Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В конце прошлой недели Екатеринбург следом за Краснодаром встречал мощи святителя Спиридона Тримифунтского, привезенные из Греции. В Краснодаре, по сообщениям СМИ, деснице святого Спиридона поклонились 85 000 человек. В Екатеринбурге более 60 000 человек. Храм-на-Крови всегда является местом массового паломничества. О чем лично Вы помолились святому Спиридону?
– Поблагодарил за то, что есть, и за то, что Господь дает возможность прикасаться к таким святыням. Не всегда есть необходимость остро что-то просить у Бога, но всегда есть за что поблагодарить. Даже помимо всякой просьбы некоторые личные вещи начали решаться именно в приезд святителя Спиридона: люди, от которых зависело решение некоторых вопросов, сами искали меня, и это для меня было тоже утешением, откровением, и слава Богу. Многие, насколько я знаю, получили большую помощь от угодника.
Это большое событие, святитель Спиридон – уникальный человек, поэтому я думаю, каждый получил от него какое-то утешение в эти дни.
Насколько Вам близок этот святой, и что и Вас больше всего удивляет из его жития?
– Это очень интересный человек. Один мальчик, который начал учиться в новой школе, рассказывал, что один из его одноклассников в числе пи более трех тысяч цифр после 3, 14 знает наизусть. Зачем он это делает? В качестве тренировки и из интереса, и сразу хочется с этим человеком познакомиться, посмотреть на него. Или Федор Конюхов, сейчас уже священник, всегда хочется с ним поговорить: узнать, что за человек такой, что им движет. Для нас очень важно, чтобы мы были окружены интересными людьми, может быть, такими, какими мы хотели бы стать сами. Например, такими, как святитель Спиридон, которому не хватало быть как все, жить обывателем, грешить так же, как все.
Святитель Спиридон захотел большего – реализовать все таланты, что ему дал Бог, ничего не зарыть в землю. Поэтому эта разносторонняя личность сыграла огромную роль в жизни Кипра, там он епископствовал. Хотя сперва это был простой человек, потом он стал епископом, но оставаясь простым и продолжая пасти овец. Простота его была еще и в другом смысле: в смысле цельности, целомудренности, неразрозненности ума, сердца, души и тела – все было направлено для блага, для Бога, для служения ближним. Поэтому Господь возвел его на такие высоты: он общался с императором, помогал своей молитвой, то есть был вызван из глубин империи, чтобы помочь.
Мне очень понравилась история из жития святителя про купца, который все время брал у него деньги и, когда получал прибыль, возвращал. Потом он как-то не вернул и, будучи под тяжестью этого греха, от него отступила благодать Божия, он разорился. Нужно опять идти за помощью к святителю Спиридону. Он пришел, но раз он ничего не положил, там ничего и не было. Как мне кажется, это большой урок для нас – мы много берем от Бога, от жизни, от наших ближних, но мы не должны забывать, что нужно и положить. Не всегда же мы бываем несчастными, не всегда бываем нуждающимися, и у нас уже иногда формируется комплекс неудачников, просителей, мы всегда всем недовольны, недовольны реформами, зарплатами, здоровьем, близкими и друзьями. А святитель Спиридон всем был доволен и нам показывает, что бывают тяжелые моменты в нашей жизни, но всегда Господь приходит на помощь. Когда ты снова развернулся, когда идешь ровным шагом, вспомни, что сегодня настал тот момент, когда ты должен положить в этот ящичек, то есть помочь другому человеку. Вот это очень легло мне на сердце.
Какие-то люди идут, чтобы о чем-то попросить, а кто-то – поблагодарить. Когда человек идет к святыне, надеясь на чудо, это отношение к святыне как чему-то чудодейственному – правильное ли?
– Да, есть и такое отношение, когда человек как бы магически воспринимает святыню: чтобы то, что он задумал, исполнилось. Но важно, что именно ты задумал.
Мы часто просим у Бога не того, что нам полезно. Например, наши священники видели, что кто-то прикладывал к святыне какой-то договор. Мы не можем всех вразумить, остановить, видели, как кто-то прикладывал прямо сам договор – сложенные листы формата А4. Хотя, как знать, может быть, святитель Спиридон благословил бы и договор. Если это на пользу, слава Богу, но важно понять, что ты задумал, что ты просишь. Часто человек не хочет над этим задумываться, если он чего-то хочет, то уже будет добиваться любой ценой, – пойдет к святителю Спиридону или какой-нибудь гадалке, то это уже тяжелая ситуация. Потому что Бог не хотел бы, чтобы мы получали какой-то молниеносный и внешне привлекательный эффект, как у фокусника в цирке. Но Бог хотел бы, чтобы менялось наше сознание, чтобы наши мысли стали другими – что, по святым отцам, и есть покаяние – чтобы мы не хотели злого, а хотели доброго. Поэтому не все нам подается. Конечно, когда человек уже унывает, то, как родитель ребенку лишний раз даст конфетку, чтобы его утешить, так же и Бог часто показывает, что Он рядом и дает нам многое из того, что нам даже и не нужно.
Советская парадигма родила такую фразу, как «Хочу быть космонавтом», и это не всегда плохо, это значит, что я хочу преодолеть еще многое и многое и где-то пригодиться, особенно в тяжелом вместе, пригодиться многим людям. И эта, если хотите, даже романтика, которая должна присутствовать нашей жизни. Потому что дача, квартира, машина – это невероятно скучно и просто ужасно, если является задачей жизни для 18-летнего мальчика. Тогда остается только рыдать крокодильими слезами. А вот открыть новый остров в океане, совершить нечто такое, чтобы твоя жизнь была полезной. Мне кажется, святые показывают как раз именно это – то, что человек должен не бояться, должен идти к Богу, получить благословение и что-то совершить на этой земле, каждый в меру своих сил.
Например, наш знаменитый Ермак, который взял завоевал для России Сибирь. Люди просто великого духа, вдохновленные Христовой верой, не боявшиеся никаких трудностей. Святой угодник святитель Спиридон, мне кажется, должен подтолкнуть нас к этому. Дай Бог.
Успешность как критерий современного человека... Страшно видеть 18-летнего юношу, который ставит своими жизненными целями квартиру, дачу и т.д. Как Вы считаете, как научиться правильно выставлять цели? Как определять для себя критерии успешности и успеха?
– Мне кажется, этому могут помочь книги, исторические образы великих людей. Если говорить о празднике Успения, то не всегда правильным результатом является что-то громкое, Божия Матерь как раз показывает вторую сторону – это интенсивность, которая может быть еще и внутренней, и только внутренней, потому что из Евангелия почти не слышно о Божией Матери, упоминается о Ней только несколько раз. В Кане Галилейской, показывая, что Ей не безразлична судьба многих и многих людей и конкретно этих молодоженов, оказавшихся в неприятной ситуации, Она вступает с ходатайством к собственному Сыну. И вся дальнейшая Ее жизнь – это жизнь высочайшей духовной интенсивности. Это интенсивность внутренняя – преодоление многих скорбей, служение Своему Сыну и Отцу нашему Небесному, и потом самое главное испытание, которое Ей предрек Симеон Богоприимец, – «орудие пройдет Тебе душу». То есть Она понесет такие страдания, которые тяжело понести в этой жизни человеку, и Божия Матерь все это претерпевала.
Думаю, что молитва к Богу и Евангелие каждому человеку дает свой путь. Когда человек только формируется, ему нужно видеть перед собой добрые примеры близких людей или исторических персонажей, с которыми он может познакомиться из книг. И, конечно, священная книга Евангелия всегда дает правильный ориентир в жизни и является тем камертоном, что настраивает человека на правильные поступки, на правильное понимание того, что и как он должен делать в этой жизни. Но проблема заключается в том, что каждое конкретное решение в этой жизни человек принимает сам и только сам и полностью несет ответственность за него. Готовых схем не существует. Если сказать себе: я буду жить, как Михаил Васильевич Ломоносов... Ты никогда не будешь так жить. Может быть, ты будешь дальше больше, чем он, но сможешь пройти только своим путем.
Поэтому примеры других людей нужны нам как источники вдохновения. Кто-то, почитав житие святителя Спиридона, может быть, захотел уйти в монастырь. Про себя могу сказать, что, когда я читал житие Серафима Саровского, я точно хотел уйти в монастырь. Думаю, что в этом я не одинок, таких людей, может быть, сотни тысяч. Другое дело, что каждый пошел в жизни своим путем, но источником вдохновения для этого, безусловно, может являться жизнь святого угодника, такого, как святитель Спиридон.
Каким должно быть правильное отношение к святыням? Как не превозносить святыни и святых, не забывая о Боге, предстательства пред Которым мы у них просим. Потому некоторые люди стоят в очередь к святыне как к чему-то магическому. Другие идут именно к этому конкретному святому, как-то не памятуя о том, что святые – это лишь Божии помощники.
– Безусловно, это так. Святые приносят нашу молитву Богу, они как бы берут нас за руку и приводят туда, куда мы стесняемся подойти по разным причинам. У нас не всегда есть дерзновение, потому что, к сожалению, наша жизнь отличается от евангельской, и мы не можем дерзновенно обратиться к Отцу Небесному, как может и должен обратиться сын к своему отцу. Через греховную удаленность у нас возникает эта проблема, в том числе, психологический эффект некоего страха, смущения. И святые угодники делают это вместе с нами, они говорят: не бойся, пойдем, Он нам поможет. Они не являются источниками благодати, но они являются носителями благодати через то, что они подчинили свой ум, свое сердце, они усыновлены Богом. Святитель Спиридон подчинил Богу даже свое тело, поэтому оно напитано благодатью Божией, и через прикосновение к его мощам мы получаем благодать. Важно помнить и знать, что началом всем добрым свершениям и благословениям является Отец наш Небесный.
Думаю, что каждый человек, вставший на путь богопознания, богопочитания, проходит эволюцию, его сознание меняется, и чем больше и чем усерднее он в Церкви, тем быстрее до него дойдет правда и истина. И он будет воздавать должное поклонение Отцу Небесному и понимать, какова роль святых в нашей жизни.
Для кого-то прикосновение к святыне, молитва перед ней – способ увериться. В том числе часто бывает, и мы об этом немного уже говорили, что мы стесняемся сами обращаться к Богу, боимся, что молитва не будет услышана, что, если так можно выразиться, у Него достаточно хлопот и без нас. Как укрепить веру и понять, что по вере нашей будет нам?
– Мне кажется, ответом здесь может быть евангельский образ отца, который привел больного сына, с одной стороны, понимая, что уже больше некуда пойти, а, с другой, в нем были разные сомнения, потому что многие пытались помочь, даже апостолы, но у них не получилось. Человек шел с несколько надломленной верой и так и говорил Христу: «Господи, я верую, но помоги моему неверию», то есть признавался в том, что его вера некрепкая. И Господь очень милостиво отнесся к нему и дал исцеление. Мне кажется, надо обращаться к Богу, молиться, чтобы Он укрепил веру, понимая, что вера не возникает сама по себе из недр души, что это есть дар Божий. Господь дает его нам, помогает возгревать, а мы его можем и должны возгревать через наши труды, молитвы. Имея веру, мы можем ее терять, а можем приобретать, это зависит от нас с вами.
Когда мы просим чуда просто ради фокуса, то должны помнить слова Христа к фарисеям и книжникам: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамений». Но Он говорит, что знамение не дается им, кроме знамения Ионы-пророка. Нам тоже должно быть известно, что не каждая наша просьба и искание чуда должно и может быть удовлетворено. Часто Господь помогает людям, которые бывают совсем нецерковными и маловерующими, но через них совершаются многие чудеса. Или, например, через детей: девочка нашла Казанскую икону. Как так получилось? Не епископ, не монах, не прихожанин со стажем, а маленькая девочка, которой было явление в городе Казани в XVI веке, и она обрела великую святыню нашей земли. Или Порт-Артурская икона, память которой мы праздновали 29 августа: простой матрос в Киеве получил извещение от Матери Божией, и стали писать икону. Такие чудеса совершает иногда Господь, превращая в проповедников обычных рыбаков или, например, обычного пастуха будущего святителя Спиридона. Кстати, он был женат, у него были дети (супруга потом скончалась). Это был обычный благочестивый христианин, и Господь сделал его таким вселенским чудотворцем. Очень важно, какое устроение у человека. Если он подготовит себя к принятию Божественной благодати, будет заниматься очищением своей души и сердца, тогда Бог наполнит сосуд его души, и будет спасение и ему, и помощь через него другим людям.
Вопрос телезрителя Владимира из Чувашии: «Батюшка сказал, что христиане должны принимать все правительственные реформы, законы со смирением. А не может ли получиться так, как на Украине, из-за того, что люди не пошли против власти, и сейчас у них начинаются гей-парады, раскол Православия? Может быть, они терпели, равнодушно смотрели? Ведь каждый православный человек должен болеть за свою Родину и молиться за нее? Поясните, пожалуйста, может быть, я что-то не понимаю».
– Конечно, вы правы, христианин должен и молиться, и действовать. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» даже есть пункт, что православные христиане в случае принятия определенных государственных законов и решений имеют право не подчиниться и не повиноваться им. Совершенно верно.
Наверное, наш слушатель задает такой вопрос из-за того, что я упомянул пенсионную реформу. В этом отношении мы должны посмотреть, есть ли наша вина в том, что случилось, и то, что сейчас происходит, безусловное зло. Мы как-то приложили к этому руку, являемся виновниками этой ситуации? Я могу сказать, что безусловно являемся, потому что родитель, который имеет одного ребенка и хочет в старости получать достойную пенсию, – это утопист, человек, который не понимает, как реально строится общественная и народная жизнь. Житель Российской империи в среднем имел в семье восемь детей. Михаил Александрович Калашников, который изобретал то, что до сих пор помогает нам защищать нашу Родину, был семнадцатым ребенком в семье. Наверное, его родители могли претендовать на хорошую пенсию, потому что они для этого сделали все: семнадцать их детей стали производителями определенного продукта, теми, кто увеличил богатство нашего Отечества, в том числе кормил тех, кто потом стал престарелым. Поэтому, глядя на те процессы, которые идут, мы должны понимать, что причиной их часто является то, что мы не всегда правильно ведем себя – закладываем мину замедленного действия через малодетность, через нравственные пороки и не получаем то молодое поколение, которое должно было бы нас обеспечить через 30–40 лет.
Что касается неравнодушия, с этим я абсолютно согласен. В качестве примера была приведена Украина, которая страдает в том числе оттого, что где-то народом не было сказано твердое и решительное слово.
Если говорить о малодетности и многодетности, в наше время есть определенный призыв и тренд, что православная семья – это семья многодетная. Но при этом многодетная семья – это определенное призвание и труд, который не каждому по силам. Как с этим быть? Многодетность должна быть неким общим социальным ориентиром или это явление, которое может быть какой-то семье присуще, а какой-то нет?
– Конечно, какой-то она не будет присуща, потому что бывает так, что Господь не дает детей. И такая семья тоже может быть счастливой, потому что у Бога все премудро. Бывает, что в семье один ребенок, бывает, что два, вопрос в том, есть ли искусственное ограничение этого процесса. В Израиле, например, детский бум, там все многодетные, это современно, желанно. Они хотят, чтобы народ увеличивался, хотят каждый сантиметр своей земли превратить в земной маленький рай: под каждое деревцо подведена маленькая трубочка, из которой капает водичка. Вода привозится на танкерах, чтобы под каждое деревце капала по трубочке вода, чтобы вся пустыня превратилась в цветущий сад. Что это? Это желание народа жить, желание обустраивать свою страну. Пока у нашего народа не сильное желание жить, потому что главный показатель желания жить – это желание иметь детей. А уже следующий этап – это желание не мусорить, желание копать, сажать, растить, строить.
Конечно, наш народ был очень замучен в XX веке разными войнами, неприятностями, разными убийственными реформами. Сейчас, как мне кажется, людям надо дать немножко отдохнуть от магазинов, закрыть в воскресенье все гипермаркеты, как во Франции или Германии, где в этот день невозможно ничего купить. И тогда человек начинает отдыхать от этого сумасшедшего ритма, он начинает задумываться, открывать книгу, идти в храм. Есть определенные механизмы, в том числе и государственные, которые помогают снять огромную нагрузку, невроз, который просто насаждается нашему народу посредством того, что у нас все всегда работает. Мы бросились зарабатывать все деньги этого мира, мы забываем, что теряем свою жизнь, ее размеренность, праведность. Господь определил день покоя, это очень спасительно для нас.
Как не попасть в круговерть событий, мероприятий, всего постоянно движущегося, действующего, работающего? Как научиться брать небольшую паузу в сегодняшних реалиях, когда у нас нет дня остановки, и отдавать день Богу?
– Мне кажется, надо открыть книгу, почитать Соломона, потому что это нам кажется, что мы чего-то не успеем, что-то упустим, что происходит нечто уникальное, а он говорит, что все суета сует и томление духа. Вот приезжаешь в какой-нибудь греческий монастырь, и как бы ты не уговаривал, а с 12 часов дня у них закрывается прием паломников, и все. Мы в этом вопросе тоже впереди планеты всей: у нас все всегда открыто с 7 до 11 вечера и в час ночи уже открыто, и в монастырях тоже. А там размеренный образ жизни, который они нашли, чтобы не потерять себя. Ночью они молятся, утром немного принимают паломников, а потом свободное время, и это незыблемо. Потому что, как говорит Евангелие, что толку в том, если соль потеряет силу? Она будет не нужна, ее надо будет выкинуть. Это вековая мудрость – ничего не может сегодня произойти такого, что уже не происходило. Это сказал царь Соломон. И твоя задача – сохранить мирность духа и прожить этот день без спешки, без суеты, без поспешений. В молитвах мы просим избавить нас от лукавого, дьявольского поспешения.
Вы можете представить себе, чтобы какой-нибудь угодник Божий носился, как носимся мы по бестолковым, бесполезным делам. Основа всему – это правильно построенный день, в котором есть молитва, есть добрые дела, есть тишина. И пусть человеку дастся мудрость, чтобы каждый для себя определил эту меру, у каждого человека она своя.
Записала:
Ксения Сосновская
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.