Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (983) → Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон: Каким быть образованию и воспитанию детей?

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон: Каким быть образованию и воспитанию детей?

№38 (983) / 2 октября ‘18

Архипастырь

Владыка, в школах прошли торжественные линейки, за парты в Новосибирске в этом году сели 178 000 учеников. Строятся новые школы – в ближайшее время планируют построить 13 школ, классы и кабинеты оборудуются современным оборудованием, открываются специализированные классы. Чего, на Ваш взгляд, недостает в современной системе образования?

– Я не специалист в образовании, но у нас есть специальный отдел просвещения, который много лет занимается проблемами и общеобразовательных, и церковных школ, так как они входят в систему образования Новосибирска и Новосибирской области. Мы все время трудимся над тем, чтобы в школах Новосибирска и области была не только образовательная деятельность, но и воспитательная. К сожалению, прошлые годы на воспитание не особо обращали внимания, и мы знаем, что многие беды нашего общества начинаются в школах. Преподаватели (да и работники образования) всегда очень болезненно реагируют на мои слова, когда я говорю, что многие дети получают неправильное воспитание именно в школе. Они говорят: «Нет, у нас все хорошо, все соответствует программам, инструкциям, которые получаем от Министерства образования Российской Федерации».

Но дело-то в том, как применить эти инструкции и как к этому делу относится сам преподаватель. И беда в том, что многие преподаватели сами не знакомы с историей России и обычно говорят об истории России с 1917 года. Но это же не так – у нас тысячелетняя история, и преподаватель должен знать всю тысячелетнюю историю нашей страны. Иначе получается, что сам преподаватель не может быть патриотом нашей страны, он не может преподать правильно историю России ученикам – не урезанную, не купированную, – раз он сам для себя это не усвоил. И воспитание происходит не на почве духовной культуры России, не на почве традиционных наших нравственных ценностей. И хотя сейчас об этом много говорят, но даже само понятие духовности и нравственности для наших преподавателей абсолютно недоступно.

Я видел планы Министерства образования, Министерства культуры, где есть такая строчка «Духовно-нравственное воспитание», но под этим стоят «праздник красок», «игра в городки». Они считают, что это традиционное воспитание, которое в школе должно быть. А говорить о нравственном законе им просто недоступно. Хорошо, если они знают «Моральный кодекс строителя коммунизма», а церковный нравственный закон им вообще недоступен. Хотя президент всегда говорит, чтобы мы именно изучали те традиции, которые сохраняют наши традиционные религии России, и на основании знаний духовной культуры традиционных религий России и надлежит воспитывать новое поколение.

Но школа выбирает светский предмет – «Светская этика». Хотя нигде на Западе такого предмета нет, ибо этика не может быть светской – это нравственное воспитание в протестантской Церкви, и она может быть только религиозной. Но вот для нас придумали «светскую этику». Некоторые из преподавателей и родители думают, что это этикет, и выбирают этот предмет, который никакой роли в формировании личности, души человека не играет.

А что изучают на уроках по «Основам православной культуры»?

– «Основы православной культуры» – это не значит изучение православной религии. В «Основах православной культуры» – знакомство с духовной культурой России. Мы над этим работаем много лет, и наша гимназия Сергия Радонежского издала полный комплект пособий и для дошкольного образования, и для школы с 1-го по 11-й классы. Все эти учебные пособия есть, они учителями, которые преподают этот предмет, востребованы, но мы никак не можем их ввести в список учебников, разрешенных Министерством образования (теперь просвещения) для употребления в школах.

А там начинается с самого простого: детей знакомят с Православием. Учебники для старших классов говорят о православной архитектуре, о православной музыке, о русском родном слове, о православной семье – об основах всех этих существенных для жизни молодого человека моментов как раз говорится в «Православной культуре России».

Наверное, то, что не дает школа, должно восполняться в семье? Что главное должны дать родители своим детям, чему научить?

– К сожалению, мало кто из родителей интересуется православными традициями. Недавно в приходе Святого Князя Владимира делали опрос, и выяснилось, что где-то 50% наших прихожан что-то понимают в православной догматике, в таинствах, но очень большой процент людей путают все с другими (особенно с восточными) религиями, то есть наставить своих детей именно в Православии может только каждый 2-й православный человек. Чтобы дети могли изучать православную культуру, мы открываем воскресные школы. Сейчас пытаемся войти в дошкольное образование – в детские сады, в различные кружки, где есть дошкольное образование, чтобы дети могли что-то усвоить из православной культуры России.

И, как всегда, надо начинать с преподавателей. Мне хотелось бы, чтобы сами преподаватели заинтересовались этим. Летом мы делаем образовательные смены для преподавателей воскресных школ, гимназий и преподавателей «Основ православной культуры» – и, знаете, хотя в городе 200 с лишним школ, но обычно мы собираем человек 60 из города и области.

Если сами преподаватели не будут этим интересоваться, они ничему не научат и учащихся.

Старец Паисий Святогорец говорил, что пока дети еще маленькие, родители должны помочь им понять, что такое добро, – это и есть глубочайший смысл жизни. Воскресные школы могут помочь родителям в воспитании детей и задать им верный курс?

– Да, конечно. Но обычно дети оканчивают воскресную школу, и мы их редко потом видим в храмах, ведь воскресной школы мало – надо, чтобы Православие было в семье. Когда дети вместе с родителями поддерживают огонек веры в семье, тогда все будет нормально, а так – дети окончили воскресную школу, дальше у них старшие классы, институт или какое-то другое учебное заведение, где даже не принято говорить о религии, вере, духовной культуре, у детей все это очень быстро выветривается, и они становятся обычными гражданами нашей страны, которые живут по законам этого общества, а не по законам Божьим.

Хорошо, когда воцерковляется вся семья, и, я думаю, сами родители должны понимать, что православная культура – это основа и патриотизма, и фундамент всей будущей жизни ребенка. Большинство наших детей в школах выбирают «Светскую этику». В самом этом учебнике на первых страницах написано, что добро и зло определяет сам человек. То есть полностью размывается понятие о нравственности, и такой человек просто беспомощен в этой жизни. Он видит, что вокруг все воруют и живут хорошо, а кто не ворует – живет бедно, и выбирает, что добро – это воровать государственные деньги, обирать свой же народ и на несчастье других строить свое благополучие, что, конечно же, является духовным уродством. Но человек избирает это для себя, ведь его так наставили, его научили переступать через свою совесть. Когда у человека несогласованы внешние и внутренние чувства, то он идет на любые преступления.

Очень много соблазнов, последствия которых безрадостны, встречается на пути у детей. Как уберечь детей, на Ваш взгляд? И как можно противостоять порокам?

– Надо понимать, что ребенок – это личность. Родители пытаются ребенка оградить от всех бед будущей жизни, но, как правило, все пороки и недостатки в ребенке воспитывают сами родители. Они воспитывают тщеславие, говорят: «Хорошо учись и будешь начальником», или: «Будешь хорошо учиться – у тебя будет хорошая зарплата» – говорится не о красоте личности человека, а о том, как в этой жизни устроиться. И ребенок, видя, как сами родители проводят жизнь в увеселениях, в ничегонеделании, все это очень быстро усваивает: в семье ребенка не воспитывают – он воспитывается, то есть впитывает атмосферу семьи и становится точно таким же, как его родители.

А иногда родители видят, что ребенок становится на правильный путь, и даже пугаются этого, говорят: «Как это ты будешь добрым и всем помогать?» – я знаю, мне родители задавали такие вопросы: «Вот мы научим ребенка всех любить, всем делать добро, а вдруг какой-то негодяй попадется ему на пути, а ребенок будет делать добро этому негодяю?». Что сказать родителям? Они заранее закладывают, что все люди плохие, и не чтобы сеять добро человек будет жить в этом мире, а чтобы замыкаться в скорлупе эгоизма от других людей. Конечно, с такими взглядами на жизнь очень трудно воспитать настоящего человека.

Мы знаем преподобного Сергия Радонежского, святой жизни человека, почитаемого многими столетиями всеми православными людьми, – чтобы такой человек родился, надо 7 поколений святых людей, а мы хотим, чтобы у людей, которые вышли из атеистического государства, никогда не исповедовались, не причащались, были благополучные дети. Это большой труд, и без Церкви воспитать ответственного, совестливого гражданина, патриота невозможно.

Почему важно с детства воспитывать детей патриотами?

– Патриот – это ответственный человек. Недавно мы собирались с представителями 15 спортивных федераций, так посмотрите – у них ни у кого нет наколок, они не носят странные сережки в ушах. Эти ребята действительно ответственные. Здоровый образ жизни ставит и мозги человека в правильном направлении, и человек уже понимает, что всякие такие издевательства над своим телом кроме скоропреходящей моды ничего из себя не представляют. Человек должен избирать правильный путь жизни, и им этот правильный путь действительно открывается. Они стараются не только сами идти по здоровому, правильному пути жизни, но и привлекают молодежь, им объясняют, да те интуитивно и сами понимают, что есть какая-то мишура в жизни, которую не обязательно применять на себе, а есть правильный серьезный путь.

Так и в патриотизме: если у нас нет правильного понятия жизнеопределяющих слов, которые утверждают человека в том или ином мировоззрении, и мы для себя не усвоили, что значит любить свою страну, любить свой народ, если у нас нет понятия о жертвенном подвиге, то трудно быть человеку патриотом: «Почему я должен погибнуть? За кого я должен погибнуть? Почему все остальные должны жить, а я должен погибать?». Здесь вопросов много, и исполниться жертвенной патриотической любви очень сложно. Поэтому сейчас меньше говорят об армии, что ребята из срочной службы переходят в контрактники, – чтобы люди за деньги отдавали свою жизнь, служили за деньги. Но мы знаем, во что превращаются такие армии, где служат за деньги, – это жестокие черствые люди, туда люди идут не из патриотических чувств, а ради зарабатывания денег, это, можно сказать, очень похоже на бандитизм.

Какие патриотические проекты поддерживает Новосибирская епархия?

– Недавно мы заключили соглашение с Центром патриотического воспитания, который возглавляет Алла Александровна Данилевская, и будем сотрудничать. Патриархия прислала нам такое пожелание, чтобы мы со своей стороны создавали центры патриотического и духовно-нравственного воспитания, и такой центр скоро будет создан и будет заниматься патриотическим воспитанием в молодежной среде – у нас уже многое делается, но не было координирующего центра; сейчас же можно получать и гранты, субсидии, чтобы проводить молодежную работу. Работа может вестись среди молодежи по многим направлениям, но самое главное – чтобы был стержень патриотического чувства, и я думаю, что такое чувство будет фундаментальным в построении мировоззрения нашей молодежи.

25 лет назад в Новосибирске при непосредственном Вашем участии был возрожден Сибирский кадетский корпус. Чем отличается обучение в этом учебном заведении?

– Там, где сейчас находится Сибирский кадетский корпус, был детский дом, и сначала мы начали сотрудничать с директором детского дома (Алла Николаевна Гудовская его возглавляла), начали преподавать там «Основы православной культуры». Потом администрация области, министр образования нашей области решили учредить первый в России Сибирский кадетский корпус. Самое главное – это, конечно, настрой преподавателей. Они – православные люди, которые понимают ценность воспитания детей в православной культуре. Мы находили общий язык. Сначала они брали мальчишек, потом стали брать и девушек, которых они называют сударынями. В основу всего образования, воспитания там положена православная культура России. Там есть часовня во имя Георгия Победоносца, рядом строится храм. Я думаю, что будущее России – в том, чтобы было как можно больше таких кадетских корпусов. Оттуда выходят ребята, которые действительно и патриоты своей страны, и люди высокой духовной культуры.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Пусть Господь хранит землю нашу, страну нашу и воинство наше

9 сентября 2018 г., в день воспоминания чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах), Президент Российской Федерации В.В. Путин, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, министр обороны Российской Федерации С.К. Шойгу посетили Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот» (Московская область, Одинцовский район), где состоялась церемония закладки главного храма Вооруженных Сил РФ в честь Воскресения Христова.

 
Архипастырь

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Молитва – общение с Творцом

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс