Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Работы по изготовлению памятника святителю Николаю Чудотворцу идут в мастерской под руководством ведущего передачи Олега Молчанова – художника и скульптора. Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, считается покровителем моряков, купцов и детей.
Олег Молчанов: – Дорогие друзья, сегодня, может быть, необычное событие, – по крайней мере, для меня не очень типичное. В основном я занимаюсь живописью, литературой, и то, что сейчас происходит изготовление памятника святителю Николаю Чудотворцу, – мое новое поприще, которому предшествовало изготовление памятника царю Ивану Васильевичу Грозному для города Орла. Ровно на этой же площадке происходит лепка памятника святителю Николаю, чина Можайский.
Конечно, мы все любим, чтим святителя. На Руси даже бытовало понятие, что Троица – это Иисус Христос, Богородица и Николай Чудотворец: народ настолько любил святителя, что ассоциировал его с одной из ипостасей Бога. Сколько было икон, храмов в его честь, сколько детей было названо именем Николай в его честь! Пожалуй, нигде в мире этот святой не любим так, как в России. На это откликались многие художники – И.Е. Репин, М.В. Нестеров, на многих фресках храмов изображается святитель.
Существует огромное количество изображений, и они очень разные. Найти достоверный извод довольно сложно, но есть типологические черты. Что мы знаем о святителе? Он жил в Малой Азии, родился в Патаре во второй половине III в. С детства был расположен душой к Спасителю, поэтому и путь его стал путем монаха, святителя, проповедника. Мы знаем, что святитель был среди отцов I Вселенского Собора при Константине Великом, участвовал, в частности, в выработке Символа веры. Есть предание, что в борьбе с арианской ересью он сделал заушение еретику Арию… О святителе многое известно, известны его чудеса, и каждый может прочитать об этом.
На Руси святитель часто почитается как помощник путешествующих. Россия – огромная страна, поэтому от края до края были водные пути, сухопутные. И когда купцы отправлялись куда-либо, они молились святителю, часто давали обет поставить по возвращении либо храм, либо памятный крест, либо заказать икону святителя; на Руси довольно много таких обетных Никольских храмов. В частности, мы знаем из жития святителя одно из его чудес, когда он воскресил моряка, который сорвался во время шторма с мачты, разбился на палубе, и святитель его воскресил. Он помогал путешествующим в трудных ситуациях (конечно, все это происходит по вере человека).
То, что мы связываем с перенесением мощей святителя в итальянский город Бари, греки не признают, они считают, что это была кража. Мощи святителя находились в Средней Азии, в Мирах Ликийских (почему он и называется святитель Мирликийский), и итальянские моряки, желая возвысить свой город Бари, решились на такую акцию, как завладение мощами святителя. Приплыв в Миры Ликийские, они связали охранявших мощи греческих монахов, раскололи раку и, стоя по щиколотку в мире (том благовонии, которое выделяли святые мощи), вылавливали мощи. Примерно 70% мощей было вывезено в Бари, где для них построили огромный храм.
Сегодня каждый может спуститься в крипту (нижняя, сокрытая часть храма, базилики), где находятся мощи. Они находятся на определенной глубине, к ним очень сложно добраться. Чтобы совсем недавно привезти в Россию ребро святителя, были совершены очень сложные манипуляции для его извлечения. Мы знаем, сколько людей было на поклонении мощам святителя. Еще мы знаем, что наш последний Царь Николай Александрович Романов, Николай II, очень чтил своего Небесного покровителя, и на средства Царя были сделаны укрепления от наводнения в городе Бари, мозаичный пол в крипте, сохранившийся до сих пор, лампады. Мы наблюдаем почитание святителя как простыми людьми, нами, так называемыми мирянами, так и власть держащими – святитель равночинно почитался всеми.
В данном случае я беру чин «Никола Можайский». Что такое Никола Можайский? По преданию, примерно в XIV веке возникает этот образ в виде деревянной скульптуры, что не было характерным для Руси. В Можайске произошло такое чудо: наступающие враги были обескуражены видèнием святителя Николая на небесах, с грозным видом державшего в правой деснице меч, а в левой – образ города. Враги отступили, и в благодарность местные жители сделали это изображение.
Я как раз делаю чин «Никола Вешний». Это скульптурное изображение имеет в высоту 5,5 м, и еще постамент в виде волны бушующего моря высотой 1,5 м. Святитель стоит на гранитном камне как на тверди, незыблемости, как члены Символа веры, активным поборником которых он был, и вокруг – волны, бушующее море: это море наших страстей, наших грехов. И святитель, как кормчий, твердо ведет корабль веры ко спасению. В правой деснице у него будет меч, а в левой – храм.
Мы имеем понятие и об облачении святителя: это риза, скорее всего, а не саккос (епископское облачение, но с довольно короткими рукавами). Здесь же, скорее всего, рубашка, ибо она заправлена под поручи (тоже символический элемент, который символизирует узы, то есть веревку, которой были связаны руки Спасителя). Причем здесь изображены поручи на пуговицах, это старая традиция, сохранившаяся в старообрядческой Церкви. Ныне поручи либо шнуруются, либо на крючках или липучках – то есть это важное историческое уточнение. Очень символична и узнаваема фелонь (образ мешка, он олицетворяет ту багряницу, которая была одета на Спасителя в день Его страстных испытаний; она имеет отверстие для головы и одевается как мешок, сзади спускается фалдами в виде плаща): то, что мы видим натянутым между руками, – это фелонь. Кресты изображены в круге – это декоративные изображения.
В облачении есть еще омофор (лента, которая обвивает плечи святителя, одним концом спускается вперед, другим назад – он тоже символичен и, в частности, используется в иконографии Богородицы). И уже под омофором святителя мы видим епитрахиль, олицетворяющую собой благодать, которая дается святителю, священнику. Именно епитрахилью священник накрывает кающегося при отпущении грехов. Имеется и пояс, который символизирует крестное страдание Спасителя.
Создание любой скульптуры, особенно такого большого размера, – это сложный процесс, многоэтапный, это работа команды, у меня есть помощники, например, Василий Николаев. Сначала – изготовление модели и ее увеличение, она увеличивается особым способом – пунктами до нужного размера на металлический жесткий сварной каркас на поворотном круге. Потом происходит увеличение – накидывание общих объемов, затем детализация и пролепка. Здесь около 4-х т глины, это довольно много. Когда проведена детализация, изготовлены накладные элементы, которые изливаются из воска, идет снятие гипсовых форм, чтобы снять восковые формы, и дальше уже происходит литье бронзы. Это сложный, кропотливый труд, существуют особые бригады, много технических особенностей.
Голова крупная, в несколько раз больше натуральной величины, поэтому очень необычное для меня состояние – нужно соблюсти пропорции, выражение и облик святого, его иконографию; никаких точных изображений быть не может, существует реконструкция по черепу святителя, но это все отдаленное понимание. Есть иконография, по которой мы видим отличительные особенности святителя Николая: очень крупный лоб, лобные бугры, крупные скуловые дуги, венчик волос, который собирается своеобразными буклями на висках, окаймляющая борода. В иконографии часто встречаются довольно мелкие черты губ, усов, которые как бы спрятаны в бороде.
Сейчас дело идет к завершению – я занимаюсь деталировкой бороды. Борода – интересный декоративный элемент любой скульптуры, он имеет свою стилистику, определенные условности. В то же время деталировка не должна разбить общее впечатление такого своеобразного калачика бороды святителя Николая. Я изображаю ее так, чтобы было ощущение небольшого ветра. Иконографическая скульптура Николы Можайского довольно статична, но чтобы ощущалось внутреннее движение, пытливость взгляда, немного развевающиеся назад волосы. Облачения тоже подчеркивают складками это движение спереди назад. На ленте, которая называется омофор, изображаются кресты.
Сейчас идет отделка, шпателями с зубчиками создается определенная фактура, которая при тонировке скульптуры бронзой будет создавать ощущение поверхности ткани. А расположенные на ней декоративные элементы, символы могут иметь уже другую текстуру, и от этого будет иное впечатление; на облачение накладываются орнаменты.
Это облачение – фелонь, которая символизирует одеяние, одетое на Спасителя в день Его мучений – страстей Христовых. Символически это мешок – зам-кнутое отверстие для головы и плащом спускается назад. В иконографии фелонь часто имеет крестчатое («крещатое») изображение – в виде крестов, которые в иконографии бывают черные, белые, цветные. Часто используются кружки, внутри которых кресты. В данном случае я выбрал элемент – крест в круге...
