. «А-: есть моральный – есть аморальный; теисты – то есть люди, верующие в Бога, признающие бытие Своего Создателя, Создателя этого удивительного мира: у каждой музыки, звучания, звука, музыкального произведения есть свой композитор, свой исполнитель. Атеисты же говорят, что Творца нет: все произошло само собой, Бога никакого нет – никто Его не видел. Давайте сегодня разберемся, откуда это берется и как с такими людьми общаться.

В 2009 году в Лондоне атеисты расклеили на общественном транспорте листовки: «По всей вероятности, Бога нет, а потому живите и радуйтесь». Через какое-то время православные активисты на тех же автобусах наклеили другие листовки: «Люди, верьте, Бог есть, а потому радуйтесь и живите».

Люди верующие – это те, кто понимает, что не «нужно брать от жизни все», что за все придется давать ответ. Один из героев романа Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» очень хорошо выразил мысль, что если Бога нет, то все позволено. А святые отцы (Амвросий Оптинский) говорили: «От чего человек бывает плох? От того, что забывает, что над ним Бог» – забыл человек, что за все придется отвечать не перед Законом, не перед государством, а перед всевидящим оком Бога, и делает, что хочет и не перед чем не останавливается. И называет это своей «свободой» – беззаконие, себялюбие, тщеславие, гордость и самоудовлетворение называет своей «свободой». Свободой от чего? Свободой во грехе.

А верующий говорит: нет, есть свобода в Боге, Который дал нам заповеди, и если я свободно их исполняю, то я не просто обременен ими, а я получаю от Бога помощь и радость духовную, которая помогает человеку быть здесь настоящим – не блудником, не развратником: хорошим семьянином, верной женой, послушным ребенком, созидательным тружеником. Это все дает нам возможность укрепляться в добродетельном житии, о котором многие сегодня мечтают. Наоборот, если понятие о Боге, Творце, всевидящем Создателе исключаются, почему мы удивляемся, что растет преступность, растет число развратных действий?

Вот я подъезжал на такси, и таксист мне рассказал очень интересный, но для него очень ужасающий пример, и я решил привести его вам сегодня. Вечером, уже поздно, к 12-ти часам ночи возле одного из кафе города Краснодара остановили его девушки и предложили ему заработать. И вот он мне рассказывает – увидел батюшку рядом, говорит: «Представляете, я уже подумал, что, наверное, далеко ехать и хорошо сегодня заработаю. Они говорят: „Нет, ты нам мальчиков привози”». Он говорит: «Они хотели сделать меня сутенером, представляете? Я, конечно, отказался: „Ночью я уже не работаю”». Ну для чего этим девочкам Бог? Больше того, если Он есть, представляете, как перед Ним придется отвечать?!

В своих воспоминаниях митрополит Антоний Сурожский написал об одном замечательном примере. Как-то в Париже он встретил русского эмигранта Александра, который был очень рьяным атеистом, отвергал все духовное. Но согласился просто рядом постоять и высказать всю свою ненависть в адрес Церкви, в адрес Бога, в адрес верующих. Митрополит Антоний сказал этому человеку: «Знаешь, это ничего, что ты в Бога не веришь, главное, что Бог верит в тебя. Вот пойди домой и порассуждай, где была та грань, переступив которую, ты перестал верить Богу, потому что изначально всякая душа, как еще говорил Тертуллиан, христианка. Каждая душа стремится к свету, как наши глаза ищут света, так и душа ищет свет, радости, добро – никто же не ищет вокруг глазами преступников, убийц и насильников, мы хотим видеть прекрасное – цветы, море, лес, горы, наслаждаться этой радостью творения Богом чудесного мира. Пойди, поразмышляй». Александр ушел и стал размышлять о своей юности и вдруг вспомнил, почему он стал атеистом. И, придя к Антонию, рассказал свою историю детства. Он говорил, что в детстве воспитывался очень набожным ребенком, у него была очень верующая мама, и каждую неделю они ходили в церковь. И как-то перед Рождеством они оказались на рынке, и он увидел среди продающихся подарков и игрушек замечательную деревянную лошадку.

Он очень ее захотел купить, посмотрел на цену – она стоила 6 копеек – и вспомнил, что каждую неделю, подходя к храму, мама давала ему по копейке, чтобы он отнес своей детской ручкой и положил в шапку нищего, слепого, безногого, хромого. И как-то он для себя решил: «Вот если я всего 6 недель не положу нищим по копеечке, я смогу ее купить!». Один раз подошел к нищему, а в ручке копеечку оставил, вот уже одна, вот уже вторая. Но так как ему хотелось побыстрее купить эту лошадку, однажды он подошел и, не дождавшись еще двух недель, не только не положил, но еще две копейки забрал из шапки у слепого безногого нищего. А потом зашел в церковь, но уже не хотел стоять посередине храма, а встал скраешку: грех стал обличать его – маленький человек почувствовал, что он совершил то, что Бог видел, – и он отошел.

Потом сказал, что «мне не хочется ходить в церковь», потом «мне лень», потом «мне хочется играть, бегать, развлекаться», – и вырос в атеиста, потому что хотел, чтобы Бога не было, ведь если Бог есть и видел то, что он сделал еще в юности, значит, за это придется давать отчет, за это нужно будет отвечать: лучше, чтобы Его не было, и он, больше того, имея неверующего брата, который подливал масла в огонь: „Никакого Бога нет, не верь, живи на яркой стороне, ни в чем себе не отказывай”, в это поверил – и стал атеистом». И добрым словом мудрого пастыря он пришел в себя, потом раскаялся и стал настоящим верующим христианином.

Итак, поймем, что неверие – это попытка скрыться от Бога, утаить свои плохие поступки и злодеяния. А вера – это как раз и есть движение в обратную сторону, когда человек хочет приблизиться к Богу и раскаяться во всех своих греховных поступках и делах. Вот почему существуют атеисты: как правило, это люди с большим количеством, большим багажом грехов и всевозможных порочных поступков. Поэтому никогда не ругай атеиста, он сам себе палач.

Давайте, братья и сестры, не бояться, что мы когда-то сделали ошибку в жизни, согрешили, упали, может быть, даже оказались в грязи наших будней. Давайте учиться подниматься, ведь Бог есть любовь, и Он как любящий Отец ждет нас, чтобы мы раскаялись, и исправили свою жизнь, и стали по-настоящему счастливыми. И потому помните, что атеисты потому и существуют, что Бог есть: если бы не было Кого отрицать, они бы Его и не отрицали. А раз есть Бог, то есть целая армия тех, которые Его отрицают. Но гораздо большая армия – тех, кто Его любят, в Него верят и Его почитают. Вступайте в эту армию воинов Христовых. И храни вас Господь.

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс