Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Нужно ли через силу совершать добро? Вот скажите: мы через силу колем дрова? Через силу. Мы через силу начинаем уборку в доме. Вроде бы ничего не видно, были тучки на небе – и вдруг солнышко осветило: сколько пыли, сколько грязи… Прошла всего неделя! Конечно, через силу женщина (а уж мужчина тем паче) берет тряпку. Женщина говорит: «Помоги мне, пожалуйста», – и начинают уборку. А уж ремонт затеять в доме, когда все уложено на свои места, – через огромную силу.
Через силу мы встаем на работу каждое утро и через силу встаем на молитву. А есть еще и дьявол, который всячески насылает лень и отговорки всевозможные: «У меня была тяжелая неделя, я в воскресенье посплю – ну подумаешь…». А опуская эти 2 часа молитвы в храме, где совершается Божественная Евхаристия, которая проникает всю вселенную и проникает – особенно в Божьем храме – в каждого человека, мы потеряем во много раз больше в течение последующих недель. Вот этого мы порой не понимаем, себя оправдываем – в том числе и через силу молимся.
Поэтому, конечно, через силу, может быть, надо начинать делать добро. Но, знаете, есть много примеров – например, учение: пока ты не втянулся в учебу, не почувствовал к ней вкус, ты не будешь нормально учиться; пока ты не знаешь правил учебы – не знаешь, допустим, что значит написать реферат. Это же нужно планчик твоего реферата составить, затем сесть в библиотеке и прочитать очень много литературы, а потом цитаты взять оттуда, их описать, прокомментировать – вот у тебя появляется уже и реферат, и умение учиться: работать с источниками, с литературой и так далее.
Так же нужно почувствовать определенный вкус к добру. Сделал раз, два (до этого, может быть, не делал) – и вдруг что-то почувствуешь. Тебя люди будут благодарить, и ты почувствуешь: «Господи! Да я вот только все в копилку складывал, собирал, собирал, наоборот, люди говорили: он там богатеет, все под себя гребет (такое, может быть, не очень хорошее слово, но часто в нашей жизни употребляемое) – и даже никому доброго слова никакого не сказал. А вдруг меня благодарят!»; и такая радость на душе от слов благодарности нищего, убогого, сироты, старушки какой-то, которым нужны порой даже не деньги, а доброе слово – очень много сегодня стариков страдают от одиночества, к сожалению, имея немного детей, да, может быть, иногда детей беспутных или просто которые уехали и далеко живут. Одиночество для стариков – это очень тяжело; правда, свобода – более важная вещь, без свободы для стариков еще хуже, но когда они уже совсем немощны, уже не могут к кому-то пойти, кого-то пригласить, тогда одиночество очень тяжко.
Так вот, доброе дело, сделанное пожилому человеку, сказанные добрые слова, его благодарные глаза вызывают такую радость на душе, и тогда уже появляется вкус – как к учебе, к работе, к чему-то еще: человек хочет делать больше и больше. Еще момент: себя нужно и настраивать должным образом, ведь мы же должны помнить слова Христа и слова апостола, которые говорят, что вера без дел мертва. И Христос учил творить милостыню обязательно – это во всех, кстати, религиях есть, а в христианстве заповедь любви на первом месте: любовь – это добрые дела.
Как можно просто издалека любить всех? «Я всех люблю», – это фантазия. Да, если со словами «я всех люблю» – и глубокая молитва (скажем, по кафизме в день за близких, за горожан, за весь мир даже), вот это уже что-то: это уже слова и дела. А если еще конкретно сделать что-то – подать копеечку, огород вскопать или продукты принести старичку, – это уже и внешние добрые дела, которыми жила и живет Церковь и которыми живут очень и очень многие люди, христиане.
Сегодня приходится выслушивать много слов, что «Церковь богатеет, не думает о людях – наоборот, собирает деньги». Конечно, большинство тех, кто так говорит, – люди, которые, как правило, просто ненавидят Церковь: не просто не любят, а ненавидят – и совершенно при этом не знают о жизни Церкви и в истории, и сейчас, в XXI веке.
Невозможно даже перечислить все, что делает Церковь помимо молитвы. Хотя молитва – это первое, наиважнейшее дело Церкви. А помимо молитвы много конкретных в социальном плане добрых дел, но это – работа колоссальная. Даже, например, когда Церковь остановит человека, могущего совершить самоубийство, – кто может сделать больше? Не просто накормить, а вернуть жизнь этому человеку. Церковь возвращает людей от алкоголизма, воссоединяет семьи, учит детей в воскресных или в государственных школах, вузах. В прошлом году, например, наши лекторы-священники прочитали в школах и вузах более 300 лекций на самые разные темы, в том числе на темы жизни, самоубийства, но помимо этого при каждом храме (я просто знаю об этом точно) если даже нет специализированной столовой для нищих, бездомных, то просто подаются или продукты, или копеечка бесконечным потоком людям, которые идут в Церковь.
Но ведь блогеры этого не видят и не знают: они только видят внешнее – золоченые купола, золоченый иконостас. Но ведь золоченые купола и иконостас – это тоже любовь верующих к Богу. Кто, как не люди, это создали своей копеечкой? Посмотрите, на иконочку все больше и больше вешается золотых серег, колец и так далее – ни священник, ни кто-то другой не дерзнет взять с чтимой иконы это золото и серебро, и потом, может быть, из этого со временем будет изготовлена золоченая или серебряная риза для этой иконы, прекрасный киот, и так далее. Вот этого они тоже не видят, не понимают.
Сколько сегодня православных гимназий, детских садов при храмах, учредителями которых является Церковь! А это огромная забота – с 1-го по 11-й класс финансировать. Да, часть средств дает государство – только на зарплату преподавателям. Все остальное Церковь делает – и ЖКХ, и крышу, и питание детям. Вот представьте: взять на себя ответственность за сотни детей, с 1-го по 11-й класс, и обучать их в школе по государственной программе, в том числе по программе «Закона Божия», которая существует в Церкви. При гимназии, как правило, есть храм, есть духовник – священник. Это колоссальный труд и колоссальная ответственность. И как будто этого не замечают.
А сколько сегодня приютов для детей-сирот, в особенности при монастырях! По новому закону можно оформить таких детей только на себя лично, как на физическое лицо, – сделать их приемными. У нас матушка Варвара в Георгиевском монастыре под Ессентуками оформила на себя довольно много деток и воспитывает их, они имеют прекрасное воспитание и образование. Но кто-то об этом говорит? Никто из этих блогеров не говорит. Да и мы об этом не слишком кричим.
А центры и приюты для наркозависимых? Вот приезжает человек после современных синтетических наркотиков; это уже получеловек по своей психике, по физическим своим возможностям, и этого получеловека нужно сделать чуть-чуть лучше, а самое главное – чтобы он отказался от наркотиков. Это огромный труд!
Я не могу всего перечислить, только хочу сказать, что Церковь делала и будет делать добро – и в Церкви огромное количество верующих людей, христиан, тоже будут совершать добро. И, конечно же, следуя словам Христа, Который говорил с Креста: «Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят», – Церковь будет любить и врагов своих.
Записал:
Игорь Лунёв
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.