Особенность головы скульптуры в том, что при смотрении с точки снизу (а высота памятника без постамента 5,5 м) происходит определенное искажение поверхности – перспективное сокращение. Поэтому для выразительности я усиливаю некоторые элементы. Допустим, глазные впадины и глазные яблоки вставляются в глазную яму. Мы видим сочленение глазницы и переносицы, где черепная часть соединяется с лицевой. То есть какие-то элементы заостряются, усиливаются: скульптура воспринимается, когда есть падающие тени сверху вниз, которые рисуют весь объем. Поэтому нарочито подчеркивается и нос, губы, впадины нависающих усов.
Есть определенные приемы, как можно сделать взгляд: глазное яблоко, радужка и отверстие в виде скобочки. Если сделать его больше, глаза, можно сказать, приобретают оттенок карих. Если меньше, значит, они выглядят более светлыми. Вот эта точка получается как некий блик в глазу. То есть существуют условные приемы, которые в живописи одни, в скульптуре немного другие, они позволяют выразить глаза. Есть и другая деталировка: более мелкие складки, могут быть такие венки на челе, своеобразные скуловые впадины, небольшие волосы от бороды, позволяющие показать своеобразие этого человека. Не просто ровная борода, но пластическое разнообразие: она охватывает скуловую впадину и переходит в усы, у нее такая сложная траектория. Особенность бороды святителя в том, что она раздваивается (собственно, как у Спасителя) и на ней небольшие завитки. Волосы у него были явно курчавые, и использование завитков как раз говорит о некой курчавости и в волосах, и в бороде – это узнаваемый иконографический типаж святителя.
Василий Николаев, скульптор: – Для меня это, в некотором смысле, судьбоносная работа – я Николаев, и, как недавно прочитал в интернете, это очень распространенная фамилия, так как на Руси одним из самых почитаемых святых был Николай Чудотворец.
Для каждого русского православного человека участие в таком проекте – большая удача. Считаю, мне очень повезло. Делаем мы скульптуру с Олегом Молчановым – хорошим русским живописцем, работающим в традиции русской школы живописи, что для меня немаловажный фактор.
Павел Павлов, мастер-декоратор: – В любом храме всегда горит свеча при иконе святителя Николая. По молитвам святого я в свое время попал на крестный ход в Вятку, где увидел все великолепие русского народа, почитающего святителя Николая. Затем святой Николай сопутствовал мне в моих путешествиях по Европе, и в итоге я милостью Божией и по молитвам Божией Матери попал на Афон, где провел несколько лет, трудясь на различных должностях.
У меня есть большое житие святителя, которое мне подарила игумения Фотиния монастыря Святой Параскевы на Корфу. В этом житии приводятся все известные чудеса Николая Чудотворца. Так что мы идем по жизни именно с этим святым. Для меня большая честь, что мой друг и художник Олег Молчанов пригласил меня немножко поработать во славу святителя Николая Чудотворца.
Желаю всем братьям и сестрам не только в трудные, но и в приятные моменты жизни обращаться к святителю Николаю, читать ему акафист, и помощь Божия незамедлительно придет по молитвам святого.
Олег Молчанов: – Мне было очень важно создать образ духа святителя, для чего пришлось посмотреть очень много икон, изображений, скульптурных образов и даже реконструкцию по черепу святителя, и найти для скульптуры состояние, когда внешне он спокоен, находясь в молитвенном состоянии и крепости духа, но какие-то элементы говорят о движении. Это слегка развевающиеся волосы, одежда, устремленная назад под воздействием ветра и, может быть, даже неких враждебных сил: состояние как бы статическое по чину скульптуры, но в то же время состояние внутреннего динамизма.
Что касается отношения к тому, может или не может быть изображение объемным, насколько это противоречит или не противоречит духу, то мне вспоминаются слова: «Дух дышит где хочет». Если Господь позволит, то всякое изображение да хвалит Господа. И оно будет способствовать укреплению нашей веры, нашего государства, отношения не только к святителю, но и вообще к нашей жизни. Как мы полагаем, она будет благословлена Спасителем и Его угодниками – такими, как преподобный Сергий, святитель Никола. Поэтому я здесь перед иконами возжигаю лампадку с ладаном – это мое молитвенное состояние, которое я пытаюсь в себе культивировать, поскольку с этим связано очень много личного.
Записала:
Ксения Сосновская
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.